Технологии марихуаны: Как зарождается новая стартап-индустрия

В США появляется новая индустрия: стартапы, так или иначе связанные с марихуаной. Колумнист ЦП Евгений Трифонов разобрался, чем вызван бум, что происходит на рынке сейчас и чего стоит ждать в будущем.

В 2015-м году новости, в которых одновременно присутствуют слова «стартап» и «марихуана», стали появляться очень часто. 8 января произошел первый случай многомиллионных инвестиций: фонд Питера Тиля Founder Fund вложился в Privateer Holdings. 6 февраля о намерении инвестировать в подобные стартапы объявил рэппер Снуп Догг (давно известный, как большой любитель марихуаны). На днях появился специализированный дейтинг с изобретательным названием High There! («для поиска единомышленников»).

Чем все это вызвано? В данный момент употребление марихуаны в медицинских целях разрешено в 23 из 50 американских штатов, а в рекреационных целях всего лишь в четырех — но всё говорит о том, что их число будет расти. Поддержка «лигалайза» населением выше, чем когда-либо. Хотя федеральные законы США все еще запрещают марихуану, технически делая легализацию в любом отдельном штате незаконной, Обама прямым текстом говорит «мы не будем бороться с разрешающими».

Ожидается, что при следующем голосовании рекреационное использование легализуют в Калифорнии — штате с самым большим населением в США и мощнейшей экономикой; это не только резко увеличит рынок, но и подаст пример другим штатам, а также может повлиять на федеральное законодательство. И при этом, в отличие от других новых рынков, в случае с марихуаной уже есть сформировавшаяся многомиллионная платежеспособная аудитория, которая просто выходит из тени — грех за такую не побороться.

Калифорнийское голосование пройдет только в 2016-м году, а вступят в силу возможные изменения еще позже. Но это как раз отлично подходит стартаперской идеологии: заметить перспективный рынок и занять на нем лидирующую позицию еще до того, как он разрастется. Трой Дэйтон, возглавляющий ArcView Group, заявил:

Если вы верите, что в следующие три года нынешние барьеры падут, а в течение пяти-семи лет произойдет легализация на федеральном уровне, то наличие этих барьеров сейчас — большая удача: они дают маленьким игрокам возможность попробовать себя на региональных рынках без конкуренции со стороны больших транснациональных корпораций.

Другая причина, по которой ситуация отлично подходит стартаперам — существующая сейчас стигматизация потребления марихуаны: большие солидные компании не хотят ассоциироваться с «этими упоротыми» и лезть на территории с сомнительным юридическим статусом. Вероятно, это постепенно сойдет на нет, но пока что дает шанс маленьким и смелым. Стартапы всегда не только технологически изобретали новое, но и разрушали шаблоны в обществе, заставляя людей пересматривать свои взгляды. Тут им явно есть над чем поработать.

Подыгрывая стартапам, это в то же время и мешало им, поскольку инвестировать в подобное до недавних пор мало кто решался. Но теперь ситуация как раз меняется, что хорошо показывают слова Дугласа Лейтона из инвестиционного фонда Dutchess Capital:

Мы начали поглядывать на рынок марихуаны года два назад. Потребовалось много времени, чтобы мы почувствовали себя комфортно и в вопросе отношения на федеральном уровне, и в вопросе зрелости стартапов и предпринимателей на рынке.

Хорошо, ситуация удачная — но зачем вообще стартапы в случае с марихуаной, которую люди успешно употребляют много лет без них? Зачем технические инновации в таком офлайновом и традиционном процессе? Ответов на этот вопрос больше одного.

Во-первых, появилось множество вспомогательных сервисов. Социальная сеть для употребляющих марихуану MassRoots: хотя модель «соцсеть для...» в целом не зарекомендовала себя, конкретно здесь есть веская причина «люди не хотят писать о своем увлечении в Facebook, там бабушка увидит». WeedMaps, показывающий на карте диспенсарии (магазины марихуаны). Leafly, пытающийся стать местным Yelp (и уже купленный Privateer Holdings): здесь пользователи оценивают и разные сорта, и диспенсарии.

Во-вторых, hardware-проекты вроде Surna: компания занимается охлаждением помещений, в которых промышленно выращивают марихуану, и утверждает, что её охлаждение заметно энергоэффективнее традиционного (потому что до легализации невозможно было заняться этим вопросом на таком уровне, как теперь). Показательный момент: компанию возглавляет Том Боллич, когда-то ставший одним из первых сотрудников Zynga. В интервью подкасту CannaInsider (да, у новой индустрии уже есть специализированный подкаст) он сравнил ситуацию с охлаждением серверов в дата-центрах — в общем, ИТ-бэкграунд помогает самыми неожиданными способами.

В-третьих, есть более офлайновые истории: например, в Канаде, где марихуану для медицинских целей можно отправлять по почте, Privateer Holdings запустили для этого сервис Tilray. «[Privateer], конечно, не выглядит софтовой компанией, но SpaceX в 2009-м тоже не выглядела», — заявил партнер Founders Fund Джефф Льюис.

А в-четвертых, сказывается универсальность принципа there's an app for that. Такси когда-то тоже было далеко от мира венчурных инвестиций — а сейчас самым дорогим стартапом США является Uber. И новый сервис Eaze уже позиционирует себя как «Uber for weed»: это приложение, в котором жители Калифорнии с правом приобретения медицинской марихуаны могут заказать ее себе с доставкой на дом. Принципиальный для Uber момент «мы не транспортная компания, мы просто предоставляем приложение, а дальше водители и пассажиры уже сами все делают» здесь не менее важен: сама компания Eaze не продает марихуану, просто ее партнерами являются диспенсарии, и все связанные с законодательством заморочки оказываются на них.

Такое «мы в домике» не всегда срабатывает: суд официально предписал схожему проекту Nestdrop прекратить действовать в Лос-Анджелесе, сославшись на то, что в городе запрещено продавать марихуану с доставкой. Кофаундер Nestdrop заявил: «Они не понимают, что Nestdrop — просто коммуникационная технология».

Это совпадает с риторикой Uber, также столкнувшегося на многих региональных рынках с желанием властей классифицировать его как «нелегальное такси» и заявляющего в ответ «мы лишь приложение, мы в принципе не можем нарушать правила того, чего не делаем». Что дальше? Вероятно, стоит ждать еще одного бума в 2016-м в случае легализации рекреационной марихуаны в Калифорнии: не только из-за увеличения рынка, но и благодаря тому, что в этот рынок войдут живущие там стартаперы. Многие успешные проекты вроде того же Uber появлялись в Долине как «обслуживание самих себя и друзей», а уже затем разрастались на другие страны.

А кроме того, по мере развития рынка может быть преодолен еще один барьер. Сейчас стартапы, хотя и лезут в новую индустрию, предпочитают обходить стороной ее главный продукт: в большинстве случаев марихуана не проходит через их руки. Разумеется, отчасти это вызвано ее офлайновой сущностью, но есть и вторая причина в виде осторожности: если Обама вдруг передумает и придет в диспенсарии с ордером, производитель систем охлаждения и дейтинг-сервис не будут нести никакой ответственности и смогут переориентировать свой бизнес вместо его закрытия. Стоит ожидать, что, когда явление в целом станет привычнее, желающих залезть в его самую рисковую часть станет больше.

Для дочитавших — песня о том, каково сейчас получать разрешение на медицинскую марихуану в Калифорнии:

{ "author_name": "Евгений Трифонов", "author_type": "self", "tags": ["\u043d\u043e\u0432\u044b\u0435_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u043c\u0430\u0440\u0438\u0445\u0443\u0430\u043d\u0430","\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u043e\u0439\u0444\u043e\u043d\u0434","\u0437\u0430\u043a\u0440\u043e\u044e\u0442_\u043b\u0438_\u043d\u0430\u0441_\u0432\u0441\u0435\u0445_\u043d\u0430_10_\u043b\u0435\u0442_\u0437\u0430_\u0441\u043b\u043e\u0432\u043e_\u043c\u0430\u0440\u0438\u0445\u0443\u0430\u043d\u0430_\u0432_\u0442\u0435\u043a\u0441\u0442\u0435_\u0440\u043e\u0441\u0441\u0438\u044e\u0448\u043a\u0443_\u0443\u043c\u043e\u043c_\u043d\u0435_\u043f\u043e\u043d\u044f\u0442\u044c"], "comments": 14, "likes": 26, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 6763, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 13 Feb 2015 16:17:54 +0300", "is_special": false }
0
14 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Комментарий удален

забаньте его, наконец.

2

А вот интересно, "баловались" ли коноплей крестьяне в советское время... ))

0

Каннабиоды содержатся в женских растениях в гораздо бОльшиз количествах, в СССР же выращивали в основном мужские растения. Чтобы с них "проторчать", нужно несколько килограмм скурить.

0

Знакомый рассказывал, что купил в аптеке пакет конопляного чая (расслабляющий эффект, снимает головную боль), скрутил косяк размером с сардельку, выкурил его - и ваще ничего. Дело было в Чехии :)

0

Боюсь, знакомому уже мало что поможет.

0

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

А у нас в рб наоборот ужесточают. Срок уже как за убийство уже походу

3

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Как я рад читать такие новости! Однажды и к нам доберется легализация. Мы верим. Мы ждем.

1

Наш народ пока не готов. Просто это надо пониммать. В голландии легализовали чтобы бороться с более тяжелой наркотой например. У нас будет не так. просто все начнут скуриваться. Грустно но факт.

1

Эхх, мож к пенсии дождусь, буду дома кусты растить, благодать!

2

есть Тор и Рамп)))) ай да

1

Как всегда Снуп Дога

1

Комментарий удален

В Казахстане наверное никогда не легализуют ;(

0

Комментарий удален по просьбе пользователя

0

Комментарий удален

Комментарий удален

Читать все 14 комментариев
Волна «Кальмара»: как бренды прокатились на тренде и какие выводы можно сделать маркетологам

С выхода южнокорейского сериала «Игра в кальмара» прошёл месяц. Шумиха вокруг него утихает, и можно подводить итоги.

Как имиджевый проект о безопасном вождении привлёк лиды и расширил маркетинговую воронку страховой компании

А игра с виртуальной фарфоровой статуэткой помогла 6,5 тысячам водителей не превышать скорость.

Почему индексные фонды стали популярными. Рассказывает персональный брокер
МТТ обеспечит бизнес бесплатными минутами

Провайдер интеллектуальных решений для бизнеса АО «МТТ» объявляет о специальных условиях для бизнеса в период ограничений, связанных с ростом заболеваемости COVID-19, и предлагает новым абонентам тысячи бесплатных минут.

Как превратить звонки в продажи?

В прошлой статье мы разбирали проблему отсутствия интернет-продаж с технической точки зрения - из-за некорректного тестирования и настройки рекламных кампаний. Сегодня мы поговорим о человеческом факторе, и почему у вас не покупают клиенты.

Власти Москвы потребовали от винных магазинов закрыться на время локдауна — в ответ бизнес предложил торговать крупой Статьи редакции

Под ограничения могут попасть 200 магазинов, но не крупные сети алкомаркетов.

Три года в Долине строил мессенджер и закрыл его: что сделал не так Юрий Лифшиц и какие уроки вынес из провала Статьи редакции

Теперь он работает над проектом для DAO и уже привлёк $1 млн на свою идею.

Онлайн-кинотеатр IVI объявил дату премьеры сериала «Везёт» с Евгением Цыгановым​
Жизнь на море по цене жизни в Саратове

В начале расскажу чуть чуть о себе, мне 23 я работаю удаленно, на соврешено обычной работе, занимаюсь клиенсткой поддержкой в логистической компанни. Так вышло что жилья у меня своего нет, и арендатор попросил освободить жильё.

«Мы же не можем круглыми сутками размышлять о мире во всём мире​»: как рок-звезда Боно из U2 стал венчурным инвестором Статьи редакции

Музыкант пока что не накопил миллиард, как полагали многие издания, но стремится к этому. С 1990-х он инвестирует в коммерческую недвижимость, производство одежды, техкомпании вроде Facebook и Dropbox, проекты для помощи африканским странам и сотрудничает с Apple, Amazon и Nike.

Пол «Боно» Хьюсон Vatican News
null