Офтоп
Sergey Kozlovsky

За десять лет YouTube изменил мир и не заработал на этом денег

YouTube стал самым популярным видеохостингом в мире и полностью перевернул представления пользователей о создании и потреблении интернет-видео. Обозреватель ЦП Сергей Козловский вспомнил, как зарождался сервис, с кем ему приходилось конкурировать в прошлом и с кем придётся сейчас, а также проанализировал, почему YouTube до сих пор не приносит прибыли своему владельцу — корпорации Google.

В апреле этого года видеохостингу YouTube исполнилось десять лет. Сейчас у сайта миллиард пользователей, каждую минуту загружается около 300 часов роликов, каждый день пользователи смотрят сотни миллионов часов видео. YouTube стал культурным феноменом, он сделал знаменитыми многих пользователей интернета, с его помощью совершались революции. Однако несмотря на впечатляющую статистику, самый популярный в интернете видеохостинг до сих пор не приносит прибыли.

К созданию YouTube в некотором роде причастны Джастин Тимберлейк и Джанет Джексон, а также известный инцидент на чемпионате Super Bowl в 2004 году. Тогда во время исполнения песни Тимберлейк дернул Джексон за верхнюю часть костюма и оголил ее грудь. Миллионы зрителей увидели это по телевизору, а миллионы — нет. Сейчас в таком случае мы просто заходим на YouTube и ищем, что нам нужно, но в то время ничего подобного не было.

Одним из зрителей, пропустивших шоу, был Джавед Карим, который на тот момент работал в PayPal. Осознав необходимость некого места в интернете, куда можно было бы загружать видеоролики, Карим вместе с друзьями Стивом Ченом и Чадом Херли начали писать код для будущего YouTube. У Чена и Херли, кстати, немного другая версия: они утверждают, что решили создать новый сайт на одной из вечеринок. По их словам, на празднике в квартире Чена было снято видео, и участники торжества столкнулись с трудностями, когда захотели поделиться этим роликом с друзьями.

Как бы то ни было, первое видео было загружено на видеохостинг 23 апреля 2005 года (домен был зарегистрирован 14 февраля). Карим опубликовал 18-секундный ролик со слоном под названием «Я в зоопарке». Сайт начал довольно быстро привлекать пользователей, объемы загруженного видео росли с каждым днем. В 2006 году, осознав перспективность затеи, Google купил YouTube за 1,6 миллиарда долларов. Сделка была оплачена в том числе акциями, которые со временем сделали основателей сайта весьма состоятельными людьми.

Куда уходят деньги

За десять лет работы YouTube нарастил выручку до четырех миллиардов долларов (по итогам 2014 года), пишет Wall Street Journal. Показатель стремительно увеличивается — годом ранее выручка составляла три миллиарда долларов. Однако видеохостинг так и не стал прибыльным, отмечает WSJ со ссылкой на неназванные источники. Все заработанные деньги уходят на оплату контента и оборудование, необходимое для работы сайта.

Рассчитать, что именно мешает YouTube зарабатывать деньги, не представляется возможным. Затраты на оборудование — коммерческая тайна. Такие интернет-гиганты, как Google, Facebook, Amazon не раскрывают подобные данные, чтобы конкуренты не догадались, как им удается добиться преимущества.

Оценить, сколько YouTube тратит на выплаты поставщикам контента, также сложно — рекламодатель платит только в том случае, если его рекламу посмотрели (а ее, как известно, можно пропускать). В связи с этим количество просмотров вашего видео не соответствует числу просмотров рекламы. В интернете, правда, можно найти приблизительные оценки.

Основатели YouTube

Аналитики пытаются определить тренды, которые мешают YouTube зарабатывать больше денег. Брайн Вейзер из инвестиционной компании Pivotal Research отмечает, что на сайте «много мусора». Если видеохостинг хочет ворочать телевизионными бюджетами, то ему нужно озаботиться созданием ТВ-контента, полагает аналитик. Также у сайта специфическая аудитория — в основном это подростки и молодежь, тогда как на телевидении представлены все возрастные группы. Вице-президент Google и глава по контенту YouTube Роберт Кинцл считает, что онлайн-видео вот-вот совершит рывок, как кабельное телевидение 30 лет назад. По его словам, компания предпочитает инвестировать в уже популярных на YouTube создателей контента, чем в традиционные ТВ-шоу.

Проблема в том, что даже самые популярные создатели контента на YouTube за его пределами относительно неизвестны. Действующий гендиректор компании Сьюзан Войчицки узнала, у кого на видеохостинге больше всего подписчиков, только когда пришла работать в YouTube. Имя Феликса Челберга — шведского геймера и видеоблогера — на самом деле знакомо не многим. В интернете он знаменит под прозвищем PewDiePie. На канал Челберга подписаны почти 38 миллионов человек. Его годовой доход от рекламы оценивается в семь миллионов долларов. PewDiePie, как и многие другие популярные видеоблогеры на YouTube, производит довольно специфический контент.

Все стороны при этом довольны — пользователи развлекаются, YouTube и производители контента зарабатывают, а бренды получают доступ к молодой аудитории. Правда, вероятность того, что таким контентом заинтересуются более взрослые пользователи, относительно невелика, и хостинг рискует столкнуться с проблемой расширения аудитории. Именно это сейчас, судя по всему, и происходит.

Телевизор или Facebook

Многие пользователи попадают на YouTube по ссылкам, либо смотрят видео, встроенные на других сайтах. В идеале менеджерам хотелось бы, чтобы сайтом пользовались как телевизором или соцсетью — то есть напрямую, а не через сторонние ресурсы. В этом плане пока успеха добиться не удалось, отмечает WSJ.

YouTube пытается расширить аудиторию с помощью закупки качественного ТВ-контента, что не совсем согласуется с заявлением Кинцла об отказе от традиционных телевизионных шоу. В частности, в январе этого года на сайте открылся официальный канал Национальной футбольной лиги, на котором транслируются игры, интервью с игроками и спортивные шоу.

Заполучить часть традиционной ТВ-аудитории для YouTube будет нелегко. На этом поле сайту придется конкурировать с такими серьезными соперниками, как HBO или Netflix. Например, Netflix в 2014 году получил выручку в 5,5 миллиарда долларов, и у него всего 50 миллионов подписчиков. Видеохостинг в конце апреля объявил о планах инвестировать в контент премиум-класса. Однако речь, опять же, идет о компаниях и блогерах, которые уже давно сотрудничают с сайтом, тогда как от YouTube ждут контент другого класса — уровня того же Netflix.

Экспериментирует YouTube и в других областях. В конце 2014 года компания запустила бета-версию стримингового аудиосервиса Music Key, намереваясь составить достойную конкуренцию Spotify и Deezer. Сайт договорился с тремя крупнейшими лейблами и сотнями инди-музыкантов о поставках музыкального контента. Как ожидается, пользователям сервиса будут доступны две опции: бесплатная с рекламой и подписка за десять долларов в месяц.

Менеджеры YouTube сталкиваются с конкуренцией в относительно новых сферах. Но им приходится бороться в том числе и за долю традиционного рынка видеохостинга. Если раньше социальные сети терпели ссылки на вездесущий YouTube, то теперь они развивают собственные видеосервисы. Facebook недавно разрешил встраивать свои видео, и теперь YouTube не единственный видеохостинг с такой функцией. У социальной сети есть к тому же одно существенное преимущество — большинство аккаунтов реальны и их достоверность строго верифицируется. YouTube же никогда не был способен эффективно бороться с троллями.

В 2005 году вскоре после запуска YouTube телеканалы начали всерьез опасаться, что новый сайт будет воровать их шоу и распространять их пиратским способом. Вместо этого видеохостинг создал свою особенную культуру, где можно стать популярным человеком и зарабатывать на рекламе, просто рассказывая о своей жизни. Долгое время сайт работал на этой модели, но она так и не начала приносить прибыль. Сейчас для YouTube настало время меняться. По всей видимости, руководство видеохостинга все же прислушается к советам и станет производить больше контента телевизионного качества.

0
18 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Михаил Иванов

Я одного не пойму, откуда у них столько места под видео. Сейчас уже и 4К и 60 фпс это же терабайты каждую секунду грузят.

Ответить
8
Развернуть ветку
Igor Stepahin

Пегий дудочник, ядро, вот это всё

Ответить
12
Развернуть ветку
Вадим Божинов

Всё равно очень сложно представить, как у них происходит модернизация серверных мощностей.

Зато известно, что почти всё электричество для серверов они добывают из солнечных панелей и ветряных мельниц.

Ответить
5
Развернуть ветку
Дмитрий Браверман

старое стирают немношк :о)

Ответить
1
Развернуть ветку
Doco4ka

Прогнозируют с запасом все. И у них в дата-центрах работают автоматизированные роботы, которые следят за кластерами.

Ответить
1
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Dmitry Romanovich

Ну извините, когда нет профита, изменять в этом мире ты можешь только положение ящиков. Или кирпичиков.

Ответить
5
Развернуть ветку
Вячеслав Володин

Правда, вероятность того, что таким контентом заинтересуются более взрослые пользователи, относительно невелика, и хостинг рискует столкнуться с проблемой расширения аудитории. Именно это сейчас, судя по всему, и происходит.
-------------
Аудитория постареет. Время работает на Google. :)

Ответить
5
Развернуть ветку
Кирилл Клейменов

Постареет и так же вырастет из видео типа "что у меня в сумке", "когда мама посылает в магазин(vine)" и "играем в майнкрафт #65".
А большого количества примеров, чтобы аудитория росла вместе в видеоблоггером я пока не вижу.

Ответить
3
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Roman Maximov

я вдруг понял что и не видел выпавшую грудь, слышать слышал, но не видел... угадайте где я посмотрел видео? :)

Ответить
3
Развернуть ветку
Анатолий Емельянов

redtube?

Ответить
3
Развернуть ветку
Иван Бардов

"в интернете"? я угадал? :-)

Ответить
1
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Марк Тарасевич

Rutube первый в выдаче)

Ответить
1
Развернуть ветку
Николай

Говорит, что Youtube до facebook был единственным видеохостингом с возможностью встроить видео как-то странно. Сложнее вспомнить те, которые не позволяют встраивать.

Кстати, было бы интересно почитать про то, как с окупаемостью дела у Vimeo. Кажется? что на Vimeo Plus сидить совсем уж мало людей.

Ответить
3
Развернуть ветку
John Smith

Я бы теперь ждал материал про Rutube, там тоже было интересно. Олег Волобуев и Михаил Паулкин могут рассказать.

Ответить
2
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Дмитрий Браверман

А это всё им за то, что я вот первый свой ролик закачал на Ютуб в августе 2006, а через год они меня засаспендили без объявления войны http://realcomp.livejournal.com/285342.html
Вот у них и не попёр бизнес из-за моих лучей поноса!

Ответить
2
Развернуть ветку
Михаил Новиков

Я не знаю что они такие лояльные. 90% роликов уже давно пора снести. Просто ввести фильтр, нет 100 просмотров за полгода, удаляем. Храните для личных нужд, платите бабки) И все, профит резко вырастает в 2 раза и более.

Ответить
2
Развернуть ветку
Генерал Тюленев

Может как рекламная площадка он и не окупается, но я уверен что по сбору персональных данных он весьма интересен

Ответить
1
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Leon Brodsky

А мне интересно начало истории, первое видео было загружено на видеохостинг 23 апреля 2005 года, а в 2006 покупка за 1.6 миллиарда, обысно даже мега успешные стартапы идут к такому экзиту несколько лет, как так получилось? Waze, Minecraft и все другие существовали и развивались годами до продажи

Ответить
1
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Читать все 18 комментариев
Анализ тональности текста с использованием фреймворка LightAutoML

Сентиментный анализ (анализ тональности) – это область компьютерной лингвистики, занимающаяся изучением эмоций в текстовых документах, в основе которой лежит машинное обучение.

Twitter приобрел миноритарный пакет акций Aleph Group — материнской компании Httpool

Twitter Inc. (TWTR) — первая из компаний Кремниевой долины, которая стала акционером глобальной рекламной группы Aleph, объединяющей компании IMS, Httpool, Wise.Blue и AdDynamo. Таким образом Twitter поддержит международную образовательную инициативу Aleph Group по усилению цифровой экосистемы в странах с развивающейся экономикой.

Геозоны: разделяй и властвуй

Ильдар Бикташев, руководитель отдела картографии и алгоритмов, уже рассказывал, какие задачи стоят перед картографическими сервисами Master Delivery. Сегодня продолжаем разговор о том, как геоаналитические разработки решают маркетинговые и логистические задачи бизнеса.

Uber извинился перед собаками

Генеральный директор Uber Дара Хосровшахи принес извинения и даже дал скидку в 10 долларов…собакам.

Идеальный тимлид: миф или реальность?

Кто такой идеальный тимлид? Что ожидает руководство от такого сотрудника? Колонка Алексея Кирсанова, руководителя разработки «Битрикс24».

2 года в Сбере. Как это было

Привет, я Стас 👋. Последние 7 лет я называю себя дизайнером. Успел поработать с Breadhead, AIC, Яндексом, Сменой (она же дизайн государственных систем) и Сбером.

Круговая видеостена на 96 панелей и умное управление: как мы внедряли автоматизацию в ресторане в «Сколково» и что вышло

За красивой картинкой — 8200 метров кабеля и два двухметровых трековых шкафа с оборудованием. При этом энергопотребление ресторана сильно не увеличено.

Украли деньги с карты Тинькофф

30.12.2021 года я с семьей дочери поехала в магазин "Спортмастер" в г. Москва покупать коньки. Уведомлений от Тинькофф не было. 31.12.2021 года я увидела что есть какие то пуш уведомление при нажатии на него оно исчезло. Когда я зашла в онлайн приложение, то увидела что у меня с кредитной карты сняли 106 000 рублей , было снятие 7 суммами. Кроме…

Один небанальный совет в борьбе с бессонницей

Бессонница в наши дни не всегда является патологией - зачастую у людей просто отсутствует культура сна и режима. Тело и мозг просто перестают различать стимулы, которые в здоровой ситуации сигнализируют организму об отходе ко сну. В этой статье я раскрою только один, но очень действенный совет, который поможет выработать механизм быстрого…

Для абонентов Мегафон и Yota. Вы не знали, а вам открыли счет в банке!

Для тех кому интересна развязка, она внизу (выделено жирным).

Сервис поиска временных сотрудников Ventra Go! привлек 700 млн рублей от фонда «ВТБ Капитал Инвестиции» Статьи редакции

Платформа помогает компаниям находить кассиров, продавцов, курьеров и других сотрудников.

null