Как мы потеряли сеть салонов дверей, но приобрели больше!

Назад в будущее! Первая часть. (2009-2010 год)

Что может быть мучительнее, чем учиться на собственном опыте? Только одно: не учиться на собственном опыте.

Лоренс Питер

Всем привет, меня зовут Третьяков Лев я из Екатеринбурга! Мы вместе с моим партнером Тюлькиным Вадимом, делаем проект под названием Alfamart24.ru и сервис по интеграции с поставщиками Supsuper.ru

Данный рассказ о нашем прошлом бизнесе, состоит из 3-х частей:

Начало 2009-2010 год, Взлет 2011-2012 год, Падение 2013-2014 год

Он не рассказывается в мелочах, по причине того что мы планируем выпускать книгу, в которой будут раскрыты все тайны и подробности и самая соль и жесть нашего бизнеса. Абсолютно все детали, от которых читателю будет невозможно оторваться и которые помогут ему не совершить тех ошибок, которые совершили мы. Но прочитать его стоит, чтобы понять что происходит в жизни начинающих российских компаний и постараться получить опыт посмотрев на чужие ошибки.

Заранее прошу прощения за ошибки в тексте, ведь я плохо учился и именно поэтому мне пришлось стать предпринимателем, так как на нормальную работу меня бы не взяли.

___

Зима 2008 года выдалась теплой, однако это совсем не радовало, ведь по телевизору и в интернете то и дело твердили о том что начался мировой финансовый кризис. Мне, 22-летнему парню, переехавшему 2 года назад в Екатеринбург из города Березники, что Пермского края, это казалось какой-то войной, на которую меня не взяли по причине небольшого возраста. Но зато финансовые гении из Леман Бразерс и банковские клерки прыгающие из окон своего офиса, отдувались на передовой кризисного фронта за нас всех.

Хотя если сказать по правде, я тоже почувствовал на себе удары кризиса и даже не удары самого кризиса, а удары неправильного управления бизнесом, в котором я работал менеджером по продажам. Это была небольшая компания, торгующая оптом строительными материалами, занимающаяся перепродажами и не имеющая своего склада. Я проработал там на тот момент 7 месяцев, из которых 2 последних месяца я толком не получал зарплату. Но я был благодарен этой компании тогда, и еще больше благодарен ей сейчас. По причине неправильно построенных в ней бизнес процессов, менеджеры по продажам умели делать все, от поиска поставщиков с закупом продукции, до маркетинга и отгрузки товара. И конечно же в мае 2009 года я плюнул на все и принял нелегкое решение открыть свою фирму. Я тогда еще не понимал насколько это было необдуманное решение и чего мне это будет стоить.

Директор фирмы в которой я работал очень грамотная женщина, ей просто не хватало сподвижников в управленческом составе, которые бы понимали ее и помогали ей внедрить ее идеи. Она очень тяжело перенесла мое увольнение, так как я был ее любимчиком и в ее глазах подавал большие надежды, плюс ко всему я открыл фирму от нее втайне и уже начинал работать по своей фирме не уволившись с ее. Когда все раскрылось я не стал далеко ходить и открыл свой первый офис в здании через дорогу.

На тот момент денег у меня не было абсолютно, я снимал комнату у пожилой женщины, жил очень скромно и денег у меня оставалось буквально на неделю две жизни. Стоить заметить что у родителей денег я никогда не просил, так как они жили скромно. Только потом уже через несколько лет мне пришлось просить у них деньги взаймы, а иначе я просто бы погряз в судах, но это уже дальше. Итак денег на открытие офиса и у меня не было и я предложил своему другу Степе у которого было 50 тысяч, открыть бизнес со мной вместе.

Только потом я понял что дружба построена на бизнесе лучше, чем бизнес построенный на дружбе.

Но на тот момент мне хотелось побыстрее открыть в офис, я не имел никакого опыта в построении партнерских отношений, а денег оставалось всего ничего. Конечно не нужно много понимать, чтобы уже догадаться что со Степаном мы проработали всего 2 месяца, так как он практически не появлялся в офисе и у нас были постоянные разногласия. Несмотря на это мы до сих пор очень хорошо общаемся и у него уже свой серьезный бизнес.

Я хотел бы уделить внимание на открытие своего первого офиса, так как мне приходилось все делать там одному и в тот момент я очень много поменял в своей голове. Повторюсь офис находился через дорогу от прошлого места работы и дорога до него была точно такая же, а именно маршрутка номер 70 или 30 минут пешком. С целью экономии я взял самый маленький офис площадью 8 м2 без ремонта, который находился в самом труднодоступном месте здания. Я тогда и подумать не мог во что все это вырастет и что в последствии у нас будет сеть из 4-х салонов дверей. В офисе я начал делать ремонт сам без помощников и особых навыков ремонта. поэтому плитка на потолке была полуоторванная, обои наклеены мною пузырились, а положенный линолеум ходил волнами и так и остался с неприкрашенными пластиковыми плинтусами. Но мне было плевать я хотел как можно быстрее начать работать. Я занимался также перепродажей как и в прошлой фирме, к тому же у меня была наработанная база клиентов, поэтому небольшие продажи пошли сразу.

Помню случай когда в офисе еще был ремонт, мусор я весь в грязи а мне звонит клиент хочет деньги перечислить, но он меня ни разу в глаза не видел до этого, перечислял так на расчетчик, а тут ему вдруг захотелось приехать в офис. А у меня ни мебели ничего и ноутбук только. Но на тот момент я не мог позволить себе потерять ни копейки и пригласил его в офис. Когда он приехал я уже переоделся и перед ним сделал вид что якобы звоню строителям и ору на них, ему объяснил что мой офис ремонтируют и строители подводят, мы с ним подписали договор на перевернутом ведре, он дал мне деньги и уехал, а я переоделся в грязную одежду и продолжил клеить обои.

Помню еще один случай, так как я делал ремонт сам то каждый вечер уходил усталый из офиса, руки были в краске, волосы в штукатурке, я все время находился в офисе один и часто думал зачем я вообще все это делаю и что ничего может не получиться, но старался гнать от себя эти мысли. Ну так вот случай, на улице май я выхожу из офиса после ремонта весь грязный и усталый, на улице кайф майский вечер, я беру бутылку холодного Миллера в киоске и без сил иду пешком домой. По пути я встречаю знакомых из своего родного города, которые тусуются около УПИ и потребляют прелести мая на всю катушку. Они посмотрели на меня грязного как на гастробайтера и нехотя поздоровались со мной, спросили неужели я устроился ремонты делать и посмеялись надо мной, а я в душе сказал что всем докажу на что я способен и побрел домой, в будущем они часто просили у меня деньги взаймы или просили устроиться на работу, но это уже потом.

Ремонт был готов, в офисе 8 м2 квадратных стояло 2 стола два стула, один телефон и сканер с принтером, я начал активно работать. После того как мы разбежались со Степой я проработал один еще порядка 3-х месяцев занимаясь тем, что проваривал строительные компании и предлагал материалы, а если находил заказ, то искал где купить его подешевле чтобы сделать свою наценку и оплачивать офис, интернет и свои небольшие жизненные нужды. За эти три месяца было много интересных случаев, которые также повлияли на мой характер и умение выходить из сложных ситуаций. Например такой случай, я поставлял фасадный материал по договору на 500 тысяч, а клиенты могли оплатить только наличкой и соответсвенно они мне не верили. Они были согласны прийти вместе со мной в банк и при свидетелях, данном случае при менеджере банка положить денежные средства на счет. Благо девочки в банке работали знакомые я бегу к ним с коробкой конфет и подговариваю их. А когда мы приходим с клиентами, они мне -Здравствуйте Лев Эдуардович. В общем все все прошло хорошо, много таких случаев было где приходилось изворачиваться и выживать.

В то время не было вариантов не продать по сделке, если ты не продашь то тебя выгонят из квартиры за неуплату, а если продашь, то как то протянешь дальше. Голод, самая лучшая мотивация!

К концу лета я понял что работать со строительными компаниями не имея своего товара очень тяжело, сделки вроде большие, но редкие, маржа безумно маленькая и куча ответственности, да и одному работать в бизнесе тоже тяжело, заболей и все капец, а аренду никто не простит. Я начал искать варианты товаров, которыми бы можно было торговать розничным клиентам без лишних проблем и согласований как со строительными компаниями, а также начал задумываться о поиске партнера или менеджера, хотя с чего тогда мне менеджеру было платить, мой бизнес то бизнесом назвать было сложно.

___

С Вадимом мы познакомились еще в 2007 году, работали вместе в салоне связи я был старшим продавцом а он кредитным экспертом Русского Стандарта. Наше общение проходило в формате привет привет и мы даже и думать не могли что потом вместе залезем так далеко. Он к тому времени успел пожить 1,5 года в Америке, закончил институт, увлекался компьютерными играми, но не был таким раздолбаем как я, не тусовался по клубам и не зависал до утра по квартирам, в общем полная противоположность мне. Второй раз нас свела судьба осенью 2009 года, я как обычно возвращался из офиса домой в свою съемную квартиру и встретил Вадима у себя во дворе, как оказалось он живет в моем соседнем доме, а я даже и не знал, вот что значит разная среда обитания. Мы радостно пообщались, Вадим тоже зря времени не терял, он замутил пару фирм хоть и безуспешно (а на самом деле изба отсутствия хорошего партнера), сказал что сейчас нигде не работает и ищет себя. После чего спросил есть ли у меня сайт и предложил мне его сделать за символическую сумму в 10 тысяч рублей, как оказалось на тот момент он знал просто как добавлять картинки и текст в редактор, вот тебе и сайт))) но уже в будущем это послужило для нас зерном из которого выросло дерево. Я в свою очередь предложил ему работать рядом со мной в офисе за соседним столом, чтобы все согласовывать лучше, ударили по рукам, выпили по бутылочке пива и так и решили.

С самого начала мне было очень комфортно работать с Вадимом, так как мы были полные противоположности, я раздолбай еле закончивший школу, который с 14 лет начал ходить на дискотеки и вписки, Вадим до неприличия приличный и образованный человек со строгим отцовским воспитанием.

Только сейчас повидав как рушатся партнерские отношения у многих моих друзей понимаю что это идеальный союз. Союз меча и орала!

Вадик сделал простенький сайт и мы начали заносить нашего товары, тут как раз то мне знакомый и порекомендовал попробовать позаниматься Китайскими дверями, в 2009 году они были еще популярные, а накрутку на них можно было сделать до 60 процентов, клиент покупает сразу оплачивает, для меня это казалось идеальным, не то что стройка. После того как сайт был готов и двери были на него занесены я предложил Вадиму оставаться работать на равных долях, так как понимал что он честный человек и вместе мы сможем добиться большего.

Перед нами встал вопрос каким образом рекламироваться. В том далеком 2009 году мы и знать незнании про контекстную рекламу, SEO и прочее, поэтому пошли старым проверенным способом, разработали листовку с каталогом дверей, номером телефона и адресом сайта и решили ее расклеивать по подъездам. Глупые, мы тогда не понимали что рисовки на подъездах расклеиваются платно и после того как мы мы два дня носились с языком на плече и расклеивали их, ответственные представители службы подъездной рекламы безжалостно их сдирали прямо за нами.

Мы решили клеить листовки в своем районе, жили мы тогда в Пионерском. Первый день Вадик бегал расклеивал листовки со своим братом, второй раз весь день расклеивали листовки мы с Вадиком. Как сейчас помню как я тогда устал, перемазав клеем свою куртку Келвин Кляйн и джинсы Френки Морелло, остатки былой роскоши так сказать. По итогу два дня мы клеили и как оказалось за нами сорвали не все листовки, поэтому на третий день когда мы оба сидели над телефоном ожидая шквала звонков, таковых не было. Но удача улыбнулась нам и мы получили первый звонок, нам просто повезло, конверсия была 100 процентов, человек согласился купить дверь без установки за 7000 рублей. Пришел к нам в офис оплатил ее, только ему стоило выйти, мы отложили деньги на закуп, а прибыль поделили пополам ударив друг друга по рукам.

Такой радости я не испытывал никогда, я понимал что сделал первую продажу товара, которого раньше не продавал никогда, даже и не представляя что в последствии в новом проекте мы будем продавать от самогонных аппаратов, до солнечных батарей. Первый наш совместный договор был заключен 1 октября 2009 года, он до сих пор лежит у меня дома, я хочу заламинировать его и поставить в рамочку. Что касается листовок по подъездам то мы больше не клеили их так по варварски и уже когда в последствие у нас появились салоны, мы активно заказывали у компаний услугу размещения рекламы на подъездах.

Мы поняли что торговля дверями через интернет может принести результат, по честному сказать в 2009 году мы были пионерами кто вообще торговал дверям через интернет, все делали методом проб и ошибок, а все новые появляющиеся сайты слизывали все у нас.

Листовки на подъездах нас не устраивали, мы понимали что сайт надо наполнять как можно большим количеством дверей и каким то образом рекламировать в интернете. Ответ пришел сам собой, нам позвонил менеджер Яндекса и предложил разместить у них контекстную рекламу. С Этого все и началось, сейчас по истечении стольких лет начинаешь понимать как сильно Яндекс изменил жизнь, как предпринимателей так и простых людей. Конечно первый настроенный Яндекс был не совсем правильный и мы сливали бюджеты но все же несмотря на это пошли звонки и заказы и мы начали продавать по паре тройке дверей в неделю. Дело пошло, нам хватало на жизнь, оплату расходов, но мы оба мечтали о большем и лучшем, а именно о сети дверных магазинов (как же мы ошибались, а возможно и нет).

Так мы проработали всю зиму и весну и к лету 2010 были готовы к каким то новым открытиям! Большой проблемой было то, что для консерваторов было сложно заключать договор на двери через интернет, им хотелось их увидеть в живую ну или просто прийти в офис и увидеть в живую того кто продает им эти двери. Наш маленький офис с которого мы начинали был не идеалом и придя в него человек скорее откажется что-то покупать, чем согласиться. Поклеенные мною обои в нем свисли на тот момент чуть ли не до пола. Чтоб попасть в сам офис нужно было пройти через проходную и через тьму коридоров, а из выставочных образцов в нашем офисе была единственная китайская дверь, которая нам служила как входная и по которой мы и продавали и показывали все двери говоря: — Да у вас будет типа такой! Этот вариант нам не подходил и мы понимали что таким образом мы продажи не увеличишь, хотя на самом деле надо было сделать более качественный контент на сайте и добавить на сайте больше элементов доверия клиентов и были продажи. Но мы к сожалению, а может и не к сожалению пошли по другому пути, решили снять в этом же здании офис побольше и заставить его образцами, а также искать помещение в другом районе под небольшой магазин дверей. И задумались о поиске нового сотрудника в помощь.

___

Новый большой офис, назовем его Генеральская, размером раза в 4 больше предыдущего мы арендовали в этом же здании. По стоимости он был не очень дорогой так как находился в цокольном помещении и по этой же причине, чтобы принимать звонки приходилось вставать на подоконник. Мы тогда еще использовали обычную привязку городского телефона к сотовому и понятия не имели об IP телефонии. Дополнительно на одном из районов Екатеринбурга, под названием ЖБИ, мы взяли небольшую аренду уже в существующем магазине мебели и решили открыть полноценный салон дверей с выставочными образцами входных и межкомнатных дверей, в последствии ни один из салонов не показал таких хороших результатов как этот, хотя по аренде этот салон был дешевле всех. Это потом мы уже поняли на какие показатели необходимо обращать внимание при выборе розничного салона, но перед этим наломали кучу дров.

Так как мы с Вадиком все еще работали вдвоем, а салонов стало уже 2 мы решили что нам был нужен еще человек в команду, на должность продавца в салон дверей на ЖБИ. Нужно было понимать, что нам просто необходимо было сделать за очень короткое время очень большие действия. Это открыть салон на ЖБИ, полностью построить там выставку без особого понимания какой она должна быть, нанять продавца и сделать так чтобы в наше отсутствие он продавал также как и мы, ведь за второй салон нужно было уже оплачивать дополнительные расходы. В каждой компании самой большой проблемой является персонал и я часто шутил с Вадиком, что если бы все в нашей компании работали как и мы то мы бы уже давно ездили на Бентли. Я думаю что первую нашу компанию погубило именно неправильное отношение с персоналом, скорее даже не умение подбора персонала и грамотное обучение и мотивация этого персонала в последствии.

Так мы начали с ошибок и наняли на салон ЖБИ нашу знакомы по имени Олеся, потом уже после того как уволилась Олеся, вернее мы ее уволили, нас идиотов ничему не научила жизнь и мы снова наняли на этот салон нашего знакомого по имени Роберт.

Учитывая что наш офис на Генеральской работал уже исправно и без сбоев приносил какие то деньги, мы довольно таки быстро открыли салон на ЖБИ и сделали на нем приличную выставку, конечно не такую как в больших крутых сетях, но конкурентноспособную, с хорошим расположением. Поэтому первая продажа нашей была сделана тогда, когда сам салон был сделан на половину, но уже активно принимал людей, чтобы как можно быстрее начать зарабатывать деньги. Конечно ни о каких скриптах продаж и стандартах в то время и речи не было, и мы учили Олесю продажам и знанию по товару как могли, и если продажи мы могли хорошо, то знания по товару у нас оставляли желать лучшего. Ведь мы еще вчера продавали все двери по одному существующему образцу в офисе. Несмотря на все эти сложности и бешеный ритм работы, мы открыли салон на ЖБИ 1 июня 2010 и два наших салона начали полностью функционировать.

___

Было лето 2010 года, продажи шли хорошо, мы работали втроем на 2 салона, я, Вадим и Олеся. Мы с Вадимом по прежнему сами ездили на замеры и заключали договора на адресах при необходимости, к тому времени я купил скромную недорогую машину для работы. Все монтажники и доставщики у нас были на фрилансе, вернее работали только в том случае если были заказы, поэтому расходов на все про все было немного, у нас появились свободные деньги и мы начали думать о дальнейшем развитии.

Моей жизни появилась любима я девушка по имени Карина, вернее я знал ее давно, еще с момента, как торговал телефонами в торговом центре рядом с домом, но отношения у нас завязались как раз на этот период. Мне было 24 года, у меня был бизнес, появилась любимая девушка, я чувствовал себя хозяином жизни и мне казалось что планета крутиться только для меня.

Я часто думаю о том, что счастье это мимолетные вспышки, нам кажется что они будут с нами всегда и как огромный костер будут согревать нашу жизнь и освещать путь, но любой костер не будет гореть без дров. счастье это то, к чему я бы рекомендовал не привыкать, счастье это эмоции и если эти эмоции не контролировать, то в конечном счете они возьмут верх и без них ты уже не сможешь прожить, а счастье это вещь непостоянная.

Я хорошо помню последний наш разговор с Кариной, хорошо помню, как бизнес который ты строишь отказывая себе во всем, словно песок проскальзывает среди пальцев. Но сначала мы были безумно счастливы, что Вадик, что я, так как то что мы делали, приносило ежедневное удовольствие и неплохие деньги.

Кстати если говорить о деньгах, то продажи как я уже говорил к тому времени стали постоянными, мы с Вадимом как люди вышедшие из бедности, сильно не тратились и в итоге пришли к тому что у нас появились оборотные средства. Вообще если говорить об свободных оборотных средствах, ну или даже не свободных но все равно оборотных средствах числящихся на балансе компании, то я начинаю вспоминать серию Ералаша из 90-х. Ну это та серия, в которой парень сидел за партой и смотрел на Сникерс испытывая силу воли, с оборотными средствами все тоже самое. Сидишь ты такой зная что у тебя есть деньги и жуть как хочется пойти например купить себе шмотки, потусоваться, сходить в хороший ресторан или купить своей девушке крутой подарок. Большинство из моих друзей или знакомых, которые начинали заниматься бизнесом, именно так и делали, бизнес в итоге остался не у всех.

Но есть и второй вариант, ты понимаешь что эти деньги не твои, а деньги клиентов и ты несешь ответственность перед клиентами за эти деньги, или если вложить эти деньги обратно в компанию, чтобы сделать еще больше денег то это будет намного круче чем промотать их по ветру, и только когда деньги принесут новые деньги, тогда уже можно подумать и о себе.

Мы выбрали вариант что деньги принесут новые деньги, не забывая и про то что оборотным средства это деньги клиентов и нужно контролировать себя чтобы бизнес не только оставался на плаву, но еще и рос. Поэтому возникала мысль открывать 3 салон к осени 2010 года.

___

Все как всегда в нашей жизни и в нашем бизнесе получилось внезапно, я помню когда у нас не было салона на ЖБИ, а был только один салон на Генеральской, я часто проезжал по этому району и как то программировал себе в голове что у нас тут бутил полноценный салон с выставочными образцами. Так как мы по прежнему с Вадимом сами ездили на замеры, а клиентов мы привлекали на сайт через Яндекс, мы не брезговали новым для нас методом рекламы, а именно мы брали самоклеющуюся бумагу, ездили по новостройкам на выходных и расклеивали нашу рекламу прямо на китайских входных дверях, в результате чего на неделе в будние дни были обеспечены дополнительными заказами с этих новостроек. Новостройки мы находили по сервису Дубль гис и каждые выходные вместе ехали на новые объекты и ловко, избегая прямой встречи с жильцами или представителями управляющей компании, клеили листовки на двери еще не заехавших жильцов, которые делали ремонт у себя в квартире.

В один прекрасный субботний день, мы с Вадиком, вооружившись пакетом с листовками решили поехать на только что начавший строиться район Академический, где было сдано всего 2 дома, и планировалось построить такое количество, чтобы уместить несколько сотен тысяч людей в ближайшие десять лет. Приехав туда первый раз, мы увидели стройку века, было сдано 2 дома и в них уже были магазины на первых этажах, вокруг были десятки котлованов и возводящихся коробок. На всех квартирах были китайские двери и мы поняли что этот район для нас золотая жила. Опять же два авантюриста я и Вадим не просчитывающие рынок и не понимающие внешних факторов влияющие на этот рынок, с большой радостью расклеив листовки, получив первые заказы и деньги, приняли решение что наш третий салон будет на Академическом. Когда я договорился об открытии салона там, я воспринимал это как личную большую победу, но к сожалению срок жизни этого салона был самым маленьким из всех салонов что у нас были.

Наверное самая большая проблема района Академический заключалась в том что он находился на окраине города и на первых порах связь с цивилизацией в нем не была налажена абсолютно, в тамошних магазина были завышенные цены, даже комиссия в терминалах для оплаты телефона была больше чем обычно, это и еще некоторые факторы в сумме и сыграли злую шутку, но тогда мы не думали об этом, нам хотелось как можно быстрее открыть салон и начать зарабатывать деньги. Встал вопрос о том что на Академический нам будет нужен продавец, и этот продавец должен жить на самом Академическом, так как ехать до салона далеко. Изначально была мысль перебросить на Академический Олесю с ЖБИ как человека, который уже имеет опыт, но тут мы могли лишить сильную точку продавца и неизвестно когда бы начала приносить прибыль новая точка, да и с Олесей у нас начались проблемы в плане ее дисциплины и работы в целом. Решение, хотя оно было и не верное, пришло само собой.

На Академическом в двух построенных домах все первые этажи был заняты и нам удалось выбить субаренду в магазине по продаже хоз товаров. Субаренда самый жуткий вариант сотрудничества, где по факту ты вообще никак не можешь повлиять на арендуемую площадь, да и гарантий на то что ты на этой площади надолго задержишься абсолютно нет. В этом магазине был продавец, такая тайно пьющая женщина после 50 лет, которая никак не поддавалась какие то стандартам, так как работала не на нас, но согласившаяся консультировать и продавать приходящим к нам клиентам. Площадь нам дали небольшую, мы понимали что на Академическом дома будут возводиться один за другим и на перспективу открыли там салон из оборотных средств. Продажи не заставили себя долго ждать и мы стали счастливыми обладателями трех салонов дверей, гордо называя себя сетью.

Все шло размеренно и своим чередом, процессы стали для нас одинаковыми, и хоть по нашей большой ошибке мы толком и не раздилегировали полномочия в этом бизнесе, но примерно каждый знал чем заниматься. Вадик больше ушел в продажи и логистику, я занимался первичной бухгалтерией и маркетингом. Пришла пора думать о внутренних процессах.

Сейчас я все больше задумываюсь о том, что первый наш бизнес за свои 5 лет так и не стал супер успешным скорее всего по причине нашего возраста, хотя с другой стороны существует много примеров, когда люди совсем в ранней возрасте управляли большой компанией. Если я не ошибаюсь, то Абрамович руководство Сибнефти получил вообще в 29 лет. Винить можно кого угодно, обстоятельство, время, место, и только сейчас понимаешь, что виноват только ты сам.

Как я часто люблю повторяться, бизнес идет либо вверх, либо вниз, третьего к сожалению не дано. И если месяц-два ты просто выполняешь одни и те же действия зарабатывая деньги, то уже совсем скоро бизнес начнет меняться и как правило не в лучшую сторону. Это уже сейчас наше главное правило: минимум одно крупное изменение в месяц, раньше мы обманывая себя считали, деньги идут и ладно. Беда не заставила себя долго ждать и то, что пошло дальше, будет еще не падением по сравнению с тем, что будет в конце, но очень сильным ударом, который первый раз проверит нас на прочность это точно.

___

Сказать что осень 2010 года была золотая, это ничего не сказать, желтых листьев было необычно много, как и солнечных дней. Мы собирали ежедневно инкассацию с салонов, продавали с легкостью сами и легко справлялись с ежедневными задачами, как сейчас помню мыслей об открытии третьего салона у нас тогда не было, потому что мы довольно сильно опередили наших конкурентов в интернете, да и в рознице тоже не отставали от лидеров. По крайней мере имиджевую точку по продаже дверей на Академическом, мы открыли вообще самые первые. Я вообще люблю осень, может потому что у меня день рождение в октябре, может потому что сильно люблю грустить и люблю дождь. Но грустить не приходилось, на свое день рождение я полетел отдыхать в Египет, а по приезду с отдыха мы готовились рубить капусту в связи с ежегодным повышение сезона продаж в ноябре и декабре.

Вспоминаю женщину, которая нам сдавала субаренду на Академическом, такая знаете ли женщина ближе к 60, у которой лет 20 назад был магазин хоз товаров, который позволял ей жить хорошо, а сейчас этот магазин хоз товаров ей нужен, чтобы было чем заняться в старости. Аренду я ей платил наличкой, каждый раз встречаясь у нашего основного салона на Генеральской. Не знаю зачем мы встречались, если можно было перечислить деньги на карту, но значит тогда это для чего то нужно было.

Еще на встрече я заметил что то не то в ее поведении и интонации голоса и разговора, тогда я не придал этому особого значения, но все таки через неделю решил съездить на салон Академический и узнать как там дела. Да да через неделю, хоть и салон находился в городе, но он был очень далеко и за месяц мы бывали там от силы раза 4 не больше.

Каждый раз когда мы приезжали туда, мы видели что все там было не так как надо, оторванный ценник или грязная дверь на выставке, в общем идея с субарендой площади, как идея с субарендой человека была плохая. Если площадь только у тебя и человек работает только на тебя, то тогда и порядки твои, а тут как коммунальная квартира.

Поэтому последний мой приезд на Академический, был последним в прямом смысле этого слова. Начнем с того, что когда я приехал нашей растяжки с названием над салоном уже не было, все наши выставочные образцы были отодвинуты в угол, а женщина которая продавала наши двери, бегала по салону в панике собирая в коробки вещи основного магазина. Как оказалось женщину с хозтоварами выгнали с этой площади, потому что она не платила, а в итоге пострадали мы. Взять весь салон, в 5 раз превышающий нашу текущую аренду мы не смогли, поэтому нам пришлось съехать. Так спустя 6 месяцев после открытия, по причине нашей безответственности, мы лишись салона, на который мы возлагали такие большие надежды. Беда не приходит одна и как только мы развезли выставочные образцы по оставшимся двум салонам, следующий удар не заставил себя долго ждать.

Салон на ЖБИ, был для нас жемчужиной, так как был первым, именно розничным салоном, с хорошей выставкой и небольшими вложениями, которые довольно быстро окупились. Салон ежемесячно без спадов продаж приносил нам прибыль, находился в близком и хорошем районе и всегда перекрывал провалы продаж на других салонах. Потерять его для нас было равносильно тому, что потерять половину бизнеса и мы его потеряли.

Я часто люблю сравнивать арендодателей мужчин и арендодателей женщин и имея в этом колоссальный опыт сделал следующие выводы и наблюдения. Мужчины арендодатели всегда ведут себя строго и дисциплинированно, они намного чаще напоминают о себе, общаются с тобой, в случае проблем с оплатой, спокойно и без эмоций начинают искать пути решения вместе с тобой. Женщины арендодатель, наоборот появляются очень редко, практически не беспокоят во время аренды, но если появляются, то как правило с какой нибудь проблемой, которая рушиться на голову и требует быстрого решения. К задержке аренды относятся очень негативно и всегда угрожают тем, что разорвут договор.

Мы по ЖБИ аренду никогда не задерживали, а зачастую даже платили заранее и тамошняя женщина арендодатель, свалившись как снег на голову сказала что весь цокольный этаж где располагалось несколько арендаторов, в том числе и мы, забирает один крупный арендатор, который сделает ремонт всего помещения и заедет после декабря. Поэтому вероятность того, что кто-то из текущих арендаторов останется равно нулю. Съехать нам надо меньше чем через неделю, а ответ останется ли за нами салон, будет в январе и пока мы можем сохранить всю нашу выставку в их подвале, среди грязи, сырости и крыс. Я как будто разбирал свое сердце и душу по кускам, когда разбирал выставочные образцы с салона ЖБИ чтобы утащить их в подвал, где они в последствии были испорчены и исцарапаны.

Что сказать, начало ноября для нас было трудным в связи с потерей Академического, но начала декабря для нас было просто ужасное, ведь начинался ажиотаж продаж, который как мы уже тогда поняли капитально просрали.

Тогда начались капитальные нервы, Олесю пришлось перевести на наш первый и единственный оставшийся салон на Генеральской, мы с Вадимом как могли поддерживали друг друга, понимая что откатились на 1,5 года назад и думая, что хуже уже быть не может и мы достигли дна и можем начинать все по новой. Как оказалось хуже быть может и настолько хуже, что хуже просто только очутиться без лодки посреди открытого океана.

На генеральской мы снимали в аренду два больших помещения, где у нас была выставка и небольшой склад, но добра за все время работы было очень много: оставшиеся с какого-нибудь объекта двери, межкомнатные арки, а также очень много коробок с дверной фурнитурой. Мы очень сильно любили этот салон, так как именно его адрес был подвязан к сайту как основной, и именно на Генеральскую приходили все клиенты, которые находили нас в интернете, а к тому времени их уже было не мало и на заключение договоров в офис, люди приходили почти каждый день. По соседству через стену с нами был банка, вход в который был с улицы, мы друг другу не мешали и у нас был удобный отдельный вход, через центральный вход в здание и проходную.

Был конец декабря, мы изо всех сил делали продажи, чтобы хоть на одном оставшемся салоне заработать денег перед праздником, как вдруг в дверь внезапно постучали, и был это далеко не дед мороз. К нам пришел даже не менеджер по ранете здания, а приближенный к арендодателю и сказал что наше помещение выкупает банк и нам необходимо съехать в течение 2х дней.

Я потом еще очень долго анализировал как мы так за 2 месяца умудрились потерять все три наших салона, и осознавая что плохому танцору яица мешают, я все таки пришел к выводу, что основная проблема была именно из-за арендодателей. Хорошо что все так выходило, это строго настрого потом заложило в нас решение, что нельзя быть привязанным к определенной точке, а надо развивать работу в интернете и осуществлять доставку, но это уже все потом, сейчас мы лишились 3-х салонов и размышления о жизни были не уместны, мы по факту за 2 месяца потеряли весь бизнес, который строили 2 года.

Все что было на салоне Генеральская мы частично перевезли Вадиму в гараж, что то договорились оставить временно на Генеральской, так как был канун нового года и какие либо решения принять было сложно. Проще сказать, что мы такие молодые и успешные, вошли в 2011 года без единого из трех салонов и убитыми выставочными образцами дверей, половину из которых находилось в подвале на ЖБИ, половину которых в подвале на Генеральской.

Что будет потом мы даже и представить себе не могли. Не смотря на все что произошло, нам нужно было выполнять обязательства перед клиентами, которые у нас купили товар и зарабатывать новые деньги чтобы закрыть образовавшийся кассовый разрыв на фоне этих проблем. Мы приняли решение что с января мы находим новый салон в центре и все сделаем по другому, избегая всех ошибок, которые мы допускали ранее.

С новым 2011 годом, сказали мы с Вадимом друг другу, сидя за одним компьютером и за одним рабочим столом, оставшись без всего того что у нас было, не зная что мы получим вскоре в несколько раз больше.

КОНЕЦ 1 ЧАСТИ

0
79 комментариев
Написать комментарий...
Лев Третьяков
Автор

Если будет интересно, выложу 2 и 3 часть.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Borodinov

Давай, все интересней чем смотреть очередные метрики и смотреть как дизайнеры мерюются шрифтами

Ответить
Развернуть ветку
Лев Третьяков
Автор

ахахахха, это точно

Ответить
Развернуть ветку
76 комментариев
Раскрывать всегда