Тренды в госзакупках в сфере коммуникаций: факты и перспективы

Тренды в госзакупках в сфере коммуникаций: факты и перспективы

В закладки

Рынок государственных закупок в области коммуникационных услуг вырос на 17% за 4 года

Исследовательская компания PR News в кооперации с Ассоциацией компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) и Департаментом интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ провели исследование динамики спроса на рынке коммуникационных услуг за 2015-2018 гг.

В рамках исследования был проведен анализ государственных коммуникационных тендеров с официального сайта единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru). Целью исследования стало определение структуры спроса на коммуникационные услуги в целом и по их видам: PR-услуги, организация мероприятий, медиа мониторинг, размещение рекламных публикаций, SMM, исследования, работа с сайтами и др.

Статистика

· 33,2 млрд рублей - объем коммуникационного рынка госкомпаний в 2018 году

· 2829 компаний и учреждений в 2018 году инициировали тендеры на услуги в сфере коммуникаций;

· 14 361 тендер был инициирован государственными учреждениями и компаниями в 2018 году;

· 5 - среднее число контрактов, которое ежегодно инициирует одна компания или учреждение;

· 50% госконтрактов приходятся на организацию и продвижение мероприятий (event);

· 7% средний размер скидки по контракту, которую удается получить заказчикам

Динамика

Общий объем рынка последовательно увеличивается: с 2015 по 2018 он вырос на 17%. Количество тендеров снижается, но бюджеты растут: в Москве на 10%, в регионах более внушительные изменения: 20% за рассматриваемый период.

Регионы

Центр (Москва) и регионы приближаются к балансу по объему закупок, но число заказчиков в регионах, как и прежде, значительно больше. В центре меньше тендеров, но бюджеты выше, в регионах эта зависимость обратная.

География контрактов

Скидки

Рынок становится более жестким, компании реже идут на уступки в предоставлении услуг. К демпингу прибегают все реже, рынок «взрослеет» и уходит от ценовых форм конкуренции. Особенно это актуально для наиболее «зрелых» направлений в сфере коммуникаций (PR, event), где в среднем сумма скидок не превышает 5%. Новые направления, только формирующиеся (исследования, SMM, создание сайтов) характеризуются высоким уровнем конкуренции - коридор ценовых уступок составляет от 11 до 23%.

Средний % скидки по контракту по типам услуг

Услуги

Как показал анализ данных, самой востребованной услугой на рынке коммуникаций остается организация и продвижение мероприятий. В среднем на нее приходится 50% всех закупок. Стабильный спрос на направления SMM и разработку сайтов. Их доля постепенно растет.

Средняя стоимость контрактов по типам услуг, ₽

Заказчики

Заказчики делятся на три группы: ведомства, учреждения и компании. Основные потребители - ведомства, на них приходится 40% закупок. У госкомпаний самые дорогие контракты, соответственно их доля в общей объеме рынка более существенна. У госучреждений контракты преимущественно с небольшими бюджетами (относительно сумм контрактов госкомпаний), но эту группу отличает наиболее яркая динамика: за последние четыре года количество тендеров увеличилось на треть, а суммы контрактов выросли в 2 раза.

Конкуренция
В рамках исследования эксперты департамента «Интегрированных коммуникаций» НИУ ВШЭ рассчитали Индекс Херфиндаля-Хиршмана - показатель для анализа конкурентной среды отрасли. Значение менее 1000 означает, что рынок конкурентный, без барьеров для входа или выхода участников. Для рынка коммуникаций Индекс не превышает 300, и его значение постепенно падает. Это означает, что конкуренция усиливается, снижается значимость крупных игроков.

Сергей Зверев, председатель АКОС, президент КРОС: «Государственные контракты занимают значительную часть рынка коммуникационных услуг. Поэтому тенденции и динамика этого рынка, колебания спроса и цен на разные услуги крайне важны, как для осмысления направления развития коммуникационной индустрии, так и для понимания рынка госуслуг. Такие исследования полезны всем участникам рынка, они несомненно способствуют повышению прозрачности рынка, росту конкуренции, а значит большей эффективности и стабильности российского бизнеса».

Лилия Глазова, руководитель комитета АКОС по отраслевым исследованиям и рейтингам, генеральный директор исследовательской компании PR News: «В постоянно меняющихся условиях важно понимать основные тенденции и тренды рынка. Нам было интересно посмотреть на PR-рынок в динамике, исследуя данные государственных тендеров за последние 4 года. Для меня одним из важных стал вывод о том, что спрос на исследования растет, и наш сегмент рынка ушел от незрелой конкуренции, необоснованного демпинга. Это заметно по динамике цифр, количеству участников».

Мария Мордвинова, заместитель руководителя Департамента интегрированных коммуникаций, академический руководитель образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» НИУ ВШЭ: «Анализ открытых данных тендеров по закупке коммуникационных услуг формирует дополнительное знание о направлениях, в которых меняется структура рынка коммуникаций. Однако, выделенные нами типы связей нуждаются в дополнительных исследованиях, чтобы получить статус причинно-следственных, и заслужить возможность обобщения и прогнозирования. Таким образом, основная ценность проведенного анализа заключается в лучшем понимании направлений дальнейших исследований».

Об исследовании

Полную версию исследования можно посмотреть по ссылке: https://public.tableau.com/profile/prnews #!/vizhome/PR2015-2018/gostendery_dashboard

Об АКОС

Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) – объединение наиболее авторитетных коммуникационных агентств России, работающих в области связей с общественностью. На сегодняшний день в ассоциацию входит 38 компаний. АКОС – российское подразделение Международной ассоциации консультантов в области связей с общественностью (ICCO).

www.akospr.ru

О PR News

PR News - лидирующая компания в области исследования коммуникаций. Компания работает на рынке с 2006 года и предоставляет полный комплекс услуг по мониторингу СМИ, медиааналитике, коммуникационным исследованиям и консалтингу. PR News входит в состав двух международных ассоциаций по мониторингу СМИ и медиаанализу – FIBEP и AMEC, а также является членом российских ассоциаций: АКОС и РАЭК.

О Департаменте интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ

Департамент готовит высококвалифицированных специалистов с качественными гуманитарными знаниями и сильными практическими навыками, способных быстро адаптироваться под постоянно изменяющиеся условия коммуникационного рынка. Департамент проводит прикладные исследования в области коммуникаций.

@incommhse

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Валерия Осташевская", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": -1, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 82109, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 06 Sep 2019 15:45:36 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 82109, "author_id": 357606, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/82109\/get","add":"\/comments\/82109\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/82109"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791, "last_count_and_date": null }
1 комментарий
Популярные
По порядку
0

серьезно, в госзакупках есть тренды?

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ] { "page_type": "default" }