История ошибок и падений: Как потерять $1,5 миллиона за три месяца и преуспеть

Основатель декораторского стартапа Finic.com Виталий Рыжков описал для ЦП свою историю интернет-предпринимателя — как его компания с сотней сотрудников в одночасье развалилась, но этот провал помог «сбросить груз с плеч», раздать долги и начать всё заново — реструктурировать бизнес и привлечь миллионные инвестиции.

Самое главное умение предпринимателя никогда не сдаваться и всегда извлекать уроки из казалось бы самых безнадежных и тупиковых ситуаций.

Начало с нуля

Именно так я начинал свое знакомство с интернетом. У меня ничего не было.

Когда кризис 2008-2009 года затронул Канаду, я занимался строительством частных домов. Вместе с партнёром мы построили пару десятков домов стоимостью свыше миллиона каждый. Дело было успешным. Но потом из-за кризиса канадский рынок жилья замер. В это время у нас два дома были выставлены на продажу. За несколько месяцев платежи по кредитам на строительство сильно опустошили счет, и ничего не оставалось делать, кроме как объявлять банкротство.

Тогда я и начал свои искания в интернете. Начались они с электронной коммерции и продлились год. Поняв, что это не мое, я закрыл магазин и ударился в партнёрский маркетинг, который начал очень быстро приносить доход.

Мечтать не вредно, вредно не мечтать

Как и многие стартаперы, я мечтал. В основном о том, чтобы повторить успех Цукерберга. Я не думал, что он мне позвонит. Я хотел сам звонить таким, как я. И, конечно же, как только появились какие-то деньги, я решил делать стартап.

Опыта у меня было ноль. Начал с поиска фрилансеров и нашел небольшую и, как мне тогда показалось, более-менее адекватную контору в Минске.

Разработка стартапа по социальному шоппингу была оценена в $5 тысяч. Ребята обещали завершить работу за три месяца. Меня это устраивало.

Стартапер

Пролетело полгода. Стартап запущен не был. Смета увеличилась до $20 тысяч, и немного времени спустя ребята совсем отказались заканчивать проект и предложили просто оплачивать разработчиков и посреднические услуги, которые составляли 100%!

Первое, что я сделал — купил билеты и полетел в Минск. В Минске я договорился и забрал двух разработчиков и зарегистрировал ЧУП (частное унитарное предприятие).

Теперь я летал в Минск почти каждый месяц или два и проводил там одну рабочую неделю.

Так как дела в партнёрском маркетинге шли хорошо, это позволило больше инвестировать в команду. Год мы разрабатывали продукт и выросли с двух человек до 12-ти. В конце первого года мне удалось привлечь инвестиции в размере $300 тысяч от инвестора из Москвы. То есть, скорее, это были не инвестиции, а персональный займ. Через несколько месяцев я привлек еще $300 тысяч в долг от друга из Торонто, так как был уверен, что успех не за горами.

Close the shop

«Close the shop», услышал я от Сергея Буркова на встрече в кафе в калифорнийском Пало-Альто.

Я, как и все стартаперы, пытался заполучить хорошего ментора. Волею случая я познакомился с Сергеем Бурковым. На первой встрече я смог его заинтересовать, но на второй встрече все поменялось. Сергей посчитал, что мы не выгребем без больших инвестиций. Сейчас, оглядываясь назад, я могу сказать, что мы бы не выгребли и с большими инвестициями.

Взвесив все «за» и «против», я поступил именно так. Сайт был закрыт. На тот момент у нас было 40 тысяч пользователей.

Так как я всё это время занимался маркетингом, то переключил всех ребят на маркетинг. Вместе мы резко начали зарабатывать много денег. За три месяца мы увеличили оборот со $100 тысяч в месяц до $500 тысяч. Прибыль составляла где-то $100 тысяч в месяц.

Тема партнёрского маркетинга мне не нравилась, и поэтому я всеми силами пытался от нее избавиться, несмотря на хорошую прибыль. Деньги никогда в моей жизни не были приоритетом. Для меня важнее было заниматься любимым делом и ощущать пользу того, что я делаю.

Новый концепт

В индустрии маркетинга три года назад было намного меньше сервисов и инструментов, чем сейчас. Тупо зарабатывать деньги я не хотел и начал придумывать идеи, которые совместно с командой воплощал в жизнь.

Компания была разбита на две части. Одна занималась заработком денег, вторая — новыми направлениями.

Мы разрабатывали сайты для лидогенерации, которые рекламировали в Adwords и продавали лиды в партнерки. Также мы разрабатывали сами для себя сервисы, которые улучшали воронку продаж. Мы разрабатывали несколько сервисов одновременно:

  • Clicketta — монетизация экзит-трафика. У нас было его много, и этот сервис сразу же добавил $2 тысячи в день к обороту компании.
  • Agentera — автоматический саппорт клиентов через чат на сайте. Используя этот чат, мы смогли увеличить конверсию на сайте в среднем на 10%.
  • Weberra — создание лендингов с заточкой под лидогенерацию. Сервис помогал нам очень быстро создавать сайты под наши нужды. А сайтов мы делали сотни, и все они были очень качественными.
  • Yosto — платформа для партнерского маркетинга. Мы начали привлекать аффилиатов с трафиком и начали дополнительно зарабатывать с реферальных отчислений.

В первый год мы выросли с 12 до 35 человек, и наш месячный оборот перевалил за миллион.

Мне казалось, что вот оно — счастье стартапера, где-то рядом. Но только казалось. Счастья не было.

Стресс и усталость

Следующий год мы начали очень агрессивно. Переехали в новый офис. Активно нанимали людей. Очень быстро выросли почти до 100 человек.

Всё вроде бы развивалось, но я чувствовал, что что-то не так.

И тут я понял — я один. Никого нет рядом. Вся моя компания состоит из людей, которым нужна зарплата. 100% инициативы исходило от меня.

Я работал по 16 часов в сутки. Восемь часов в канадском офисе и после восемь часов из дома, часто до пяти утра, потому что нужно было постоянно решать вопросы с сотрудниками из Минска. Я пытался это изменить разговорами с коллективом, но ничего не менялось. Инициативы не добавлялось.

Все на 100% держалось на мне. В добавок ко всему, у меня начались проблемы с семьей. Мне было не до неё, я на 100% был поглощен своим стартапом.

Падение

Мы тратили по $350 тысяч в месяц на содержание компании и зарабатывали $500 тысяч. На счету был миллион. Мне казалось, что назад дороги нет, и, хотя было очень тяжело, я был уверен, что справлюсь, что найду людей, которым смогу делегировать. Что постепенно перевезу команду из Минска в Канаду или Штаты.

Наш основной доход шел с одной-единственной темы — микрокредиты. Мы не выдавали кредиты, а генерили лиды. Превращали спрос в заявки, которые в режиме реального времени продавали кредиторам. Всё работало на автомате.

И в один прекрасный день в этой нише произошли большие изменения. Были приняты законы, которые заморозили деятельность половины наших покупателей лидов. В одночасье наш оборот уменьшился в два раза. Но если бы только это — доход упал до нуля или даже небольшого минуса.

Если только в прошлом месяце у нас было плюс $100 тысяч, то сегодня у нас минус $350 тысяч. Три месяца мы судорожно пытались что-то сделать. Мне казалось, что все потеряно. Компания потеряна. Я снова там, где был несколько лет назад.

Было принято тяжелое решение о сокращении всего персонала в минском офисе. Я благодарен судьбе, что не мне это пришлось делать. Весь процесс занял несколько месяцев.

Можно было сэкономить. Юрист сказал, что на самом деле я не должен выплачивать штрафы и зарплаты из собственного кармана или занимать денег. Он даже убеждал меня, что нужно сделать именно так, что нужно банкротить компанию. На тот момент речь шла о примерно $400 тысячах — нужно было платить три месяца за офис (условия контракта), а это $70 тысяч. Зарплата и отпускные всем сотрудникам. Это где-то $350 тысяч.

Я уже потерял всё, что было на счету, три месяца работая в минус, но я решил, что отношения важней денег. Для того, чтоб погасить все штрафы и долги, мне пришлось взять персональный займ на $250 тысяч. Могу сказать, что я ни разу не пожалел об этом.

Итого потеря составила около $1,5 млн.

  • 3 месяца работали в минус, каждый месяц теряли $350 тысяч.
  • Выплатили $430 тысяч штрафов, зарплаты, отпускные, за офис и так далее.

Успех

Я думал, будет плохо, но стало легче. Как будто груз упал с плеч. В компании осталось шесть человек. Все они были в Штатах и в Канаде. Мы оставили одно направление и закрыли все остальные. Фокусировались на прибыли и начали снова зарабатывать. Первую половину года мы работали на раздачу долгов. ItStartupLabs был основан в кризис и на деньги, которые были заработаны в маркетинге.

Но до этого, я несколько раз получал инвестиции и обещал возвратить деньги в случае провала. Стартап я провалил, но деньги не возвратил. И сейчас было самое время начать возвращать долги, которых набралось на $800 тысяч — да-да, я знаю, это очень много.

Было тяжело, но 2014 год я закончил с облегчением, выплатив 100% всех долгов и с круглой суммой на счету компании.

Прошло около полутора лет с тех пор, как был закрыт минский офис и уволены 90 человек. В данной компании работают семь человек и успешно развивают компанию, что позволяет мне фокусироваться на развитии другого стартапа (finic.com), в который на данный момент проинвестировано $1,4 млн. Буквально через несколько дней мы объявим об очередной инвестиции в $1 млн.

Не так давно меня вдохновил блог «Сила ума» Фёдора Овчинникова, и я понял, что хочу делать похожее, но в Штатах. Всё, что происходит со мной и с моим стартапом, можно будет узнать в моем блоге — StartupLabs.com.

Я буду полностью раскрывать все наши показатели. Писать об успехах или неудачах. Раскрывать разные кейсы и так далее — и все это на еженедельной основе. Думаю, что будет интересно. Заходите, читайте, подписывайтесь, задавайте вопросы.

Если кто-то подумал, что я таким образом пиарю свой блог или стартап — это не так, так как мы работаем на американском рынке. Не так давно я понял, что я хочу делиться своим опытом, хочу помогать тем, кто только начинает. Пока что через блог, а дальше видно будет.

Пять выводов, которые я сделал лично для себя:

  • Больше никогда ничего не аутсорсить. И даже не нанимать фрилансеров. Выходит дороже. Например когда у нас в Минске было около 100 человек, эффективность работы этой команды была очень низкой и пикообразной. Ту неделю, когда я был в Минске — наблюдался пик. Дальше всё стремилось к нулю. Поэтому вся экономия превращалась в дополнительные расходы.
  • Не начинать ничего в одиночку. Это непосильный труд. Лично на своем опыте убедился, что невозможно построить большую компанию в одиночку. Вместо того, чтобы растить количество сотрудников и увеличивать обороты, нужно было сфокусироваться на поиске партнера и сооснователя.
  • Не нужно бояться сложных решений. Это как чемодан без ручки. Вроде чемодан, но нести тяжело. От такого чемодана нужно избавляться, и как можно скорей. В моем случае я принял решение слишком поздно, и оно стоило мне на самом деле много миллионов. Прими я решение о сокращении раньше, просто потому, что одному мне не справиться с таким ростом, ситуация была бы совсем другой.
  • Нужно быть честным перед самим собой. Что бы не произошло, нужно оставаться человеком и не предавать. Если бы я поступился совестью ради сохранения денег, не думаю, что смог бы нормально жить и работать.
  • Не стоит жертвовать семьей и здоровьем. Никакое дело не стоит семьи и собственного здоровья. Что бы не происходило, не нужно это компенсировать семьей — они этого не заслужили. И не нужно отдавать свое здоровье, ведь впереди вся жизнь.
  • Не привлекать денег на самом раннем этапе. Инвестировать нужно свои деньги. Свои деньги нужно заработать. Если я не смог заработать своих денег, то и сделать успешный стартап не смогу. Но, конечно же, бывают исключения.

И напоследок несколько афоризмов, которые родились за последние четыре года.

  • Делать нужно то, что умеешь делать лучше всего.
  • Хочешь стать успешным, будь готов к серии падений и унижений.
  • Нет ничего дороже совести. Если вы продали совесть — значит, вы сильно продешевили.
  • Глупо пытаться повторить успех Цукерберга. Успех выиграть в лотерею гораздо выше.
  • Успешным может стать любой, просто 95% людей ленивы и придумывают себе оправдания.
  • Опыт измеряется не годами, а делами.
  • Если в воскресенье вы с печалью думаете о том, что закончены выходные и завтра нужно в офис — вы занимаетесь не тем делом.
  • Отношения важней денег, но часто деньги портят отношения.
  • Для достижения одной глобальной цели, нужно достичь тысячи локальных целей.
  • Деньги не дают счастье, деньги дают возможности. Но мало кто умеет ими пользоваться. Поэтому часто деньги несут несчастье.
  • В мире всегда есть те, кому лучше или хуже чем мне. Нужно уметь наслаждаться моментом.
  • 90% стартаперов понятия не имеют, что они делают. Им кажется, что они что-то создают. Но на самом деле, это иллюзия.
  • Когда что-то болит, это хорошо. Боль напоминает мне что я жив.
  • В большинстве случаев в несчастье нужно винить только себя и свою лень.
  • Счастье — это когда не думаешь о том, что такое счастье.
  • Брать денег в долг нужно тогда, когда денег нет даже на еду. Для всего остального деньги нужно зарабатывать.
0
100 комментариев
Написать комментарий...
Ekaterina Sazonova

Сколько интересно этот человек еще будет пиариться? Про создание чего-то нового и интересного там вообще речи не было. С помощью этих сайтов люди даже кредиты не получали - их просто кидало с одной формы на другую, а компания гребла деньги и разбрасывалась ими, как могла. А на вопрос "А что происходит с пользователями, после того, как они заполнили форму на сайте?" - ответа никто не знал. Такой вот партнерский маркетинг. Вообще, люди в теме знают, что партнерский маркетинг - это просто красивое название для некрасивого бизнеса. В Минске подобралась крутая команда, и когда стало известно, что лавочку с микрокредитами прикроют, вместо того, чтобы заняться чем-то новым, стали барахтаться в том же болоте. Делать сайты для Гарцинии (если кто не в курсе, в Штатах модная тема типа для похудения), зеленого кофе, даже собирались начать делать сайты для секс-знакомств - а-ля Russian Girls. А потом людям в одночасье сказали, что они безработные, а Виталий даже не соизволил лично сообщить об этом команде из 90 человек. В общем, человек обычный интернет-мошенник, который старается показать себя профессионалом. Вот еще серия видео с этими стартаперами: https://www.youtube.com/channel/UCtlu4t0j6sRPK9xbThTOKmQ. Я к тому, что нечем тут восхищаться :) И еще к тому, что надо с умом выбирать работодателей.

Ответить
Развернуть ветку
Reb Rending

Не знаю, насколько это правда, но это примерно соответсвует моему впечатлению после прочтения статьи

Ответить
Развернуть ветку
Vitaliy Rizhkov
Автор

Екатерина, спасибо за ваши комментарии.
По поводу команды, что она была чудесная - это для вас. Пообщаться, провести время. Потусить. В этом плане да, было хорошо. Но в плане результатов все было совсем не так.
По поводу того, сколько кто работал - никто в Минском офисе не работал больше чем положено.
По поводу "лично не сообщил" - не должен был. Я лично не нанимал. Был в Минской компании генеральный директор, который нанимал. Он же и увольнял.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бурич

Виталик, ты в курсе вообще, кто сколько работал в минском офисе? Нет. В Минске работали больше и буднями, и выходными.

Команда была чудесная в плане скилов и продуктивности. Может, ты не видел результатов, потому что сам не знал, что делать, и приходилось часто менять требования под все новые "хотелки"?

Ответить
Развернуть ветку
Vitaliy Rizhkov
Автор

В курсе.
Еще я в курсе каким оказался код и сколько его пришлось переписывать. Многое с ноля.

Ответить
Развернуть ветку
Pyotr Oleksyuk

и кто же оценил код? Ты, прости пожалуйста, но что-то я подзабыл какой у тебя уровень и каковы знания в данной области, помоему стремятяс к нулю... А по поводу плохой команды, так она же приносила тебе первое время огромные деньги, о чем и написано в твоей статье и все изменилось в всязи с появления законов. Т.о тут на лицо не подготовленность маркетинга, а в первую очередь тебя, к изменению условий на рынке и отсуствие способности желания или чего-то еще меняться под ситуцию. Если бы команда у тебя была плохая, то она бы не существовала столько времени, не приносила такие деньги и многое другое. Т.о пора уже повзрослеть и понять, что причины надо начинать искать с себя, а не постоянно винить кого-то. Плюс это не первый твой проект, котроый заканчивается с таким вот результатом, помоему это тоже показательно кое чего у кое кого..

Ответить
Развернуть ветку
Vitaliy Rizhkov
Автор

Если прочитать статью внимательно, то видно что во всем я виню себя, так как принимал не правильные решения. И никого другого лично я не виню.

Оценку кода делал не я, так как я в этом ничего не понимаю.

Ответить
Развернуть ветку
97 комментариев
Раскрывать всегда