Основатель Surfingbird Сергей Шалаев о своём новом сервисе Relap.io Статьи редакции

Российский рекомендательный сервис Surfingbird выпустил инструмент Relap.io, который СМИ могут использовать для того, чтобы рекомендовать читателям релевантные материалы и статьи через самообучающиеся алгоритмы. Об этом ЦП сообщили представители компании.

Сервис Relap.io запустился осенью 2014 года. Уже несколько месяцев его тестируют более сотни изданий и медиа, включая ЦП и TJ, Lifehacker, AdMe, Coub, Rutube. Ежемесячно сервис формирует 2 млрд рекомендаций, его охват составляет 15 млн уникальных пользователей в сутки. Руководитель AdMe.ru Павел Радаев рассказал ЦП, что в ходе тестирования Relap.io число читателей, переходящих по ссылкам в блоке рекомендаций, увеличилось на 32%.

Сервис использует алгоритмы машинного обучения и коллаборативной фильтрации, анализирует поведение пользователей, их географию, устройства, время нахождения на странице и источники переходов, находит статистические закономерности, чтобы предлагать релевантные материалы.

В ближайшее время разработчики представят мобильную версию сервиса.

Блок с рекомендациями на TJournal.ru

Блок с рекомендациями на AdMe.ru

ЦП поговорил с сооснователем сервиса Сергеем Шалаевым:

Как давно вы работаете с изданиями, охотно ли они идут на контакт? Как-то особым образом организуете продажи?

Мы начали работать с изданиями и контентными сервисами прошлой осенью, в начале сентября. Начали с Lifehacker, Coub, AdMe, Ovkuse и ЦП. Мы специально начали с этих медиа, так как им близка наша идеология — нужно постоянно развиваться, тестировать различные гипотезы, технологии и, в целом, стараться пробовать все, кроме инцеста и народных танцев. Также у них у всех разные типы контента, и нам было интересно попробовать сделать разностороннюю рекомендательную систему, а не узкоспециализированную.

Затем, когда мы запустили первую версию и убедились, что все окей, мы пошли к новостным сайтам: Gazeta.ru, РИА Новости, Ferra, АИФ, МК. У них тоже своя специфика. Срок жизни новостей ограничен, они быстро протухают. В целом, могу сказать, что продажи опережают наши ожидания. То есть да, мы думали, что будет гораздо сложнее и хуже. Думаю, причина простая — медиа наконец-то осознали, что их основной бизнес — это контент, и что если можно воспользоваться сторонним сервисом и решить насущные проблемы, не нанимая людей в штат, не тратя на это деньги, ресурсы и время, то нужно это делать. Особенно в кризис. 

Нужно фокусироваться на главном — на контенте. Все остальное нужно решать с минимальными затратами. Конечно же, мы встречаемся с возражениями типа «у нас есть своя рекомендательная система» или «мы будем делать свою собственную рекомендательную систему», но такие вещи мы отрабатываем очень легко. Мы не боимся тестов, соревнований и любых возражений со стороны клиента. 

Знаете, мы такие маньяки от рекомендательных систем, чем больше вы сомневаетесь в нас и сопротивляетесь, тем больше нас это возбуждает. Сейчас в месяц мы отдаем более двух с половиной миллиардов рекомендаций и, наверное, можно с уверенностью сказать, что да, мы кое-что понимаем в big data и high load, поэтому не пытайтесь повторить это у себя дома, позовите лучше нас и мы все расскажем и покажем, как сделать правильно.

Это сколько-то денег стоит, или какая модель монетизации?

Изначально мы планировали брать за это деньги, за какой-то X API calls, но потом решили, что это не очень хорошая модель в кризис. Примерно в то же время мы начали интересоваться native advertisement и решили совместить эти две вещи. То есть мы не просим денег — мы их даем. Все очень давно говорят о формате native advertisement, но очень мало кто его использует. Это неправильно, и мы хотим стать евангелистами этого формата в рунете. 

Как это работает? Площадка говорит, мол, окей, я хочу участвовать вашем празднике жизни и заработать денег с помощью нативной рекламы. Дальше в блоке рекомендаций одна из них может быть Sponsored. И мы будем стараться всеми силами, чтобы эта рекомендация была интересной, полезной, релеватной интересам юзера и контенту. 

Простой пример — Nike, которые много инвестируют в создание контента, и этот контент нужно распространять. Например, на том же Lifechaker можно порекомендовать «7 лайфхаков, как перестать пропускать тренировки», «5 советов, как готовиться к марафону» sponsored by Nike. Мы понимаем, что это новый формат, которому предстоит доказать свою жизнеспособность, и что нам нужно будет потратить много усилий, чтобы сделать его стандартом. Но кто-то должен это делать, кто-то должен двигать такие вещи в рунете вперед, помогая медиа развиваться как в плане UX, так и в плане долгосрочной монетизации.

В чём будут особенности мобильной версии и когда она появится?

SDK для мобильных приложений будет ближе к лету. В целом он практически готов, мы протестируем это и предоставим всем желающим.

Какие показатели удаётся повысить сайтам, какой в среднем результат?

В основном, мы повышаем CTR разных блоков минимум на 20-30%. Если очень постараться и тесно заинтегрироваться, то можем и на 100% (такое было). Также увеличиваем время на сайте, глубину просмотра примерно на те же цифры (20-30%). Коллеги из COUB не дадут соврать.

Здесь используются технологии Surfingbird? Сильно ли пришлось докручивать их?

Скорее, их пришлось усмирять и немножко упростить. Surfingbird оперирует зарегистрированными пользователями, там мы можем узнать практически все, что захотим. В случае с Relap у нас есть кука, пришедшая на страницу, и всё.

Есть ли аналоги, конкуренты в России и мире?

И да, и нет. Очень много сервисов, которые делают как бы рекомендательные движки, с якобы «умными алгоритмами» внутри. Вот, например, недавно мы замучали до смерти московский офис Nextclick (сам сервис из Польши). Тестируясь на разных сайтах, Nextclick проигрывал нам в два раза. Ну о каких технологиях и алгоритмах тут можно говорить, сплошное вранье. Кстати, если кто-то оттуда читает эту статью, пришлите, пожалуйста, в московский офис новых сотрудников!

Удастся ли выйти на международный рынок (и хочется ли)?

Да мы, собственно, уже, в процессе подключения разные сайты из Бразилии, США и Франции. В планах Турция и Вьетнам. Вообще достаточно большие планы, так как мы видим, что технология очень востребована медиа.

***

В феврале 2014 года Surfingbird привлёк $2,5 млн инвестиций при оценке в $10 млн. В 2011 году компания получила $2,5 млн на посевной стадии и грант $25 тысяч в рамках программы Start Fellows Павла Дурова и Юрия Мильнера. По утверждению Сергея Шалаева, пользовательский сервис Surfingbird уже приносит прибыль.

0
23 комментария
Написать комментарий...
Андрей Шайдуров
Есть ли аналоги, конкуренты в России и мире?
И да, и нет

Ага. Outbrain и Taboola - американские гиганты, чьи бизнес модели Relap.io повторяет один в один. Taboola вон недавно очередной раунд в 150+ лямов закрыла.

Ну и я нескромно промолчу про свой Related.Media. Также нескромно, как Сергей рассказывает про свои гениальные алгоритмы.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Шалаев

я не соглашусь на тему Outbrain и Taboola. У них упор на монетизацию контента, у нас на перфоманс трафика

чо вы такой злобный-то?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Шайдуров

Прошу прощения, если показался злобным. У обоих сервисов есть возможность встроить рекомендации без откручивания рекламы. Упор монетизация vs контент в этом случае вообще на словах.

Что касается алгоритмов, есть мнение, что способ преподнесения рекомендаций важнее. На абсолютную истинность мнения не претендую.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Шмелёв

Какой смысл создавать проект не под монетизацию? Прям лукавая личина в твоих словах

Ответить
Развернуть ветку
Xiaomi Report

"Ну и я нескромно ПИАРНУ про свой Related.Media"

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Шайдуров

@Xiaomi Report
да если б хоть ссылку можно было б вставить, то ещё был бы разговор. а тут так, указал, чтобы было понятно, что имею кое-какие познания в теме.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Uglev

плюсую. Ну ясно же что запили Outbrain. Кстати они не американские а израильские

Ответить
Развернуть ветку
Лапук Мария

Молодцы, чо

Ответить
Развернуть ветку
hellodolly

Что-то много рекламных товарищей в комменты понабежало.
Разбавлю атмосферу.
По-моему, Surfingbird бессмысленное говно ненужное. Новый сервис не смотрел, судить не буду.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Smirkin

Крутотенюшка! Так и тянет сказать, я был в гостях у этих крутых бородатых чуваков :):):)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Козик

Клевый сервис, особенно поражает количество площадок подключенных на столь раннем этапе. Успехов ребятам.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Шмелёв

почему нет мануала relapio?
что он делает и когда происходит полная настройка/обучения?. Это какой-то взаимопиар сайтов?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Шмелёв

Кстати почему блок виджета, на сайте стоит ВЕРТИКАЛЬНО?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Ткачук

Хм, зарегистрировался, взял код, кинул в блог, блока нет. Чего я делаю не так?)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Ткачук

Ах ты ж, появилось. Написали бы, что мол коду инфу собрать надо, не паникуй, подожди :)

Ответить
Развернуть ветку
Donatt

Рекомендательная система пока достаточно сильно отстает от https://www.addthis.com/features , но в целом, хороший сервис.

Ответить
Развернуть ветку
Anar Bagirov

Не смог зарегистрироваться, вышло "Произошла ошибка. Пожалуйста повторите попытку позже"

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Шалаев

привет. сейчас я напишу вам

Ответить
Развернуть ветку
Tvan Tvanich

У меня тоже так было.
Потыкайте раз 10 - зайдет.
Но лично у меня потом код все равно не работал на сайте.

Ответить
Развернуть ветку
Valentine Hrytsenko

а где посмотреть условия для рекламодателей. вроде с февраля уже продаваться должна реклама, есть кейсы?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Шалаев

Привет! Напиши пожалуйста [email protected], она все вышлет тебе

Ответить
Развернуть ветку
Valentine Hrytsenko

пасиб, написал

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Lyalin Mikhail

Слишком мало вариантов оформления рекомендованных ссылок.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 23 комментария
null