Офтоп
Дарья Хохлова

Как выжить, создав собственное SMM-агентство — опыт основателя компании «Апрель» Статьи редакции

Генеральный директор и основатель агентства медиакоммуникаций «Апрель» Всеволод Шеховцев написал для ЦП колонку о том, с какими трудностями придётся столкнуться SMM-специалисту, открывая собственное агентство.

Что может быть лучше, чем высокомаржинальный бизнес, практически не требующий стартовых вложений, в таком модном и растущем направлении, как SMM?

Наверняка каждый специалист по соцмедиа хоть раз задумывался об открытии собственного агентства. Год назад я настолько поверил в себя, что, имея за плечами хорошее образование и пять лет опыта работы SMM-щиком, решил пойти своим путём.

1 апреля 2014 года появилось агентство «Апрель». С этого момента все мои представления о сравнительно легких деньгах на рынке social media разбились вдребезги, и стало понятно, почему бывший руководитель говорил, что я выбрал сомнительный путь к богатству.

Спустя год я с удовольствием делюсь опытом и даже даю советы.

1. «Бизнес» — значит «продавать»

На первом этапе не думайте о миссии, позиционировании и высоких целях. Не занимайтесь теорией. У вас нет денег и времени на то, что работает косвенно и в туманной перспективе. Вам нужно начать генерировать выручку, чтобы жить. Как сказал один из деятелей digital-рынка, если есть кассовый разрыв, садитесь за телефон и ищите клиентов.

Мы начали с того, что обзвонили всю адресную книгу: друзья, друзья родственников, бывшие клиенты, старые знакомые, коллеги. Нам нужны были любые клиенты. Где-то мы столкнулись с резким неприятием по отношению к социальных медиа, у кого-то загорались глаза, а кто-то, поработав с недобросовестными агентствами или специалистами, утверждал: «Мы всё знаем, пробовали. Не работает».

Из-за этого каждая наша презентация походила больше на образовательную лекцию о том, что могут социальные медиа. Два месяца мы работали вхолостую, только делая предложения и разговаривая по телефону.

Но количество переросло в качество. Именно благодаря очень интенсивным действиям, в первый год работы мы провели успешные проекты с Гран-При «Формулы-1» в Сочи, «Альфа-Банком», «Акадо» и другими компаниями и брендами. Что мы поняли очень хорошо в этот период — что не нужно боятся негатива со стороны клиента, возможно, он просто имеет отрицательный опыт, и ему нужно помочь и рассказать правду.

2. Рынок нужно просвещать

В январе мы потеряли нескольких клиентов, у которых выиграли тендеры в конце прошлого года. Причина — сокращение бюджета на SMM в кризис по причине неочевидности конечного результата.

Это нам внутри рынка кажется, что без SMM невозможно сегодня существование бизнеса онлайн. Но реальность показывает, что большинство потенциальных клиентов не понимает, зачем им нужен SMM, и как это направление может увеличить их продажи. Кроме того, рынок отчасти уже успели дискредитировать «школьники» и недобросовестные агентства, обещающие золотые горы, а достигающие KPI с помощью «ботов». Очень у многих рынок ассоциируется именно с таким подходом.

Это мы (работники рынка) знаем, что, например, «сине-черное» или «бело-золотое» платье помогло магазину за день продать весь ассортимент. А после видео диалога инспектора ГИБДД с говорящим хомяком эти игрушки были моментально раскуплены из всех магазинов.

Очень важно в этот непростой период рассказывать клиентам, какие инструменты для каких целей работают и что могут принести в итоге. Нам совсем недавно пришлось доказывать клиенту, что ему совсем не нужно быть в четырёх соцсетях одновременно, как ему говорили его предыдущие подрядчики.

3. Качество — на первом плане

Маленькое агентство может преуспеть, только если выдает контент на уровне больших игроков. В нашем понимании это никаких «ботов», «баянов» и по минимуму надоевших «котиков».

За год работы мы стали скучным агентством, в котором всё работает по четко отработанным регламентам и правилам. На каждом проекте есть определенные требования по графическим изображениям, тайминг по ответам пользователям, правила ведения проекта внутри команды и так далее.

Мы не верим, что так называемый funky business может достичь успеха на таком конкурентом рынке, как у нас. Каждый член команды знает, как выполнить ту или иную задачу и где найти необходимый материал для работы.

Самое сложное — это как раз найти правильных людей в команду, но и тут нам помог опыт прошлых агентств: нужно начинать со стажёров.

Но чем привлечь талантливых молодых специалистов из хороших вузов в незнакомое агентство? Не просто пишущих без ошибок, а с широким кругозором и нестандартным мышлением. А главное — достаточно амбициозных, чтобы не тратить свое время и ваш скромный бюджет на прокрастинацию в офисе.

Мотивировать таких работников сложнее, чем обычных наемных специалистов, и с первых дней мы начали вкладываться в их обучение: проводили лекции внутри агентства, покупали книги про бизнес и маркетинг, подписки на нужные журналы. В итоге почти все стажёры, с которыми мы начали работу, стали нашими сотрудниками.

4. Не расслабляйтесь

Когда появляются первые деньги, возникает ощущение, что трудности позади, и теперь начнётся стабильный рост. Появляется множество способов начать тратить заработанное.

Не стоит впадать в эйфорию. Не снимайте дорогой офис с дизайнерской мебелью. Не держите непонятных людей в штате. Не покупайте новую дорогую машину. Не бойтесь отсутствия показухи и понтов. В день, когда на вашем счету скапливается достаточно средств, нужно начинать серьезную работу над продвижением агентства.

Вот теперь самое время заняться позиционированием, качественной работой над визуалами. Ведь за время вашей самостоятельной работы вы уже поняли, в чем ваши сильные стороны, что вы хотите и умеете делать лучше всего, как устроен и работает рынок. Вам есть, что рассказать людям.

Нужно серьёзно заняться продвижением агентства. Причем лучше, если за это отвечает не хэдлайнер, а отдельный специалист. Но не стоит отдавать эту важную часть деятельности неопытному человеку с целью сэкономить. Потому что в этом случае за маркетинг будете отвечать вы, и вам нужно будет полностью погрузиться в эту деятельность, а также в обучение сотрудника и полностью контролировать его.

Мы сами потеряли приличное количество денег и времени перед тем как найти человека, который сейчас отвечает за продвижение агентства.

Специалиста с большим опытом работы можно мотивировать не только финансами, но перспективами в будущем, гибкими условиями или чем-то ещё.

В заключение

Хотелось бы сказать, может быть, банальную вещь: успех приходит только к тем, кто работает и мыслит позитивно. Перед самым кризисом я вырвал из очередного номера бизнес-журнала страницу с цитатами о позитивном мышлении и ношу её с собой до сих пор. Помогает.


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

0
32 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Alexander Lashkov

В списке клиентов есть Альфа-банк, лучше бы рассказали о том, как неизвестное агентство получило такого клиента — было бы куда полезнее чем эта теория.

Ответить
12
Развернуть ветку
Roman Kulikov

Все очень просто.
Когда Всеволод работал у нас, он вел "Альфа-банк" и делал свою работу настолько круто, что когда Сева покинул команду,о чем кстати мы до сих пор грустим, клиент просто не смог работать с другой командой и перешел в агентство "Апрель".
Это история очень наглядно показывает, если ты крутой специалист и хорошо делаешь свою работу, то клиенты не смогут без тебя жить и Всеволод это доказал.
Особенно меня порадовало, что Всеволод никого не переманивал, у нас были тресторонние переговоры с клиентом, на которых мы нашли решение данного вопроса.
Также хочу отметить что мы продолжаем свое сотрудничество с компанией "Альфа-банк" в той сфере, в которой мы более сильны. Primax Digital. Роман Куликов.

P.S Сева, ты большой молодец и я очень рад, что такой специалист вышел из нашего агентства.

Ответить
10
Развернуть ветку
Alexander Lashkov

Ну так и надо было рассказать о том, как искать клиентов с помощью прошлой работы и при этом еще оставаться со всеми в хороших отношениях и не портить карму.

Ответить
4
Развернуть ветку
Vsevolod Shekhovtsev

Просто нужно относиться ко всем по-человечески)

Ответить
4
Развернуть ветку
Alexander Lashkov

Ну и вода вместо статьи в итоге получается :) А можно было сделать полезный пост

Ответить
1
Развернуть ветку
Vsevolod Shekhovtsev

Думаю, что ее легко можно продолжить и добавить конкретики.

Ответить
0
Развернуть ветку
Alexander Lashkov

Было бы хорошо, да

Ответить
0
Развернуть ветку
Вячеслав Непомнящих

1) Большой откат
2) Профит

Ответить
0
Развернуть ветку
Roman Kulikov

Какие откаты, побойтесь бога!

Ответить
2
Развернуть ветку
Андрей Корхов

Там же вроде написано, что садитесь за телефон и начинайте звонить друзьям, знакомым... и что-то да найдете

Ответить
0
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Sergey Nikishkin

Из материала и комментов я, зачем-то, понял, что Сева молодец.

Ответить
10
Развернуть ветку
Злой Одуванчик

Сева - укурок.

Ответить
–2
Развернуть ветку
Boris Gr

Хотелось бы узнать мнение Елены Торшиной об этом агентстве. Без этого нет смысла обсуждать статью.

Ответить
0
Развернуть ветку
Игорь Мельник

это телка, которая пишет через каждое второе слово "блять"?

Ответить
5
Развернуть ветку
Boris Gr

Да, та самая, и она поумнее вас двоих вместе взятых будет. Ваше мнение, как и на заборе, роли не играет. А вот Е.Т. в этой сфере профи.

Ответить
–6
Развернуть ветку
Игорь Мельник

Да че мелочиться, уж давайте нас с вами троих вместе взятых. Или вы не согласны, считаете себя поумнее Торшиной?

А по теме - тексты девушки простые, как три копейки, полета мысли, да и мысли, отличной от "все вокруг пидарасы", там нет. Если вы помните, в начале двухтысячных был популярен удафф.ком. Там такого говна было навалом, порой и покруче написанного.

Ответить
2
Развернуть ветку
Stanislav Kupriyanov

Давайте еще на заборе мнение прочитаем. Без этого смысла обсуждать статью тоже нет.

Ответить
2
Развернуть ветку
Константин Низамов

Молодец, Сева! Я в тебе не сомневался.

Ответить
1
Развернуть ветку
Vsevolod Shekhovtsev

Спасибо!

Ответить
1
Развернуть ветку
Lesha Khranilov

Поделитесь цитатами с вырванной страницы, сделаем плакат

Ответить
1
Развернуть ветку
Roman Kulikov

Мне вот эта цитата приглянулась) "и стало понятно, почему бывший руководитель говорил, что я выбрал сомнительный путь к богатству"
Мог бы как нибудь по другому меня назвать)

Ответить
0
Развернуть ветку
Goloviy Kirill

Есть подозрение, что Всеволод имел ввиду другого предыдущего руководителя. Я могу ошибаться, конечно :)

Ответить
1
Развернуть ветку
Roman Kulikov

Тот вообще отморозень, от него можно поучиться только воровству и тому как нае ....ть клиента....)

Ответить
2
Развернуть ветку
Vsevolod Shekhovtsev

Это мне Вася говорил)) ты мне просто сказал, что smm не работает)))

Ответить
0
Развернуть ветку
Константин Низамов

Послушай Пирогова и сделай наоборот.

Ответить
3
Развернуть ветку
Вячеслав Жемчугов

Ошибаешься, Кирюха :)

Ответить
1
Развернуть ветку
Андрей Борисов

Так с какими именно трудностями столкнулось агенство, помимо поиска первых клиентов? С соблазном снять офис подороже и накупить чего-то ненужного? Если бы было больше конкретики, было бы намного интереснее.

Ответить
0
Развернуть ветку
Georgy Zinyakov

После прочтения застрял в голове момент насчет того, почему клиенту "совсем не нужно быть в четырёх соцсетях одновременно". Так вот, вопрос, почему не нужно?

Ответить
0
Развернуть ветку
Vsevolod Shekhovtsev

Ок, зачем салону красоты high+ идти в ОК?

Ответить
0
Развернуть ветку
Вячеслав Малышев

Зачем автор писал эту статью? Ничего полезного, все как у всех. Зато рассказал, что есть такое агентство, с чем я его и поздравляю.

Ответить
0
Развернуть ветку
Vsevolod Shekhovtsev

А что хотели бы узнать?

Ответить
0
Развернуть ветку
Sergey Mochalov

А что у вас ссылки с главной на портфолио не работают?

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 32 комментария
Приложение для отслеживания геолокации Life360 обвинили в продаже данных о местоположении пользователей Статьи редакции

В компании заявили, что продажа данных — часть бизнес-модели, а всю информацию обезличивают.

Первый митап Почтатеха по разработке интерфейсов

Собираем фронтендеров, дизайнеров, продактов и всех, кто занимается проектированием и разработкой интерфейсов в 2021 году, на первый онлайн митап от Почтатеха. Кому лень читать после ката, сразу регистрируйтесь тут.

Как сделать работу компаний и фрилансеров удобной

С помощью сервиса «Рокет Ворк».

Как считать рентабельность проектов в агентстве — вплоть до каждой задачи

Мы сделали автоматический отчет, который показывает, насколько эффективно сотрудники тратят рабочее время и что именно влияет на маржинальность проектов и прибыль бизнеса.

Как выглядит отчет — можете перейти по ссылке и изучить все его возможности
«Яндекс любит предпринимателей — они понимают стоимость ресурсов». Как построить стартап внутри корпорации

Подкаст «Бизнес, роботы мечты» — это клуб предпринимателей, где помогут, если что-то идёт не так; покажут новую цель, если застопорился.

Закон о защите авторских прав: особенности применения в интернете

Расскажем, что относится к объектам авторского права и как защититься от злоумышленников в интернете.

Почему я не люблю свою работу?

Согласно исследованию Аналитического центра НАФИ, 56% россиян недовольны своей работой. При этом подавляющее большинство не готовы ничего предпринимать, чтобы найти более подходящее место работы. Почему так? И почему вообще люди не любят свою работу? Рассуждаем с психологом «Ясно», Надеждой Кузьминой.

Как мы потеряли 500 000 рублей на медиаканале в Telegram

А потом сделали бота с одной функцией, которым пользуется 10 тысяч человек.

Как слабоумие и отвага, доширак и донорство крови помогли нам сделать платформу для ИИ-роботов и поднять раунд 50 млн

Tomoru.ru — платформа для создания умных голосовых роботов для бизнеса. Мы начинали как AR/VR-студия, а теперь создаем цифровых помощников для СберМаркета, Skillbox и других клиентов. Бизнес может собрать себе робота сам или заказать готового у сертифицированных партнеров Tomoru.

«Комитет» объявил о планах продать сервис коротких видео Coub Статьи редакции

Компания, владеющая vc.ru, dtf.ru и tjournal.ru, планирует в ближайшее время найти нового владельца для проекта, сообщил на своей странице в Facebook сооснователь «Комитета» Влад Цыплухин.

Весь кофе подорожает, капучино за 250 рублей будет нормой: почему рынок штормит не первый месяц и чего ждать в 2022 году Статьи редакции

Основные причины — проблемы у ключевых стран-экспортёров и подорожание морских перевозок.

null