{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как построить федеральную компанию и выйти на рынок США, не уезжая из Перми

Дмитрий Сергеев - CEO и Founder в Carrot quest, легко рушит стереотипы о том, что глобальный бизнес можно построить только из Москвы или Санкт-Петербурга. Вместе с еще двумя партнерами он создал компанию, предлагающую сервис по автоматизации маркетинга и коммуникаций с посетителями сайта, работая с клиентами в России, странах СНГ и США напрямую из Перми. В развитии компании Дима использует главный принцип – «сначала пули, потом ядра», т.е. тестирует гипотезу в коротком промежутке времени на небольших объемах. Он считает, что важно испытывать удовольствие от самого путешествия к цели, а не только в конкретной точке, которую ты достиг. Как только команда Carrot quest проходит очередной checkpoint – они ставят новую цель и идут к ней. Ближайший ориентир – 100 клиентов в США.

Анна Суворова - основатель проекта People management consulting помогает лидировать людям и компаниям и Дмитрий Сергеев - CEO и Founder Carrot quest

Дима, давай начнем с такого вопроса: когда бизнесом управляет несколько сооснователей, должны ли между ними быть четко разграничены роли? И какая у тебя роль в команде?

Нас изначально было четверо. Я отвечал за операционную деятельность, бизнес и маркетинг часть. Два человека делали разработку, один из которых управлял развитием продукта, и еще один партнер отвечал за дизайн. Но по факту все делали всё.
Сейчас, когда компания подросла, появилось большей ролей. Нужно делегировать. В итоге, со временем у нас появились тимлиды, которые стали закрывать задачи по ключевым направлениям (продажи, маркетингу, разработке и т.д.).
Процесс появления еще одного уровня структуры не очень просто происходил. Но это позволило мне отойти от ежедневной операционки и сосредоточиться на новых проектах. Например, я спокойно поехал запускать продажи в США, просто оформив доверенность на другого кофаундера и передав печать. Сейчас я уже не лезу к разработчикам или продактам со своим виденьем процессов, но мы можем заменить друг друга при необходимости. Если нужно принять какое-то важное решение - у нас есть ритуал по субботам, где мы встречаемся с партнерами. Моя зона ответственности – команда, новые проекты, процессы, которые не определены или еще не достроены.

Ты говоришь, что у тебя на ключевых позициях есть люди, которые принимают решения и порой лучше тебя разбираются в своем направлении. Как ты их привлекал в команду?

Я считаю, что человек, претендующий на такую позицию, обязательно должен пройти стадию team member (Прим. автора - участник команды), т.е. он должен поработать внутри команды с кем-то. Даже если в другой компании он уже занимал аналогичную позицию. Через какое-то время мы оцениваем может ли человек претендовать на роль тимлида или нет. Это правило для всей компании. Так было и в блоке продаж, например. Мне повезло, 4 года назад, когда в компании было еще 6-7 человек, к нам пришел менеджер по продажам с опытом построения направления. Он рос вместе с компанией и стало понятно, что именно он должен возглавить подразделение продаж.

Правильно ли я понимаю, что ты предпочитаешь брать людей на развитие, а не уже сформировавшихся специалистов?

Нет, не совсем так. Я ищу человека с пониманием какой уровень ответственности он может взять, какие у него амбиции, софт и хард скилы. Если мы ищем тимлида, мы сразу договариваемся, что надо будет пройти процесс адаптации, принятия командой и т.д.
Были случаи, что мы брали человека на лидерскую позицию, но не получалось. Тогда мы договаривались, что позже будем пробовать еще раз, если он будет готов.
Это всегда не простой процесс, и мы учимся делать лучше и лучше.

А какая мотивация, у директора по маркетингу, прийти к вам на базовую позицию?

Любой руководитель понимает - прийти в новую команду и сразу стать тимлидом невозможно и неправильно. Должна произойти химия с командой

Я почти уверен, что любой руководитель понимает - прийти в новую команду и сразу стать тимлидом невозможно и неправильно. Должна произойти химия с командой. Команда должна тебя принять. Если команда не принимает, то такой человек на роль руководителя не подходит.
По факту, у нас сейчас всего два уровня в компании: тимлид и участник команды. Главное отличие в двух вещах – уровне ответственности и процессах, которые тебе необходимо строить. Если человек готов справляться с этим уровнем ответственности и с процессами, которые дополнительно на него возлагаются, тогда мы помогает новому человеку двигаться в направлении руководителя направления.

Как связано название Carrot quest с вашим продуктом? И вообще, как ты считаешь, важно ли название компании и должно ли оно отражать суть проекта?

При запуске компании, название напрямую было связано с продуктом. Сейчас оно уже не отражает суть, т.к. продукт эволюционировал. Изначально идея была в том, чтобы геймифицировать процесс покупки в интернет-магазине. Мы отслеживали, какие действия покупатель совершает в интернет-магазине и давали ему морковки за определенные действия. Мы сделали пивот в продукте, но название сохранили. Оно веселое и запоминающееся (улыбается).

А на рынок США вы выходите с этим же названием?

Нет, для рынка в США мы выбрали другое название – Dashly (dash означает рывок и тире). Мы ставим перед собой цель – ускорять рост продуктовых компаний и создавать коммуникации с пользователями. Это название для текущего продукта более чем подходящее.

Ты недавно зарегистрировал юр. лицо и открыл банковский счет в США. Можешь дать рекомендации, что надо сделать в первую очередь, чтобы избежать в этом процессе сложностей.

Последнее время — это не самая простая задача. Раньше банковский счет можно было открыть удаленно. Теперь это можно сделать только двумя способами: приехать туда лично или подключить удаленного агента. Но, при этом, его нужно ввести в состав компании.
Саму компанию мы полностью зарегистрировали онлайн за неделю (не считая времени на изучение самого процесса). Это можно сделать через сервис https://www.clerky.com/.

Ты сказал, что вы уже начали продажи в США… из Перми. Ваш продукт требует объяснения. Как продавать сложный продукт на неродном языке и еще с такой разницей в часовых поясах?

Ммм, нужно иметь команду, которая умеют это делать на неродном языке и готовых это делать почти круглосуточно. Мы сформировали отдельное подразделение чуть более года назад. Оно занимается полным циклом вывода продукта на международный рынок. Сначала команда продаж сделала локализацию продукта, контент-маркетинг. Действуя по принципу проверки гипотез, они начали тестировать различные инструменты лидогенерации. Это такой стартап внутри стартапа.

Почему вы решили сформировать команду в Перми для работы с США, вместо того чтобы набрать локальную команду, которая знает рынок и понимает специфику?

Круто делать так, если у тебя есть на это неограниченные ресурсы. На сегодняшний день мы делаем это за счет собственных средств, и наша задача – протестировать продукт, понять доставляет ли он ценность пользователям и какую. После проверки гипотезы мы сможем принять решение об инвестициях и дальше строить продажи локальной командой (в штатах) или масштабировать команду в Перми.

Многие предприниматели, которые уже выходили на западные рынки с российским продуктом, говорят, что он в таком виде там не очень востребован и по факту нужно сильно дорабатывать продукт. У тебя уже есть выводы на этот счет?

Действительно это так, для западных рынков нужен другой продукт. Именно поэтому у нас автономная команда над этим работает. Нам надо понять, как перестраивать продукт для американского рынка. Мы сейчас на этой стадии. Мы не только меняем упаковку продукта и смыслы, но и думаем над вариантами значительных изменений.

Есть ли особенности в технологиях продаж на американском рынке?

Да, конечно. Например, у них работает почта. Это основной канал бизнес-коммуникаций в США. У нас же чаще используется мессенджеры и соцсети. Вот мы с тобой договорились об интервью в Facebook.
У американцев Facebook только для неформального общения. Мы пытались делать прямые продажи через этот канал, но напрасно потратили время.
На LinkedIn можно найти контакт, но дальнейшее общение чаще всего будет в почте.
Еще одна странная особенность в том, что потенциальный клиент может не отвечать очень долго. Нужно много раз написать, прежде чем он ответит ok. Мы даже интересовались у клиентов нормально ли им, что мы по семь писем пишем. Для нас это выглядит как спам, а там – привычная среда.
Важно понимать в каком регионе находится клиент. До клиента в Сан-Франциско, например, сложнее достучаться, чем из Бостона, потому в первом больше конкуренции.

Пробовал ли ты сам продавать в Америке?

Да, мы вместе с партнером провели порядка 50-ти интервью, когда ездили в Калифорнию. Но ключевая цель была не продажи, а поиск Product Market Fit. Понять, чего не хватает и как стоит упаковывать продукт.

Дима, почему вы все еще не в Москве?

В Москве у тебя фокус на московский рынок. Куча шума, сотни тусовок и везде надо быть. А когда делать?:)

Строить международную компанию из Перми это же круто! Из региона строить международную компанию проще. В Москве у тебя фокус на московский рынок. Куча шума, сотни тусовок и везде надо быть. А когда делать?

Для нас нет пермского рынка. Для нас есть русскоязычный и международный рынок. С точки зрения дальности перелета, из Перми до Европы и из Перми до Москвы примерно одинаковое расстояние. Есть языковой барьер, но его можно разрушить. Тогда неважно становится, клиент в Москве или Лондоне. Расстояние при таком подходе получается преодолевать гораздо проще.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Василий Пупкин

А что с платежами?
Stripe и Braintree требует SSN/ITIN и подтверждение адреса в США.
Если есть в США сотрудник это можно сделать, но ему платить нужно.
ITIN получить иностранцу можно, но тоже не всем подряд дают.
С адресом тоже наверно можно схитрить

На dashly принимается платежи через российский cloudpayments.
Видимо не смогли еще американские платежки подключить

Ответить
Развернуть ветку
Anna Suvorova
Автор

Василий, попрошу Дмитрия прокомментировать вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Сергеев

В stripe можно ещё EIN указать, а его может получить любой гражданин любой страны) Я получил.
Но он помогает только если у вас банк не в России.

Поэтому нам пришлось делать 3 итерации:
1. Принимать платежи на paypal (личный, корп пэйпал). Только не говорите никому.
2. Подключить Cloudpayments, хоть как-то легализовать процесс.
3. Открыть счет в американском банке на американскую компанию. И к нему подключать Stripe. Мы как раз сейчас завершаем эту стадию (2 пункт пока работает и хорошо).

Ответить
Развернуть ветку
Василий Пупкин

1) paypal открыли в США?

2) Хорошо ли Cloudpayments умеет принимать карты США со списанием в USD?
Проверку 3ds отключили? Нет у них поддержки American Express, хотя в России есть банки которые позволяют его принимать, но Cloudpayments не хочет с этим возится.

3) Счет в банке для компании из США вроде как удаленно можно открыть в Transferwise.

Из того что я изучал EIN - это налоговый id для работодателя (компании), его вроде как можно по телефону/факсу получить.

Для подтверждения личности Authorized Representative и бенефициаров платежные системы просят SSN/ITIN и подтверждение адреса в США.

ITIN выдают в течение 1-2 месяцев, если есть основания, нужно заполнять форму W7 и еще некоторый пакет документов предоставить.

Вот такие способы подтверждения адреса предложили в Braintree.
- Utility bill matching the address on application with the business name listed dated from the last 3 months.
- Lease agreement for the location in which you conduct business.
- IRS letter showing your business is paying taxes in the United States.

PO BOX тут видимо не подойдет.

Расскажите, пожалуйста, больше про подключение к Stripe. Какие документы потребовались и тд

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow
Как выйти на рынок США, не уезжая из Перми?

Очень просто! Например, я спокойно поехал запускать продажи в США

рушит стереотипы о том, что глобальный бизнес можно построить только из Москвы и СПб

Ближайший ориентир – 100 клиентов в США. Мы сформировали отдельное подразделение чуть более года назад.

Как ты их привлекал в команду ключевых людей?

Он должен поработать внутри команды с кем-то.

Бумагу и чернила жалко. Я понимаю, что это негатив и никто не имеет на него права, извините, видимо неудовлетворенность личная, дал слабину.... но материал уровня 1999-2000, даже подростки в сео, адалте в то время более глубокие и взрослые интервью делали.

Это личное мнение, которое всем советую оставлять при себе, так как это пустой негатив, поэтому еще раз извиняюсь! И вообще, если вы не знали, это палево личных неурядиц.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Сергеев

Тащусь от критики.
Было бы вообще огонь, если бы чуть конструктивнее было. Буду признателен

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда