Хорошо ли аутсорсерам жить на Руси?

В этой статье пойдет речь про работу с агентствами (как подрядчик) и работу с конечными клиентами, будут описаны плюсы и минусы на реальном опыте.

Я Морозов Андрей, владелец компании FIRECODE в которой трудятся более 50 веб-разработчиков, работаем мы только с агентствами как подрядчики.

Многие компании, которые работают с конечными клиентами думают, что аутсорс-компании это золотая жила, а аутсорс-компании также думают про компании, которые работают с конечными клиентами.

Мы не всегда были аутсорсинговой компанией, когда-то мы работали только с клиентами, теперь клиенты очень редкий “гость” у нас. Почему? Работая с конечным клиентом нужно огромное количество менеджмента и отдельные бизнес-процессы под это. Скажу сразу, что у многих крупных клиентов есть ит-департаменты, которые знают что хотят и могут работать напрямую с разработчиками, как раз такие компании у нас берут разработчиков на аутстаф.

У нас есть менеджеры, они работают с конечным клиентом от лица агентства и при наличии четкого ТЗ. Поэтому все основные организационные вопросы уже решены агентством, и мы знаем, что делать и сколько за это получим.

Некоторые компании пытаются совместить работу с агентствами и работу с клиентами, но это заведомо проигрышный вариант. Так можно работать, но для этого надо быть большой компанией и работать только с крупными конечными клиентами.

Так с кем работать лучше? С агентствами или конечными клиентами?

Теперь я расскажу о каждом из вариантов подробнее, выделю все плюсы и минусы. Я расскажу свои мысли, основываясь на личном опыте. Мое мнение может отличаться от вашего и поэтому я с радостью подискутирую об этом в комментариях.

Работа с конечными клиентами

Плюсы:

  • предоплата (в большинстве случаев);
  • можно взять клиента на обслуживание и получать с него постоянно деньги;
  • клиент может порекомендовать вас другим компаниям (сарафанное радио);
  • стоимость часа выше, чем при аутсорсинге;
  • можно разместить сайт в портфолио и участвовать с ним в конкурсах;
  • компетенции специалистов на голову выше компетенций специалистов клиента, что даёт целый ряд преимуществ

Минусы

  • много менеджмента и он не всегда оплачиваемый;
  • большие расходы на пресейл;
  • очень часто нет четкого ТЗ
  • очень много ответственных лиц и лиц принимающих решения, которые могут вмешаться в самом конце проекта;
  • почти нереально одновременно обслуживать малый и крупный бизнес;
  • сложнее позиционироваться

Большинству клиентов необходим полный цикл производства, начиная от дизайна, заканчивая заполнением и оптимизацией. Эта особенность накладывает ограничение на планирование производства, и если у вас нет большой очереди из клиентов, то какой-то из цехов (дизайн, программирование и т.п.) у вас будет простаивать. Также сложно строить четкое позиционирование, отсюда вытекают digital-агентства, студии, интеграторы, веб-разработчики, ит-компании, агентства полного цикла и т.п. и в каждой из этих компаний можно заказать одну и туже услугу. При работе с конечными клиентами сложнее выстраивать бизнес процессы, потому что их значительно больше, но этот недостаток перекрывает цена, которая выше чем при работе с агентством.

Работа с агентствами

Плюсы

  • возможность выстроить позиционирование, например, мы FIRECODE занимаемся только веб-разработкой;
  • возможность постоянно качать свою экспертизу, быстрее чем при full service;
  • одно агентство может обеспечивать постоянными заказами;
  • понятное и грамотное ТЗ на любые задачи;
  • минимум менеджерской работы;
  • удобно говорить на “одном языке” с коллегой.

Минусы:

  • пост оплата, это очень грустно, бывает она очень большая, > 2х месяцев;
  • нужна очень высокая экспертиза, часто отдают задачи, с которыми сами не могут или не хотят справляться;
  • невысокая цена часа, обычно в 2-4 раза ниже чем при работе с клиентами;
  • NDA, никто не узнаете, что вы делали Сбербанк или Эльдорадо ));
  • даже если вы выполнили работу, то вам могут не подписать акты, потому что условия договора зеркальны у агентства с клиентом. Если на стороне агентства клиент оказался капризный, и подписание актов он затянет, то и вам никто акты не подпишет;
  • очень узкая IT-тусовка, все друг друга знают, в результате агентства получают сверх лояльное отношение

Большинство крупных агентств имеют минимальный штат технических специалистов, но эти специалисты имею высокую экспертизу, также имеют высокую экспертизу тимлиды, которые контролируют разработчиков аутсорс-компании.

Чем отличается аутсорсинг для небольших и крупных агентств

Мы обслуживаем крупные и небольшие агентства, разница заключается в следующем:

  • небольшие агентства не проверяют подрядчика, верят всему что он скажет. Я бы рекомендовал запрашивать хотя бы обезличенные резюме необходимых специалистов. Например, мы даем агентствам на тест-драйв своих разработчиков, чтобы нас могли проверить в деле.
  • небольшие агентства часто прибегают к услугам аутсорсинга чтобы закрыть текущую потребность (из-за недостатка ресурсов или нехватки экспертизы), но они на этом почти не зарабатывают. Крупные агентства наоборот, они покупают за 1200 р мидла, продают за 3500 р и еще иксуют часы, в итоге продают час за 7000-10000 руб.

В чем разница аутсорсинговых-компаний? И как выбрать себе подрядчика

Всегда надо сравнивать не только по стоимости часа специалиста, но и по адекватности временной оценки. Поэтому я своим клиентам всегда говорю про наше гибкое ценообразование, если агентство покупало очень дёшево специалистов, то возможно подрядчик сильно завышал временную оценку. У нас автоматизировано большинство бизнес-процессов и и все издержки сведены к минимуму, при этом у нас рентабельность 20%. Такая рентабельность достигается при продаже мидла за 1200 руб, мы могли бы продавать мидлов по 750 р за час, а потом делать Х2 времени, но мы всегда работали честно и без накрутки часов.

Я не хочу, чтобы этот пост расценивался как рекламный, поэтому старался минимально рассказывать о компании.

Всем добра! Надеюсь кому-то помог и рассказал что-то полезное.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Евгений Александров

Отличная статья, Андрей. Все коротки и по-делу. В целом имеем схожий опыт, работа напрямую с агентствами из региона кажется также наиболее грамотным выбором.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Морозов (FIRECODE)
Автор

Спасибо, Евгений! Удачи вам во всех делах!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Андрей Морозов (FIRECODE)
Автор

Спасибо за обратную связь! Удачи в развитии вашей компании.

Ответить
Развернуть ветку
Левон Сугян

Ну, судя по картинке, спойлер: не очень хорошо:)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Морозов (FIRECODE)
Автор

Это чтобы заинтриговать))

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Musin

Не читал, но после картинки уже неважно что там))) зачет))

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Морозов (FIRECODE)
Автор

😀 спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Петушков

NDA, никто не узнаете, что вы делали Сбербанк или Эльдорадо ));

Наверное — никогда не узнаете, ...

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда