Бизнес из воздуха: Почему для захвата рынка достаточно хорошего интерфейса Статьи редакции

Издание TechCrunch опубликовало колонку Тома Гудвина, вице-президента по стратегии и инновациям маркетингового агентства Havas Media. В материале Гудвин рассказывает о том, почему всё больше компаний отказывается от производства «полного цикла» и старается предоставить пользователю только удобный интерфейс для решения его задач.

Инвестор Pinterest и Uber Скотт Бельски в своем блоге на Medium написал заметку, в которой попытался разобраться, чем повсеместное распространение «поставщиков интерфейсов» грозит рынку.

Uber, самая крупная в мире компания по вызову такси, не имеет своего таксопарка. Facebook, социальная сеть, где люди могут отслеживать все последние новости, не создает контент самостоятельно. У крупнейшего сервиса по поиску и аренде частного жилья Airbnb нет собственной недвижимости.

Очень интересно.

— Том Гудвин

С начала промышленной революции и до недавнего времени человечество разрабатывало сложные цепочки производства и поставки продукции — от дизайнеров к производителям, от дистрибьюторов к импортерам, оптовым и розничным продавцам. Миллиарды продуктов производятся по всему миру.

Но распространение интернета и смартфонов, считает Гудвин, начинает смещать акцент в другую сторону и разрушать устоявшуюся систему производства.

Интернет — мощная движущая сила, которая может моментально связать производителя с покупателем. В конце 1990-х годов, когда интернет получил мировое распространение, «средний» слой цепочки производства и доставки до покупателя начал постепенно исчезать. Множество компаний — от страховых агентств до технологических организации — стали продавать свои товары напрямую покупателю. Это позволило им избавиться от накладных расходов.

К 2015 году всё изменилось. Крупные организации осознали, что пользовательский интерфейс для них — всё. Бренды испугались сервисов, которые агрегируют их товары, — они становятся ближе к покупателю, чем сами производители, и получают больше власти, — но, как оказалось, уже поздно. Появился новый тип компаний, который стремительно захватывает рынок — «поставщики интерфейсов» для связи покупателя с производителем.

По мнению Бельски, наступила эпоха упрощения и агрегации. Производителей товаров стало слишком много, и чтобы пользователь мог понять, что именно ему нужно, ему хочется интегрировать их в единую систему, в которой клиент сможет сравнить все возможные варианты и выбрать лучший. Рынок подстраивается под потребителя, но массовое появление агрегаторов, хоть и хорошо для пользователя, грозит уничтожить связь между клиентом и производителем.

Если вы производите какую-то продукцию — настанет момент, когда вы будете вытеснены из сознания покупателя.

Конечно, поясняет Гудвин, остаются и компании полного цикла, которые самостоятельно проектируют, производят, раскручивают и продают свои продукты, не прибегая к помощи других, — предпочитают взаимодействовать со своими клиентами напрямую. Это такие организации, как Tesla, Warby Parker, BuzzFeed. Исследования, разработки и маркетинг обходятся им довольно дорого, их сложно масштабировать, но, по крайней мере, им не нужно делиться с другими своими доходами.

Поставщики интерфейсов

Такие компании — самые быстроразвивающиеся в истории ИТ. Uber, Alibaba, Airbnb, Twitter, WhatsApp, Facebook, Google — все они лишь разрабатывают интерфейсы, при помощи которых пользователь может получить доступ ко всем нужным ему товарам и услугам, считает Том Гудвин.

Лучшего бизнеса попросту не существует.

Тогда как The New York Times тратит огромные средства на создание контента, закупку бумаги, редактирование, печать и распространение газеты, Facebook и Twitter предоставляют пользователям инструменты для написания и продвижения своих текстов.

Интерфейс, по мнению Гудвина, — это основная ценность любого товара и именно то, что приносит ему прибыль.

«Весы Withings могли бы стоить в пять раз больше других весов, потому что у них есть удобное приложение, которое не только позволяет отслеживать вес, но и предлагает варианты диет и следит за тем, чтобы вес не выходил за границы нормы. Система освещения Phillips Hue может зарабатывать в тысячу раз больше, чем производители лампочек, потому что она предоставляет пользователю интерфейс для удобного управления светом в доме».

Что дальше

Компании, агрегирующие товары и услуги, такие как Uber, Flipboard и Airbnb — лишь первое поколение подобных приложений. За ними, как считает Бельски, последует вторая волна — и она обещает быть ещё более интересной.

Например, уже сейчас Google Now позволяет пользователю заказать поездку в Uber. Получается, что два удобных пользовательских интерфейса, которыми пользуется огромное количество людей, интегрированы в один.

У компаний, которые смогут успешно объединить свои услуги в один интерфейс, как отмечает инвестор Скотт Бельски, есть шанс «встряхнуть» отрасль. «Прекрасный пример такого интерфейса — Google Maps. Кроме того, я слышал о сервисе, который агрегирует и сравнивает цены на аренду недвижимости самых популярных сервисов — Airbnb, HomeAway и других».

Когда пользователь лоялен к интерфейсу, ему не важно, что за компании и механизмы за ним стоят.

Чаще всего, говорит Бельски, пользователи делают свой выбор в пользу той или иной компании, основываясь именно на интерфейсе взаимодействия с ней. Проекты «второго поколения» смогут объединить множество услуг в одну, упрощая доступ ко всем подключенным сервисам.

Кто выиграет в эпоху агрегированных интерфейсов

В первую очередь, пользователи. Упрощенные интерфейсы, объединяющие множество услуг, смогут улучшить пользовательский опыт и уменьшить количество проблем, с которыми сталкивается потребитель.

На самом деле, как отмечает Бельски, производители, в конечном итоге, тоже выиграют. Они утратят свою идентичность — но обретут более широкую аудиторию и возможности бесшовной интеграции всех своих услуг и товаров в один интерфейс. Кроме того, возрастет рыночная конкуренция — потому что главным фактором, на который будет обращать внимание пользователь, станет стоимость и качество товара, а не то, откуда его доставляют, под каким брендом он производится и так далее.

Однако главными победителями в этой ситуации станут дизайнеры интерфейсов. Успех любой компании, говорит Бельски, будет полностью зависеть от качества работы её дизайнера-проектировщика. Организации станут одержимы проектированием и тестированием интерфейсов. Успешность проектов будет измеряться уровнем лояльности клиентов.

Чему учит распространение интерфейсов

Скотт Бельски считает, что из сложившейся ситуации можно вынести три очевидных урока:

  1. Пользовательский интерфейс порой значит для успеха компании гораздо больше, чем качество самого продукта.
  2. Главным преимуществом любого продукта становится удобство, скорость и простота использования — причем не в качестве отдельного сервиса, а в связке с другими проектами, которые вместе стремятся сделать жизнь потребителя лучше.
  3. Чтобы выжить в новую эпоху, нельзя руководствоваться принципами разделения сервисов на атомарные составляющие. Наоборот, важно интегрировать отдельные специализированные приложения — будущее за объединенными интерфейсами.
0
35 комментариев
Написать комментарий...
Natalia Yurchenko

Автор вероятно имеет в виду интерфейс в широком смысле слова, а не только пользовательский интерфейс программного продукта. Логистическая компания - интерфейс взаимодействия между отправителем и получателем груза, аналогично uber.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Борзенко

а реальность - интерфейс взаимодействия между разумными сознаниями :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Роман Борзенко

это не просто интерфейс, это логистика

Ответить
Развернуть ветку
Alex Demin

Согласен. Это как раз то, что называется "утрировать". Типа Волмарт, это всего лишь полка для товаров.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Артём Комаров

Какая чепуха, а не статья. Сейчас я один из партнеров Убера в Питере, и там настолько много всего сделано, что говорить о нем только как о пользовательской аппликухе просто глупо. Для начала там есть еще и партнерское приложение и отдельная система для работы. Кроме этого есть команды которые привлекают партнеров и команды привлекающие клиентов, логика и инфраструктура для распределения заказов и процессинг и генерация документов. При этом я рассказал только очевидные вещи, не очевидности не уверен, что можно рассказывать. Так что там осень много чего, кроме приложения.

Ответить
Развернуть ветку
Dimm Che

"... - Дядя, ты тупой?"©

Причём тут документогенерация для таких, как вы "партнеров"? Убер для клиента - сервис, позволяющий уехать. Для водителя - сервис предложения заказов.
Он не возит и не едет сам. Он - интерфейс

Ответить
Развернуть ветку
Anarchy in startup

Тут стоит добавить про то как налажена работа уборщиков на этаже в главном офисе, сколько труда и времени затрачено на оптимальное достижение цели. А что говорить, вот, про буфет, там же своя ценовая политика, свой микрорынок!

Ответить
Развернуть ветку
Anarchy in startup

Нужно срочно проверить их партнерку в буфет по продаже мини-пицц.

Ответить
Развернуть ветку
Tom Andreevich Zarubin

Таксист?

Ответить
Развернуть ветку
Борислав Гром

Тёма, ты сказал, как в воду пукнул. Жалко Убер, если у него такие партнёры. Я пользуюсь Яндекс Такси, надеюсь, там партнёры другие.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexander Desyatnik

Ну слава богу про интерфейсы почти поняли. Осталось подняться на уровень выше и понять, что важнее интерфейсов - наличие API. Сделайте нормалmный API и отдай в народ - интерфейсы, агрегаторы и чего вы там еще в статье назвали вам придумают.

Ответить
Развернуть ветку
GM2mars

Формула:
1. Делаем удобный интерфейс для поставщиков (таксисты, производители, писатели, музыканты)
2. Делаем удобный интерфейс для потребителей (пользователи)
3. Запускаем

И я с этим согласен. Достаточно предоставить для работы удобные инструменты, а производители и потребители найдутся.

Общеизвестные принципы переложенные на интернет сервисы.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Portnoy

И получается двунаправленная сеть, которую хрен запустишь, бро =)

Ответить
Развернуть ветку
GM2mars

Uber, Alibaba, airbnd, avito и сотник других сервисов запустились... бро =)

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Portnoy

Бро, фактически, это единицы из пытающихся ;) Модель всем ясна, а по количеству конкурентов видно, насколько сложно реализовать на уровне.

Ответить
Развернуть ветку
Anarchy in startup

Потому-что факторов успеха миллионы: от того кто в команде - до того кто первый пользователь.

Часто собираются инженерные команды, которые точат продукт до усырачки, с кучей фичь загагулин. Посмотришь, вроде круто и красиво даже,но их популяризация продукта дальше странички в соц сетях не идет, они ждут ману небесную, мол все такие гуляют по интернетам, и вдруг опа, какой классный сайт.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Portnoy

Я просто к тому, что двунаправленную сеть пилить на порядок сложнее и дороже. Ведь там нужно держать в тонусе как заказчиков, так и исполнителей.

Ответить
Развернуть ветку
Siliconrus

Без $ не выловишь рыбку из пруда + удобный интерфейс )

Ответить
Развернуть ветку
Bear Grylls

Nike не производит кроссовки, Apple не производит компьютеры. Все это менеджмент компании.

Ответить
Развернуть ветку
GM2mars
Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Marat Khadu

И так всегда! Как только появится некая тенденция, пусть и небольшая, так тут де разные "эксперты" начинают рассказывать об этом как о целом направлении и что по другому уде не будет. Куда ветер дунет, туда и "эксперты" дышат.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Grammakov

Черного лебедя на них нет

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Гусев

Google просто интерфейс… Посмеялся, да «картинка» сопоставимая по сложности с космической программой отправки человека в космос

Ответить
Развернуть ветку
Anton Shamanaev

Uber не демпингом, а интерфейсом захватывает рынок, да?

Ответить
Развернуть ветку
Anarchy in startup

Я например пользуюсь Uklon'ом потому что там не нужно говорить с диспетчером и есть удобное мобильное приложение.

К примеру, в конце рабочего дня кладу телефон, запускаю поиск и сижу себе дальше работаю, а оно само ищет машину на то время которое я указал сразу с завышеной стоимостью, чтобы быстрее машина была. А не "Хорошо, подождите минуточку я поищу свободную машинку" через 5 минут "машинок нет" - и все, клади трубку и кури стой (20й век какой-то).

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Gutorov

"нельзя руководствоваться принципами разделения сервисов на атомарные составляющие"

читал на днях, что гугл собирается разделить г+ на два или три сервиса.

Ответить
Развернуть ветку
Не сижу в соц сетях

а какой сайт парсить и сравнивает эйрбнб и хоумэвей?

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Петрова

Согласна со статьей. И в ней приведены не все примеры т.н. полки для товаров. Все забыли о знаменитом на весь мир ebay или aliexpres. А фирмы по организации свадеб? Или прокат лимузинов? Сродни той компании не имея собственного парка такси берут заявки. Это уже норма, не имея товара или услуги предлагать её. А хорошо это или плохо решать нам. Лично я думаю, что если это неотражается на кошельке конечного потребителя, то это норм. Хотя определенной скидкебудет рад каждый. Так что выводы делаем сами к кому обращаться. К посредникам или поставщикам.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Tom Andreevich Zarubin

Автор говорит про UI. Только кому какое дело, всем похуй.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Alexandrovich

UI == user interface

что-то не так?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Красноперов

агрегация наряду с монофункцией

Ответить
Развернуть ветку
Siliconrus

Мне иногда ничего не хочется комментировать про приложения такси, по моему их уже слишком и так слишком много, рынок перенасыщен. Дальше будет выигрывать тот кто будет удобней, дешевле и технологичнее. Возможно это будет Гугл(Uber) с Эппл, Яндекс со своим Я Такси.

Ответить
Развернуть ветку
Dina Lunaevskaya

Не могу не согласиться с автором. Так как имеется небольшой опыт в созданиии стартапов, из которых самый простой в использоавнии (https://videolink2.me) стал популярным среди интернет пользователей США и по-моему заслужено.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexandr Philippov

Гудвин америку открыл

Ответить
Развернуть ветку
Mitray Lysenko

Важна экосистема, а не интерфейс. Я создал тематическую социальную сеть с отличным функционалом, но люди все равно сидят на тематическом форуме.

Ответить
Развернуть ветку
32 комментария
Раскрывать всегда