AdBlock не убивает рынок рекламы, а планомерно ведёт его к перерождению

Борьба между рекламодателями и провайдерами контента с одной стороны и пользователями и блокираторами рекламы с другой идёт уже не первый год — этой весной она вспыхнула с новой силой после новостей о выпуске нового браузера от AdBlock Plus и о намерении европейских операторов вырезать рекламу из проходящего через них трафика.

Колумнист ЦП Роман Марковин вспомнил, какие сдвиги в этой сфере произошли за последнее время и поразмыслил о том, действительно ли блокираторы рекламы играют на стороне пользователя и возможно ли окончательно избавиться от рекламы в интернете.

Пока пользователи «ВКонтакте» удивляются появившимся в ленте рекламным записям, с Запада рекламу атакуют со всех фронтов.

AdBlock Plus объявила о запуске собственного мобильного браузера — вот-вот появится приложение под Android. Рекламные объявления на открываемых в браузере страницах будут блокироваться, что, по утверждению Adblock Plus, даст 23% экономии батареи и поможет сэкономить трафик тем, у кого он платный.

А в это время мобильные операторы Европы и США рассматривают идею убрать из просматриваемых их абонентами мобильных сайтов и приложений рекламу вообще. В этом им поможет израильский стартап Shine, который придумал соответствующую технологию и проработал ее идеологию. Представители Shine рассказывают, что реклама тратит заряд батареи, замедляет загрузку сайтов и приложений и съедает от 10% до 50% мобильного трафика.

Страдают, говорит Shine, не только пользователи, но и операторы — типичное рекламное объявление пингует сотовую станцию до 50 раз в минуту, создавая фоновый сигнал и нагружая инфраструктуру.

При этом разработка Shine не будет блокировать нативную, «внутрифидовую» рекламу — проплаченные записи в Twitter, Facebook. Ну и «ВКонтакте», видимо, тоже может спать спокойно.

Один европейский мобильный оператор рассказал FT, что уже установил блокировщик рекламы и включит его до конца 2015 года. Если другие операторы присоединятся к этой инициативе, у зарабатывающих на рекламе компаний будут большие проблемы. Например, у Google, для которого мобильная реклама в ближайшей перспективе является одним из главных инструментов монетизации.

Более того, один из операторов похвастался FT своим коварным планом по умолчанию заблокировать у своих абонентов всю рекламу Google, чтобы заставить того поделиться частью доходов.

Кстати, забавный нюанс. Инвестором Shine является фонд Horizon Ventures, которым владеет богатейший человек Азии Ли Ка-шинг. Ему же принадлежит Hutchison Whampoa — одна из крупнейших групп телекоммуникационных компаний в мире. В группу входит ряд сотовых операторов, работающих по всему миру — в Европе, в Азии, в Австралии. И именно с этим конгломератом Google ведет переговоры по созданию собственного виртуального сотового оператора с бесплатным роумингом.

Конечно, если у Google будет собственный мобильный оператор, за свою рекламу он сможет не бояться. Но не каждая компания, на деятельность которой влияют блокировщики, может просто взять и построить собственный интернет с бриджем и поэтессами и без блокировщиков.

А влияют они много на кого. И влияют довольно сомнительно, если не сказать отрицательно. Чем же они могут навредить обычному интернет-пользователю, которому плевать на бизнес проектов, монетизирующихся рекламой, а важен исключительно собственный комфорт?

1. Блокировка рекламы приводит к ее эволюции

Наивно полагать, что рекламы не будет. Она будет становиться такой, чтобы ее сложнее было заблокировать и вообще распознать. Скоро в интернете невозможно будет прочитать ни одного анекдота, который бы не был сочинен профессиональными копирайтерами в чьих-то коммерческих (или иных) интересах.

Смешные картинки, гифки и мемы будут служить брендам. Игровые миры будут состоять из продакт-плейсмента чуть менее чем полностью. Стикеры и подарки в соцсетях и мессенджерах — от «Кока-Колы» и «Билайна». Сами не купите — друзья в комментарии и личку насыплют.

Респектабельные традиционные медиа раньше работали по принципу «редакция и рекламный отдел не влияют друг на друга». Контент создавался на основе принципов редакционной политики, а реклама продавалась за деньги. Если не соответствующий требованиям к статьям текст публиковали за деньги, это было «фу» и «джинса», и даже те, кто это делал, старался как-то поаккуратнее и не увлекаться.

Теперь эта утопия кончается. Маркетологов выгнали за пределы баннера, и они разбежались по всему интернету. И круглосуточно воспитывают в нас — а также в наших детях — активных и послушных потребителей, хотящих, что велят.

2. Стартапы осваивают другие методы монетизации

Для стартапов это, конечно, хорошо. Приходится шевелиться, думать, выживают сильнейшие (хотя кому нужен этот социальный дарвинизм, непонятно). А хорошо ли для пользователя, что сайт, не смогший показать ему баннер, начинает торговать его данными? Или убирает статьи за paywall, склоняя вас к платной подписке? А между прочим, платный контент тоже нарушает экосистему интернета — на такие тексты невозможно ссылаться, цитировать их.

А главное — все прелести альтернативных методов монетизации испытывают на себе и те, кто никаких блокировщиков не ставил. Попытки брать деньги именно с тех, кто отключил рекламу, предпринимаются регулярно, но успеха не имеют.

3. Блокировщики работают не без ошибок и портят отображение сайтов

Множество владельцев сайтов сталкиваются с тем, что их страницы у пользователей ABP отображаются неправильно. Пропадают изображения, функциональные элементы. Вебмастер и без того вынужден адаптировать сайт под разные браузеры и устройства, а блокировщики (помимо ABP есть и другие) подбрасывают ему дополнительной работы. И хорошо ещё, если он ее делает, а не оставляет рекламоненавистников страдать.

И неверно думать, что проблемы из-за блокировщика бывают только с мелкими никому не нужными сайтами, сделанными кривыми руками. Такие проблемы были в свое время и у «ВКонтакте», и у «Яндекса».

4. Аргумент Лебедева

Сомнительный, но красивый: «Мне кажется важным знать, что на самом деле происходит вокруг. Поэтому я никогда не использую фильтры рекламы, не включаю „ридеры“ на сайтах, не подписываюсь на дайджесты и не включаю опцию „читать в моих стилях“. Включишь „АдБлок“ — и никогда не узнаешь, какую рекламу видят обычные люди. А я не готов жить в барокамере. Хочу дружить с теми микробами, которые сегодня есть».

Впрочем, последнее — уже отход от аргументации хомячкового уровня. Раз начали отходить, пойдемте и дальше.

5. ABP не пытается очистить интернет от рекламы — она просто берет на нее свой налог

Сидит на большой дороге и продает ночным прохожим кирпич. Потому что может.

Давно известно, что если заплатить ABP денег, можно попасть в «белый список» рекламодателей. Правда, придется еще соответствовать представлениям ABP о хорошей, правильной и красивой рекламе. А небольшие проекты, которые не могут заплатить, говорят, даже берут в белый список бесплатно. Рассматривая каждого претендента вручную. До «Цукерберг позвонит», который отправил заявку почти год назад, эти руки до сих пор не дошли.

При этом критерии «допустимой рекламы» у ABP довольно туманны. «Допустимая реклама не раздражает», очень объективно, да. «Допустимая реклама подходит сайту, на котором она размещена» — ну ладно, на сайте про охоту можно рекламировать только ружья. А палатки можно? А услуги травматологов? А курсы дайвинга?

Да, по-настоящему чернушная реклама — баннеры во всю страницу, попапы, анимация, самоиграющиеся видео — это плохо, но в интернете и без ABP работают механизмы экосистемы, вычищающие этот треш. Поисковые системы понижают страницы с такой рекламой в ранжировании. Пользователи уходят на другие сайты, потому что сейчас в интернете чему угодно можно найти альтернативу.

Да, у ABP можно заблокировать и «допустимую рекламу», чтобы не видеть вообще никакой. Давайте вспомним, какое количество пользователей вообще меняет настройки по умолчанию.

В итоге получается, что мы говорим не о блокировщике, а о редакторе рекламы. О фильтре между рекламодателем и его аудиторией, нужность которого сомнительна. Старик Оккам бы не одобрил.

Сейчас в «белом списке» ABP более 300 сайтов, отобранных из 1500 претендентов (в октябре 2013 было 78 сайтов, тогда брали примерно каждого седьмого, а сейчас уже каждого пятого).

Крупные компании (около 10% «белого списка») за неблокировку рекламы отдают до 30% от рекламной выручки (эту цифру сообщила компания, пожелавшая остаться анонимной).

Если бы ABP действительно волновался за красоту и чистоту интернета, реклама бы блокировалась не по принципу «запрещено всё, что не разрешено», а наоборот.

Самое интересное — что основатель вышеупомянутого Shine сначала долго рассказывал о неотъемлемом праве человека не видеть вообще никакой рекламы, а потом заявил, что реклама имеет право на существование, но в «более контролируемой среде». Запахло «белым списком».

0
72 комментария
Написать комментарий...
Виктор Пашинский

Честно говоря, скрытая реклама в разы хуже. Уже сейчас попробуйте найти реальные отзывы и отличить их от подделки (как хвалебные, так и ругательные, от конкурентов).

Или попробуйте найти нормальную информацию о каком-то месте без кучи "случайных" ошибок и неточностей (красивый пример, когда к пляжам какого-то курорта относят те, что в 50-60 километрах от него, лишь бы курорт выглядел "симпатичнее" и люди ехали.)

Я за то, чтобы рекламу было видно сразу...

Ответить
Развернуть ветку
Praetorian

Где же то сито, что отделяет плохое от хорошего...

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Пашинский

Нигде. Но борьба с явной рекламой повлечет за собой резкое увеличение рекламы скрытой. И это реально плохо

Ответить
Развернуть ветку
Praetorian

Кому?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Пашинский

Посетителям сайтов. В интернете и так маловато правды. А в итоге ее не останется вовсе. Будут только проплаченные рекламные тексты.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Мухарёв

Вы считаете, что тут есть прямая связь?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Пашинский

Конечно. Сейчас есть издания, которые могут себе позволить основной доход получать именно от продаж рекламы (контекст, баннерная). Соответственно они могу уменьшить количество проплаченных текстов и рекламных вставок в статьях.

Предположим, что завтра окончательная победа останется за AdBlock. Что делать этим изданиям? Только переходить на публикацию рекламных статей и скрытую рекламу.

Посмотрим на ситуацию со стороны рекламодателя. Сейчас ему достаточно подготовить несколько контекстных объявлений и реклама пошла (и многие так делают, как мелкий бизнес, так и крупный). Париться с рекламными статьями, скрытой рекламой, размещением фальшивых отзывов гораздо проблематичнее и многим некогда.

Но если классической рекламы больше не будет - бюджеты из контекста перекочуют в скрытую, определить которую невозможно. А значит, и заблокировать...

Ответить
Развернуть ветку
Максим Мухарёв

Вот для этого и интересно было бы узнать какой процент людей использует AdBlock. Я, например, принципиально его не использую и считаю рекламу полезной. В том числе меня злит, когда кто-то не дает ссылки нормальные (вообще не указывает или сознательно их искажает) в комментах на что-то полезное, боясь, что это посчитают рекламой. Нативная реклама, с моей точки зрения, замечательна. Но нужно будет пройти какой-то путь, пока она начнет адекватно создаваться и монетизироваться. Тут возникает проблема в отслеживании ее эффективности.

Опасаться за контент, мне кажется, не стоит. Он так и будет создаваться в схожем ключе. Что-то будет делать контент исключительно для демонстрации рекламы, а кто-то будет рекламу вписывать в изначально отличный контент.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Пашинский

С одной стороны - да. А с другой. Я предпочитаю читая статью предполагать, что описанное в ней - правда, а не фильтровать что правда, а что - рекламные вставки.

И если обычной рекламе пришел бы конец (чисто гипотетически), то количество скрытой в статьях возрастет прямо пропорционально (изданиям жить то надо).

Вот и получается ситуация, что нормального контента станет гораздо меньше, чем сейчас (а какой смысл бесплатно писать обзор на новый смартфон? Надо писать оплаченную статью, делать рекламные вставки и т.д., иначе не выжить)

Ответить
Развернуть ветку
Максим Мухарёв

Фильтровать, по хорошему, нужно все и всегда, за редким исключением. Хотя бы потому, что информация часто искажается даже ненамеренно, проходя разные стадии интерпретации журналистами, рерайтерами и пересказчиками и т.д.. Реклама в этом плане не создаст ничего нового, только уменьшит концентрацию полезной информации, добавив "воды". Но ее и сейчас во многих материалах процентов 90% бывает.

Ответить
Развернуть ветку
Praetorian

Вы за других решаете что плохо или хорошо?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Пашинский

Я решаю что плохо и что хорошо мне, как типичному посетителю сайтов. И уверен, что 99% людей предпочтут прочитать честный обзор товара или услуги с рекламой сбоку, вместо очевидно проплаченного обзора, в котором только похвала.

У Вас может быть на этот счет свое мнение.

Ответить
Развернуть ветку
Praetorian

Вот и я об этом. Это вам хорошо. А кому-то может быть фиолетово.

Ответить
Развернуть ветку
69 комментариев
Раскрывать всегда