Тренды и перспективы геймдев-индустрии

В прямом эфире радио “Спутник” недавно прошло интервью о ситуации в современной игровой индустрии в России и в мире. На вопросы ведущего отвечал управляющий партнёр компании Datcroft Games, преподаватель Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ Константин Сахнов.

Тезисы интервью, записанные со слов Константина, будут интересны тем, кто хочет получить общую информацию о современной игровой индустрии, трендах и ближайших перспективах ее развития, профессиональной подготовке и специализациях сотрудников.

Есть некоторые сомнения в выбранной категории для статьи — для геймдева нет специального раздела, так что пусть будет "Офтоп".

Отразился ли на геймдеве финансовый кризис?

Игровая индустрия — одна из немногих, которые на протяжении десятилетий показывают огромный рост, не менее, чем 10% в год, по данным аналитических агентств Newzoo и супердата. К примеру, в 2018 году объем игровой индустрии был оценен примерно в 134,9 млрд долларов, в 2019 мы прогнозируем 150 млрд. Я называю финансовые показатели, чтобы мы могли оценить, много это или мало. За “игрушками” стоят очень серьезные деньги и большая работа огромных компаний. Инвестировать в игровую индустрию достаточно выгодно, несмотря на то, что она венчурная. Спрос на игры постоянно высокий, но и конкуренция высокая. Новые продукты выходят постоянно: на мобильном рынке 1000-1500 релизов в день, на PC-рынке, на Steam выходят сотни продуктов — как инди-разработки, так и серьезные проекты. Я бы сказал, что кризиса в индустрии нет, и развивается она очень активно. Но на фоне переполнения рынка может возникать некий дефицит новых идей, а ведь именно в гейм-индустрии особенно хорошо “заходят” свежие, интересные решения.

Каковы перспективы рынка консольных игр?

Удивительно, но рынок растет.Удивительно потому, что для России этот сегмент всегда был закрытым — консоли стоят дорого, игры на них тоже недешевы. А вот телефоны и PC обычно покупают в любом случае. Тем не менее, по данным аналитического агентства NewZoo, рынок консолей и консольных игр в 2018 году показал значительный рост, а во всем мире этот тренд развивается весьма активно. Во многом это заслуга Nintendo Switch, который я бы не назвал консолью в привычном понимании — все-таки это мобильное устройство. За счет привнесения мобильных техноологий в консольный рынок мы увидели огромные темпы роста. Но при этом акции Nintendo за прошлый год упали на 33 процента. Некоторые аналитические агентства, в частности Bloomberg, опубликовали аналитические статьи о том, что Nintendo не удастся удержать свои позиции, и на фоне этой критики произошло падение акций. Вообще новости — это, конечно, очень серьезная сила. Вспомним падение акций Activision Blizzard на фоне анонса Diablo Immortals.

К слову, с моей точки зрения, Blizzard — гениальная компания, ее основатели действительно совершили прорыв в индустрии. Криса Метсона, одного из разработчиков World of Warcraft, я считаю одной из ключевых фигур мирового геймдева. Он сделал очень много для массовости индустрии, донесения своих продуктов до людей.

Скоро ли VR и AR взорвут рынок?

Как игрок я очень люблю игры в VR, но как разработчик я вижу, что пока эти сегменты рынка очень невелики. Существующие устройства для виртуальной реальности и дополненной реальности не позволяют играть долго, это может быть тяжело физически, да и интересного контента на этом рынке пока совсем немного. Поэтому, с моей точки зрения, в ближайший год никаких серьезных изменений в VR не будет.

Если говорить о перспективе ближайших 5 лет — да, возможно, именно VR и AR взорвут рынок. Пока же этот сегмент очень мал, как, кстати, и киберспорт. Это очень крутое направление, оно всем интересно, но если говорить про чистую выручку — она никак не может сравниться с 60-65 млрд долларов мобильного сегмента. Mobile — то, на чем можно заработать, тогда как киберспорт — отличный пиар. Такие продукты, как League of Legends, Dota 2, Overwatch, очень интересно стримить. В них настолько активный и вариативный геймплей, что игроки постоянно видят новые ходы и ситуации. Так называемые “острые углы” созданы в подобных проектах специально, чтобы добавить эффектности стримингу, чтобы удержать интерес зрителей. Есть продукты, которые круто стримятся, и игры, которые просто под это не заточены.

Кто смотрит игровые стримы?

Обратим внимание на подрастающее поколение, дети сейчас любят наблюдать, как другие дети играют в игры — то есть наши будущие пользователи зачастую не играют сами, а смотрят стримы! Стриминг развивается очень активно — мы видим это и по финансовым показателям, и по объему аудитории. Стриминг — это в первую очередь очень эффективный канал продвижения продукта. Если много людей видят вашу игру в стримах, игра будет популярна. Как я уже говорил в начале беседы, сейчас выходит огромное количество новых игр, и в нынешних реалиях рынка, к сожалению, недостаточно сделать просто хороший, качественный продукт, нужно еще и донести информацию о нем до потребителя. Маркетинг играет в современной игровой индустрии крайне важную роль, и стриминг — один из его инструментов.

Какие российские проекты востребованы на международном рынке?

В первую очередь это мобильные игры от Playrix. С моей точки зрения, Россия вообще более сильна в мобильной разработке. В то время, как активно развивались PC-игры, консольные игры, а затем браузерные и социальные, в нашей стране были экономические кризисы 90-х и 2000-х и, пожалуй, нам было не до разработки. Сейчас, когда в тренде мобильные игры, мы очень активно влились в этот поток.

Разумеется, также можно отметить крупные корпорации, такие как Mail.Ru. Они постоянно производят множество игровых продуктов. Игра Hustle Castle, по геймплею напоминающая Fallout Shelter, в визуальной стилистике близкая к сериалу Family Guy, очень популярна за рубежом. Компания Mail.Ru также купила студию Pixonic вместе с ее проектом War Robots, и теперь оперирует ее сама. То есть в России не только делают много качественных игровых продуктов — у нас также совершается много крупных сделок в игровой индустрии. В последние годы интерес инвесторов к геймдеву снова возрастает. Было время, когда инвесторы смотрели на нее с подозрением — на волне ажиотажа многие вложения оказались неудачными. Был период затишья, но сейчас мы наблюдаем ренессанс инвестиций.

Почему у нас так мало масштабных проектов для PC?

В создании PC-игр немало подводных камней. Несколько лет назад я участвовал в качестве геймдизайнера в разработке проекта Panzar — российского ММО Action — и имел возможность наблюдать ситуацию изнутри. Для качественной PC-разработки необходимо множество хороших специалистов с большим опытом работы. Это рынок, на котором придется соревноваться с гигантами мирового уровня — EA Games, Ubisoft, Blizzard. Выйти на него достаточно тяжело, а продукты делаются долго и трудно. С точки зрения бизнеса это не самый выгодный вариант. Все мы мечтаем сделать третьего “Ведьмака”, но необходимо отдавать себе отчет, сможем ли мы создать подобный продукт и найти аудиторию для него. К сожалению, это все не так просто.

В игровой индустрии работают люди, которые любят свою профессию, и нам постоянно приходится искать компромисс между необходимостью заработать деньги и потребностью создать нечто особенное, проявить себя, получать удовольствие от работы. В ВШЭ, где я преподаю на программе “Менеджмент игровых проектов”, к нам приходит много людей, которые говорят: “Я хочу делать игры, это моя мечта!”. Наша задача объяснить, что геймдев — это не так просто. Чтобы делать игры, надо знать математику, интегрирование, дифференциальные уравнения, иметь художественный вкус и уметь рисовать, программировать. В современной разработке игр используется очень серьезный уровень рендеринга, клиент-серверного взаимодействия. Игры — это то, что двигает некоторые современные технологии вперед.

Нужны ли в геймдеве узкие специалисты?

Чем больше компания, чем серьезнее ее проекты, тем больше команда и выраженнее специализации в ней. К примеру, в разработке игр задействованы UX-дизайнеры, которые проектируют логику интерфейса и взаимодействий с пользователями. Раньше их не выделяли в отдельную профессию. Есть такие специалисты, как нарративные дизайнеры, которые проектируют игровой мир, сюжет, раскрытие сценария. Профессия геймдизайнера тоже развивается: сейчас есть левелдизайнеры, специалисты по балансу, монетизации и т.д. Даже в относительно небольших командах, таких как, например, наша команда нового мобильного MMO Action “Pixel Wars”, работает много узких специалистов.

Но есть и инди-разработчики. Допустим, у меня есть сосиски и доширак, и я сам себе хозяин, я один или с небольшой командой сделаю все — я и программист, и художник, и геймдизайнер, и все остальные специалисты. И, как ни странно, на рынке много успешных инди-проектов, несмотря на жесткую конкуренцию.

Готовы ли инвесторы вкладываться в игровую индустрию?

Я бы условно разделил инвесторов на две категории: профильные, которые инвестируют в игровую индустрию и точно знают, чего хотят, и непрофильные, которые в большинстве случаев ориентируются только на выручку и не вникают в тонкости бизнеса. Следует понимать, что геймдев — это венчурные инвестиции. Вложив миллион долларов, можно заработать сто миллионов, а можно потерять все. С одной стороны, риски для инвесторов высоки, с другой — высокая доходность. Конечно, эта сфера привлекает, особенно учитывая устойчивый рост год к году.

У нас есть крупные игроки, такие как Mail.Ru Group, заключившая в прошлом году 4 сделки по инвестированию и покупке игровых студий и имеющая специальный фонд для этого направления. Происходят сделки крупных компаний, поглощающие мелкие или инвестирующие в них. И, конечно, есть специальные инвестиционные фонды, в том числе зарубежные. В частности, существует платформа Super.com, которая в том числе рассматривает инвестиции. Белорусская компания Wargaming, о которой мы сегодня говорили, нередко издает чужие продукты или инвестирует в них.

Что же нужно, чтобы получить эти деньги, и как пробиться начинающим разработчикам? Во-первых, смотрят на команду, ее опыт, уже сделанные продукты; на то, закрывают ли они все сферы, необходимые для производства игры. С другой стороны, смотрят, какой продукт вы предлагаете — сможете ли вы его сделать и востребован ли он сейчас на рынке? Игровая индустрия настолько стремительно меняется, что если вчера мобильные стратегии были переполненной нишей, в которую очень трудно зайти, то сегодня эти же игры могут оказаться супервостребованными.

Поэтому если вы хотите получить инвестиции в геймдеве — да, сейчас это вполне реально.

Как продвигать свою игру?

Если мы говорим про PC-игры, то там схемы достаточно классические — маркетинг, PR в медиа, новости, соцсети, анонсы… Если говорить про мобильные игры — в первую очередь нужна закупка трафика. Если хочешь раскрутить игру, придется купить очень много рекламы, игра должна появляться везде. К сожалению, сейчас реалии рынка таковы, что нужно тратить огромные деньги на продвижение. Мы вплотную столкнулись с этим при разработке проекта Pixel Wars, который выводим на рынок прямо сейчас.

Стоимость маркетинга зачастую намного выше, чем стоимость разработки игры. Есть такой показатель, как ROI, или ROMI — Return of marketing investment, и для многих мобильных продуктов эта цифра достаточно низкая. Вложив доллар в рекламу, можно получить назад 1,2 или 1,5 доллара. Да, это больше, чем во множестве классических схем, но нужно также помнить, что геймдев — достаточно рискованная сфера.

Где получить специальное образование в сфере разработки игр?

В Москве найти такое образование легко. Можно пойти учиться в ту же Вышку, где есть не только программы ВШБИ НИУ ВШЭ, но и бакалавриат, посвященный разработке игр. Мы учим только людей, которые уже имеют высшее образование, у нас скорее программа переподготовки. Есть частные школы, такие как Realtime school, курсы при больших корпорациях, таких как Mail.Ru, там учат довольно узким специализациям. В Санкт-Петербурге тоже множество образовательных учреждений.

А вот в регионах тяжелее, не везде можно учиться очно. К счастью, существует множество интересных онлайн-курсов. К примеру, платформа dev2dev учит аналитике, довольно специализированным вопросам. Глобальных курсов, которые научат всему и сразу, я не видел, но, возможно, они есть на западном рынке. Но можно сказать одно — образование в сфере геймдева будет востребованным еще очень долго.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Natalya Shilova
Автор

А здесь можно полностью просмотреть эфир.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Sakhnov

Epic Store своим примером показал, что всегда можно создать новую платформу. Им помогли как эксклюзивы, так и снижение комиссии для разработчика.
Сейчас комиссии во многих сторах колоссальны. И я уверен, что в будущем ещё появятся новые платформы. Но это удел крупных игроков. Они могут зайти на этот рынок, как Nintendo Switch: хочешь Зельду? покупай Switch.
Ждём сторов от Huawei :)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Скалий

Хорошая реклама себя-Константин и Вышки. Но в целом статья отличная. Особенно про мобильную разработку. Давайте найдите  мне 60.000$ на 10 игр в Москве ? 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Зеленюк

Тренды на рынке труда в геймдеве - субьективные мысли, инфу по вакансиям в СНГ смотрю на сайте  ingamejob.com

1) Передача крупными компаниями на аутсорс Art и отчасти геймдизайн направления. Отсюда сокращение Арт отделов крупных игроков и рассвет Арт аутсорса в СНГ
2) Судорожный рост спроса на счпециальности Marketing manager, SMM, UA, Monetization - связываю с ростом конкуренции и развитием площадок для продвижения
3) Programming -спрос стабилен с ростом спроса на C#/Unity.

Ответить
Развернуть ветку
Меня зовут Максим

"Чтобы делать игры, надо знать математику, интегрирование, дифференциальные уравнения, иметь художественный вкус и уметь рисовать, программировать. В современной разработке игр используется очень серьезный уровень рендеринга, клиент-серверного взаимодействия" — серьезно? Если вы хотите делать игры, то пишите диздок и ищите команду.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда