Офтоп
Редакция vc.ru

РИФ+КИБ 2015, день первый: потребление в сети, дрели и газета «Ведомости» в mobile

ЦП приводит самые интересные тезисы первого дня главного весеннего форума рунета РИФ+КИБ о потреблении товаров и услуг в интернете. Спикеры форума рассказали об Aliexpress и бесплатной доставке от «Почты России, QR-кодах и Paypass, новых медиа в mobile и интерактивных баннерах.

Александр Феоктистовруководитель группы маркетинга «Яндекс.Маркета»

Много лет подряд нам на всех конференциях рассказывают одну и ту же «страшилку» про e-commerce: что он растет только в регионах (Москва и Питер уже всё, умерли), что растет за счёт новых категорий, таких, как детские товары, и что драйверы роста — мобильные продажи и трансграничные продажи.

Сейчас, в кризис, доходы населения упали, и эта «страшилка» замкнулась сама на себя: да, всё еще растут регионы (уже даже не с населением в 500 тысяч и меньше, а с населением в 100 тысяч и ниже), новые категории и mobile, только мы уже имеем к этому мало отношения — основной рост приходится на кросс-бордер.

Активно растут в регионах Aliexpress и Avito (где, если говорить откровенно, сидит много мелких компаний, перепродающих тот самый кросс-бордер). Интересную тенденцию показывают исследования TNS по узнаваемости интернет-магазинов: в последней волне за февраль текущего года можно увидеть провал по узнаваемости местных интернет-магазинов и увеличение показателей Aliexpress и Avito.

Артём Переславцевкоммерческий директор «Почты России»

Вполне понятно, что привлекает покупателей в Aliexpress: миллион SKU и бесплатная доставка — на фоне этого их не пугает даже перспектива долго ждать (раньше доставка была три недели, сейчас меньше) и стоять в очереди в отделении. Мы продолжаем работу и надеемся, что вскоре можно будет получить заказанные товары, не стоя в очередях. Будем делать в крупных городах (Москва, Питер, миллионники) такие точки, где можно забронировать тайм-слот, скажем, с 12:00 до 13:00, и через четыре дня прийти и гарантированно забрать свою посылку.

В Москве уже есть такие точки, мы просто пока их докручиваем, прежде чем пустить туда бизнес.

Aliexpress мыслит гораздо шире, чем просто интернет-ритейлер. Во-первых, Aliexpress — это не один магазин, это площадка, где выставляют свои товары миллионы индивидуальных китайских предпринимателей. Во-вторых, они готовы к сотрудничеству в совершенно разных форматах: они могут принимать наши товары для продажи у них, готовы предоставить свою площадку, чтобы русские продавали для русских.

Российскому интернет-ритейлу стоит задуматься: если китайцы смогли встроить бесплатную доставку в такую махину, как Aliexpress, и сгенерировать за счёт этого кучу трафика, то почему не можем мы, почему наш e-commerce этого боится? Мы не боимся — «Почта России» будет всячески этому способствовать. Я вам больше скажу: сейчас мы зарабатываем больше на трансграничных посылках, чем на российских.

Алексей Фёдоровуправляющий партнёр сети «220 Вольт»

Создавать для интернет-магазинов самостоятельные пункты выдачи заказов — история не очень перспективная. А вот интегрировать их в предприятия сферы услуг — другое дело. В одном Берлине, к примеру, есть 800 таких пунктов в различных кафе и магазинах, при том что в Германии есть мощная Deutsche Post и другие почтовые сервисы.

В чём «фишка» таких пунктов? Если ваш небольшой магазин может выдать 20-30, да хотя бы 10 заказов в день — это 10 потенциальных покупателей вашего товара. Конечно, не всякая точка подойдет для пункта выдачи. Если у вас магазин электроинструментов, вряд ли к вам придет девушка получать духи и внезапно скажет: «Вау! Какая классная дрель, надо купить», но если у вас кофейня, она с большой вероятностью выпьет чашечку капуччино.

Это очень успешная тактика ретаргетинга. Было очень хорошее исследование, в котором говорилось, что каждый пятый человек, пришедший за своим товаром в магазин с пунктом выдачи, покупал в этом магазине что-то ещё. Возможно, ради этого «что-то ещё» стоит открывать пункты выдачи заказов.

Фёдор Вириноснователь исследовательского агентства Data Insight

Оплата посредством QR-кодов в России — тухлая история. А вот оплата смартфоном при помощи банковской карты, привязанной к этому телефону, счёта, который выставлен интернет-магазином при совершении заказа на том же самом телефоне — вот это да, вполне рабочая история. Оплата смартфоном при помощи различных технологий NFC типа Paypass — тоже интересный тренд. А вот QR-коды, к сожалению, у нас не работают, и мы уже сейчас это видим достаточно чётко.

Виктор Саксондиректор цифровых продуктов издательского дома Sanoma Independent Media

Мы наблюдаем, что почти половина потребления нашего контента сегодня приходится на мобильный трафик. Доля планшетов и смартфонов в потреблении контента «Ведомостей» — 35%, Cosmopolitan — 50%, Men's Health — 60%. Среднее значение по холдингу выросло с 15% в 2013 году до 30% в 2014 году, а по итогам 2015 года мы прогнозируем 50%.

Есть одно но: только около 25% пользуются для чтения наших изданий планшетами, остальные — смартфонами. Смартфоны втрое популярнее планшетов, при этом в вёрстку для смартфона гораздо сложнее вписывать макет издания. Я против засилья адаптивных технологий верстки — это дорого и трудозатратно, лучше иметь одну нормальную мобильную версию сайта издания и мобильное приложения.

Несмотря на то, что устройства на Android составляют 80% продаж смартфонов, к нам три из четырёх мобильных пользователей приходит с iOS. Поэтому моя рекомендация при разработке мобильных версий и приложений — ориентироваться на iOS, Android — опционально (многие из продаваемых на Android устройств вообще с трудом выходят в интернет, и их пользователи не слишком мотивированы потреблять контент онлайн).

Сегодня много говорят про создание СМИ по принципу дизайна mobile first. Моё мнение (тут можно вспомнить кейс «Медузы») — пока что это больше напоминает удовлетворение своего любопытства за счет денег инвестора, а не серьезную просчитанную бизнес-модель.

Только один из 10 потребителей мобильного контента выберет приложение, а не сайт в мобильном браузере, зато любовь его будет в пять раз сильнее. Пользователи мобильных приложений — наиболее лояльная аудитория, они регулярно будут читать ваше СМИ. Это надо учитывать при размещении рекламы: если вы планируете масштабную рекламную кампанию в приложении, будьте готовы к тому, что она выгорит за один-два дня.

В mobile хорошо (лучше, чем в вебе) работают спецпроекты и игровые механики.

Вячеслав Масенковгенеральный директор новостного агрегатора Anews

Мы — агрегатор новостных СМИ. Многие упрекают нас в том, что мы крадем трафик у собственников контента. На самом деле всё не совсем так — наш агрегатор работает на базе RSS, и если человек видит интересную новость (заголовок и начало статьи), он кликает по ней и переходит на сайт источника. При этом почему-то он сам не заходил на сайт этого СМИ — значит, ему удобно получать новости через агрегатор.

Можно также не бояться пожирания мобильными юзерами трафика сайта: аудитория мобильных новостей и сайта почти не пересекаются (пересечение составляет максимум процентов 20).

В этом году в наш топ-5 популярных новостных сайтов попали развлекательные ресурсы, такие как Fishki.net, Adme, MAXIM. В прошлом году весь топ был забит новостными СМИ — народ явно «наелся» политикой.

Мы заметили интересную вещь: люди стали, в целом, больше комментировать и делать репосты, однако эти два явления разнонаправлены. И это логично, потому что комментируют и репостят разный контент. Репостят котиков, а политику никто особо репостить не будет — зато её очень оживленно комментируют.

В топ-15 загрузок новостных приложений во всём мире агрегаторы занимают почти половину. В России же читают новости при помощи агрегаторов пока лишь 5-7% пользователей.

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Vladimir
многие из продаваемых на Android устройств вообще с трудом выходят в интернет, и их пользователи не слишком мотивированы потреблять контент онлайн

что что? это с чего такой вывод?

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ващуков

Предположу, что Андройд предустановлен на дешевых телефонах, массовый пользователь которых слабо разбирается в возможностях интернета.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir

Флагманы зачастую далеко не дешевые. А про тех, кто слабо разбирается в возможностях интернета, можно говорить и в категории владельцев устройств на iOS.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ващуков

Я с вами согласен.

А говорил я о том, что владельцев андройдов в процентом отношении больше всех (±80%). Так же в этой выборке доминирует непродвинутые пользователи, конечно если верить в то, что между активностью и ценой смартфона есть корреляция (а я склонен так считать).

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Flatline

Согласен. Андроид доминирует на рынке в основном за счёт больших продаж устройств дешевого и среднего сегмента от 4000 до 9000 и выше. А это нередко 2.3, и как правило люди плохо понимают как всё это работает - особенно Плей, и пользуют только предустановленные приложения. Соотношение таких устройств к флагманским моделям довольно сильное.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir

80%? это цифры за какой год? По наблюдениям (по крайней мере Россия, Украина) эта цифра близится к 50% на сегодняшний день.
Активность нужно еще определять по сферам, и если брать комментируемый мной момент то эта цитата касается лишь сферы, а не общей картины в целом.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ващуков

Мир, за 2014. Подглядел здесь: http://www.3dnews.ru/910000

Есть посвежей: http://www.3dnews.ru/910000

В исследовании Яндекса скупо говорится про 63%: "По данным Яндекс.Метрики, и на смартфонах, и на планшетах растёт доля визитов с устройств на базе Android. Планшеты на этой операционной системе всё ещё уступают iPad, а на смартфонах Android укрепляет лидерство (63% в доле визитов на сайты с мобильных телефонов)." https://company.yandex.ru/researches/reports/2015/ya_internet_regions_2015.xml

А откуда у вас наблюдения за Россией и Украиной? И интересно узнать подробнее про активность в упомянутой вами сферы (это развлекательное СМИ?).

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir

63% все же ближе чем 80% и в эту цифру уже вериться больше.
Наблюдения личные, повседневные.
Да, кто это читает? Явно не подростки, которые для этого используют соц сети, и именно на подростков и приходится львиная доля андроид устройств.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ващуков

Извините, а про львинную долю тоже из личных наблюдений выводы?

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir

Ну а как иначе, конечно же из личных.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ващуков

Иначе можно поиском воспользоваться. Или вы андройд используете?

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir

Андроид, да.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ващуков

По данным TNS на 2013 год доля аудитории 24+ была чуть больше 50%.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir

24 уже не подростки. За 2013 это очень интересно, в 2015 году когда та же доля iOS устройств по сравнению с предыдущими годами значительно выросла.
Я же не сравниваю например iOS с долей нокиа 5230 на 2010 год на рынке мобильных устройств.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ващуков

Хотя может и в iOS доминируют новички, но скорей всего их заметно меньше чем среди пользователей андройда.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Slava Mas

небольшое уточнение по поводу "Многие упрекают нас в том, что мы крадем трафик у собственников контента": в оригинале было не так, нас как раз не упрекают, это было сказано как некое распространенное мнение источников про агрегаторы в целом.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 16 комментариев
null