Офтоп Редакция vc.ru
5 891

Есть ли жизнь внутри стартапа

Нам написал Максим Ищенко, основатель сервиса Monday52. Он решил поделиться опытом, который получил при работе над собственным стартапом. Более подробно о деятельности, путешествиях и метаниях Максима можно прочитать на его сайте.

 



Текст довольно большой, несколько сырой, и не со всем можно согласиться - но есть интересные мысли, и споры в комментах мы тоже очень уважаем.

***


Зачем вы делаете то, что вы делаете? Это самый главный вопрос. Я, к сожалению, вовремя этого не понял. Стартап требует вкладывать по полной — время, силы, деньги, наконец. Все остальное — друзья, увлечения, семья, развлечения — уходит на третий, десятый план. Пока стартап не зафейлится или не превратится в бизнес.

Можно придумать кучу причин, от “хочу заработать миллионы” до логически безупречного бизнес-плана, и уговорить себя. Не надо. Ввязываться в стартап можно только когда стартап решает самую важную проблему в вашей жизни. Только тогда вы дойдете до конца. Ну или повезет.

Поиск идеи как процесс

Многие думают, что можно найти “гениальную” идею. А когда найдем — останется только грамотно сделать. Главное — найти “ту самую”. Все наоборот. Идея — это только повод для разговора, отправная точка. Если вы “прикипели” к идее, вы будете невосприимчивы к любым вопросам менторов или нестыковкам в фидбеке от пользователей. Опять же, если вы верите в ценность идеи, вы будете зря тратить время и силы на поиск “той самой” идеи.

Идеи мало что стоят. Начните с проблемы, которая вам кажется важной и которую вы хотите решить. Возьмите первую попавшуюся идею, которая хоть как-то вписывается в проблему. Получите фидбек. Поменяйте идею. Повторите. Реальный прогресс начнется, когда вы станете воспринимать идеи как инструмент в поиске, а не как конечную цель.

Start with a problem

Какую проблему вы пытаетесь решить? Нам и другим командам этот вопрос задавали миллион раз. И все равно, каждый второй питч начинается с описания решения. Если пользователи не знают, что у них эта “проблема” есть, это не решение — это абстракция. Очень дорогая абстракция.

Fail fast

Время — самый ценный ресурс. В акселераторе это вроде бы должно быть особенно ясно, т.к. дата Демо Дня известна за два месяца. И тем не менее. Очень важно принимать решения быстро. Гораздо лучше ошибиться и исправить неверное решение, чем потерять время в поисках “идеального” решения.

Цикл “придумали-сделали-протестировали” должен занимать несколько часов, максимум дней. Тогда вы учитесь быстро и быстрее убиваете нерабочие решения и предположения. “Меньше думать, больше пробовать”.

Не программируйте

Может быть, это проблема только для технарей, не знаю. Но у нас это было, и подобное же я видел в других командах. Да, программировать в конце концов что-то придется, но рассматривайте это как “халтуру” — что-то, что вы делаете в нерабочее время. Иначе это может стать самоцелью и заменить собой все остальное.

Distribution

Как пользователи узнают о вашем продукте или услуге? Какие каналы привлечения пользователей, и во сколько вам обойдется каждый новый пользователь? Много говорят о том, что сейчас запустить интернет-стартап очень дешево — достаточно совсем небольшого капитала, а часто и без него. Но есть и обратная сторона — огромная конкуренция за внимание пользователей. Везде.

Если у вас нет вменяемой и масштабируемой стратегии привлечения пользователей, не имеет значения, насколько классный у вас продукт. И да, “реклама” и “viral marketing” это обычно плохой ответ — почти наверняка вы переоцениваете ваш “вирусный” коэффициент и недооцениваете стоимость “покупки” пользователя.

И пару слов об акселераторах.

Не все программы одинаково полезны. Это как с ВУЗами — на каждый Стенфорд и Оксфорд есть какая-нибудь noname Академия. Или пять. С другой стороны, практически все программы — это “кальки” с YC, и хоть чему-то вас да научат. Базовые вопросы всегда одни и те же. Тут скорее зависит от ваших амбиций. Я бы смотрел на менторов и как долго акселератор существует — каждый батч это “+10” в карму. Для себя я решил — в акселератор еще раз пойду, но только в топовый. Когда будет traction, team и vision.

Примечание редактора: временами тексты Максима напоминают дневник Наташи Ростовой после первого бала: слишком много эмоций и рефлексии, на наш скромный взгляд. Впрочем, полезных сведений там тоже хватает.

#Стартаперы #Стартап

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0435\u0440\u044b","\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f"], "comments": 0, "likes": 14, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 789, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 19 Oct 2012 17:46:20 +0400" }
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }