Что такое опережающие и запаздывающие метрики?

При обсуждении несколько раз наталкивался на мнение о том, что "хорошие" метрики - это те, которые можно отслеживать в реальном времени и на которые можно влиять, "плохие" - полученные постфактум метрики, на которые влиять нельзя.

На самом деле первые метрики называются "опережающими", вторые - "запаздывающими" и у обоих есть своя ценность. Вот пример, который можно применить практически в любой компании.

Мы добавили в ежедневный отчёт о работе параметр "настроение" - простейшая оценки, зелёная, жёлтая или красная звёздочка. Лучше, конечно, использовать пятибальную шкалу, но и так работает.

"Настроение" - это типичная опережающая метрика. Мы видим её в моменте, мы можем на неё влиять в масштабах одного дня и отслеживать эффект этого влияния. Такая метрика идеально подходит для тактического управления. Но, как типичная опережающая метрика, она описывает только один параметр процесса и не выражается в деньгах. Допустим, мы можем определить, что проведение корпоратива повышает настроение на 0.2 на неделю, но что это даёт? У нас недостаточно информации, чтобы принять решение об увеличении или уменьшении количества корпоративов.

Для того же процесса есть запаздывающая метрика - количество увольнений. Когда человек уволился, повлиять на ситуацию уже нельзя, зато легко посчитать экономический эффект - потери от простоя, затраты на найм, затраты на онбординг, репутационные потери.

И настоящая работа над процессами начинается там, где находится корреляция между опережающей и запаздывающей метрикой. Если вы нашли, как изменение среднего настроения влияет на шанс увольнения, вы можете посчитать реальный экономический эффект от корпоративных мероприятий, обустройства офиса и тому подобного. Точность такой связи будет не идеальной: по определению опережающая метрика - только один из факторов, влияющих на запаздывающие метрики, но, обычно, достаточной для принятия управленческих решений.

Так это и работает - находим что-то на чем теряем или зарабатываем деньги. Скажем, мобильное приложение теряет деньги на деинсталляциях, а на рекомендациях - зарабатывает. Это будут запаздывающие метрики. Находим, какие легко измеримые параметры могут на эти метрики влиять - например краши приложения увеличивают шансы, что пользователь удалит приложение и уменьшают, что он будет его рекомендовать. Это будет одна из опережающих метрик. Если видим корреляцию между количеством крашей и запаздывающими метриками - можем рассчитать количество усилий, которое нужно бросить на борьбу с багами.

P.S. Важное уточнение для дотошных про корреляцию и причинно-следственные связи. Ищем мы именно корреляцию. Но если есть прямая причинно-следственная связь (как в кейсе с крашами приложения), то можно влиять на саму метрику. Если прямой причинно-следственной связи нет (как в кейсе с работой), то влиять нужно на общие причины - уровень зарплаты, удобство офиса и т.д. а опережающую метрику использовать для отслеживания этого влияния.

0
5 комментариев
Richard Daniel

все финальные и важные итоговые метрики в этом случае будут называться запаздывающими, а все, которые промежуточные - опережающие. В итоге они предназначены для разных руководителей

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Gavrilov
Автор

Не, тут путаница в терминах получается. Адекватные управленческие решения принимаются только в комплексе опережающих и запаздывающих метрик, вне зависимости от уровня руководства и типа решений.

Ответить
Развернуть ветку
Richard Daniel

опережающие метрики не смотрит CEO, к примеру. Ок, приведите пример важной итоговой критической опережающей метрики на уровне хотя бы продуктового менеджера в конце года.
На самом деле опережающие метрики, по вашей формулировке - они текучка, temporally. К ним backroll за поиском причины, проблемы. Запаздывающая метрика, как ее не назови - будет итогом. Работы, этапа, действия.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Gavrilov
Автор

1. Я не очень понимаю сочетание "опережающей метрики" и "в конце года" в одном предложении.
2. North Star метрика - часто опережающая и критически важная. В каких-то бизнесах это может быть, например, DAU.

Ответить
Развернуть ветку
Richard Daniel

1. Я об этом и говорю, сами только что и подтвердили мой вопрос. Вы их в кучу смешали, а между тем это метрики разного уровня, типа и принятия решений.
2. Ну вот как раз она не опережающая, она запаздывающая так как повлиять на случившуюся ценность уже не можете. Они случились. Будь то кол-во заказов у амазона или активность юзеров у ВК

Вообщем, интересно было почитать, спасибо. Но я вижу это по-другому в деталях если копаться.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда