{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Инвестиционный рай, или куда вкладывать деньги, если не понимаешь в ИТ

Статья-инсайт для тех, кто выбирает нишу для вложения денег

Классика бизнеса — это правильная и своевременная бизнес-идея, команда и деньги на запуск. Бизнес-идея из этой статьи относится к проектам сельского хозяйства — отрасли недооцененной инвесторами.

Бизнес-идея

В мире активно развивается технология роботизации молочного доения. Развивается она и в России, правда, не так быстро, как нужно отрасли.

Большое количество механической работы, отсутствие квалифицированного персонала, низкие надои, нестабильное качество и низкая закупочная цена молока — всё устраняется запуском молочной фермы на роботах. Отечественная селекция и последующий за ней рост продуктивности молочного стада вообще не реализуемы без внедрения этой технологии. Высокомаржинальные продукты из высококачественного молока — это одна из многих возможностей роботизации.

В России установлено и работают около 500 роботов всех конкурирующих марок. Для сравнения в мире установлено более 40 000 роботов, где 70% — это роботы голландской компании Lelу

На Юге России доильных роботов установлены единицы. Ставропольский, Краснодарский край и Ростовская область пока без должного внимания со стороны государства и частных инвесторов.

Кроме этого в нашей стране нет ни одного образовательного ресурса, который доносил бы преимущества и финансовые выгоды технологий, запускаемых в сельском хозяйстве. Жизненно необходима отрасли и показательная ферма-шоурум на роботах. В ней необходимо обучать тому, как работать так, чтобы достигать мирового уровня освоения технологии и готовить кадровый резерв по теме. Образовательный ресурс по роботизации, как и ферма-шоурум — это катализаторы идеи.

Роботы? Коровы? Как вообще это работает?

Команда

Роботизация пришла в Россию 7 лет назад. Лишь часть проектов в роботизации были запущены и реализованы на 100% возможностей роботов. Подготовка и тех, кто устанавливает оборудование, и тех, кто его эксплуатирует, — ключевая задача бизнеса.

Как консультант я работаю с командой, где этот вопрос решен. Большинство ребят участвовали в программе роботизации молочных ферм в Беларуси и имеют редкие компетенции для этого рынка. Тем не менее, для быстрого освоения темы нужен образовательный ресурс, аккумулирующий знания о технологии, успешных запусках и эксплуатации оборудования. Уже достигнуты договоренности с теми людьми, которые могут помочь масштабировать и российский опыт по теме.

В России дефицит специалистов с опытом реализации подобных программ в сельском хозяйстве. Отрасль и людей нужно готовить сейчас. Так дела пойдут намного быстрее

Ежемесячно в Японии устанавливается более 100 роботов с очередью длиной в год по их изготовлению на заводе производителе. Создание образовательной инфраструктуры предшествовало росту продаж оборудования в этой стране.

Инвестиции

Роботизация не просто идея. Она успешно реализуется в мире. Инвестиционная привлекательность во многом связана с тем, что бизнес-модель устойчива и длительна по времени.

Порог входа в нишу достаточно высок. Продажа и пусконаладка роботов лишь старт получения потоков доходов от роботизации ферм. Я насчитал минимум 13 видов доходов, которые можно получать с приходом роботизации в молочное животноводство. Вложения в образовательную инфраструктуру, которая будет подготавливать кадры и продавать продукты роботизации, — это сильный ресурс.

Чеки на установку роботов начинаются от 20 миллионов и могут переваливать за миллиард рублей — небезынтересный факт для инвесторов

LTV клиента с фермой на роботах стремится к десяткам лет. Немного бизнесов могут похвастаться такими возможностями для вложений инвесторов и безопасности инвестиций.

В нише работает вендерное финансирование и действует программа Lely Finance для покупателей роботов. Ведутся работы по локализации производства роботов на территории России. Получение статуса российского производителя изменит и статус финансирования сельхозпроизводителей при покупке роботов в масштабе государства.

Всё объективно, но чтобы принять решение об инвестициях в роботизацию и успешно зарабатывать ближайшие 15 лет дочитать до конца обязательно. Считаю важным дать пояснения моих достаточно кратких утверждений. Выводы построены на анализе многих факторов при размещении инвестиций и перспективе самой ниши. Оно того стоит!

Меняющийся мир

Мы живём в быстро меняющемся мире. Это справедливо, но отчасти. Нам нравится находиться в бурном потоке ежедневных дел, проектов и свершений. Мы уже умеем быстро говорить, быстро принимать решения и быстро действовать. Активность равна успешности, а скорость действий чуть ли не стандарт реализации возможностей.

Но иногда стоит остановиться, понаблюдать и разобраться в том, а в каком забеге мы участвуем. Понять, принять и решить для себя, в каком направлении развиваться, в каком бизнесе практиковаться, в какую отрасль или нишу вкладывать тем, кто готов инвестировать.

Меня волнует то, как принимают решения частные инвесторы при венчурных инвестициях. Без привлечения денег в бизнес реализация идей и быстрый рост практически невозможен. При этом по опыту часто инвестор не понимает или куда вкладывает деньги, или как оценить нишу, куда можно вложиться.

Меняющийся бизнес

Информационные технологии изменили наше восприятие мира навсегда. Ещё одна правда в том, что бизнес стал более прагматичным. Автоматизация всего со временем оставит у дел лишь немногих способных меняться вместе с миром. Подтвержденный факт: бизнес-модели меняются значительно чаще чем раньше. В некоторых нишах это происходит по два раза за сезон.

В понятном мне изнутри образовательном бизнесе социальных и бизнес-компетенций за 4 года изменилось многое. Вначале модель была заточена только на продажу контента, где самое главное было продавать. Дальше появились продуктовые воронки, когда нужно было умело продавать один продукт за другим. Здесь главное было выстроить продуктовый ряд так, чтобы узкое горлышко воронки не вытолкнуло обучающего наружу. Развитие VIP образовательных продуктов-систем, таких как Наставничество, Акселерации и прообразов Силиконовых долин запустило бизнес-модель воронки выращивания бизнесов. Все повсеместно нырнули в эту тему с головой.

Следующий этап — воронки бизнесов, сфокусированные на создание условий для развития успешных проектов и людей. Будут создаваться продюсерские анклавы. Продуктом их деятельности станут подготовленные управляющие, привлеченные инвестиции и продвинутые в рынке проекты. Рынок уже формирует тренд в сторону взращивания и развития бизнесов, правда касается это пока только технологических и ИТ-проектов. Как же быть остальным и быть ли?

Инвестиционные горки

Мир денег разный. При этом он отражает то, что происходит в обществе. Тут своя скорость и свои тренды. Большинство инвесторов интересует вложение денег в проекты, построенные на возможностях информационных технологий. Практически всегда в таких проектах есть принципиально новые подходы, детали или продукты. Вроде всё разумно.

При этом возникает, как минимум 7 вопросов, на которые у меня нет однозначных ответов:

  • Всем ли хватает профессиональной экспертизы, чтобы вложиться в принципиально новое?
  • Все ли понимают, что все конкурируют со всеми, инвесторы конкурируют между собой за успешные команды и проекты, которые выстрелят, а в сфере ИТ в первую очередь?
  • Всем ли понятно, что рынок инвестиций в технологические проекты перегрет даже не деньгами, а вниманием к ним со стороны инвесторов?
  • Все ли понимают, что объект инвестиций сейчас нужно искать в нишах, где высок порог входа в бизнес, но не всегда прозрачно то, как в нём можно зарабатывать?
  • Все ли понимают, что есть рынки и бизнесы с длинным LTV и малым риском смены бизнес-модели рынка? При этом, как правило, эти рынки относительно мало освоены частными инвесторами, но там часто есть государство, которое, как известно, часто неэффективно.
  • Все ли понимают, что для вложения в бизнес на первый план выходит критерий «рынок созрел для инвестиций, и сейчас самое время вкладывать»? Рост рынка и доходы на инвестиции в большинстве таких ниш в ближайшие годы будут максимальны
  • Все ли понимают, что инвестициям нужны бизнесы с очевидными факторами успеха и компетенциями команды, в том числе и из других отраслей и бизнесов?

Куда вкладывать и почему сработает?

Вкладываем в сельское хозяйство. Ответы на семь вопросов, которые я вам задал выше, позволили мне сделать однозначный вывод. Да-да, в патриархальную отрасль российской экономики. Резонный вопрос, почему?

Давайте разберем мою аргументацию этого, на первый взгляд, спорного утверждения.

Заметно невооруженным глазом, что здесь нужно делать, чтобы зарабатывать

Глупо было бы говорить за отрасль, в которой раньше не работал, но я уже год в ней. Статья — взгляд со стороны эксперта в дистрибьюции, бизнес-образовании и инфобизнесе, но на сельское хозяйство. Ни одно из этих бизнес-направлений сколько-нибудь прилично не развито в сельском хозяйстве, а очень зря!

У меня сейчас объективный диссонанс на базе собственных компетенций. Что здесь не хватает точно, так это дистрибуции контента. Нет осознанного и организованного донесения информации до интересантов отрасли. Не реализована ни одна образовательная модель, которая отвечает требованиям времени и учитывает интересы отдельных потребительских групп. Животноводы, растениеводы, да и другие в своем большинстве слабо владеют информацией о новых технологиях и реальных механиках финансирования отрасли. Молодежи, как потенциальному катализатору отрасли, нужно в удобном для них формате «продавать» их технологическое и успешное будущее на селе.

Образовывать и готовить менеджмент и специалистов для сельского хозяйства может быть выгодно

Для быстрого обучения нужны лучшие практики, они должны быть в шаговой доступности. Образовательный контент для села, даже в большей степени требует внимания методологов и привлечения признанных авторитетов. Обучение нужным знаниям, да и получение практических навыков для менеджмента и специалистов сельского хозяйства должно быть доступно в интернете. При этом прикладные навыки часто можно получить только исследуя мировой опыт и внедряя новые технологии, параллельно выращивая кадры, которые способны масштабировать опыт.

Если к этой задаче добавить создание современных платформ для онлайн-образования, то здесь можно и нужно зарабатывать. Все новые технологии сейчас слабо приживаются в российском сельском хозяйстве только за счет низкой осведомленности о самой технологии и о её практических преимуществах.

Сельский бизнес верит тому, что технологии работают только в трех случаях:

  • высокая экспертность лидера мнений, который уже освоил технологию в российской действительности
  • доступность и правильная подача образовательного контента и обучающих программ
  • наличие практических кейсов, экономических расчетов и доказательств эффективности технологии в российской действительности

Санкционная изоляция России — катализатор инвестиций в сельское хозяйство

Санкции заставляют под другим углом взглянуть на сельское хозяйство сильных мира. Их лобби подтягивает федеральные законы и постановления по господдержке АПК. Вслед за федеральным центром начинают раскачиваться регионы в выделении денег из собственных бюджетов.

Больше радуют регионы с сильными руководителями и национальными корнями. Руководство Татарстана — образец отношения к земле, инвестициям в сельское хозяйство и умелому получению прибыли при соблюдении интересов всех участников рынка. Появились в отрасли и частные инвестиции, которые, как правило, привлечены под новые технологии и команды, которые способны приумножать деньги инвестора.

Программ поддержки АПК недостаточно, нужны решения и инвестиционные модели, соответствующие времени

Гранты, субсидии, целевое выделение государственных денег под отдельные проекты — отличная тенденция, но куда, кому и почему идут эти деньги? Как правило, они распределяются между самыми активными сельхозпредприятиями и фермерами, имеющими навыки работы с финансовыми инструментами и знаниями бюрократических процедур.

Создаваемые государством институты помощи предпринимательству на селе, на мой взгляд, станут эффективны при условиях создания государственно-частного партнерства для нужд отрасли. Такие программы уже реализуются, но пока не в сельском хозяйстве. Это случится совсем скоро, а активность частных инвесторов ускорит решения этого вопроса.

Инвестиционный потенциал сельского хозяйства недооценен. Вложения в технологии, способные сделать продукцию сельского хозяйства конкурентоспособной, а сам бизнес на земле эффективным, будет иметь высокий ROI уже в ближайшие 3-5 лет.

Мы на пороге роста отрасли и вложений в неё. В бизнес на селе приходят новые люди. Они молоды, образованы, амбициозны и с другим подходом к ведению дел. Вкладывая сегодня в этих людей и те технологии, которые они развивают, вы закладываете себе фундамент успешных инвестиций и благополучия.

0
2 комментария
Александр Рой

Сельское хозяйство это во всех странах только на дотациях. Да и присутствие молока на полках магазинов в ближайшие десятки лет может существенно снизится по причине малой эффективности самого продукта. На мой взгляд выгоднее инвестировать в разработку новых продуктов питания, того же искусственного мяса.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Дмитриев
Автор

Молоко не тот продукт от которого возможно отказаться! Так же сложно, а часто невозможно, отказаться от коров. Они производители навоза - источника восстановления почв. То, что сельское хозяйство дотационное только на руку бизнесу. Тем более в России, где один из путей возрождения именно эффективное сельское хозяйство. Государственные программы и их финансирование тому подтверждение!

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда