Бизнес, SMM и палаточный лагерь: как проводят лето школьники Ленинска-Кузнецкого
В конце июля Кирилл Кизин, SMM-специалист digital-агентства «Атвинта», провёл урок в школьном бизнес-лагере в Ленинске-Кузнецком. Какие были ожидания о лагере и как это выглядело на самом деле — в репортаже Кирилла.
Когда меня пригласили выступить, у меня были смешанные мысли. С одной стороны, было неясно, что за лагерь, какой уровень знаний у детей. С другой стороны, это интересный вызов. Передавать знания гораздо сложнее, чем применять их на практике. Тем более такой аудитории. Нужно понятно и на их языке рассказать про рекламные инструменты, показать эффективность и предупредить возможные ошибки в применении на практике.
Плюс это возможность пообщаться с молодыми ребятами, понять, чем они живут. В конце концов, через несколько лет именно их поколение станет трендсеттерами, на них будут ориентироваться производители товаров и услуг.
Что я знал о лагере перед поездкой
Ленинск-Кузнецкий — это небольшой промышленный город в Кемеровской области, его население около 100’000 человек. О жизни в этом городе я знал немного, стал узнавать о лагере, детях, которые там занимаются, их возрасте и уровне знаний.
Оказалось, что бизнес-лагерь проводится пятый год. Организаторы — АНО «Точки роста» и Управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа. Туда приезжают ученики 7-10 классов из Ленинска-Кузнецкого. Лагерь уже стал популярным, поэтому дети просятся на смену сами. Треть приезжают не первый год. Всего порядка 70 участников.
Я расспросил организаторов, насколько участники лагеря «в теме», чтобы подготовить подходящий для их уровня доклад. Мне сообщили, что уровень знаний минимальный: они пользуются соцсетями и имеют общие представления о соцcетях и YouTube. Я решил рассказать им про SMM во ВКонтакте и Instagram. Это две наиболее популярные соцсети у ребят их возраста. А значит, тема должна зайти.
В принципе, это все, что я знал про лагерь, когда июльским утром сел в авто моего коллеги Максима Дианова, соорганизатором проекта. Он тоже читал лекцию в экономическом лагере в один день со мной. То, что я увидел в реальности меня удивило, а после общения с ребятами — восхитило.
Мини-государство в экономическом лагере
На территории лагеря дети живут в палаточном городке. Здесь же располагается полевая кухня и шатер со сценой для проведения лекций.
Главный момент, который поразил, — организация процесса. Ребята в рамках экономического лагеря создают и развивают свой бизнес. Причем это максимально реалистичная имитация: на территории лагеря есть своя валюта, банк, налоговая, госструктура. Дети делятся на команды и продумывают бизнес с учетом влияния всех этих факторов. Все как во взрослой бизнес-среде: генерируют идеи продуктов, пишут стратегию, изучают потребителей — жителей лагеря, создают предприятия, рекламируют и продают товары или услуги.
Каждый день экономического лагеря посвящен определенному аспекту бизнеса. В день моего выступления ребята учились продвигать свой продукт, разбирались с маркетингом и рекламой.
Лекция про SMM и почему МТС рекламирует Нагиева
Мое выступление было последним в этот день, было видно, что аудитория устала от количества информации.
Чтобы расшевелить аудиторию, я сначала поинтересовался у ребят, что они уже знают про SMM. Оказалось, они знали о соцсетях и продвижении довольно много. Поэтому мы договорились, что я не стану слишком упрощать материал, но буду периодически уточнять, все ли понятно.
В первой части лекции рассказал, что такое SMM, целевая аудитория, воронка продаж, кто такие адвокаты бренда. После чего мы приступили к разбору специфики работы во ВКонтакте и Instagram.
Когда перешли к обсуждению конкретных соцсетей, дети стали интересоваться: почему есть такие соцсети, как Facebook и Одноклассники, кто ими вообще пользуется. Никто из их друзей не сидит в этих соцсетях, у ребят сложилось ощущение, что ими не пользуется никто.
Этот вопрос помог проиллюстрировать важную мысль: у любого продукта своя ЦА. Предпринимателю не стоит решать, что пользуется популярностью, а что нет, исходя только из собственного мнения. И это касается не только соцсетей. Например, если не нравится обувь Nike и знакомые ее не носят, не значит, что у бренда нет покупателей.
Еще из интересных вопросов из зала: «Почему МТС рекламирует не МТС, а Нагиева?»
И действительно, если не углубляться, то ассоциация с МТС — это Дмитрий Нагиев. Мы обсудили, как бренды представляют и продают продукт через известных лиц. Оказалось, ребята не были знакомы с понятиями лица бренда и личного бренда, поэтому в их восприятии причина и следствие поменялись местами.
В конце лекции особое внимание уделил теме таргетированной рекламы: как работает аукцион, примеры рекламы, ретаргетинг. В процессе обсуждения темы узнал у ребят, что их возмущает количество рекламы в соцсетях. А заодно выяснил, что для них открытие — нативная реклама у популярных персон в инстаграме и рекламные посевы.
Этот пост я показал как пример нативной интеграции: Тимати упоминает художника и его картину. Здесь нельзя точно сказать: это реклама или Тимати действительно поклонник этого художника. В любом случае одного другого не исключает и упоминание работает как реклама. Простая и легкая.
Я постарался донести до ребят, насколько системный подход к продвижению в соцсетях эффективнее разовых рекламных акций. Проблема большинства, кто только начинает бизнес, — ожидание быстрого результата от SMM и особенно таргетированной рекламы. За этим, как правило, следует разочарование в инструменте, если результат на короткой дистанции неудовлетворительный.
Впечатления от поездки
Дети крутые, потому что хотят учиться. Они задавали вопросы, интересовались, как все работает, старались разобраться в том, что пока давалось тяжело.
Главное, чего им сейчас не хватает — практики и системности знаний. У них есть общее представление, как это работает, теперь важно с этими знания практиковаться.
Здорово, если бы уже сейчас в рамках лагеря или другого проекта они бы попали в реальные компании, чтобы увидеть процесс изнутри. Например, мы в Атвинте периодически проводим подобные стажировки для будущих программистов и дизайнеров. Правда, берем тех, кто уже определился со специальностью и учится в вузе.
Стажировки полезны и владельцам бизнеса, предоставляющих практику. Так они смогут вырастить потенциальных сотрудников. Найти готового специалиста сложно, да и не всегда нужно: все равно придется переучивать под специфику своей сферы. Растить и сопровождать специалиста со старших классов школы — выглядит перспективной идеей. Особенно если найти таких ребят как эти: с желанием разбираться, развиваться, работать.
Комментарий удален модератором