Перспективы рынка онлайн-путешествий: за и против Статьи редакции

Сооснователь сервиса Onlinetours.ru Константин Победкин написал для ЦП колонку, в которой рассказал об аргументах «за» и «против» касательно перспектив сервисов, работающих на рынке онлайн-путешествий: смогут ли компании пережить кризис и почему инвесторам рано разочаровываться в этом сегменте.

Несколько последних лет онлайн-туризм был в тренде и в фокусе внимания фондов, инвесторы чуть ли не боролись за право инвестировать в тот или иной сервис, в сегмент текли миллионы инвесторских денег. 

В 2014 году ситуация стала меняться, сделок стало заметно меньше, а разочарований гораздо больше. В конце года вышло исследование, в котором сегмент онлайн-туризма впервые фигурировал в «антирейтинге» инвесторских предпочтений — как один из наименее приоритетных с точки зрения рынков для вложений. 

Незадолго до этого в начале осени все обсуждали заметное для венчурного рынка событие: ряд западных акционеров вышли из одного из самых громких, известных и до недавнего времени любимых инвесторами проектов – компании «Островок». Кризис только подлил масла в огонь: доллар вырос, покупательский спрос упал, а вместе с ним и доходы турбизнеса, как в онлайне, так и офлайне. 

Очевидно, что такой расклад отнюдь не вдохновляет инвесторов. Но дело не только в кризисе, энтузиазм фондов по отношению к онлайн-туризму начал снижаться еще до массовых банкроств туроператоров и падения рубля. 

Почему – вопрос неоднозначный. На мой взгляд, этот рынок был перегрет ожиданиями самих инвесторов и несколько переборщил с собственной раскруткой. Всем хотелось быстрых побед, порой декларировалось больше, чем достигалось, но чуда не произошло. Это бизнес сложный, сильно завязанный на операционную эффективность, в нем множество процессов, каждый из которых нужно отполировать до блеска, в общем нужно много и планомерно работать для достижения серьезного результата и сражаться буквально за каждого клиента. 

Но как только случился сбой, все с корабля и побежали. Но насколько серьезен этот сбой? И тонет ли корабль? Если есть течь – насколько она критична для рынка в целом и его отдельных сегментов, в частности?    

Как человек из этой индустрии, я, конечно, не могу быть объективным на 100%, но изо всех сил стараюсь. Безусловно, в последнее время произошло много событий, которые негативно повлияли на туристическую отрасль в целом. Но свой потенциал по ряду объективных причин она точно не потеряла. Вот несколько аргументов «за» — в ответ на «против». 

Аргумент «против»: высокая конкуренция, рынок перегрет. Аргумент «за»: туризм туризму рознь. 

В онлайне продают билеты, отели и пакетные туры. Это основные сегменты. И ситуация во всех сегментах разная. Если среди тех, кто продает билеты и отели в интернете, конкуренция уже заметно высока, то у агентств совсем другая ситуация. Все немногочисленные российские онлайн-агентства конкурируют сегодня не друг с другом, а с офлайном, и им даже выгоднее консолидироваться, а не конкурировать, чтобы «перетащить» на свою сторону клиентов из офлайна. 

Сейчас все вместе мы занимаем не более 4-5% от рынка туристических услуг в целом (ориентировочно это $500-600 млн). В перспективе трех лет наша доля вырастет до 15-25%. В результате чего сегмент может стать крупнейшим на российском рынке электронной коммерции. Жесткая конкуренция за долю рынка начнется, когда эта цифра достигнет 50%. 

Аргумент «против»: низкая маржинальность. Аргумент «за»: здесь тоже все очень сильно зависит от сегмента. 

Например, в авиабилетах средняя комиссия составляет 3%, а в турах уже 12% при среднем чеке 70-80 тысяч рублей. И даже если комиссия не поражает воображение, бизнес функционирует и растет за счет правильной бизнес-модели. 

В онлайне оказывать качественный туристический сервис дешевле — меньше расходов на инфраструктуру, да и сам бизнес устроен так, что допускает определенный дисконт. Любой пользователь может сравнить по ценовому параметру тысячи предложений — авиабилетов, отелей, туров, и выбрать наиболее приемлемый для себя вариант. К тому же по уровню сервиса правильный онлайн-бизнес даст 100 очков вперед многим офлайн-коллегам. Просто потому, что последние часто по-другому не умеют и не видят особой целесообразности (и так придут), а для интернет-магазинов и сервисов это вопрос выживания. 

Аргумент «против»: онлайн-продажи растут не так быстро, как предполагалось, люди до сих пор бояться платить большие суммы через онлайн. Аргумент «за»: здесь главное слово «растут», а быстро или медленно — вопрос спорный. 

Буквально на днях Data Insight опубликовало исследование, которое показало, что независимо от изменений экономической ситуации в стране, россияне продолжают активно осваивать возможности сети для покупок. В 2015 году онлайн-платежи совершили уже 63% респондентов в 2015 году (по сравнению с 50% в 2014 году), делали покупки в зарубежных интернет-магазинах (31% против 18%). 

Другой источник, АКИТ, говорит примерно то же самое: в 2014 году объем российской e-commerce вырос на 31%, с учетом падения курса рубля все будет не так радужно, но тенденция к росту сохранилась. 

Другими словами, наличные в России потеряли монополию, и главное — этот процесс необратим. Массовый переход покупателей из офлайна в онлайн будет продолжаться вне зависимости от экономической ситуации, в том числе, и в туризме: заказывать билеты, бронировать отели и покупать туры в интернете удобнее, проще и дешевле. 

Аргумент «против»: кризис, никто не поедет отдыхать, рынок падает, цены на туры растут, и это надолго. Аргумент «за»: в России людям не хватает солнца, и они поедут его ловить даже в кризис. 

В Москве в течение года всего 82 солнечных дня, в Санкт-Петербурге – 72. 80% всего выездного туризма — это море и пляжи. Другой вопрос — это влияние кризиса на структуру рынка. Европейские пляжные направления упадут на 30%-50%, дешевые на «все включено» (Турция и Египет) наоборот — вырастут на 20%-30%. 

Ожидается волна интереса и рост спроса на десятки процентов на внутренний туризм (Краснодарский край, Крым). Так что кризис — это не диагноз, а время новых возможностей. Главное, быстро и в правильном направлении скорректироваться. 

К тому же цены в связи с ростом курса выросли не настолько радикально, как думают многие. В феврале и марте мы сравнивали цены на туры, которые продали в прошлом году с тем, сколько они стоят сейчас. Оказалось, что, например, на туры в Турцию цены выросла на 20%-30% в среднем. А цены на туры в Египет почти не изменились. 

Аргумент «против»: продажа туров скоро сойдет на нет, так как люди все больше начинают склоняться к самостоятельному туризму (банкротства туроператоров этот процесс ускорили). Аргумент «за»: если посмотреть на развитые туристические рынки Европы, там туры занимают стабильно высокую долю (Германия — 53%, Скандинавия — около 50%), и это несмотря на «продвинутость» европейских туристов, отсутствие языковых барьеров и преодолимые на личном автомобиле расстояния. 

В России пакетные туры сегодня — это 80% продаж (если говорим об отпуске, а не о командировках). Из 15 млн российских путешественников примерно 3 млн — это покупатели туров в Турцию, 2 млн — в Египет, 1 млн — в Грецию. 

Почему люди и у нас, и в других странах, все-таки покупают туры, а не бронируют самостоятельно? Прежде всего потому, что так дешевле, особенно если речь идет о популярных туристических направлениях. Купить тур в Турцию на 40% дешевле, чем отдельно бронировать авиабилет и отель. Подобное соотношение цен сохраняется на всех массовых пляжных направлениях. 

Но дело не только в цене: люди не хотят морочить себе голову получением визы, они не знают иностранных языков и не чувствуют себя комфортно в изоляции от соотечественников. Ни с одним из этих факторов никаких радикальных перемен в ближайшее время не произойдет. Самостоятельный туризм, безусловно, будет расти, но процентное соотношение сильно не нарушится.

Аргумент «против»: туристический рынок сильно подорвал доверие к себе многочисленными банкротствами — это не могло не отразиться и на онлайн-продажах. Аргумент «за»: здесь сложно поспорить, с доверием сегодня есть определенные проблемы. 

Но: у любого интернет-сервиса, в том числе, туристического, гораздо больше способов доказать свою надежность, нежели чем у его офлайн-аналога, здесь все более прозрачно и понятно для покупателей, здесь можно формировать историю отзывов, отслеживать масштаб и рост трафика, проверять рейтинг игроков и так далее. 

Красивый и удобный сайт, грамотный колл-центр может сформировать куда больше доверия у людей, чем небольшие и неказистые офисы традиционных турагентств. Это показатель того, что компания на рынке всерьез и надолго. Кроме этого на рынке произошло несколько структурных изменений. Появилась страховка от банкротства туроператоров, ужесточились условия получения ими финансовых гарантий. 

Например, на прошлой неделе из реестра было исключено 380 туроператоров. Также туроператоры ужесточили политику работы с турагентствами, в результате чего большое количество недобросовестных агентств ушло с рынка. В целом сейчас рынок становится более зрелым, структурированным и прозрачным, это положительно сказывается на росте доверия. 

В заключение: пирамида Маслоу, конечно, работает без сбоев, и когда на улице кризис, а денег у людей становится меньше, без еды не проживешь, а без путешествий плохо, но можно. Не жизненно важная для человека потребность. Но она есть. И с годами ее место в системе наших ценностей поднимается все выше и выше. А значит востребованность в качественных услугах на этом рынке будет расти. Вместе с ней и бизнес компаний, которые умеют это делать лучше других.

0
5 комментариев
Популярные
По порядку
Valentin Dombrovsky

Костя, ты сам себя в ловушку в конце загоняешь. Аргументы за самостоятельное бронирование ты приводишь довольно разумные, однако далее, делая нападки на тур. операторов, ты рубишь сук, на котором сидишь сам, поскольку Onlinetours - такое же тур. агентство, продающее туроператорский продукт, как и агентство Марь Иванны на улице Ленина. Способ продажи отличается только.

Ответить
1
Развернуть ветку
Konstantin Pobedkin

Валентин, аргументы по сегменту в целом. А вот нападки на туроператоров я не делаю. Напротив, к туроператорам я отношусь с большой любовью и уважением. Крупные туроператоры на нашем рынке вообще почти альтруисты, которые делают отдых доступнее и дешевле для потребителей :)
По поводу споров самостоятельное бронирование vs пакетные туры. Ответ очень простой - цена решает, а статистика все выезда показывает. На массовых пляжных направлениях (Турция, Егиепт и пр.) самостоятельное бронирование -> 0. Так будет и дальше

Ответить
1
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Владимир Бокатов

На сервисе туры больше 15 дней не ищутся что ли?

Классный был бы сервис, если бы билеты билеты + самое дешевое предложение по отелю, а потом сравнивал бы турпакеты. Приложение тролль было бы. :)))

Ответить
1
Развернуть ветку
Владимир Бокатов

Не вижу на сервисе возможности посмотреть фото номеров, которые купить хочу.

По поводу статьи: Напоминает выступление "есть ли жизнь на Марсе" :)

Ответить
0
Развернуть ветку
Vladimir Portnoy

Мы, конечно, предпочитаем airbnb + skyscanner.
Кризис повлиял, но по путёвке уже не айс...

Ответить
1
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Читать все 5 комментариев
Кейс Таргет. Как привлечь 379 заявок на покупку мужских костюмов и предотвратить закрытие ателье

Как я за 4 месяца привлек 379 заявок по 350 рублей на покупку мужских костюмов при среднем чеке 80 000 рублей

Как сделать работу компаний и фрилансеров удобной

С помощью сервиса «Рокет Ворк».

Как выпустить заменитель соли на Boomstarter.ru и попасть в список Forbes

Сёстры из Астрахани запустили на Boomstarter.ru продажи нового продукта — зеленой соли. После этого их продукцию начали продавать в сетевых магазинах, а само бизнес-начинение журнал Forbes включил в список лучших стартапов.

«Купи сейчас, плати потом»: новая классика или мимолетная мода

Сервис рассрочек рассказывает о новом финтех-тренде.

Axelar Network

Axelar, a decentralized interoperability network that links blockchain communities, applications, and users. Axelar’s interoperability procedure is decentralized, protected, versatile, and developed to link all blockchain communities that speak various languages. The procedure makes it possible for designers to construct on any blockchain…

Новый дизайн «Секрета фирмы» учтёт пользовательские сценарии потребления и поиска контента

О трендах бизнеса и экономики можно прочесть коротко и ясно в удобных форматах

Wildberries лично ответил на обвинения покупателей о вранье с платным возвратом. Мы провели блиц-опрос с площадкой
Мощные сервисы для быстрого машинного обучения: от GPU SuperCloud до суперкомпьютера

В последние три года мы видим рост спроса на технологии искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения. Они проникли практически во все сферы нашей жизни, начиная от различных колл-центров и городских систем видеонаблюдения, заканчивая системами медицинского скрининга и диагностики заболеваний. Даже для оплаты проезда в столичной подземке…

Постоянно вылетает аккаунт,нужно снова логиниться

——————————

null