Исследование кризиса в туризме с точки зрения посещаемости сайтов Статьи редакции

Павел Тучинский, аналитик отдела маркетинга компании SimilarWeb, написал для ЦП колонку, в которой взглянул на кризис в туристической отрасли с точки зрения посещаемости сайтов.

Тучинский считает, что проблемы можно было спрогнозировать задолго до банкротства крупнейших операторов и что теперь отрасль ждут перемены в сторону самостоятельной организации отдыха россиянами.

Начало конца

2014 год стал роковым для туристического бизнеса в России. После многообещающего подъема сразу после Олимпиады в Сочи, уже весной обозначился кризис небывалого масштаба. Лето принесло разочарование и финансовые потери тысячам туристов, пострадавшим от крупных туроператоров, деятельность которых базировалась на принципе финансовых пирамид.

Как следствие, осень ознаменовалась рядом громких банкротств ведущих, казалось бы, твердо стоящих на ногах туроператоров. К концу года Ростуризм исключил из своего реестра 200 участников рынка. Потери российской туристической индустрии по итогам года составили порядка $4 млрд.

Причин тому немало. Эксперты выделяют ряд факторов, таких как ухудшение отношений страны на международной арене; санкции Евросоюза и США; девальвация рубля, вызванная падением курса нефти; ожидание кризиса; запрет государственным служащим и силовикам на выезд за границу; но, прежде всего, резко возросшее недоверие людей к туристическим фирмам. Никогда еще комбинация негативных обстоятельств не была столь неблагоприятной в истории российского туристического бизнеса.

По прогнозам специалистов, в 2015 году спрос на выездной туризм упадет еще как минимум на 50% и, как следствие, порядка 30% туристических компаний прекратят свое существование.

Я предлагаю взглянуть на туристический бизнес в России с точки зрения веб-измерения.

Карточная пирамида

Летом туристическая отрасль содрогнулась от череды громких банкротств. Одним из самых заметных стало закрытие фирмы «Нева», входящей в неофициальный топ-5 ведущих туроператоров России. Но банкротство «Невы» можно было спрогнозировать по анализу посещаемости сайта, где спад наблюдался задолго до высокого сезона. Разница между пиковыми значениями июля 2013 и июня 2014 года составила 23%.

«Нева Тревел»

Компании, работающей за счет постоянного роста оборотных средств (по принципу финансовой пирамиды), оказалось не под силу справиться с падением спроса. В разгар сезона авиаперевозчик, который является бизнес-партнером «Невы», не сумел вывезти российских туристов из Болгарии. 1800 туристам, купившим путевки у туроператора, понадобилась помощь государства, чтобы вернуться в Россию. Не смогли уехать отдыхать по уже оплаченным путевкам порядка 17 тысяч человек.

В результате туристическая компания «Нева», которая пережила все кризисы, начиная с 1990 года, и которая в год обслуживала порядка 300 тысяч туристов, 16 июля 2014 года прекратила свое существование. Долг перед клиентами и партнерами компании следствием оценивается в 450 млн рублей.

Следом один за другим закрылись не менее крупные туроператоры из топ-реестра с финансовым обеспечением в 100 и более млн рублей.

«Лабиринт Тревел», которая работает на рынке с 1995 года, объявила о банкротстве 2 августа. В суд подано 87 исков на общую сумму 17,5 млн рублей.

«Солвекс Тревел» работала с 1995 года. 11 сентября компания объявила о банкротстве. На этот момент за рубежом оставались более девяти тысяч клиентов. Сумма кредиторской задолженности компании составила 325 млн рублей. Возбуждено уголовное дело по статье УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере».

В новогодние праздники тенденция к снижению спроса продолжилась. Так, объем праздничных бронирований снизился примерно на 50%. Массовых отказов от забронированных путевок не было, потому что все туры оплачиваются заранее и на отказ от новогодних турпакетов действуют большие штрафы, вплоть до полной потери стоимости путевки. Но многие клиенты старались сэкономить и снижали требования к условиям, меняли дорогие морские курорты на более бюджетные — например, Доминикану на Египет. А также сократили количество дней пребывания на отдыхе.

Смена ориентиров

Крупнейшие туроператоры начали масштабную оптимизацию — закрывают филиалы по регионам, сокращают количество предоставляемых услуг. Одной из тенденций 2015 года станет сокращение числа туристических компаний и агентств, как минимум, на треть, считают эксперты рынка. Уйдут преимущественно компании, работающие в сфере выездного туризма. И здесь в авангард выходят операторы внутреннего рынка страны, который в 2014 году уже вырос на 30%, до 41,5 миллионов человек.

В 2015 году операторы рынка прогнозируют распространение тренда на отдых внутри Российской Федерации. Анализируя популярные веб-страницы авиаперевозчиков, уже можно утверждать, что эта тенденция растет.

Вот так выглядит изменение ориентиров в выборе направлений перелетов на сайте Aviasales. Уже к концу предыдущего года перелеты внутри страны вышли на лидерские позиции. И нет оснований полагать, что в текущем году эти тенденции не сохранятся.

Большие игроки начали движение в сторону организации бизнеса на внутреннем рынке. Ожидается, что крупные туроператоры уже с 2015 года начнут предлагать пакетные туры по России и, возможно, будут делать весь продукт полностью сами — от отелей до авиа- и автобусных перевозок и реализации собственных предложений. По некоторым оценкам экспертов, рост внутреннего рынка в 2015 году может достичь 50%.

Но в тоже время путевки на отечественные курорты также дорожают. Увеличение стоимости турпутевок на Черноморское побережье на 10-20% туроператоры связывают с инфляцией, повышением стоимости продуктов питания, подорожанием персонала и резким увеличением внутреннего турпотока.

Одним из ожидаемых результатов падения доверия к туроператорам может стать стремление людей самостоятельно организовывать себе отдых. Уже сегодня о развитии этого направления говорят показатели посещения сервиса для бронирования жилья Airbnb. Влияние кризиса турбизнеса здесь практически не заметно, особенно в сравнении с общими тенденциями рынка.

airbnb table

Конечно, туристический рынок в России не умрет. Но структура его, очевидно, радикально изменится. Возрастет спрос на бюджетный, менее дорогой отдых. Выездной туризм частично заменится внутренним. Большинство людей могут заняться самостоятельной организацией своего отдыха.

Возможно, в ближайшем будущем в России начнется монополизация туристического рынка, появятся новые влиятельные игроки со своими правилами игры. Возможно, появятся новые перспективы для развития принципиально иных моделей оказания услуг в сфере туризма. В любом случае, кризис обнажил и ликвидировал слабые места в туристической отрасли страны и решение накопившихся проблем неизбежно приведет к открытию новых возможностей.

Хорошей иллюстрацией передела туристического рынка может служить сравнительная таблица, отражающая изменения состава топ-сайтов туроператоров России в 2014 году по сравнению с 2013 годом.


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Alexey Novov

О том как можно было спрогнозировать банкротство на графиках и в статье не сказано...

Ответить
Развернуть ветку
Константин Панфилов

Вероятно, автор имеет в виду, что незадолго до банкротства начинает падать посещаемость

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernoff

Странная статья - не нужно никакой аналитики, чтобы понимать, что в июне 2014 посещаемость была ниже июня 2013 - уже во всю бушевала Украина, отрезали Крым, рубль упал и т.д. Тенденция роста популярности сервисов для самостоятельного туризма тоже наблюдается давно и стабильно, а в период краха туроператоров только усилилась. Ничего нового, статья на пустом месте.

Ответить
Развернуть ветку
Наиль Гафуров

так правильно, упала нева, поползли слухи про других игроков через агентов. Все сразу перестали бронировать у сомнительных и у тех про кого эти слухи уже пол года витали. А то что рынок самоочищается - это факт

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Борисов

Весьма интересные цифры, спасибо автору.

Любопытно, трафик Airbnb приведен общемировой или российский сегмент (вернее даже, русскоязычная версия сайта)?

В таблицах по приоритетам на Авиасейлсе, колонка «Trafic Share» что за показатель? Это процент от числа запросов по всем направлениям?

Хотелось бы надеяться, что увеличивающийся турпоток по России скажется на качестве и приспособленности нашей страны к «цивилизованному» туризму.

Было бы не менее интересно узнать, как изменится турпоток иностранцев в Россию в ближайшие годы.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Иван Сальников

После этого:
"2014 год стал роковым для туристического бизнеса в России. После многообещающего подъема сразу после Олимпиады в Сочи,"
И этого:
" деятельность которых базировалась на принципе финансовых пирамид."
Можно не читать. Человек вообще не ориентируется в туристическом бизнесе. ОТ слова НИКАК! Это все равно что социолог будет рассуждать на тему вреда ГМО. Горе аналитик.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Virnik

Выходит в Тайланд поехало еще больше людей чем раньше? Все кто ездили по Европам/Америкам едут теперь в Тайланд. Те кто ездил в Тайланд и Турцию поехали по России.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Пейджи Ларр

лайфхак: у многих российских авиакомпаний полеты в рублях.

А вот с тем что люди будут сами планировать туры я не согласен. Кто мог - и так планировал сам. Это дешевле и вообще.

Туры в основном заказывали те, дял кого самостоятельное путешествие - не приключение - а мука. Пенсионеры, люди без языка, в первый раз в европу и т.д. И они сами не поедут.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Борисов

В чем заключается лайфхак? Да, в рублях, но ведь стоимость в долларах осталась примерно той же (то бишь в рублях подорожало).

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Portnoy

Прикол в том, что если везут русские авиакомпании, то в рублях практически не подорожало!

И не соглашусь по поводу того, что если самостоятельно, то дешевле. Выходит в 2 раза дороже, другое дело, что в 10 раз круче! Был даже случай, мы летали в Тай, путёвка с прямым рейсом и трёхой на весь срок стоила на 100 баксов дешевле, чем билет в 1 конец (как нам было надо)!Мы купили путёвку, ещё и договорились потом, нам вернули что-то за неиспользованный билет обратно. Путёвку брали в чиптрипе.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Борисов

Возможно, на каких-то направлениях и не подорожало, но вот например, я на днях купил билет из Нью-Йорка в Москву, компания Трансаэро - в долларах стоит столько же, сколько и год назад. Год назад эти билеты стоили 22 тыс. рублей, а сейчас 38. Аналогичная ситуация и с Аэрофлотом.

Посмотрел навскидку еще несколько международных рейсов наших авиакомпаний - ситуация аналогична.

Быть может, поделитесь своим опытом, расскажите, на каком направлении цена в рублях осталась примерно той же, что до резкого удешевления рубля? Кому-то будет наверняка интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Portnoy

Питер-Прага. Как стоило 12-15к, так примерно и стоит сейчас. Не в 2 раза дороже, и даже не в полтора.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 12 комментариев
null