Офтоп Daria Khokhlova
12 521

Личный опыт: Секреты построения и управления распределенной командой стартапа

Ольга Бруковская, одна из сооснователей Choister — сервиса по поиску недвижимости в рунете — рассказала ЦП об опыте построения и управления распределенной командой стартапа, рисках, подводных камнях и о том, как их избежать.

Как Choister стал распределенной командой

Еще на стадии запуска бета-версии Choister мы с кофаундерами работали над проектом из не просто разных городов — из разных стран (они из России, я из США, где заканчивала обучение в университете Беркли). И нам этот опыт показался настолько удачным, что на этапе построения компании мы решили сохранить его и постараться масштабировать. Сейчас сотрудники Choister живут в Сан-Франциско, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Сан-Диего, Калининграде, Саранске, Лондоне и, конечно же, Москве, где и находится главный офис.

Плюсы и минусы

Дешевизна — главный и наиболее очевидный плюс распределенной команды. В переводе на «язык менеджера» — оптимизация затрат на ФЗП, аренду офисов и обеспечение рабочих мест.

Признанный минус распределенной команды — более замедленный по сравнению с локальной командой темп ведения разработки. С другой распространенной проблемой — низкое качество такой разработки — мы никогда не сталкивались.

Бичом удаленных и распределенных команд также является скорость получения ответа или решения. Задачи скорости мы решаем через короткие ежедневные сет-апы рабочих групп с лидами, лидов с кофаундерами и так далее. Для письменной коммуникации существует правило ответа на письма в течение двух часов (разработчикам можно отвлекаться на почту реже).

Основные риски и трудности — это коммуникация, интеграция, транзакционные издержки, управляемость, оценка эффективности, «правильные» люди. В случае Сhoister нам также пришлось иметь дело с разницей часовых поясов от 2 до 11 часов.  

Зачем Choister распределенная команда

Решение создавать распределенную команду помогло нам сэкономить до 30% на ФЗП, аренде офисов и обеспечении рабочих мест. Для стартапа, даже хорошо профинансированного, это огромный плюс и несколько дополнительных месяцев существования по результатам года.

Кроме того, формат распределенной команды позволяет нам в условиях дикой конкуренции за таланты иметь в команде в высшей степени опытных и профессиональных людей из регионов.

Как построить эффективную работу распределенной команды

Нужно продумать защиту от наступления основных рисков, связанных с разницей часовых поясов, транзакционными издержками, а также дефектами и сбоями в коммуникациях, интеграции, управляемости, оценке эффективности, найме.

Менеджменту нужно быть готовыми к суровой самодисциплине, постоянному анализу ситуации, скоростному самообучению, прозрачности и тому, что их работа — не командовать, а обеспечивать работоспособность и иногда принимать решения.

Менеджер в распределенной команде становится сервисной службой по фактически исполняемым задачам, но при этом должен удержать авторитет и не сдать позицию alpha dog.

Кого нанимать в распределенную команду

Мы уже обозначили, что основным преимуществом удаленной команды является возможность нанять профессионалов по цене ниже рыночной для вашего основного региона.

Очевидно, что первое требование к кандидату: высокий профессионализм. В зависимости от позиции это должно быть описано в конкретных навыках и знаниях. В идеальном мире — в измеримых категориях: баллах, профессиональных сертификатах, численно выраженных достижениях, местах, занятых на Олимпиадах и конкурсах и пр. Но мы живем в неидеальном мире — поэтому смотрите на конкретные работы. Разговаривайте, давайте тесты.

Но только на профессиональных характеристиках останавливаться нельзя, специфика организации труда в данном случае требует специальных личностных характеристик и свойств.

Вас интересуют умные, инициативные и ответственные люди. Ответственность является обязательным качеством кандидата в распределенную команду, так как вне физического и визуального контакта с коллегами и менеджментом люди, не склонные принимать ответственность, работают неэффективно.

С инициативой немного сложнее, так как вы, скорее всего, набираете разработчиков, а не секретарей партийной ячейки или мерчендайзеров. Тогда в вашем случае инициатива бывает двух типов: ответственная и «бесшабашная» (необдуманная).

Инициатива ответственная — это обдуманные, рациональные действия для достижения целей компании, предпринятые самостоятельно в случае, если действовать сообща не было возможности.

Инициатива «бесшабашная» — это зло в кубе. Её характерными признаками являются отсутствие плана действий и оценки последствий, подмена целей, и нанесенный вред.

Ответственность и инициативность лучше проверять кейсами или детальным рассказом о каком-то уже свершившемся опыте. Вас интересуют ситуации, в которых человек будет брать на себя ответственность или предпочтет переложить ее на других.

Коммуникации

Неэффективно организованные коммуникации — главный источник  транзакционных издержек распределенной команды. Этот фактор напрямую влияет на сроки и качество разработки.

Тут логично сначала рассказать, как мы в Choister решаем проблему разных часовых поясов. Мы ввели правило обязательного пересечения взаимосвязанных сотрудников — пять рабочих часов в день. В случае большого расхождения во времени (11 часов с Западным побережьем) нам пришлось много экспериментировать и решать вопрос в индивидуальном порядке.

Поэтому, например, мой рабочий день начинается в шесть утра и в 13:00 прерывается. В следующий раз я должна быть доступна с 22:00 до 24:00. Таким образом, я пересекаюсь с расположенными в городах России и Европы командой продавцов, маркетингом и проджект-менеджером от пяти до семи часов в день. Сотрудники в России также идут нам навстречу и часто доступны для звонков и совещаний в ночное время (естественно, приходя при этом в офис позже обычного).

Для некоторых подразделений, например, отдела продаж, задачи которых меняются крайне редко, мы разработали форму ежедневного письма,  являющегося гибридом отчета и вопросника. При этом в правиле мы четко оговорили, что именно нужно писать в отчете, какие данные приводить, как аргументированно задать вопрос. По сути, описали в правиле, как отчитываться и спрашивать так, чтобы для ответа не потребовалось запрашивать дополнительную информацию.

Чтение и ответ на одно такое письмо составляет 60-100 секунд, то есть я могу себе позволить ежедневный контакт с каждым членом команды продаж.

Важно помнить, что задачами коммуникации внутри команды являются: распространение информации, обсуждение, принятие решений, контроль качества, обмен мнениями, обратная связь. Задача менеджмента — убедиться, что ни одна из этих функций не пущена на самотек, но и не перегружена.

Единое информационное поле

Критичным для распределенной команды является создание и поддержание единого информационное поля. При его нарушении возникают разночтения задач, приоритетов, результатов и, как следствие, возникает неразбериха, упадок духа и демотивация коллектива. Чтобы этого не произошло, нужна единая база знаний.

Мы столкнулись с проблемой приучения сотрудников к пользованию базой знаний. И пришли к очень простому решению: понятная, удобная структура каждого раздела и возможность поиска по ключевым словам, а также правило запрета отвечать на вопрос, ответ на который описан в базе.

Особенное внимание уделите тому, чем участники команд владеют сообща:  собрание успешных кейсов, перечень клиентских возражений с рекомендованными ответами, архитектура, исходный код, знания о системе, методология разработки.

Планирование и точки контроля

Одна из сложностей в работе с распределенной командой состоит в выработке не своей системы ведения планов, отчетов, контроля задач для каждого из департаментов. Для разного типа сотрудников мы построили разные системы управления — для разработчиков, для сейлзов и для маркетологов они разные. В Choister используется около пяти-шести разных систем по контролю задач — это и Trello, и «Битрикс», и многие другие. Это создает определенные сложности для менеджмента, но они с лихвой компенсируются ростом результативности всей команды.

Завещание менеджменту

Нужно быть крайне пунктуальными в так называемом общем времени. Команда, сидящая в США, Лондоне, Берлине, Москве и на Урале, имеет не так много пересечений по часовым поясам для проведения совещаний и видеовстреч — фактически, это всего несколько часов в сутки. Тут нужно проявить известную жесткость и требовать присутствия каждого как минимум в эти часы.

У вас будет создаваться ощущение, что человек работает мало, просто от того, что вы его не видите или мало пересекаетесь с ним по времени. Помните — это лишь впечатление. Оценивайте работу по результату, а не по времени, в которое он был «зеленым» в мессенджере.

Если мы замечаем, что кто-то из сотрудников перестает справляться с потоком работы, в первую очередь мы ищем причины в планировании, постановке и оценке задач. Почему? Потому что компетенции сотрудника мы проверили на входе, и не один человек, а несколько представителей команды. Если вдруг что-то изменилось — мы разбираемся в менеджменте.

Отдельно стоит убедиться, что дело не во внезапно упавшей инициативности и активности сотрудника. Если это так, кто-то из нас разговаривает с ним по душам, убеждается, что у сотрудника дома все хорошо, а если нет — стараемся помочь всем, чем можем. Ушедшую жену мы, конечно, не вернем, но можем поддержать и даже познакомить с красивой соседкой.

Важно управлять людьми так, чтобы от разговора с руководством ни в коем случае не падал уровень мотивации. К сожалению, самобытный российский менеджмент обычно беспощаден в этом смысле. Руководство часто решает свои личные проблемы за счет сотрудников — у нас это жесткое табу, и мы с партнерами следим за этим очень строго.

Первым делом — четкий анализ, и только потом аккуратное замечание про качество или сроки работы. И обязательно отметить достижения — ведь человек уже доказал свою ценность компании.


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

#Колонка #личный_опыт #удаленная_работа #Колонка #распределенная_команда #плюсы_минусы_подводные_камни #choister #как_работать_в_распределенной_команде #управление_распределенной_командой

Статьи по теме
Домашка провалена: IT-гиганты больше не хотят поощрять удаленную работу
{ "author_name": "Daria Khokhlova", "author_type": "editor", "tags": ["\u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435_\u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439_\u043a\u043e\u043c\u0430\u043d\u0434\u043e\u0439","\u0443\u0434\u0430\u043b\u0435\u043d\u043d\u0430\u044f_\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430","\u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u043d\u0430\u044f_\u043a\u043e\u043c\u0430\u043d\u0434\u0430","\u043f\u043b\u044e\u0441\u044b_\u043c\u0438\u043d\u0443\u0441\u044b_\u043f\u043e\u0434\u0432\u043e\u0434\u043d\u044b\u0435_\u043a\u0430\u043c\u043d\u0438","\u043b\u0438\u0447\u043d\u044b\u0439_\u043e\u043f\u044b\u0442","\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u043a\u0430\u043a_\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c_\u0432_\u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439_\u043a\u043e\u043c\u0430\u043d\u0434\u0435","choister"], "comments": 38, "likes": 21, "favorites": 14, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 7051, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Fri, 06 Mar 2015 10:35:03 +0300" }
{ "id": 7051, "author_id": 5723, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/7051\/get","add":"\/comments\/7051\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/7051"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791, "possessions": [] }

38 комментариев 38 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
9

АХАХ, работал там полгода, шляпа, начальство невменяемое совершенно, Константин Заславский и Алексей Низовских, хотели чтобы работал как лошадь без повышения ЗП и премий ( с премиями вообще интересно выходило, говорили дадут, пахал как лошадь, а потом сообщали,типа: "извини, чувак, не дадим премию, иди лесом") а если не согласен - начинали орать как умалишенные ( причем один орет, а другой прячется за орущим, и изредка что-то выкрикивает, как будто боится получить по голове ). Бррр, как вспомню

Ответить
14

когда знаешь "кухню" проекта / стартапа, очень забавно читать фразы из серии "И обязательно отметить достижения — ведь человек уже доказал свою ценность компании"

Ответить
9

Не знаю как вам, а мне нравится смотреть на офисы технологических компаний. Вот тут больше— http://www.officefetish.co

Ответить
1

Кстати, интересно

Ответить
1

Классный сайт

Ответить
10

Извините, но когда читаешь про команду из разных стран, думаешь "вот это круть и делают что-то крутое". А когда открываешь и видишь очередной агрегатор недвижимости с заваленным AdSense, то думаешь, а может и правильно, что РФ СМИ не замечает такие проекты.

Ответить
4

Не знаю, чем примечательны Ольга Бруковская и ее стартап (первый раз слышу), но если кому-то интересна тема статьи, рекомендую начать вот с этого:
- https://hbr.org/2014/12/getting-virtual-teams-right

Вот тут подробнее:
- http://graphics.eiu.com/upload/eb/NEC_Managing_virtual_teams_WEB.pdf

Ответить
2

Когда человек на фото типа говорит по телефону - напрягает, очень постановочно выглядит. Как бы положительно-деловой образ.

Ответить
–2

Лёля, ты знаешь... Наверное, у тебя лучше получится в нормальных женских сферах: замужество, детки, семья, домашний очаг. А вот Чойсер - это какая-то шляпа. После emls.ru. не надо этим заниматься.

Ответить
0

Неужели очередная эмигрантка, переучившаяся у пиндосов за бабки родаков, и теперь создающая очередной гугл? Это такая форма понтования у мажоров 21-го века: не только тачки, клубы и кокс, но и бесполезные, но дорогие стартапики и сайтики?

Ответить
0

Что ты несешь, что ты несешь.

Ответить
1

ждем от вас статью на ЦП как вы убиваете зверей копьями, а потом строите дома из глины. Проявите себя в типично мужской сфере!

Ответить

1

Очень интересно, давно хотелось почитать о практике организации распределенной работы.

Ольга, вопрос: а какими программными средствами у вас организуется база знаний?

Ответить
1

Вроде в основном правильно но нет цимеса-деталей. Поэтому херня, болтология в действии

Ответить

0

Багуля: Отмасштабировать карту города -> Сменить город -> Грусть, т.к. я остался на координатах предыдущего города...

Ответить
–1

Дмитрий, а киданите багулю на wtf@choister.net подробно, все будут рады :)

Ответить
6

Gregor, до чего ж вы ленивые

Ответить
2

Не то чтобы я был большим экспертом в QA, но что-то подсказывает мне, что ничего плохого в том, чтобы предложить пользователям писать об ошибках - нет. Вы, видимо, приходите в ужас, когда на сайте видите фразу "Нашли ошибку? Сообщите нам!"

Ответить
8

Нет, я прихожу от ужаса, что человек вам написал баг, а вы посылаете его на почту, вместо того, чтобы самому поработать (пообщаться) "на месте" или написать в личку и выяснить причину.

Ответить
–1

Андрей, не в курсе, конечно, ваших познаний в конфликтологии дам или QA, но обычно любой пойманный баг воспроизводится в самом сервисе сначала, а потом предлагается пользователю (при его желании) - прислать подробности. Ну, чтоб быть уверенным, что баг на разных платформах и браузерах не ловится больше ни у кого. Странно, что элементарные вещи приводят вас в ужас.

Ес

Ответить
0

Как говорил наш преподаватель: "Оправдание, как дырка в ..опе - есть у каждого". Свою лень вы можете оправдывать как угодно. Вместо траты времени на комментарии, давно бы уже узнали у человека, где у него бага и попарвили ее. Если у него и нет баги, то все равно бы уточнили. А так сидити яйца мнете.

Ответить
6

обожаю ЦП !!!
Тему (с багом) поднял один человек, а вы*бывается за него - другой : )

А-а-а-а, я понял, кто-то не перелогинился! : )))

Ответить
0

Вы там в Choister решили всех в комментарии притащить, вместо того чтобы баг править?

Ответить
2

давно бы уже узнали у человека, где у него бага

Так он и спросил. Что не так? Надо было приехать к человеку в гости и понаблюдать глазами? Как вы себе это представляете?

Ответить
2

Для этого надо было 1 крутануть колесо на мышке и 2 раза щелкнуть левой кнопкой, а не писать письма в саппорт и делать скринкасты. И, если эта проблема воспроизводится на Вин8.1 + ласт версия хрома, то это должно беспокоить создателей сервиса, а не меня, который зашёл на него впервые только из-за того, что увидел ссылку на ЦП.
Есть куча кайфовых кейсов, когда СММщики дают фидбэк прямо в твиттерах/инстаграммах/комментах, чем позитивно настраивают кучу пользователей, видящих это. А в этом случае - тьфу.

Ответить
2

Обычно нужно каналы фидбэка искать не только в 1 ящике саппорта, но и хотя бы мониторить обсуждения сервиса в сети.

Ответить
0

Наконец-то, хоть еще один здравомыслящий человек.

Ответить

0

Оля, замечательные рекомендации! Спасибо за публикацию!

Ответить
0

А чем пользуетесь для базы знаний?

Ответить
1

Мы в YouScan пользуемся Yammer - там можно тегировать контент, довольно удобно. Для клиентской базы знаний, которая смотрит наружу - Copiny (http://feedback.youscan.ru/knowledgebase)

Ответить
–1

Есть такая штука google.docs он же google.drive он же база знаний он же кладезь премудрастей. Так вот там можно хоть 'слет василис по обмену премудрастями' устраивать.

Ответить
0

Да вы что? Не может быть!
Про Гугл.докс знаю, но ищу варианты (почему именно, расписывать неохота). Когда-то пользовался Hackpad'ом, например (ещё до его покупки Dropbox'ом, прошу заметить).

Ответить

0

Колонка интересная, спасибо! Хорошо бы подробнее услышать о самом проекте: когда и с чего начинали, чем лучше аналогов, структура компании, ключевые показатели, работа с инвесторами, задачи и планы на ближайшее будущее. Потому как, к сожалению, за красивыми словами и навороченными формулировками оказывается мыльный пузырь. Не в обиду Ольге будет сказано, но аренда офиса и сопутствующие с этим расходы в серьезном проекте не играют решающей роли а-ля "экономия

Ответить
0

на аренде офиса даст за год дополнительные пару месяцев жизни проекту"

Ответить
0

Для таких стартапов, как Choister, важна чистота и качество базы. Было бы интересно почитать пост, освещающий, как чойстер работает с вопросом качества своей базы. Здесь немного обсуждали год назад: https://roem.ru/15-06-2013/116038/brukovskaya-zapustila-agregator-cianov-choisterru/

Ответить

0

А где секреты?

Ответить

0

Похоже на краткий реферат книги "REMOTE: Офис не обязателен" ;) Рекомендую почитать её тем, кто хочет строить распределенные команды.

Ответить
–1

вообще подозрительная тенденция - как грохнул кризис, так ажно на телевизоре сразу стали рекламировать сайты по недвижимости. недвижимость меня кормит, но я этими ... не то что не пользуюсь, я о них и не слышал никогда. и вот еще один. никакой и ни о чем.
"симптоматично, однако" (с)

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }