Офтоп
Sergey Kozlovsky
28 736

За десять лет YouTube изменил мир и не заработал на этом денег

YouTube стал самым популярным видеохостингом в мире и полностью перевернул представления пользователей о создании и потреблении интернет-видео. Обозреватель ЦП Сергей Козловский вспомнил, как зарождался сервис, с кем ему приходилось конкурировать в прошлом и с кем придётся сейчас, а также проанализировал, почему YouTube до сих пор не приносит прибыли своему владельцу — корпорации Google.

В апреле этого года видеохостингу YouTube исполнилось десять лет. Сейчас у сайта миллиард пользователей, каждую минуту загружается около 300 часов роликов, каждый день пользователи смотрят сотни миллионов часов видео. YouTube стал культурным феноменом, он сделал знаменитыми многих пользователей интернета, с его помощью совершались революции. Однако несмотря на впечатляющую статистику, самый популярный в интернете видеохостинг до сих пор не приносит прибыли.

К созданию YouTube в некотором роде причастны Джастин Тимберлейк и Джанет Джексон, а также известный инцидент на чемпионате Super Bowl в 2004 году. Тогда во время исполнения песни Тимберлейк дернул Джексон за верхнюю часть костюма и оголил ее грудь. Миллионы зрителей увидели это по телевизору, а миллионы — нет. Сейчас в таком случае мы просто заходим на YouTube и ищем, что нам нужно, но в то время ничего подобного не было.

Одним из зрителей, пропустивших шоу, был Джавед Карим, который на тот момент работал в PayPal. Осознав необходимость некого места в интернете, куда можно было бы загружать видеоролики, Карим вместе с друзьями Стивом Ченом и Чадом Херли начали писать код для будущего YouTube. У Чена и Херли, кстати, немного другая версия: они утверждают, что решили создать новый сайт на одной из вечеринок. По их словам, на празднике в квартире Чена было снято видео, и участники торжества столкнулись с трудностями, когда захотели поделиться этим роликом с друзьями.

Как бы то ни было, первое видео было загружено на видеохостинг 23 апреля 2005 года (домен был зарегистрирован 14 февраля). Карим опубликовал 18-секундный ролик со слоном под названием «Я в зоопарке». Сайт начал довольно быстро привлекать пользователей, объемы загруженного видео росли с каждым днем. В 2006 году, осознав перспективность затеи, Google купил YouTube за 1,6 миллиарда долларов. Сделка была оплачена в том числе акциями, которые со временем сделали основателей сайта весьма состоятельными людьми.

Куда уходят деньги

За десять лет работы YouTube нарастил выручку до четырех миллиардов долларов (по итогам 2014 года), пишет Wall Street Journal. Показатель стремительно увеличивается — годом ранее выручка составляла три миллиарда долларов. Однако видеохостинг так и не стал прибыльным, отмечает WSJ со ссылкой на неназванные источники. Все заработанные деньги уходят на оплату контента и оборудование, необходимое для работы сайта.

Рассчитать, что именно мешает YouTube зарабатывать деньги, не представляется возможным. Затраты на оборудование — коммерческая тайна. Такие интернет-гиганты, как Google, Facebook, Amazon не раскрывают подобные данные, чтобы конкуренты не догадались, как им удается добиться преимущества.

Оценить, сколько YouTube тратит на выплаты поставщикам контента, также сложно — рекламодатель платит только в том случае, если его рекламу посмотрели (а ее, как известно, можно пропускать). В связи с этим количество просмотров вашего видео не соответствует числу просмотров рекламы. В интернете, правда, можно найти приблизительные оценки.

Основатели YouTube

Аналитики пытаются определить тренды, которые мешают YouTube зарабатывать больше денег. Брайн Вейзер из инвестиционной компании Pivotal Research отмечает, что на сайте «много мусора». Если видеохостинг хочет ворочать телевизионными бюджетами, то ему нужно озаботиться созданием ТВ-контента, полагает аналитик. Также у сайта специфическая аудитория — в основном это подростки и молодежь, тогда как на телевидении представлены все возрастные группы. Вице-президент Google и глава по контенту YouTube Роберт Кинцл считает, что онлайн-видео вот-вот совершит рывок, как кабельное телевидение 30 лет назад. По его словам, компания предпочитает инвестировать в уже популярных на YouTube создателей контента, чем в традиционные ТВ-шоу.

Проблема в том, что даже самые популярные создатели контента на YouTube за его пределами относительно неизвестны. Действующий гендиректор компании Сьюзан Войчицки узнала, у кого на видеохостинге больше всего подписчиков, только когда пришла работать в YouTube. Имя Феликса Челберга — шведского геймера и видеоблогера — на самом деле знакомо не многим. В интернете он знаменит под прозвищем PewDiePie. На канал Челберга подписаны почти 38 миллионов человек. Его годовой доход от рекламы оценивается в семь миллионов долларов. PewDiePie, как и многие другие популярные видеоблогеры на YouTube, производит довольно специфический контент.

Все стороны при этом довольны — пользователи развлекаются, YouTube и производители контента зарабатывают, а бренды получают доступ к молодой аудитории. Правда, вероятность того, что таким контентом заинтересуются более взрослые пользователи, относительно невелика, и хостинг рискует столкнуться с проблемой расширения аудитории. Именно это сейчас, судя по всему, и происходит.

Телевизор или Facebook

Многие пользователи попадают на YouTube по ссылкам, либо смотрят видео, встроенные на других сайтах. В идеале менеджерам хотелось бы, чтобы сайтом пользовались как телевизором или соцсетью — то есть напрямую, а не через сторонние ресурсы. В этом плане пока успеха добиться не удалось, отмечает WSJ.

YouTube пытается расширить аудиторию с помощью закупки качественного ТВ-контента, что не совсем согласуется с заявлением Кинцла об отказе от традиционных телевизионных шоу. В частности, в январе этого года на сайте открылся официальный канал Национальной футбольной лиги, на котором транслируются игры, интервью с игроками и спортивные шоу.

Заполучить часть традиционной ТВ-аудитории для YouTube будет нелегко. На этом поле сайту придется конкурировать с такими серьезными соперниками, как HBO или Netflix. Например, Netflix в 2014 году получил выручку в 5,5 миллиарда долларов, и у него всего 50 миллионов подписчиков. Видеохостинг в конце апреля объявил о планах инвестировать в контент премиум-класса. Однако речь, опять же, идет о компаниях и блогерах, которые уже давно сотрудничают с сайтом, тогда как от YouTube ждут контент другого класса — уровня того же Netflix.

Экспериментирует YouTube и в других областях. В конце 2014 года компания запустила бета-версию стримингового аудиосервиса Music Key, намереваясь составить достойную конкуренцию Spotify и Deezer. Сайт договорился с тремя крупнейшими лейблами и сотнями инди-музыкантов о поставках музыкального контента. Как ожидается, пользователям сервиса будут доступны две опции: бесплатная с рекламой и подписка за десять долларов в месяц.

Менеджеры YouTube сталкиваются с конкуренцией в относительно новых сферах. Но им приходится бороться в том числе и за долю традиционного рынка видеохостинга. Если раньше социальные сети терпели ссылки на вездесущий YouTube, то теперь они развивают собственные видеосервисы. Facebook недавно разрешил встраивать свои видео, и теперь YouTube не единственный видеохостинг с такой функцией. У социальной сети есть к тому же одно существенное преимущество — большинство аккаунтов реальны и их достоверность строго верифицируется. YouTube же никогда не был способен эффективно бороться с троллями.

В 2005 году вскоре после запуска YouTube телеканалы начали всерьез опасаться, что новый сайт будет воровать их шоу и распространять их пиратским способом. Вместо этого видеохостинг создал свою особенную культуру, где можно стать популярным человеком и зарабатывать на рекламе, просто рассказывая о своей жизни. Долгое время сайт работал на этой модели, но она так и не начала приносить прибыль. Сейчас для YouTube настало время меняться. По всей видимости, руководство видеохостинга все же прислушается к советам и станет производить больше контента телевизионного качества.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Sergey Kozlovsky", "author_type": "self", "tags": ["\u043f\u0440\u043e\u0441\u043c\u043e\u0442\u0440_\u0432\u0438\u0434\u0435\u043e_\u0432_\u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u043d\u0435\u0442\u0435","\u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u043e\u0439\u0444\u043e\u043d\u0434","\u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043a\u0438","youtube","google"], "comments": 18, "likes": 36, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 8391, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 27 May 2015 16:17:38 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 8391, "author_id": 14780, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/8391\/get","add":"\/comments\/8391\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/8391"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791, "last_count_and_date": null }
18 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
8

Я одного не пойму, откуда у них столько места под видео. Сейчас уже и 4К и 60 фпс это же терабайты каждую секунду грузят.

Ответить
12

Пегий дудочник, ядро, вот это всё

Ответить
5

Всё равно очень сложно представить, как у них происходит модернизация серверных мощностей.

Зато известно, что почти всё электричество для серверов они добывают из солнечных панелей и ветряных мельниц.

Ответить
1

старое стирают немношк :о)

Ответить
1

Прогнозируют с запасом все. И у них в дата-центрах работают автоматизированные роботы, которые следят за кластерами.

Ответить

Комментарий удален

5

Ну извините, когда нет профита, изменять в этом мире ты можешь только положение ящиков. Или кирпичиков.

Ответить
5

Правда, вероятность того, что таким контентом заинтересуются более взрослые пользователи, относительно невелика, и хостинг рискует столкнуться с проблемой расширения аудитории. Именно это сейчас, судя по всему, и происходит.
-------------
Аудитория постареет. Время работает на Google. :)

Ответить
3

Постареет и так же вырастет из видео типа "что у меня в сумке", "когда мама посылает в магазин(vine)" и "играем в майнкрафт #65".
А большого количества примеров, чтобы аудитория росла вместе в видеоблоггером я пока не вижу.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

3

я вдруг понял что и не видел выпавшую грудь, слышать слышал, но не видел... угадайте где я посмотрел видео? :)

Ответить
1

"в интернете"? я угадал? :-)

Ответить

Комментарий удален

1

Rutube первый в выдаче)

Ответить
3

Говорит, что Youtube до facebook был единственным видеохостингом с возможностью встроить видео как-то странно. Сложнее вспомнить те, которые не позволяют встраивать.

Кстати, было бы интересно почитать про то, как с окупаемостью дела у Vimeo. Кажется? что на Vimeo Plus сидить совсем уж мало людей.

Ответить
2

Я бы теперь ждал материал про Rutube, там тоже было интересно. Олег Волобуев и Михаил Паулкин могут рассказать.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

2

А это всё им за то, что я вот первый свой ролик закачал на Ютуб в августе 2006, а через год они меня засаспендили без объявления войны http://realcomp.livejournal.com/285342.html
Вот у них и не попёр бизнес из-за моих лучей поноса!

Ответить
2

Я не знаю что они такие лояльные. 90% роликов уже давно пора снести. Просто ввести фильтр, нет 100 просмотров за полгода, удаляем. Храните для личных нужд, платите бабки) И все, профит резко вырастает в 2 раза и более.

Ответить
1

Может как рекламная площадка он и не окупается, но я уверен что по сбору персональных данных он весьма интересен

Ответить

Комментарий удален

1

А мне интересно начало истории, первое видео было загружено на видеохостинг 23 апреля 2005 года, а в 2006 покупка за 1.6 миллиарда, обысно даже мега успешные стартапы идут к такому экзиту несколько лет, как так получилось? Waze, Minecraft и все другие существовали и развивались годами до продажи

Ответить

Комментарий удален

{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }