Когда компании пора запускать свой маркетплейс, и как это делать — опыт сервиса ReadyScript Статьи редакции

Руководитель платформы для создания интернет-магазинов ReadyScript Артем Полторанин написал для ЦП колонку, в которой рассказал, как компаниям может помочь запуск собственного маркетплейса, и когда пора этим заниматься.

Что такое маркетплейс, и зачем он нужен

Компании, которые развивают какой-либо программный продукт, с ростом его популярности начинают сталкиваться с самыми разными проблемами. Например, увеличение числа пользователей проекта приводит и к росту (часто экспоненциальному) требований по доработке и кастомизации продукта.

Со временем львиная часть времени команды уходит на то, чтобы разобраться, какие из просьб пользователей следует воплощать, и, собственно, на их реализацию. Это мешает сосредоточиться на развитии основного продукта, что может привести к стратегическому проигрышу в будущем.

Именно поэтому после достижения определённой точки в развитии проекта следует задуматься о привлечении сторонних разработчиков — для удовлетворения «хотелок» пользователей, создав для этого специальный магазин приложений, расширений и плагинов. Этот шаг несёт в себе сразу несколько преимуществ:

  • В перспективе собственный маркетплейс способен довольно сильно разгрузить разработчиков, поскольку созданием расширений будут заниматься сторонние специалисты.
  • Наличие магазина расширений позволяет остановить бесконечное увеличение функциональности основного продукта, часть новых функций можно изначально разрабатывать в виде подключаемых модулей.
  • Покупка нужных расширений в магазине выгоднее пользователям, поскольку стоимость индивидуального создания модуля сторонним разработчиком, как правило, выше, чем стоимость модуля в маркетплейсе — поскольку автор, к примеру, плагина может продавать его много раз.
  • При должном качестве модерации маркетплейс также обеспечивает безопасность пользователей, поскольку недоработанные или «корявые» расширения в нём просто не появляются.

Когда запускать маркетплейс

Как уже сказано выше, маркетплейс — это сервис, который следует запускать после достижения определённого уровня зрелости основного продукта. Конечно же, нельзя чётко говорить о том, что «делать маркетплейс нужно, когда у вас будет 5000 пользователей», но можно сформулировать критерии, которые помогут вычислить подходящий для этого момент:

  • Разработчики хорошо знают продукт и представляют возможные пути его развития, а также присутствует подробная документация по проекту.
  • У пользователей должны сформироваться пожелания по добавлению в продукт тех или иных функций.
  • Эти «хотелки» должны быть оформлены с помощью инструментов для сбора обратной связи (форум, сервис пожеланий).

На момент запуска маркетплейса ReadyScript у нас уже было накоплено более 100 пожеланий клиентов (для их сбора использовался специальный публичный сервис), и примерно ещё столько же пожеланий, собранных из обращений в нашу приватную поддержку.

Мы решили, что этого достаточно для того, чтобы сторонние разработчики могли понять тематику востребованных модулей, но, конечно, некоторые из пожеланий мы выполнили сами и эти дополнения уже активно используются.

На что обращать внимание при запуске

Создание и запуск собственного маркетплейса подразумевают решение сразу нескольких вопросов.

Лицензирование

Одним из наиболее очевидных этапов является лицензирование сторонних модулей к программному продукту. Существуют две схемы лицензирования дополнений:

  1. Покупка привязывает дополнение к одной копии продукта. Обычно это реализуется путём выдачи пользователю лицензионного ключа или купона, который можно один раз активировать, например, на сайте. В данном случае пользователь должен покупать дополнение для каждого нужного ресурса (сайта). Такой способ порождает проблему для клиентов, если ему нужно перенести модуль с одного сайта на другой, по какой-либо причине.
  2. Покупка привязывает дополнение к пользователю. Технически это организуется хранением обычной записи о покупке на сервере магазина дополнений, никаких ключей в данном случае не предоставляется, пользователю просто открывается возможность от имени своей учётной записи установить дополнение на свои сайты. Данный способ более гуманный по отношению к пользователю, так как предоставляет ему право устанавливать единожды купленное дополнение на любое количество копий своих интернет-магазинов.

В случае маркетплейса ReadyScript мы как раз выбрали второй вариант.

Установка дополнений

Здесь также существует два варианта — установка расширений непосредственно из магазина или в процессе работы с продуктом.

Внешняя установка дополнений позволяет пользователю «бороздить просторы» маркетплейса без необходимости запускать сам продукт. Во втором случае, соответственно, установка инициируется из запущенной версии программы.

В ReadyScript мы совместили два этих способа — интернет-магазины на платформе принимают запросы на установку обновлений из маркетлейса (которую активировал пользователь), а если магазин недоступен из интернета (например, находится на локальном компьютере), то магазином дополнений можно воспользоваться прямо из панели администрирования магазина.

Для обновлений проще реализовать единый «центр обновлений», а в том случае, если продукт является облачным, всё ещё проще — и «накатывать» обновления можно без совершения действий со стороны пользователей.

Юридические аспекты

Поскольку в маркетплейсе будут размещаться чужие объекты авторского права, то компания обязана позаботиться о том, чтобы создаваемый сервис имел полномочия на предоставление пользователям расширений. Для этого между разработчиком дополнения и маркетплейсом обязательно должен быть заключен лицензионный договор, в котором автор предоставит компании неисключительные права на тестирование и размещение его разработки.

Также в договоре нужно зафиксировать лицензионное соглашение между автором и пользователем, который последний будет принимать при установке расширения (важность этого момента будет раскрыта далее).

Разрешения, которые публикуются в маркетплейсе, могут быть и платными, а значит в таком случае необходимо организовать выплату денег разработчикам (за минусом комиссии сервиса). С выплатами для юрлиц и ИП никаких проблем не возникает, но с физическими лицами всё не так просто. Мы даже чуть не отказались от работы с ними из-за одного важного юридического момента.

На первый взгляд компания, которая является источником дохода для физического лица, согласно статье 226 НК РФ, приобретает статус налогового агента со всеми вытекающими обязанностями перед налоговой. При наличии десятков выплат ещё возможно подавать декларации на каждого пользователя, но в случае, если количество выплат будет исчисляться сотнями, бумажная волокита станет непосильным бременем.

В итоге мы уже почти приняли решение об отказе от публикации платных решений от физлиц, но к счастью, нам на глаза попался комментарий Минфина по очень схожему вопросу (письмо Минфина России от 02.08.2013 N 03-04-06/31086).

Согласно ему, конечный пользователь, нажимая кнопку «Купить», обязательно должен принимать условия Лицензионного соглашения автора — в таком случае заключается договор присоединения (Статья 428 ГК РФ) между конечным пользователем и автором, свидетельствующий о получении неисключительного авторского права на модуль за вознаграждение.

В данном случае маркетплейс признается лишь посредником, а не источником дохода для автора-разработчика, так как сделка фактически заключается между конечным пользователем и автором, и соответственно маркетплейс не является налоговым агентом.

Именно заключение договора присоединения (принятие условий лицензионного соглашения) перед покупкой позволяет говорить о том, что сделка в магазине расширений происходит между конечным потребителем и автором. Важно всегда помнить об этом.

Заключение

Запуск собственного магазина расширений основного продукта может сэкономить компании массу времени, сил и средств, а также стать источником дохода (благодаря комиссии с продажи плагинов авторами). Главное — правильно выбрать момент для запуска такого проекта и учесть возможные подводные камни.

И тогда команда проекта сможет заняться его доработкой, сторонние разработчики получат возможность применения своих талантов для получения дохода, а пользователи — удовлетворение своих пожеланий по доработке нужного для них продукта.


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

0
10 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Артем Полторанин

Действительно, разработчиков очень сложно мотивировать к первому размещению, мы, например, высматривали, кто нам задает в поддержку наиболее грамотные технические вопросы, и предлагали им принять участие в разработке модулей. Рассчитываем, что кто-то из них откроет для себя новый вид заработка. Конечно, еще очень важным моментом для создания разработчиков вокруг платформы, является наличие хорошей документации, её пополнение должно быть непрерывным.

Ответить
4
Развернуть ветку
Александр Закусило

Ну не знаю, как насчёт творожных изделий в голове, но по-моему всё понятно. Единственное немного мутное описание Юридического аспекта. Хотя по-моему в нашем законодательстве всё мутное :), особенно в IT.

Ответить
0
Развернуть ветку
Sergey Xazz

Об этом и речь. Так всё таки кто-то может подробно разложить (или ссылку) как организовать самый оптимальный вариант по выплате физ.лицам? быстро и с минимальным налогом, не обязательно на карту или счет, достаточно на WM и ЯД (например, как на qcomment.ru)

Ответить
0
Развернуть ветку
Александр Закусило

Выплаты можно делать через сервис Яндекс - https://kassa.yandex.ru/instruments#payouts
У них приемлемые комиссии.

Ответить
2
Развернуть ветку
Леонид Колесников

Тоже недавно сделали маркет для маленьких российских CMS, но у нас даже до выплат ещё дело не дошло, авторов крайне тяжело найти... Как вы искали и вели переговоры с разработчиками?

Ответить
0
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Алексей Тарасов

По поводу мотивации разработчиков.

Есть у меня сервис, который интегрируется с сайтами магазинов. Но вот как узнать, что мои клиенты есть среди пользователей маркетов? Этот вопрос наверняка задают себе все разработчики, - "Не будут ли усилия потрачены зря?" Наличие списка магазинов и фильтр по их сфере деятельности очень бы помог.

Ответить
0
Развернуть ветку
Артем Полторанин

Сервис "каталог магазинов" есть у нас в планах.

Полностью избежать рисков можно только предварительно найдя заказчика на
ваш модуль, который полностью оплатит разработку. А далее уже вы можете опубликовать обкатанный модуль в Маркетплейс и зарабатывать повторно.

Начальный заказчик от этого только выигрывает, так как большее число людей подключаются к тестированию, поддержка модуля в дальнейшем становится для заказчика бесплатной, т.к. разработчик это делает уже для всех своих клиентов сразу и для будущих продаж своего модуля.

Ответить
0
Развернуть ветку
Sergey Xazz

Либо у автора творог в голове либо он хочет сделать его нам

Ответить
–2
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Nikolay Boyakov

что за отстой?! для кого ета статья? короче бред...

Ответить
–4
Развернуть ветку
Артем Полторанин

Статья для владельцев модульных продуктов, для которых Маркетплейс - это если уже не сегодня, то очень близкое завтра. Если у вас есть конкретные вопросы, пожалуйста, задавайте.

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 10 комментариев
Мощные сервисы для быстрого машинного обучения: от GPU SuperCloud до суперкомпьютера

В последние три года мы видим рост спроса на технологии искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения. Они проникли практически во все сферы нашей жизни, начиная от различных колл-центров и городских систем видеонаблюдения, заканчивая системами медицинского скрининга и диагностики заболеваний. Даже для оплаты проезда в столичной подземке…

Как сделать работу компаний и фрилансеров удобной

С помощью сервиса «Рокет Ворк».

«Купи сейчас, плати потом»: новая классика или мимолетная мода

Сервис рассрочек рассказывает о новом финтех-тренде.

Wildberries лично ответил на обвинения покупателей о вранье с платным возвратом. Мы провели блиц-опрос с площадкой
Как выпустить заменитель соли на Boomstarter.ru и попасть в список Forbes

Сёстры из Астрахани запустили на Boomstarter.ru продажи нового продукта — зеленой соли. После этого их продукцию начали продавать в сетевых магазинах, а само бизнес-начинение журнал Forbes включил в список лучших стартапов.

Кейс Таргет. Как привлечь 379 заявок на покупку мужских костюмов и предотвратить закрытие ателье

Как я за 4 месяца привлек 379 заявок по 350 рублей на покупку мужских костюмов при среднем чеке 80 000 рублей

Новый дизайн «Секрета фирмы» учтёт пользовательские сценарии потребления и поиска контента

О трендах бизнеса и экономики можно прочесть коротко и ясно в удобных форматах

«Комитет» объявил о планах продать сервис коротких видео Coub Статьи редакции

Компания, владеющая vc.ru, dtf.ru и tjournal.ru, планирует в ближайшее время найти нового владельца для проекта, сообщил на своей странице в Facebook сооснователь «Комитета» Влад Цыплухин.

«Если клиенты видят халяльный логотип, это придаёт им уверенности в продукте»: как устроен исламский банкинг в Индонезии Статьи редакции

Местные финтех-стартапы могут развиваться только после одобрения представителей исламского духовенства. Какие сложности преодолевают предприниматели, чтобы создать приложение по законам шариата, — в пересказе Rest of World.

null