Оффтоп Konstantin Panphilov
9 278

Захватит ли Uber весь мир или лопнет как пузырь — анализ инвесткомпании «Фридом Финанс»

Шамиль Курамшин, аналитик департамента торговых операций инвестиционной компании «Фридом Финанс», проанализировал рост и развитие Uber и его ближайших конкурентов, чтобы понять, является ли скандальный сервис большим «мыльным пузырём», или впереди его ждёт счастливое и стабильное будущее.

По последней информации, один из крупнейших стартапов в мире — Uber — готовится к новому раунду финансирования, объем которого может составить $2 млрд, а оценка компании при этом достигнет $50 млрд.

Но Uber далеко не единственный игрок на мировом рынке такси — за последнее время множество аналогичных сервисов привлекли многомиллионные инвестиции на агрессивное развитие, их оценка растет огромными темпами несмотря на то, что прибыль стартапы не приносят. Что заставляет задуматься, а не пузырь ли это?

В нашем материале мы рассмотрели крупнейших мировых игроков рынка сервисов по заказу такси, российский рынок такси-сервисов и оценили компании с точки зрения перспектив и инвестиционной привлекательности.

Как Uber изменил мир

Один из крупнейших и, пожалуй, самый скандальный стартап во всем мире Uber был основан в 2009 году Тревисом Калаником и Гарретом Кампом для решения простой задачи — сделать поездки на такси удобнее как для пассажиров, так и для водителей. Запустив приложение, соединяющее пассажиров и водителей в родном Сан-Франциско в 2010 году, уже через два года компания вышла на международный рынок. На сегодняшний день сервис доступен почти в 300 городах и 60 странах по всему миру, однако Uber не собирается останавливаться.

Модель Uber чрезвычайно проста и удобна, и от того революционна: такси можно вызвать через приложение в смартфоне одним кликом, а благодаря большому количеству водителей в системе и автоматизации процесса время подачи сократилось до нескольких минут, а стоимость поездки подешевела на 30%.

Сервис предлагает несколько классов автомобилей, начиная от стандартных — UberX, заканчивая бизнес-классом — Uber Black, ко всем водителям и их автомобилям предъявляются высокие требования, что является гарантией безопасности и комфорта. Сами водители остаются довольными возможностями, которые предоставляет Uber: они работают на себя и могут совмещать со своей основной работой, они не тратят время и бензин на «дорогу до клиента» — высадив одного, можно тут же подобрать следующего.

Бизнес-модель Uber в целом проста: сервис оставляет себе 20% от суммы поездки, однако, чтобы сохранять цены на конкурентном уровне, компания выплачивает бонусы своим водителям за каждую поездку. К примеру, в России утренний и вечерний бонус составляют 160 рублей, а дневной — 70 рублей. Другими словами, если вечерняя поездка оказывается на сумму менее 800 рублей, Uber несет убытки. Кроме этого, сервис активно делится промокодами с пассажирами, когда выходит на новый рынок с целью привлечения аудитории.

Бешеный рост Uber

По нашим подсчетам, выручка Uber за прошлый год выросла в 4 раза и достигла $410 млн, вместе с тем вырос и операционный убыток, связанный с резким увеличением маркетинговых затрат. По нашим ожиданиям, в этом году выручка может вырасти в 4-5 раз до $2,5 млрд за счет продолжения агрессивной мировой экспансии, а на прибыльность стартап планирует выйти уже к середине 2016 года, однако в настоящее время сервис существует только благодаря постоянному потоку инвестиций.

С начала 2014 года Google Ventures, BlackRock, Baidu и еще 14 крупных венчурных фондов вложили в Uber $4 млрд за два инвестраунда, а также стартап выпустил конвертируемые облигации на сумму $1,6 млрд, покупателями которых стали состоятельные клиенты Goldman Sachs. Таким образом, объем венчурных инвестиций в два раза превысил рекорд Facebook, который привлек $2,4 млрд до того, как вышел на IPO.

Основной сдерживающий фактор для Uber сегодня — запреты и ограничения в Германии, Индии и в ряде других стран на фоне протестов таксистов, чьи доходы упали после запуска Uber. Формальная причина — отсутствие соответствующих документов и тщательной проверки водителей, что, по словам властей, создает угрозу безопасности пассажирам.

Стоит отметить, что Uber достаточно оригинально находит решения проблемы в каждом конкретном случае (например, создание кнопки SOS в Индии), что делает его на шаг ближе к созданию идеальной платформы, которая позволит масштабировать её в несколько раз без лишних затрат. А недавнее решение Филиппин о выделении такси-сервисов в отдельную категорию официально зарегистрированных типов транспорта станет отличным прецедентом для мировой практики, что решит проблему нелегального статуса водителей Uber во многих странах.

Стоит отметить, что в России у Uber таких проблем возникнуть не должно — все водители, работающие с сервисом, являются зарегистрированными индивидуальными предпринимателями, однако попытки запретить сервис были, но они не увенчались успехом.

Главные конкуренты Uber — местные «клоны»

Простая и относительно легкая для запуска бизнес-модель породила массу клонов по всему миру. Все они предлагают аналогичные базовые услуги такси, но местные игроки обладают преимуществом — они знают особенности менталитета своих клиентов и получают поддержку местных корпораций. Сильнее всего это проявляется в азиатских странах, которые стали раем для стартапов. При этом в них вкладывают не только местные игроки, но и западные и даже российские инвесторы.

Самая интересная ситуация развернулась в Китае: два местных игрока, Didi Dache и Kuaidi Dache, уже контролируют 99% рынка такси в 300 крупнейших городах материкового Китая. Однако выход Uber при поддержке китайского поисковика Baidu на рынок Поднебесной создал реальную угрозу их монополии и вынудил объединиться, несмотря на то, что за каждым из них стоят непримиримые конкуренты — интернет-холдинги Alibaba Group и Tencent, которые вложили в них сотни миллионов долларов три месяца назад.

Как обстоят дела в России

Еще недавно российский рынок такси можно было разделить на легальные такси и так называемых «бомбил». К началу 2011 года нелегальный извоз занимал 85-90% всего рынка, но затем ситуация изменилась благодаря реформированию законодательства — «бомбилы» практически ушли с рынка, их место заняли легальные водители, имеющие соответствующие лицензии, а оборот рынка только в Москве вырос до 30 млрд рублей. Одновременно с этим произошла цифровая революция — на рынок вышли агрегаторы заказов, такие как «Яндекс.Такси» и GetTaxi, свои приложения также запустили сами таксопарки, преимущественно региональные.

В отличие от Uber, который также активно выходит на российский рынок, «Яндекс.Такси» и GetTaxi работают преимущественно с таксопарками, а не напрямую с водителями, имеющими лицензии, что избавляет их от типичных для американского сервиса обвинений и рисков запрета.

Остановимся подробнее на GetTaxi. Стартап был основан в 2010 году Шахаром Вайсером, который родился в Москве, а вырос в Израиле. В России сервис появился через два года и быстро стал набирать обороты — на сегодняшний день он доступен в 32 городах в 5 странах, став вторым в мире сервисом такси по размеру выручки после Uber.

По данным компании, в 2015 году глобальная выручка составит $500 млн, к тому же сервис уже является прибыльным в большинстве городов, а ежегодный прирост показателей составляет 300%. С момента основания объем инвестиций в стартап едва превысил $200 млн, оценочная стоимость не раскрывается, однако, по нашим подсчетам, она достигает $2 млрд, что делает GetTaxi весьма интересным объектом для венчурных инвестиций на фоне глобального всплеска популярности аналогичных сервисов.

Однако, GetTaxi нужны не просто инвестиции, а скорее smart money или стратегическое партнерство и поддержка крупного игрока, как, например, это было у Uber и Baidu, когда китайский поисковик вложил $600 млн для выхода американского стартапа в Китай. В качестве альтернативы мировой экспансии, GetTaxi и «Яндекс.Такси» могут выбрать развитие в городах-миллионниках России и СНГ, а также в других развивающихся странах, где рынки пока не захвачены местными или глобальными игроками.

Пузырь ли это?

На вопрос, пузырь ли Uber или действительно инновационная компания, которая изменит мир и при оценке которой можно закрыть глаза на отсутствие прибыли, ответить однозначно нельзя. С одной стороны, компания и вправду совершила революцию на мировом рынке такси, активно развивается и тратит миллионы долларов на совершенствование сервисов и выход на новые рынки и социальные программы, результат — рост количества пользователей и выручки в несколько раз ежегодно. Такие темпы роста не могут не привлекать инвесторов, особенно в эпоху околонулевых процентных ставок и чрезмерной ликвидности на рынке.

С другой стороны, ситуация начинает напоминать эпоху пузыря доткомов 2000 года, когда тот был на пике — инвесторы смотрели лишь на будущий потенциал компаний без опасений, что стартапы так и не научатся зарабатывать деньги. Однако сегодня пузырь надувается не на бирже, а на венчурном рынке, куда имеют доступ только крупные игроки: они не будут поддаваться панике при первой же проблеме.

Возможно, именно поэтому в последнее время появилось так много стартапов, оценка которых превышает миллиарды долларов, и которые не торопятся на IPO — рынок реагирует слишком бурно на локальные проблемы и несбывшиеся ожидания. Компании еще предстоит значительная работа по урегулированию разногласий с властями стран, где Uber попал под запрет или ограничения, а также потребуется сформировать обновленную бизнес-модель, которая позволит выйти на прибыль на горизонте 3-4 года.

#Колонка #uber

Статьи по теме
Колумнист техноблога Fusion: как устроена экономическая модель Uber
{ "author_name": "Konstantin Panphilov", "author_type": "editor", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","uber"], "comments": 16, "likes": 18, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 8154, "is_wide": true }
{ "id": 8154, "author_id": 3, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/8154\/get","add":"\/comments\/8154\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/8154"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

16 комментариев 16 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
7

Про ситуацию в России, все время упоминают GetTaxi и Яндекс Такси, а про Такси Максим все забыли, хотя по цифрам; 60000 заказов в сутки Яндекса против 1000000 у Максима

Ответить
2

Максим - таксопарк (не будем вдаваться во все теневые моменты этой компании), а Яндекс и Гет - агрегаторы

Ответить
1

Нет. Максим, как и GetTaxi и Яндекс, агрегатор в большой степени , таксопарк у них только в 1 или 2 городах

Ответить
1

Если такси Максим не предпримет адекватные усилия, то скоро у Яндекс.Такси будет 1000000, а у них 60000.

Ответить
6

А что тут анализировать? Кнопка вызова такси, которая еще и прибыль пока не приносит и оценивается в 50 ярдов.

Ответить

Комментарий удален

1

Выручка не есть прибыль. Пока одни убытки.

Ответить
0

Сложно себе представить, чтобы Uber смог зделать что-то значительное в СНГ. В США и Европе есть четкие требования и законы для таксистов. Нельзя просто так взять и начать таксовать. Потому есть целые локальные монополии на перевозку. Потому там Uber стал прорывом. А у нас что? Бери старый москвич и гони

Ответить
12

>Сложно себе представить

Вы или человек без фантазии, или не пользуетесь такси. С появлением Uber и аналогов, пропала нужда голосовать на дороге, ловя старый москвич, а потом ехать, опасаясь погибнуть по дороге или от руки горячего кавказского водителя.
Машину видишь на карте, платишь безналом, что-то не понравилось — просишь остановиться и выходишь. Сказка просто. А все проблемы сервиса, это ничто по сравнению с поездкой в шахид-такси, где водитель одной рукой рулит, другой набирает смску, параллельно спрашивая «дарагой, щас с абочены падбиром еще девачку, да?».

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

–1

Марина, мне крайне странно слышать такое однобокое мнение. Вы точно читаете весь текст, или как тот, упомянутый вами, "горячий кавказкий водитель"? Не мешайте свою фантазию с моими комментариями. Разжовую предыдущий пост:
Вопервых: в СНГ есть куча локальных перевощзчиков предоставляющих минимум телефон с Callback сервисом (привет теме про виртуальные номера http://siliconrus.com/2015/04/call-tracking/#comment101556) и/или мобильное приложение. Во вторых: таксист может ездить на любой машине, и его "работа в команде" зависит только от того подходит ли его 4-колеса фирме перевозчику. Если "да" - он может работать хоть на всех локальных перевозчиков сразу (что часто и происходит) и принимать те заказы, которые выгоднее на сейчас. Если "нет" - таксует на себя.

В регионах, где популярен Uber, он предоставляет то же самое, что у нас могут делать люди и так - есть права, можешь возить - ну так делай! Потому на него и все негодуют. В США, например, надо пройти минимум 36 часов учебы в спец. учреждении, сдать экзамен, заплатить нехилый взнос за лецензию (и потом каждый год за продлние еще) и только тогда тебе ДАДУТ такси и, что самое важно, прибитое к нему номерное свидетельство (жетон). Без жетона - работать не имеешь права. Стоимость жетона "купить" - что-то около 900 000$ Его в личном пользовании единицы имеют.

Ответить
0

Все сильно зависит от штата. Где-то Uber абсолютно легально работает и вписывается в нормы без обычных лицензий такси.

Ответить

Комментарий удален

3

Этот пузырь лопнет, когда будет виден четкий потолок роста. Правительства пока не знают, как реагировать на такой сервис и придумывают порой нелепые запреты.
И случится это, когда несколько сильных стран, которые считают деньги, заставят Uber быть не агрегатором, а неким работодателем, с уплатой налогов в каждой стране и обязательствами по отношению к водителям и пассажирам.

Ответить
2

Странно, что ни слова про то, что убер готовит self-driving cars.

Ответить
1

Мне кажется не вопрос не в том "оправдано ли что убер привлекает инвестиции" а "надо ли уберу столько инвестиций".

Ответить
1

Забавно, что у Uber большое количество средств каждую неделю висит на счетах, т.к выплаты водителям производятся раз в неделю.
Интересно, что они делают с этими деньгами..)

Ответить
1

Эх

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

0

Всё интересное и удивительное всегда в итоге пузырится. Но, видимо, схлопывание больше затронет клонов и игроков без инвестиций.

Сильнее будет прикол, если такси исчезнут как таковые ))) Но такая фантастика не укладывается в голове на ближайшие 20 лет.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления