Пять главных проблем российской ИТ-журналистики

Павел Городницкий (Eurosport.ru, Madrobots.ru, Mobiguru.ru) в ответ на заявление Николая Турубара о том, что в России не существует техножурналистов, написал для ЦП колонку о том, почему на самом деле в России так мало качественных ИТ-изданий.

Примечание: в тексте ИТ-журналистика чаще всего будет сравниваться со спортивной журналистикой. Нужно же проводить какие-то параллели.

Проблема первая: отсутствие фронтмена

Василий Уткин комментирует футбол — его голос знают все, а колонки Уткина на Sports.ru еще пару лет назад собирали по 150 тысяч кликов. Юрий Дудь берет интервью у спортсменов — если в расшифровке есть провокационный вопрос про геев, вы сразу поймете, что это Дудь. Александр Беленький пишет репортаж с боя Флойда Мейвейзера: после текстов этого автора люди идут в секцию бокса и занимаются хотя бы для себя (а если пришли в нужном возрасте, то и ради соревнований).

В ИТ ничего такого нет даже близко. Эльдар Муртазин — невероятно трудолюбивый человек, но его тексты не резонируют: тот же Уткин способен за три тысячи символов выстрелить сильнее, чем Муртазин — десятком обзоров. Николай Турубар зажигает в основном у себя на странице в Facebook. Алекс Экслер прославился книгой про кота, которую было весело читать в 12 лет. Сергей Вильянов ведет отличный блог, но, опять же, это не очень популярная история. Hi-Tech от Mail.Ru — сам по себе замечательный сайт, но там тоже нет звезд.

Массовому читателю (зрителю) сейчас лучше всего известны два имени — Андрей Соловьев и Валентин Петухов (Wylsacom). Первый снимает видео про все гаджеты, второй — тоже про гаджеты, но в основном про Apple. Оба практически ничего не пишут, только ведут соцсети.

Внимание, вопрос: где брать пример пишущим авторам, которым сейчас 20-25 лет? Почему кто-то удивляется, что фраза «смартфон хорошо лежит в руке, подойдет как мужчинам, так и женщинам» повторяется в каждом обзоре? Откуда должны браться новые форматы, если скучные тренды формируются уже полтора десятка лет? Характерный пример этой дьявольской стагнации — слово «бабушкофон»: Эльдар Муртазин похвастался, что это слово — его изобретение. Возможно, я что-то упустил, но неологизм «бабушкофон» — сомнительный повод для гордости.

Проблема вторая: авторы не читают

Спортивные журналисты в тысячу раз ревнивее, чем люди из ИТ. Крысы, которые пишут про футбол, постоянно изучают материалы коллег, а затем рассылают перлы друзьям. «Смотри, этот идиот назвал тренера наставником, а игроков — питомцами». «Зацени, какое длинное предложение — разве это будет кто-то читать?». «Как можно было приехать за репортажем, а написать такой унылый отчет?».

Хроническая зависть приводит к личному прогрессу. Ты не хочешь, чтобы над тобой смеялись, ты выкладываешься и пишешь хорошо. Ты пытаешься быть лучшим и трезво оценивать свои материалы со стороны: где качественно, а где можно было доработать.

В ИТ это не требуется: как только ты попадаешь в крупное издание, ты начинаешь работать для себя. В крайнем случае, для редактора (а редакторы здесь тоже регулярно пишут). Твой собеседник — не читатель, а железка, которую ты обозреваешь. В лучшем случае твоя лента состоит только из новостей: нужно быть в курсе происходящего, чтобы сверкнуть каким-нибудь фактом в ближайшем тексте и порадовать редактора. Заглянуть в материалы коллег? Это лишнее.

И самое главное: насколько я могу судить, среди ИТ-журналистов совсем не принято читать зарубежные издания, где к обзорам устройств подходят гораздо ответственнее и тщательнее, чем у нас.

В спорте все совсем по-другому: без чтения иностранных ресурсов ты будешь вечно вторым. В русском футболе много захватывающих сюжетов, но в Европе их в разы больше. Кто первый написал — тот и король. Опять же, это соревнование идет между всеми российскими спортивными СМИ: люди вынуждены читать друг друга, чтобы не повторяться.

Проблема третья: слабый русский язык

Вероятно, этот пункт стоит отнести не к причинам, а к следствиям, но здесь это не так важно. Перейдем сразу к фактам: каждодневное написание однотипных материалов убивает и мозг, и словарный запас. Для каждого типа устройств есть свой глоссарий — он давно изучен даже школьниками, которые читают обзоры перед тем, как решить, на что потратить накопленные деньги.

ИТ-журналисты годами пишут о том, как увеличивается диагональ экрана, как разгоняется процессор и как камера фокусируется на три микросекунды быстрее. Автор, который меняет жанры, пишет значительно свежее: например, вот этот текст хочется дочитать до конца, даже если сам девайс вам точно не нужен.

Для тех, кто пишет про гаджеты, есть только два способа не засушить мозг. Первый — короткие и хлесткие колонки с громоподобными глаголами. Они почему-то выходят крайне редко (вот пример).

Второй способ — разминка обзорами приложений: у софта куча подрубрик, поэтому штампом про «подойдет мужчинам и женщинам» ты уже не отделаешься. Нужно тестировать, искать аналогии, вставлять разумную критику и жонглировать синонимами. Исключительно полезное упражнение. Но отчего-то среди авторитетных ИТ-авторов обзоры приложений считаются низким жанром: видимо, гуру представляют себя в роли Энни Лейбовиц, которую пригласили снимать деревенскую свадьбу.

Проблема четвертая: нехватка эксклюзива

Вечный дефицит бюджета в спортивных изданиях приводит к тому, что в командировки летают только лучшие: сначала ты должен достойно работать в редакции, а затем впахивать заграницей, передавая по два-три материала в день. История из жизни: мой коллега с Eurosport.ru скатался в Бразилию на чемпионат мира, потратив на это собственные деньги. Чтобы отбить затраты он писал сразу в три (насколько я помню) издания. За эксклюзив везде платили больше, поэтому коллега к концу чемпионата мира напоминал человека, который целый месяц отращивал мешки под глазами: без адских стараний не будет и инсайдов.

В исполнении русских ИТ-журналистов эксклюзив обычно звучит так: «Мне тут показали новый YotaPhone, он очень крутой, но я вам пока ничего не могу рассказывать — обещал». И всё, конец инсайда.

Репортажи с выставок сводятся к рубрике «Первый взгляд» (в лучшем случае — к ролику на три-четыре минуты). Авторам не нужно раскручивать какие-то истории и не нужно брать интервью. Записать тезисы с презентации, пофотографировать, походить мимо стендов, узнать что-то для себя — и молчать.

Впрочем, определенные исключения в этом плане все-таки встречаются — недавно Эльдар Муртазин выдал несколько важных твитов про Samsung Galaxy S6. Но давайте честно: стремиться к утечкам должны все журналисты, а не только ищейки вроде upleaks. Иначе это не журналистика, а блогерство и гаджетописательство.

Проблема пятая (и самая грустная): нимб над головой

«Я дал комментарий на “Радио Таганрог” — включайте через 15 минут, есть трансляция в сети». «Я пришел в эфир телеканала с аудиторией 150 человек — вот запись». «Мне написали из “Цукерберг Позвонит”». «Я лечу в пресс-тур». «Я ем бутерброд на презентации».

Разрастающееся эго помогает только поначалу: ИТ-журналист рвется наружу из штанов, чтобы его снова пригласили в пресс-тур (позвонили с радио, позвали в телевизор). Дальше наступает момент, когда человек закрывает сразу все ачивки. У него есть работа в топовом издании, есть востребованность и есть известность среди пиарщиков. Финал этой истории плачевен для читателей, но не для автора: все заканчивается дружбой с брендом (естественно, взасос) и тотальной ангажированностью. Хрестоматийный пример: сегодня Nokia хорошая, Samsung плохой, а завтра все наоборот.

В русской ИТ-журналистике это вообще никого не пугает и не беспокоит. Дружи сколько хочешь, пиши как угодно, ведь ты уже царь — твое имя говорит за тебя, ты уже создал иллюзию собственной значимости. К чему это приводит? Ну, например, некоторые мобильные аналитики на полном серьезе добавляют к должности характеристику «ведущий».


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

0
22 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

И кто такой Андрей Соловьев, который мне, массовому читателю, вообще неизвестен? Даже погуглил и ничего не понял.

6

Андрей Соловьев - основатель MobileImho. Делает видеообзоры, писал сюда колонку про Xiaomi.

0

Как массовый пользователь заявляю, что второй раз в жизни слышу про какой-то MobileImho и уж точно не был на их сайте. Поэтому заявление, что массовые пользователи знают только этого товарища, является ложью и задевает мои чувства.

10

Это не про сайт, это про YouTube.

1

Как будто это имеет значение, незнакомец

0

Начнем с того что авторитетный обозреватель новинок с доступом к первым вариантам всех девайсов абсолютно некомпетентный и имеет очень предвзятое мнение к ряду продуктов и фирм. А к ряду других имеет отрицательное мнение даже если девайс действительно стоящий того. Этот человек Муртазин. Ориентир на него имеет много издательств, а профессионалы действительно видят всем только эпплофапера и адроидофареа с ориентиром на определенные бренды. ПРи этом жуткий противник Нокии и Майкрософта. Если бы вендеры просто отвернулись от него и взяли курс на действительно холорших обозревателей то и ситуация со всем этим в журналистики была бы другая.
как будто пресс служба крупных производителей техники этого не понимают...

3

+100500. "На тусовке было 10 журналистов и один м*****" - и сразу все понимают, о ком речь ))) И дело не в apple-дрочерстве. А просто к его подходу. Вот реально человек с раздутым эго и пафосом.

3

Проблему, на самом деле, несколько лет назад уже прекрасно сформулировали, но я, к сожалению, забыл, кто (по следам сканадала с Dish, если мне память не изменяет): сейчас в России крайне сложно быть независимым обозревателем и зарабатывать приличные деньги. Отсюда и активный отток мозгов в смежные области - маркетинг, пиар и иже с ними.

3

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Итог: учим английский и читаем Mashable, TheNexWeb и компания

2

The Verge, Mobile Nations

1

А после-то что? Чтение не даст ни способности написать так же, ни инсайдов, ни востребованности на российском рынке как журналиста

0

Вот и я о том, раз наши писать не умеют, будем читать западников

1

Кто знает английский, тот не понимает о ком идет речь вообще. Какая может быть русская ИТ журналистика если нет такого обширного ИТ рынка "русского". Все скатывается к локализации чужой журналистики и обзорам с фразами "а где русская Сири, они же обещали". Все происходит там, здесь может и работают, но на тех.

1

»» Eurosport.ru, Madrobots.ru, Mobiguru.ru

Павел, а это вы автор гениального опуса про девушку-футболистку? Такое интервью с 27 опечатками (это я бегло насчитал)?

0

А, нет, другой человек. Ну ок.

0

В отечественной игровой "журналистике" все во сто крат хуже все равно :)

0

Статья не затрагивает самые главные проблемы - мотивации и обучения потенциального IT-журналиста.
Зачастую совершенно непонятно,
а) как можно нормально зарабатывать, будучи качественным неангажированным IT-журналистом
б) где учат им быть тех, кто хотел бы, но не знает, как.
Об том напишите статью, будет полезно.

0

Так же в этой статье хотелось бы увидеть гораздо больше и более разнообразных примеров того, что такое качественная IT журналистика.

0

Комментарий удален

Нельзя не согласиться, по многим моментам грешен сам. А вот про фронтменов очень правильно. Это хорошо работает, благо была возможность уже не раз проверить и далеко не в одном издании (хотя и не о гаджетах).

0

"Главная проблема музыки в России" )

0

Комментарий удален

Читать все 22 комментария
Борис Добродеев покинет пост гендиректора VK — новым главой компании может стать сын Сергея Кириенко Статьи редакции

Он продолжит исполнять обязанности, пока совет директоров VK не назначит нового главу компании.

Борис Добродеев
Точка показала новогодний ролик об исчезнувшем предпринимателе

Банк для предпринимателей и предприятий Точка выпустил новогодний рекламный ролик, в котором главный герой из-за водоворота задач пропадает из собственной же жизни. Авторы хотели показать, как часто предпринимателям приходится отказываться от того, что они любят, чтобы их бизнес не стоял на месте.

Разработчик разговорных ИИ-технологий Just AI запустил сервис Aimyvoice для покупки и создания синтезированных голосов Статьи редакции

Голоса можно использовать для озвучивания книг, видеоигр, ассистентов, ботов, служб поддержки и другого.

Откуда берут взрослые деревья для парков и улиц

А также сколько они стоят и почему выращивать их — неплохой бизнес.

Как ваше настроение? Обучение модели для тонального анализа

В настоящий момент современное общество отводит большую роль в своей жизни общению в Интернете, где публикуется огромное количество различной информации, такой как обычные фотографии или отзывы на покупки, новые фильмы, качество полученных услуг и многое-многое другое. Вследствие этого часто появляются вопросы, связанные с получением оценки…

Какие баги в играх самые бесячие? Рассказывают геймеры

Когда любимая игра виснет, изображение фризит, а герой умирает на ровном месте — это адски бесит. Особенно если ждал релиза долгие месяцы (а то и годы!) В тексте собрали истории геймеров, в жизнь которых ворвались баги и проблемы с сетью.

«Газпром-медиа» заберёт у «Газпромбанка» долю в компании, контролирующей группу VK Статьи редакции

«Газпромбанк» решил внести 45% уставного капитала АО «МФ Технологии» в имущество «Газпром-медиа».

«Сбер» запустит агентство для продажи рекламы на всех площадках экосистемы Статьи редакции

Обсуждается использование банкоматов, как дополнительного места для объявлений, сообщают близкие к запуску источники.

S7 запустила подписку на услуги и сервисы авиакомпании — стоит от 149 рублей в месяц Статьи редакции

Можно бесплатно выбрать место, оформить багаж или возврат билета — в зависимости от тарифа.

«Яндекс» добавил в поиск рекламную галерею товаров с карточками разных магазинов Статьи редакции

В карточке указан сайт магазина, фотография товара, название, цена и возможная скидка.

Товарная галерея «Яндекс»
null