Гори, защищайся и улыбайся — как понравиться экспертному жюри на хакатоне

На экране смартфона истекают последние минуты отмерянных 48 часов. Час «икс» не завтра, не «скоро», он — сейчас. И вроде бы у спонтанно собравшейся двое суток назад команды все готово — вычищены основные ошибки в коде, нарисована презентация, которую уже можно смотреть без слез, и есть что ответить на вопрос-хит: «какую же все-таки проблему решает ваше гениальное приложение?».

Но вот одна за другой команды питчат свои проекты жюри — и кого-то валят вопросами, а кто-то уходит со сцены под одобрительные ремарки. Логично будет предположить, что происходит это вовсе не потому, что кому-то из членов экспертной группы не нравятся рыжие, а кто-то решил голосовать только за тех, кто пишет на «питоне». Так от чего же тогда? Спросим у Олега Мансурова — руководителя конкурса «Цифровой прорыв».

Ты зачем сюда пришел?

Совершенно очевидно, что тот самый «горящий взгляд» — это ваш пропуск в шорт-лист фаворитов хакатона. Никому в жюри не хочется видеть на пьедестале уставших от жизни, скептически настроенных снобов, которые заявились на соревнование, толком не осознавая конечной цели своего участия.

И здесь участники хакатонов еще в самом начале могут совершить большую ошибку — собрать команду по принципу «у нас самая классная идея». Как писал Эд Кэтмелл, экс-глава студии Pixar: «Правильные люди и правильная химия в команде куда важнее хорошей идеи». Когда вы ищете с кем объединить усилия, обращайте внимание на активность и общительность участников, в конце концов можно просто прямо спросить: «зачем ты здесь и что ты хочешь?».

«На хакатонах я в первую очередь обращаю внимание на то, как члены команды общаются между собой — если они постоянно совещаются, смеются — значит они априори располагают к себе экспертов, которые постоянно за ними наблюдают. Показывайте свою сплоченность, организованность, обаяние. Тогда вам не будет равных», — советует Владимир Габриелян, вице-президент, технический директор Mail.ru Group.

Валидация проблемы или слово бабушке

Вера в победу на хакатоне должна идти рука об руку с верой в предлагаемое вами решение. Ваш питч должен содержать минимум надоевших всем штампов и абстракций. Расскажите жюри о том, почему вы считаете эту проблему реально существующей. На этапе подготовки презентации вспомните всех своих родственников, друзей и врагов и найдите жизненный сценарий, в котором ваш продукт может сделать чей-то быт или бизнес лучше.

Позвоните бабушке, другу отца, своему врачу или бывшему начальнику и запишите их слова на диктофон. Этим вы сделаете ту проблему, которую решает ваш «хак», более реалистичной. Укреплять валидацию можно и прямо в ходе питча, например, задорно бросив в зал предложение: «те, кто постоянно теряет шнур зарядки от телефона — давайте поднимем руки!».

Другой очевидный способ — разыграть во время презентации проекта короткую сценку, наглядно демонстрирующую момент, когда пользователь сталкивается с очевидной проблемой. Импровизация, смелость и наглядность вашего питча дадут вам огромное преимущество перед стеснительными и зашоренными занудами.

Задай себе самый страшный вопрос заранее

Жюри обязательно будет задавать неудобные вопросы, и задача команды на подготовительном этапе — сформулировать самые очевидные из них и подготовить развернутый и аргументированный ответ. Для начала попробуйте ответить на такие вопросы:

- какова ваша бизнес-модель?

- как вы будете привлекать клиентов?

- чем вы отличаетесь от компаний X и Y?

- как ваш проект масштабируется?

- что будет с вашим решением в условиях суровой российской действительности?

Жюри может указать на несостыковки в вашей презентации, поэтому стоит уделить максимум внимания проверке логики аргументации и правдоподобности приведенных фактов и умозаключений. Если вы громко заявляете, что ваше приложение сделает работу кассиров в кинотеатре ненужной, то стоит заранее проверить, все ли российские пенсионеры-кинолюбы уже обзавелись смартфонами. Однако самый главный вопрос, который вам никогда не задаст жюри, звучит так: «готовы ли вы работать над проектом дальше после победы в хакатоне, не бросите ли вы его на середине пути?».

Пожалуйста, не молчи

В те несколько минут, которые отводятся на презентацию проекта, спикер команды должен все время говорить. Даже если жюри не задает никаких вопросов (например, потому что вы выступаете тридцать шестыми по счету), необходимо продолжать рассказывать о возможных сценариях использования, вспоминать, что хорошего сказали про ваш проект коллеги из других команд или вслух рассчитывать возможные способы выхода продукта на федеральный уровень.

В это же время ваши партнеры по команде могут соответствующим образом подгадывать со слайдами презентации. Все рассказано и показано? Поделитесь альтернативными идеями по реализации задуманного, которые вы не стали воплощать, аргументируйте почему. И пусть жюри устанет от вашей болтовни, но уж точно не сочтет вашу команду пассивной.

Сделай красиво

Если бы человеческий мозг не реагировал на яркий дизайн, гармоничные цветовые сочетания и емкие слова, то мы бы жили в мире одинаково серых, но исключительно практичных вещей. Презентация проекта с первым попавшимся под руку шаблоном Power Point, шрифтом Times New Roman и без единой иллюстрации — не лучший способ прибавить себе шансов на победу.

Сочетания приглушенных цветов, качественные изображения с фотобанков, приятный глазу шрифт — все это может действовать на «лиц, принимающих решение» на подсознательном уровне. Это говорит о том, что ваша команда серьезно относится к деталям и не будет жертвовать качеством продукта. Не менее важно умение составителя презентации сохранить правильный баланс между краткостью и чрезмерным растеканием мысли по древу. Старайтесь каждым слайдом отвечать на один вопрос и не нагружать его дополнительными смыслами.

И помните — не нужно жаловаться жюри на нехватку времени. Всем командам предоставляются равные возможности, и побеждает тот, кто может, уложившись в сроки, сделать работоспособное решение и красиво рассказать про него.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда