Оффтоп Daria Khokhlova
6 453

Исследование кризиса в туризме с точки зрения посещаемости сайтов

Павел Тучинский, аналитик отдела маркетинга компании SimilarWeb, написал для ЦП колонку, в которой взглянул на кризис в туристической отрасли с точки зрения посещаемости сайтов.

Тучинский считает, что проблемы можно было спрогнозировать задолго до банкротства крупнейших операторов и что теперь отрасль ждут перемены в сторону самостоятельной организации отдыха россиянами.

Начало конца

2014 год стал роковым для туристического бизнеса в России. После многообещающего подъема сразу после Олимпиады в Сочи, уже весной обозначился кризис небывалого масштаба. Лето принесло разочарование и финансовые потери тысячам туристов, пострадавшим от крупных туроператоров, деятельность которых базировалась на принципе финансовых пирамид.

Как следствие, осень ознаменовалась рядом громких банкротств ведущих, казалось бы, твердо стоящих на ногах туроператоров. К концу года Ростуризм исключил из своего реестра 200 участников рынка. Потери российской туристической индустрии по итогам года составили порядка $4 млрд.

Причин тому немало. Эксперты выделяют ряд факторов, таких как ухудшение отношений страны на международной арене; санкции Евросоюза и США; девальвация рубля, вызванная падением курса нефти; ожидание кризиса; запрет государственным служащим и силовикам на выезд за границу; но, прежде всего, резко возросшее недоверие людей к туристическим фирмам. Никогда еще комбинация негативных обстоятельств не была столь неблагоприятной в истории российского туристического бизнеса.

По прогнозам специалистов, в 2015 году спрос на выездной туризм упадет еще как минимум на 50% и, как следствие, порядка 30% туристических компаний прекратят свое существование.

Я предлагаю взглянуть на туристический бизнес в России с точки зрения веб-измерения.

Карточная пирамида

Летом туристическая отрасль содрогнулась от череды громких банкротств. Одним из самых заметных стало закрытие фирмы «Нева», входящей в неофициальный топ-5 ведущих туроператоров России. Но банкротство «Невы» можно было спрогнозировать по анализу посещаемости сайта, где спад наблюдался задолго до высокого сезона. Разница между пиковыми значениями июля 2013 и июня 2014 года составила 23%.

«Нева Тревел»

Компании, работающей за счет постоянного роста оборотных средств (по принципу финансовой пирамиды), оказалось не под силу справиться с падением спроса. В разгар сезона авиаперевозчик, который является бизнес-партнером «Невы», не сумел вывезти российских туристов из Болгарии. 1800 туристам, купившим путевки у туроператора, понадобилась помощь государства, чтобы вернуться в Россию. Не смогли уехать отдыхать по уже оплаченным путевкам порядка 17 тысяч человек.

В результате туристическая компания «Нева», которая пережила все кризисы, начиная с 1990 года, и которая в год обслуживала порядка 300 тысяч туристов, 16 июля 2014 года прекратила свое существование. Долг перед клиентами и партнерами компании следствием оценивается в 450 млн рублей.

Следом один за другим закрылись не менее крупные туроператоры из топ-реестра с финансовым обеспечением в 100 и более млн рублей.

«Лабиринт Тревел», которая работает на рынке с 1995 года, объявила о банкротстве 2 августа. В суд подано 87 исков на общую сумму 17,5 млн рублей.

«Солвекс Тревел» работала с 1995 года. 11 сентября компания объявила о банкротстве. На этот момент за рубежом оставались более девяти тысяч клиентов. Сумма кредиторской задолженности компании составила 325 млн рублей. Возбуждено уголовное дело по статье УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере».

В новогодние праздники тенденция к снижению спроса продолжилась. Так, объем праздничных бронирований снизился примерно на 50%. Массовых отказов от забронированных путевок не было, потому что все туры оплачиваются заранее и на отказ от новогодних турпакетов действуют большие штрафы, вплоть до полной потери стоимости путевки. Но многие клиенты старались сэкономить и снижали требования к условиям, меняли дорогие морские курорты на более бюджетные — например, Доминикану на Египет. А также сократили количество дней пребывания на отдыхе.

Смена ориентиров

Крупнейшие туроператоры начали масштабную оптимизацию — закрывают филиалы по регионам, сокращают количество предоставляемых услуг. Одной из тенденций 2015 года станет сокращение числа туристических компаний и агентств, как минимум, на треть, считают эксперты рынка. Уйдут преимущественно компании, работающие в сфере выездного туризма. И здесь в авангард выходят операторы внутреннего рынка страны, который в 2014 году уже вырос на 30%, до 41,5 миллионов человек.

В 2015 году операторы рынка прогнозируют распространение тренда на отдых внутри Российской Федерации. Анализируя популярные веб-страницы авиаперевозчиков, уже можно утверждать, что эта тенденция растет.

Вот так выглядит изменение ориентиров в выборе направлений перелетов на сайте Aviasales. Уже к концу предыдущего года перелеты внутри страны вышли на лидерские позиции. И нет оснований полагать, что в текущем году эти тенденции не сохранятся.

Большие игроки начали движение в сторону организации бизнеса на внутреннем рынке. Ожидается, что крупные туроператоры уже с 2015 года начнут предлагать пакетные туры по России и, возможно, будут делать весь продукт полностью сами — от отелей до авиа- и автобусных перевозок и реализации собственных предложений. По некоторым оценкам экспертов, рост внутреннего рынка в 2015 году может достичь 50%.

Но в тоже время путевки на отечественные курорты также дорожают. Увеличение стоимости турпутевок на Черноморское побережье на 10-20% туроператоры связывают с инфляцией, повышением стоимости продуктов питания, подорожанием персонала и резким увеличением внутреннего турпотока.

Одним из ожидаемых результатов падения доверия к туроператорам может стать стремление людей самостоятельно организовывать себе отдых. Уже сегодня о развитии этого направления говорят показатели посещения сервиса для бронирования жилья Airbnb. Влияние кризиса турбизнеса здесь практически не заметно, особенно в сравнении с общими тенденциями рынка.

airbnb table

Конечно, туристический рынок в России не умрет. Но структура его, очевидно, радикально изменится. Возрастет спрос на бюджетный, менее дорогой отдых. Выездной туризм частично заменится внутренним. Большинство людей могут заняться самостоятельной организацией своего отдыха.

Возможно, в ближайшем будущем в России начнется монополизация туристического рынка, появятся новые влиятельные игроки со своими правилами игры. Возможно, появятся новые перспективы для развития принципиально иных моделей оказания услуг в сфере туризма. В любом случае, кризис обнажил и ликвидировал слабые места в туристической отрасли страны и решение накопившихся проблем неизбежно приведет к открытию новых возможностей.

Хорошей иллюстрацией передела туристического рынка может служить сравнительная таблица, отражающая изменения состава топ-сайтов туроператоров России в 2014 году по сравнению с 2013 годом.


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

#Колонка #Туризм #аналитика #кризис #similarweb #веб_аналитика #нева #лабиринт #турагенства #кризис_в_туризме #туристическая_отрасль #солвекс #павел_тучинский

Статьи по теме
SimilarWeb: Что изменится в сферах электронной коммерции и мобильных приложений в 2015 году
Какие сайты чаще всего посещали россияне в 2014 году — исследование
{ "author_name": "Daria Khokhlova", "author_type": "editor", "tags": ["\u0442\u0443\u0440\u0438\u0441\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f_\u043e\u0442\u0440\u0430\u0441\u043b\u044c","\u0442\u0443\u0440\u0438\u0437\u043c","\u0442\u0443\u0440\u0430\u0433\u0435\u043d\u0441\u0442\u0432\u0430","\u0441\u043e\u043b\u0432\u0435\u043a\u0441","\u043f\u0430\u0432\u0435\u043b_\u0442\u0443\u0447\u0438\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439","\u043d\u0435\u0432\u0430","\u043b\u0430\u0431\u0438\u0440\u0438\u043d\u0442","\u043a\u0440\u0438\u0437\u0438\u0441_\u0432_\u0442\u0443\u0440\u0438\u0437\u043c\u0435","\u043a\u0440\u0438\u0437\u0438\u0441","\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0432\u0435\u0431_\u0430\u043d\u0430\u043b\u0438\u0442\u0438\u043a\u0430","\u0430\u043d\u0430\u043b\u0438\u0442\u0438\u043a\u0430","similarweb"], "comments": 12, "likes": 15, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 6752, "is_wide": true }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15388' + '59599') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 6752, "author_id": 5723, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/6752\/get","add":"\/comments\/6752\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/6752"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

12 комментариев 12 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
2

О том как можно было спрогнозировать банкротство на графиках и в статье не сказано...

Ответить
0

Вероятно, автор имеет в виду, что незадолго до банкротства начинает падать посещаемость

Ответить
2

Странная статья - не нужно никакой аналитики, чтобы понимать, что в июне 2014 посещаемость была ниже июня 2013 - уже во всю бушевала Украина, отрезали Крым, рубль упал и т.д. Тенденция роста популярности сервисов для самостоятельного туризма тоже наблюдается давно и стабильно, а в период краха туроператоров только усилилась. Ничего нового, статья на пустом месте.

Ответить
0

так правильно, упала нева, поползли слухи про других игроков через агентов. Все сразу перестали бронировать у сомнительных и у тех про кого эти слухи уже пол года витали. А то что рынок самоочищается - это факт

Ответить
0

Весьма интересные цифры, спасибо автору.

Любопытно, трафик Airbnb приведен общемировой или российский сегмент (вернее даже, русскоязычная версия сайта)?

В таблицах по приоритетам на Авиасейлсе, колонка «Trafic Share» что за показатель? Это процент от числа запросов по всем направлениям?

Хотелось бы надеяться, что увеличивающийся турпоток по России скажется на качестве и приспособленности нашей страны к «цивилизованному» туризму.

Было бы не менее интересно узнать, как изменится турпоток иностранцев в Россию в ближайшие годы.

Ответить

Комментарий удален

0

После этого:
"2014 год стал роковым для туристического бизнеса в России. После многообещающего подъема сразу после Олимпиады в Сочи,"
И этого:
" деятельность которых базировалась на принципе финансовых пирамид."
Можно не читать. Человек вообще не ориентируется в туристическом бизнесе. ОТ слова НИКАК! Это все равно что социолог будет рассуждать на тему вреда ГМО. Горе аналитик.

Ответить
0

Выходит в Тайланд поехало еще больше людей чем раньше? Все кто ездили по Европам/Америкам едут теперь в Тайланд. Те кто ездил в Тайланд и Турцию поехали по России.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

–1

лайфхак: у многих российских авиакомпаний полеты в рублях.

А вот с тем что люди будут сами планировать туры я не согласен. Кто мог - и так планировал сам. Это дешевле и вообще.

Туры в основном заказывали те, дял кого самостоятельное путешествие - не приключение - а мука. Пенсионеры, люди без языка, в первый раз в европу и т.д. И они сами не поедут.

Ответить
0

В чем заключается лайфхак? Да, в рублях, но ведь стоимость в долларах осталась примерно той же (то бишь в рублях подорожало).

Ответить
0

Прикол в том, что если везут русские авиакомпании, то в рублях практически не подорожало!

И не соглашусь по поводу того, что если самостоятельно, то дешевле. Выходит в 2 раза дороже, другое дело, что в 10 раз круче! Был даже случай, мы летали в Тай, путёвка с прямым рейсом и трёхой на весь срок стоила на 100 баксов дешевле, чем билет в 1 конец (как нам было надо)!Мы купили путёвку, ещё и договорились потом, нам вернули что-то за неиспользованный билет обратно. Путёвку брали в чиптрипе.

Ответить
0

Возможно, на каких-то направлениях и не подорожало, но вот например, я на днях купил билет из Нью-Йорка в Москву, компания Трансаэро - в долларах стоит столько же, сколько и год назад. Год назад эти билеты стоили 22 тыс. рублей, а сейчас 38. Аналогичная ситуация и с Аэрофлотом.

Посмотрел навскидку еще несколько международных рейсов наших авиакомпаний - ситуация аналогична.

Быть может, поделитесь своим опытом, расскажите, на каком направлении цена в рублях осталась примерно той же, что до резкого удешевления рубля? Кому-то будет наверняка интересно.

Ответить
0

Питер-Прага. Как стоило 12-15к, так примерно и стоит сейчас. Не в 2 раза дороже, и даже не в полтора.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления