Оффтоп Konstantin Panphilov
13 934

Мешает ли опенспейс сосредоточиться на работе

Офисные сотрудники регулярно обсуждают эффективность опенспейсов — рабочего пространства, в котором все работники сидят в одном месте и видят друг друга. ЦП предлагает читателям ознакомиться с мнениями представителей российской ИТ-индустрии и обсудить пользу открытых пространств.

В недавней колонке главный редактор Look At Me Маргарита Попова высказала своё мнение об опенспейсах: пространство, призванное обеспечить циркулирование свежих идей и их воплощений, оказалось «одним из самых печальных мест на свете»: в открытом офисе, как минимум, сложно сконцентироваться на работе.

В то же время, серия подборок на ЦП показала, что большая часть российских и заграничных офисов состоит именно из опенспейсов — вероятно, работодатели привыкли считать именно эту форму организации рабочего пространства наиболее эффективной.

Своим мнением поделились представителям российской ИТ-индустрии.

Анна Лелюк «1C-Битрикс», PR-менеджер

Я работаю в опенспейсе. Это вопрос привычки. Из минусов — постоянные телефонные разговоры, да и в принципе разговоры. Это отвлекает, когда нужно сосредоточиться. Из плюсов — оперативно получаешь ответ на любой вопрос.

Ольга Розумий«Нетология», PR-менеджер

Если грамотно разграничить опенспейс и зоны, где можно уединиться, то вполне рабочий вариант. Но в российских компаниях часто забывают про зоны «для интровертов» и сажают всех в одну большую комнату, с полным отсутствием личного пространства. Такой вариант очень вредит продуктивности.

В нашей компании, например, вопрос решается тем, что сотрудникам не обязательно каждый день работать из офиса. Офис — это место для синхронизации с коллегами, но не принудиловка. Думаю, что такой вариант оптимален.

Иван Колыхаловпредприниматель

Всех, кто по работе говорит в трубку (продажники, аккаунты), необходимо переместить в звукоизолированную зону. Остальным опенспейс тогда будет в кайф, иначе — ад.

Алексей Федотов Indanet, старший PR-менеджер

Главный минус — постепенно появляется со временем остро-маниакальный психоз. То есть иногда чувствуешь назойливое желание убить человека. Периодически массово. Зато не одиноко, всё время на людях. В носу не поковыряешься, а это дисциплинирует. Хотя не всех.

Жанна АмироваLokata, связи с общественностью

Для пишущего человека ужасно, мешают все. А в период сезонных инфекций у тебя просто нет шансов, один бациллоноситесь инфицирует сразу 5-20 человек. Зато когда есть командный дух, опенспейс в плюс. Когда его нет, опенспейс не помогает, а мешает.

Ольга АлексееваYota, пресс-секретарь

Опенспейс опенспейсу рознь. Когда я пришла в РИА Новости из небольшой редакции, в которой даже с коллегой за соседним столом было принято переписываться в мессенджере, агентский опенспейс показался адом: сотня журналистов вокруг, которые беспрерывно кому-то звонят, с кем-то разговаривают. Кажется, первые два месяца я слышала голоса в голове на протяжении еще двух часов после того, как выходила с работы.

Потом привыкла. И когда ушла из РИА Новости в YouDo, небольшой опенспейс компании, в котором в основном сидели программисты, почти всегда был наполнен гробовой тишиной. Только зловеще стучали клавиши.

Ксения Рабинович«Кошелёк», менеджер по маркетингу и PR

Если все в порядке с вентиляцией и освещением, работать в едином пространстве удобно. Всегда можно потыкать палочкой соседа и быстро найти ответы на вопросы. Только главным секретом комфорта в такой ситуации становятся наушники. Хорошие. Очень хорошие.

Ася МасленниковаEF Corporate Solutions, директор по маркетингу

Мне очень хорошо, я всех вижу и всё знаю. Уже так привыкла, что если надо в командировке в гостинице поработать, то спускаюсь в холл. Правда, родители до сих пор не понимают, как это у меня нет кабинета.

Владимир Зыков«Известия», журналист

Я работаю в опенспейсе. Нормально. Больше пространства — больше воздуха. Но и шума больше. Правда, организм уже приспособился и не замечает других.

Иван КузнецовSuperjob, руководитель пресс-службы

Из очевидных плюсов — контакт быстрее, когда видишь человека. Подошел и задал вопрос. Минусы ровно те же — к тебе любой подошел и задал вопрос, вне зависимости от того, насколько ты готов его выслушать.

Антон Шаяхов«Кнопка», маркетолог

Во времена, когда я работал в Aviasales, было круто: все сидели и работали молча, никто особо не орал и не бегал. Хочешь поговорить по телефону или Skype — пойди на улицу или в одну из пустующих комнат.

В «Кнопке» в Москве у нас сейчас тоже не опенспейс, а отдельные кабинеты. Это очень даже удобно. Сотрудники все рядом, только сидят в соседних кабинетах, при этом соблюдается определенная тишина и уют в офисе. Правда нас пока что четыре человека всего, это мало, чтобы говорить однозначно о вреде или полезности опенспейса. Говорят, что опенспейс помогает сделать работу сотрудников прозрачной. Мы же говорим, что надо их мотивировать и они с хорошей мотивацией могут работать даже из дома.

Я своим московским коллегам доверяю как себе, и у меня нет ощущения, что кто-то халявит. Так что решать проблему неработающего сотрудника надо не опенспейсом, а мотивацией работника. И вообще, у нас в «Кнопке» внедрена холакратия (мы про это на «Хабре» много писали), а холакратия подразумевает, что каждый работает как на себя лично.

Я вот очень люблю поговорить и поржать, поэтому мне в опенспейсе определенно будет хуже. Тишина должна быть в библиотеке.

И да, я в паре проектов работал в опенспейсе — у меня через некоторое время начинала болеть голова от постоянного кипиша. Даже если сидишь в наушниках, все равно перед глазами какой-то информационный шум. У нас вот прямо был турбоклассический опенспейс, когда ты можешь сидеть спиной к проходу, все за тобой ходят, иногда задевают, иногда норовят рассказать какую-нибудь нафиг не нужную новость. Ничего хорошего.

Антон Пантелеев«М.Видео», пресс-секретарь

Всю жизнь в опенспейсе работаю. Никаких неудобств не вижу: сразу знакомишься, с кем надо, более здоровая и открытая атмосфера. В одной конторе какое-то время сидел в кабинете — чуть не стух от скуки. Нужно сосредоточиться — наушники надеваешь и всё.

#золотойфонд #Офис #работа #опенспейс

Статьи по теме
Решение проблемы опенспейса: USB-индикатор занятости сотрудника
{ "author_name": "Konstantin Panphilov", "author_type": "editor", "tags": ["\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430","\u043e\u0444\u0438\u0441","\u043e\u043f\u0435\u043d\u0441\u043f\u0435\u0439\u0441","\u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u043e\u0439\u0444\u043e\u043d\u0434"], "comments": 32, "likes": 22, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 7156, "is_wide": true }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15388' + '59599') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 7156, "author_id": 3, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/7156\/get","add":"\/comments\/7156\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/7156"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

32 комментария 32 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
23

И никто не спросил разработчиков, зашибись.
Очень понравились фразы про "быстрый ответ", "можно потыкать палочкой" и все такое. Конечно, когда у тебя работа не требует особой мозговой деятельности, так легко потыкать кого палочкой и потрепаться по задаче. А разработчик сидит, строит там свои хрустальные замки из абстракций, вникает в дело, и тут какой-нибудь хрен-пойми-кто тыкает его палочкой и спрашивает про какую-то муть. Ну а чо, отвлек всего на полминуты, нормально ведь! А программисту потом опять замки строить...
Мне даже дома приходится из-за этого ночью работать, чтобы я был уверен что все спят и что можно медитировать под музыку, зная что меня ни одна живая душа не тронет.

Ответить
–1

Николай, а каждому разработчику по отдельному кабинету? или просто разработчиков выделить в отдельный openspace?

Ответить
1

Программисты неплохо живут вместе в кабинетах. Главное только всяких джунов быстро приучить вести себя тихо и спрашивать только когда человек не погружен в поток.

Ответить
0

во, похожий эффект. После основного рабочего дня выделяю ещё половину, чтобы можно было спокойно посидеть на работе, доделать дела, и чтобы никто не отвлекал.

Ответить

Комментарий удален

–8

гвоздь забить сможешь, технарь?

Ответить

Комментарий удален

6

какая связь-то между технарем и забитием гвоздей? Прекрасно технари работают руками. И Гвозди забивают, и дома строят, если нужно. После технического образования практически любое другое воспринимается как очень простое. Ради интереса узнавал: довольно много людей после защиты кандидатской в сфере физики и математики, защищают кандидатские по экономике и другим дисциплинам, наоборот - ни одного. Кроме того, среди технарей еще дофига людей, которые не только гвоздь могут забить, а еще и человека.

Ответить
18

Не видно мнения разработчиков, тестировщиков и прочего технического персонала.
Меня опенспейс бесил. Кабинет на команду 5-7 человек - самый оптимальный вариант.

Ответить
16

А если просить у программистов и прочих айтишников - большинство выскажется в духе: "Это дура рекламщица постоянно болтает по телефону и мешает работать!!11"

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

10

Про это комикс есть: http://i.imgur.com/qkM9yYg.png

Ответить
1

БОЛЬ И СТРАДАНИЯ

Ответить
0

да, актуально все времена.

Ответить
10

Опенспейс это как туалет без кабинок. Кабинки нужны по-любому.

Ответить
10

Программист, я даже свалил из офиса, и сижу кодю по ночам дома, днем сплю. Хорошо что шеф понимает ситуацию и согласился. Ну не реально когда идет шум, постоянные отвлечения всякими людьми, задалбывает когда даже кто-то носится за спиной.
Осталась проблема - это когда ты сам отвлекаешся, но это уже личные проблемы и самодисциплина.

Ответить
3

Опенспейс - сидишь как на вокзале. Не всем профессиям подходит.

Ответить
3

Программист. Работал в опенспейсе (15 человек где-то), в простом офисе (4 человека) дома и личном кабинете.

В опенспейсе были все 15 программистов, обычно если работаем в команде - столы поставлены покомандно, если хочешь чето спросить - смотришь на человека и поднимаешь руку, если он не в потоке - он откликнется. Работать было нормально, концентрация была в норме.

В офисе на 4 человека было 2 прогера и 2 менеджера, прогеры спустя полгода уволились.

Вариант дома хорош если дома есть рабочая зона (подобие кабинета) и живешь один.

Вывод: работать можно везде, если в этом везде люди одного склада ума. Всегда нужно разделять по разным углам технарей и гуманитариев. Лучше кабинета ничего нет.

Ответить
2

Опенспейс хорош, пока в нем не нарушается определенный коэффициент человек/м³. Но потом он уплотняется, уплотняется, и вот уже и не только девелоперы рядом сидят, а еще и дизайнера поближе подселили, и менеджера, что бы оперативнее решать вопросы, и QA что бы далеко не ходить. А потом приходит начальник и начинаются очередные переговоры, потому, что переговорка занятя, а обсудить надо срочно, вот прямо сейчас, в общем жесть.

Ответить
–7

Работаем в опенспейсе, говорим по телефону. Все нормально. На самом деле все довольно просто - если есть желание и мотивация работать, будешь работать и в опенспейсе и в кабинете с окнами в две стены и на кухне и в поезде. Если нет желания работать - не поможет ничего.

Ответить
1

Одной мотивации недостаточно: состояние потока вряд ли возникнет у человека, которого раз в 15 минут «тыкают палочкой». В принципе, если голова на плечах есть, работать можно где угодно, но само по себе утверждение о том, что раз у нас как-то получается, значит, все отлично, не совсем корректно, мне кажется. Если попробовать по полгода работать в одних и тех же условиях с разницей только в планировке помещения, и получить одни и те же результаты, да, можно говорить о том, что разницы нет, если сравнивать не с чем, то утверждение поспешно.

Ответить
0

Это правда, но всегда бывают моменты, когда теряешь концентрацию и мелочи начинают очень много значить.
У меня это так: если есть до чего докапаться (шум, дискомфорт, неудобное кресло, комп лагает) - я начинаю концентрироваться на этом и теряют где-то 30-50% производительности на долгое время, пока обстоятельства силком не загонят в производительную колею.
Если докапаться не до чего - быстро возвращаюсь к работе и ничего не теряют.
Можно сказать "захочешь - всегда найдешь до чего докапаться", но это лукавство, для любого человека есть планка "good enough", после которой он перестает концентрироваться на плохом.

Ответить
1

Всем рекомендую классическую книгу широко известных в узких кругах Тома Демарко и Тимоти Листера "Человеческий фактор. Успешные проекты и команды" (последнее издание, сейчас вроде бы третье).
Там все эти вопросы рассмотрены как положено, с графиками, цифрами и прочими выкладками, как и подобает старой школе.
А не в стиле современных "исследователей" и интервьюируемых - "Да чё, нормально, протирал я как-то штаны в одном офисе, было весело".

Замечательная книга, рассмотрены все вопросы, с юмором, но при этом информация полезна, а не просто веселит.

Все эти опенспейсы - суть экономия. Нормальная, рабочая обстановка может быть только в отдельных , тихих кабинетах с хорошим и удобным рабочим местом, естественным освещением и при работе группой 3-5 человек, занимающихся одним делом.
Остальное чушь и выдумки всяких "менеджеров".

Ответить
–6

Всем комментаторам мешает, Фейсбуку не мешает ок

Ответить
0

Неудачно фото выбрал, ближайшие трое в наушниках, ясно дело, что им никто не помешает.

Ответить
0

Я глубокий интроверт и работать в оупенспейсе могу, но "недолго и недалеко" (за##бывают тыкатели палочкой). Поэтому построила свою жизнь таким образом, чтобы работать удаленно. За последние 12 лет ни разу не пожалела. Вопрос продуктивности и взаимодействия в команде решается просто - трудовой дисциплиной, наличием желания и технических возможностей (интернет, скайп, мессенджеры и т.п.). Технический писатель, редактор. А, да, технарь...

Ответить
0

У нас как всегда смотрят на опыт запада . Там стало модно делать опенспейсы . И нам необходимо . Там начали тимбилдинги проводить . И нам необходимо тимбилдинги делать . Там спрашивают на собеседовании : сколько теннисных шариков поместиться в самолет?. И в ООО "Рога и Копыта" начинают задавать этот вопрос .

Опенспейсы не только для программистов ад ,но и для других. Например , я интроверт-гуманитарий,мне эти пустые разговоры на хрен не сдались .Плюс шум извне и "бегание" коллег "по рабочим делам"(покурить). Экстраверты же будут звездить целый день по телефону , потом с коллегами , затем после работы без остановки.Как вариант наушники - но от музыки тоже уши вянут . Да и перед глазами постоянно ,кто-то бегает. Опенспейсы - зло.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

0

Могу сказать за себя. У нас был опен спейс, где 20 человек сидели в одной комнате. Это очень не продуктивно. Отвлекает, мешает. Все таки лучше, когда команда делится на маленькие группы и рассредотачивается по своим комнатам.
Нужна золотая середина. Я против отдельных кабинетов для одного человека и в то же время не поддерживаю тотальный опен спейс.

Ответить
0

В нашем опенспейсе (где я работаю) около 30 программистов, продажники и прочие менеджеры изолированы в отдельных кабинетах. Конечно иногда бывает шумно и многие разговаривают по телефону или скайпу, но меня это никак не напрягает. Если не могу сосредоточится, одеваю наушники.
А сидеть в отдельной кабинке, было бы скучно, даже потроллить некого.
Но соглашусь, что 30 человек многовато для одного пространства. Думаю от 5 до 15 в самый раз.

Ответить
0

Опенспейсы для фотографий красивых отлично подходят, дружная команда, сплоченный коллектив, всё стильно и красиво. Но в душе у каждого только одна мысль, кабинет бы маленький но свой, чтобы туфли снять, почесаться, вздремнуть, в носу поковырять...

Ответить

Комментарий удален

0

Я сам не поклонник опенспексов, но про отрицательные стороны тут уже написали, напишу про положительные:
в работе (особенно у всяких манагеров) бывают моменты, когда чувствуешь потребность во внешнем раздражителе. И все вопросы/запросы со стороны позволяют лучше сосредоточится. Даже если конкретный запрос не в тему и ты отшиваешь вопрошающего, мол все потом - это помогает сосредоточится на текущей задаче, груз входящих запросов давит и результат выдается быстрее.
Иногда я замечал, что сопротивляясь шуму и другим раздражителям - я концентрируюсь на работе так, как никогда не концентрировался в спокойной обстановке (дома или в маленьких кабинетах). Но это относится к работе, на которой в принципе сложно сконцентрироваться.

Кстати, микроскопический лайфхак: не обязательно включать музыку в наушниках. Наушники это общественный договор - я иногда надеваю их без всякой музыки, если не хочу, чтобы меня кто-то беспокоил. И необязательные запросы фильтруются сами собой.

Ответить
0

Я думаю, опенспейс это очередной инструмент выжимания по максимому производительности у сотрудников. Другой вопрос, что не для всех профессий это подходит.

Ответить
0

Мне было крайне не удобно, так как при звонке клиента было необходимо сопровождать разговор "подсматриванием" в монитор, тоесть выходить в другие комнаты не вариант. К тому же при плохой связи приходилось прислушиваться из за внешнего шума сотрудников.

Я считаю это идеальный вариант для среды где нет общения с клиентом (цех разработчиков, тестировщиков и прочего )

Ответить
–3

Ну да, ну да... Тут же набИжало стопиццот "интровертов" с рассказами о том, как гнетёт их оупенспейс. Вот сказки рассказывать не надо, да?
Вот я натуральный интроверт (без кавычек), а не потому, что это модно. И чо? Да чёрта лысого меня кто отвлечёт от чего, если я сам не захочу отвлечься. Так что оупенспейсы скорее проблема для экстравертов: им же всё вокруг происходящее любопытно, надо ж вмешаться и свои пять копеек вставить.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления