Что такое минимальный работоспособный продукт — книга Морейниса, глава 7 Статьи редакции

Седьмая статья, написанная инвестором Аркадием Морейнисом в рамках совместного с ЦП проекта «Антистартап», материалы из которого вместе с комментариями читателей будут собраны в одноименную книгу.

О том, в чём заключается важность минимального работоспособного продукта и почему не нужно пытаться сделать всё и сразу.

В этот момент лучше наступить на горло собственной песне и постараться понять, какие главные задачи стоят перед нами на первом практическом этапе реализации продукта. Мы должны с минимальными затратами времени и денег получить ответы на четыре главных вопроса:

  1. Осознают ли люди потребность в том, что вы им предлагаете?
  2. Готовы ли они за это платить вам?
  3. Окажется ли стоимость привлечения одного покупателя ниже, чем то, что вы на нем заработаете?
  4. Можно ли это сделать?

Огромное количество людей заменяют ответы на первые три вопроса опросами своих друзей и знакомых из серии «А если я сделаю вот такую штуку, то вы будете ей пользоваться?». Люди врут — это жестокая правда, к которой уже пора было бы привыкнуть. Они врут не со зла и не от желания сделать вам приятное — они просто не знают, как на самом деле поступят.

Известна история о том, как в компании Sony выбирали цвет для музыкального плеера Walkman. Собрали фокус-группу из студентов, которым задавали вопрос, какого цвета они хотели бы иметь плеер, получили кучу креативных ответов с явным уклоном в яркие красочные цвета. А у выхода устроители фокус-группы поставили корзину с плеерами разных цветов и после проведения сессии предложили участникам взять с собой на память плеер из корзины. Большинство выходящих предпочли плеер черного цвета. Так что не стоит верить тому, что люди говорят, можно верить лишь тому, что они делают.

Другое огромное количество людей считает, что главная задача — это разработать полнофукциональный красивый продукт с двадцатью восемью тысячами полезных свойств. Задумываться о том, что и как они собираются продавать, они начинают только после того, как вбухают достаточное количество времени и денег в разработку такого «красавчика». Общую стратегию продаж своего продукта такие люди представляют себе достаточно просто: «дайте нам денег на рекламу, чтобы о нас узнали все». Они свято верят в то, что есть такие волшебные люди, называемые «маркетологами», которые с легкостью пригонят к ним толпы жаждущих, стоит только открыть нефтяной краник рекламных бюджетов. Для таких людей самой сложной задачей представляется разработка продукта, а продажа его чем-то простым и понятным — правда не ему самому, а тем самым волшебным маркетологам.

Все не так. Порядок вопросов четко определяет приоритетный порядок вопросов. Самое главное — это постараться как можно быстрее и дешевле понять, нужно ли кому-то то, что вы делаете. Делать то, что никому на самом деле не нужно — это одна из самых главных причин смерти новых проектов.

Вторая частая причина смерти — проект не берет денег за свои услуги. Первая возможная причина — бизнес-модели у проекта на самом деле нет. Она заменяется на слабую надежду на то, что проект начнет зарабатывать деньги только тогда, когда он станет популярен. «Мы начнем брать деньги за рекламу, когда у нас будет миллионная аудитория», «мы будем брать деньги с продавцов, размещающих у нас свои прайс-листы, когда у нас будет достаточно посетителей» и так далее.

Вторая причина — на самом деле продукт никому особенно и не нужен. Ситуация очень хорошо характеризуется фразой основателя: «если мы начнем брать деньги с клиентов, то они все уйдут» или «а как мы можем объяснить клиентам, за что они будут платить деньги, если у нас нет миллионной аудитории». Поэтому второй главный вопрос — как можно раньше постараться понять, будут клиенты платить вам деньги за ваши товары или услуги. Причем платить именно вам, а не вашим конкурентам — естественному лидеру с десятилетней историей и львиной долей рынка или молодому и борзому проекту со стаей зубастых и голодных продажников.

Третья причина смерти — не окупать свои расходы. Очень часто происходит в том случае, если рядом с вами бьется лидер рынка, имеющий хорошие закупочные цены за счет объемов, возможность снижать деньги за счет своей маржи или инвестиционных денег, или куча небольших компаний, готовых ради тактической цели удушения одного из конкурентов идти на жестокий демпинг. Ровно в этот момент можно с особой остротой осознать правдивость мысли о том, на какие рынки стоит лезть, а на какие — нет. И никакой хороший продукт сам по себе вам не поможет. Ваш продукт все равно умрет, а на его могиле напишут: «Зато он был хороший».

Именно эти три главные вопроса нуждаются в срочных и обоснованных ответах. А сделать нынче можно почти все — хоть запрограммировать новый сервис, хоть открыть еще один ресторан. Так что ответ на четвертый вопрос — во многом дело техники.

Вот такой продукт, сделанный с минимальными ресурсами за минимальное время, позволяющий ответить на три первых и главных вопроса, и называется минимально работоспособным продуктом (minimum viable product). Он не обязан быть красивым, он не обязан быть полнофункциональным — «если тебе не мучительно стыдно за первую версию своего продукта, значит ты вышел на рынок слишком поздно», сказал Рейд Хоффман, основатель Linkedin. Эта минимальная штука может быть вообще не продуктом в классическом смысле этого слова.

Как-то двое ребят в США задумались о том, чтобы продавать людям набор рецептов на неделю вместе с набором разложенных и упакованных в соответствии с рецептами продуктов. Что будет делать стандартный стартапер? Он в первую очередь бросится создавать сайт с базой рецептов, с красивым и удобным интерфейсом, с программной архитектурой, готовой для быстрого масштабирования — в общем с геморроем не на один день. А после того, как сайт будет готов и пройдет придирчивую проверку «красиво-не красиво» у всех основателей и их друзей и знакомых — пойдет к инвесторам искать деньги на рекламу такого замечательного сайта.

Но что стали делать эти два парня? Они в первый же день встали на вахту в ближайший супермаркет и начали ловить проходящих мимо тетушек и предлагать им свой сервис: «Давайте мы будем вам еженедельно подготавливать список рецептов, закупать, резать, фасовать продукты. Каждую неделю будем привозить вам список и пакет с продуктами, а вы нам будете отдавать столько-то денег». Нашли первую тетушку, начали составлять рецепты, покупать и резать продукты для нее. Приносили ей еженедельно пакеты, выслушивали от нее лицо в лицо все мнения и оценки — что хорошо, что плохо. Делали для себя выводы и опять выходили на вахту в супермаркет — ловить очередную тетушку. И так по кругу до того момента, как просто перестали справляться с количеством тетушек и продуктов, которые должны были закупать и резать. только после этого они начали делать сайт и автоматизировать процесс.

Вот таким путем основатели, даже не имея практически продукта в том смысле, в каком его понимают нынешние стартаперы, проверили базовые вещи — осознают ли люди потребность в том, что им предлагают, готовы ли люди за это платить, готовы ли платить именно им и за какую цену это возможно продавать, чтобы заработать денег.

Еще пример — Zappos, один из первых интернет-магазинов по продаже обуви. На этом этапе нужно было как минимум вообще проверить основную гипотезу: готовы ли люди покупать обувь через интернет? Основатель проекта обошел ближайшие обувные магазины и договорился с владельцами: «Давайте я просто сфотографирую обувь, которая стоит у вас на полках, размещу ваши фото у себя на сайте, буду принимать заказы на эту обувь. Если заказы будут поступать, буду просто передавать их вам». Основное, что надо было протестировать, — это будут ли люди покупать обувь через интернет, сколько будет возвратов, во сколько обойдется привлечение такого покупателя. Было пройдено некоторое количество итераций и пришло понимание того, какого типа обувь можно продавать таким образом, где лучше рекламироваться, от чего зависит количество возвратов. Только после этого, когда весь процесс продажи был отлажен, уже можно было начинать заниматься оптимизацией закупок, управлением складом, построением красивого сайта.

Даже самый простой лэндинг — одностраничный сайт, на котором изложена суть вашего продукта, и есть возможность зарегистрироваться, чтобы получить информацию о том, когда ваш товар появится в продаже, или внести предоплату с хорошей скидкой — это почти продукт. Причем слово «почти» — не потому что это не полностью функциональный сайт. Слово «почти» я использую, потому что без понимания и реализации того, кто и откуда будет попадать на этот сайт, — продукта еще нет, пусть даже и минимального. Тогда минимальный продукт в случае лэндинга становится понятным и простым. Мы даем рекламу и смотрим, во сколько денег нам обошлась регистрация пользователя. Это, конечно, еще не стоимость привлечения покупателя, но стоимость регистрации можно использовать в качестве нижней границы стоимости привлечения — бесплатно регистрироваться гораздо проще, чем отдавать за что-то реальные деньги. Но если вы таким способом не получите ни одной регистрации, или стоимость такой регистрации будет космической, то что изменится от того, что вы разработаете весь продукт целиком? Вы будете давать другую рекламу? Так пробуйте найти нужные слова и нужную аудиторию прямо сейчас — зачем откладывать это на потом, тратя деньги и время на разработку того, что окажется не нужным.

Продукт — это то, что мы продаем. Другими словами, это ударная тройка нападения: месседж—аудитория—канал. Месседж — это ценность нашего продукта, которую мы доносим через подходящий канал до выбранной нами аудитории. Набор таких троек и есть, по сути своей, набор первоначальных гипотез для тестирования. В результате тестирования мы на небольшой выборке и получаем первые ответы на главные вопросы. Стоит обратить внимание, что «сарафанное радио» — это не канал, «друзья и знакомые» — это не канал, «пришли сами» — это не канал, «все люди» — это не аудитория, «все владельцы телефонов» — это не аудитория. Аудитория должна быть очерчена вполне конкретно, в конечном итоге вы должны быть в состоянии свести ее к формальным описаниям таргетинга при рекламе в соцсетях или к набору ключевых слов для конктекстной рекламы. Канал должен позволять достучаться именно к целевой аудитории, причем небольшими порциями за разумные для вас деньги — заниматься ковровой бомбардировкой на этом этапе будет слишком дорого и неэффективно.

Самая хорошая и правильная ситуация состоит в том, что команда основателей проекта должна быть в состоянии сделать минимально работоспособный продукт и получить ответы на первые ключевые вопросы сами. Своей головой, своими руками, своими деньгами. Это правильный тест не только на полноту компетенций команды. Придумать недорогой и эффективный MVP — это еще и правильный тест на то, ориентирована ли команда в первую очередь на продажи, на умение добиваться конечного результата при минимальных затратах времени и денег.

Поэтому кроме тех ключевых вопросов, которые я описал в начале главы, можно позадавать себе еще и более личные вопросы: «А есть ли у меня компетенции в том, что я собираюсь делать?», «А у команды?», «А что я буду делать, если не будет получаться?», «А команда?», «А чем я готов рискнуть ради этого?», «А команда?»


Следующая, восьмая глава — «Как перебирать варианты»

На самом первом начальном этапе мы еще только стремимся стать бизнесом. Мы пытаемся нащупать ту идею, тот продукт, который люди начнут покупать. Мы пытаемся понять, можем ли мы это делать не в убыток самим себе.

На этом этапе меня удивляют стартапы, которые приходят со словами «Я точно знаю, что нужно моей целевой аудитории» и бизнес-планом, в котором расписаны показатели проекта на пять лет вперед. Не меньше меня удивляют и инвесторы, которые требуют от проекта, который еще не научился зарабатывать деньги, ответов на вопрос, какую долю рынка они займут через пять лет и расчета текущей стоимости проекта методом дисконтированных денежных потоков.

На этом этапе самое главное, что мы должны иметь – это хорошую формулировку идеи и список гипотез и вариантов действий, которые мы уже проверили, которые мы проверяем сейчас и которые мы можем попробовать проверить в будущем. Подавляющее большинство проектов сдувается сразу после того, как не срабатывает их первый и любимый вариант, что происходит в 99% случаев. После этого они либо долго и мучительно чешут репу и не делают вообще ничего, либо с горя напиваются и расходятся, либо продолжают пришпоривать дохлую лошадь под девизом, надеясь на то, что она вдруг поскачет.

0
20 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Иван Колыхалов

Очень толково, спасибо! Но к сожалению нет рекомендаций к конкретным действиям. Плана так сказать. Ну допустим:

1. Появилась идея.
2. Написать себе на лбу, что эта идея не гениальна, а скорее всего полное говно до первой продажи и начала сбора реальной статистики.
3. Ударить себе по рукам линейкой и не создавать никаких систем и продуктов.
4. Ударить еще раз если все же забил на п.3, лучше на этот раз сразу по яйцам.
5. Изучить вордстат на предмет спроса. Если запросов меньше 5000 за месяц, то идея говно, забудь. Изучить Google Trends на предмет сезонности.
6. Сделать в конструкторе дешевый лендинг.
7. Ударить по рукам линейкой, если решил делать кастомный лендинг.
8. Дешевый запоминающийся домен. Никаких дорогих покупок.
9. Пролить трафика на стоимость 1 лида на 5-10 каналов.
10. Выписать экономику на бумажку и понять срастается или нет.
11. Если экономика не срастается и конверсия ниже 1% подумать, что может ее поднять.
12. Если ты слил 5-10 лидов и конверсия не поднялась или продаж нет, то идея твоя говно. Забудь.

Общий случай: тестирование гипотезы должно стоить не дороже 5000-1000 рублей. Если она обошлась дороже, то либо у тебя железные яйца, либо это в силу специфики невозможно и у тебя железные яйца, либо, что скорее всего, твоя идея говно.

Ну как-то так наверное, что скажете?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Корчагин

Целая статья о том, как прокрастинация и её друг перфекционизм избавят вас от успеха в любом начинании.

Ответить
Развернуть ветку
Juls Kotenko

Очень просто актуальная для меня сейчас тема - как раз пытаюсь объяснить одному сооснователю, что мнение 1 его друга ни разу не показатель. А истерики в попытках продавить своё "видение" и закупка 20 доменов "на вырост" - ни разу не мотивируют с ним работать.

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Diflux

Замучили уже эти инвесторы со своими советами :)
С таким подходом в России серьезные низкоуровневые инновации никогда не появятся, всё будет крутиться вокруг игр, приложений и сервисов. Российский Microsoft с такими советами не построишь.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Shapoval

Росийкий да, а вот оригинальный именно так и строился.
Осознают ли люди потребность в том, что вы им предлагаете?
- Да, больше года и много средств потратили на удовлетворение потребности.
Готовы ли они за это платить вам?
- "Такие смешные деньги? Да еще и не наши, а клиентов? Конечно!"
Окажется ли стоимость привлечения одного покупателя ниже, чем то, что вы на нем заработаете?
- Клиента нам поставляют, мы ему предлагаем бонус с плюшками.
Можно ли это сделать?
- Ну там у меня есть один знакомый чувак, но вообще мы тоже не лыком шиты...

Ответить
Развернуть ветку
Anthony Marchenko

Eric Ries на недавнем Q&A session на Hacker News очень жаловался, что его идею с MVP мягко говоря не совсем верно интерпретируют:

Q: Are there examples of lean startup ideas going wrong or being misunderstood and leading startups straight to failure?

A: tons! I think about this all the time, since I feel a responsibility to try and talk about lean startup in such a way that prevents misunderstanding.
I would say the two most fatal misapplications are:
1. "up and to the right" disease. here you split-test everything and just do whatever moves the numbers. pretty soon you are selling porn or psychic hotlines.
2. "no vision, no problems" error. It's like trying to do science without a hypothesis. In lean startup we emphasize that people trying to predict the future are often wrong, so it's best to experiment and pivot as you learn. But some people interpret this to mean that the future is unknowable, there's no point in having any kind of vision, and you should just ship something and see what happens. the problem with this plan is you are guaranteed to succeed - at seeing what happens. after-the-fact rationalization will prevent any learning, because if you can't fail you can't learn. having a big expansive vision is really helpful because it provides lots of falsifiable hypotheses for testing.
3. "minimum viable crap" sloppy execution. Some people think MVP means just throw garbage at the wall and see what sticks, especially since the M makes people think lean startup is for doing something small. but the truth is if you're doing something small, you don't need MVP or lean startup. you only need an MVP if you're trying something large. further, part of the MVP process is to learn what customers actually value in terms of quality, so we can build something that they perceive as excellent. shipping crap isn't the goal, and people that go on TechCrunch with garbage and then claim "but it's an MVP!" are doing it wrong. the hard truth is that spending more time "perfecting" a product in the absence of feedback often makes the product worse, not better.

Ответить
Развернуть ветку
Arkady Moreynis

Совершенно верно. Делать MVP без большой идеи и без понимания продукта – это действительно кидать г... об стену. Все начинается с идеи (vision), в MVP вы тестируете гипотезу – минимальную версию продукта, реализуемого в рамках этой идеи, а не случайный набор лэндингов на случайные темы

Ответить
Развернуть ветку
Juls Kotenko

Вот это вот "я другу своему показал - ему не понравилось", "надо сразу сделать всё хорошо", "дизайн должен быть такой как я сказал" - это такая банальная детская болезнь, аж зубы сводит. И вроде уже толпа народу на этих граблях отплясалась, но нет - каждый раз находятся новые добровольцы. И опять те же ошибки, и те же отмазки, и хоть ты им кол на голове теши - слушать они никого не хотят.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Molchanov

Аркадий, должен признаться, что именно услышав от вас в свое время историю о ребятах, которые отлавливали тетушек возле супермаркета, я решился запустить свою сценарную онлайн-мастерскую. За что вам огромное спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Arkady Moreynis

Пожалуйста

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Max Wham

Дык уже все. Вот гробик из дсп #12 сколотил, веревочку мылом мазюкаю), в общем спасибо Вам мил Человек за то, что избавилисъ, да исцелилисъ! Помогли Вы мне прямо так однако ж!

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Petryaev

Кстати, а хорошая иллюстрация к статье. Стартап - продажа неведомой ёбаной травы для выведения никотина из организма. Сайт есть, навязчивый маркетинг для зашедших на сайт по ошибке есть, спам-бригада тоже есть. А спроса на траву нет.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кулаков
Канал должен позволять достуПаться...
Ответить
Развернуть ветку
Andrey Bykov

Аркадий, статья офигенна. Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Arkady Moreynis

Пожалуйста

Ответить
Развернуть ветку
hellodolly

Аркадий Морейнис, а Эрика Риса нельзя было привести в пример? Или вам нравиться быть в роли мессии для недалекой деревенщины, заходящей на ЦП по праздникам с мегафон-модема?

Ответить
Развернуть ветку
Arkady Moreynis

Ну да, пример с тетушками сперт у Райса. Надо будет заменить на какой-нибудь другой. Пример с Сапато Райс тоже приводит, хотя основатель сам описывал историю в своей книге.

Ответить
Развернуть ветку
Max Wham

Кхм, как бы он приводит в пример не sapato, а zappos. Sapato - клон и соответственно пример фиговый.

Ответить
Развернуть ветку
Arkady Moreynis

Опечатка в тексте, да

Ответить
Развернуть ветку
Arkady Moreynis

Вообще идеология MVP, Lean и Customer Development – описывается у Райса и Бланка (и еще сотни авторов) со всяких разных углов.
Трудно рассказывать про эту идеологию, не выступая вольным или невольным пересказчиком того или иного автора.
В предисловии я писал, что "не изобретаю велосипед", а свожу в один текст разные вещи, которые я читал и проходил на своем опыте и опыте проходящих через меня проектов.
Да, надо будет отметить персонально: Эрика Райса, Питера Тиля и Траута/Райса, чей персональный вклад в приведение в порядок лично моих мозгов был бесценен.

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда