Оффтоп Редакция vc.ru
4 697

Онлайн-тревел в России: Как регулировать сегмент путешествий и какие проекты нужны рынку

Рынок онлайн-путешествий в России, несмотря на интерес многих компаний, по-прежнему остается непрозрачным и недостаточно регулируемым. Это, в свою очередь, вызывает недоверие пользователей.

Представители крупнейших онлайн-турагентств — Aviasales, Anywayanyday, Biletix, Level.Travel — обсудили на круглом столе в Rambler&Co, как регулировать сегмент путешествий в интернете и какие проекты нужны российскому рынку.

Rambler&Co вслед за «Яндексом» недавно запустил сервис по бронированию туров «Рамблер.Путешествия». Однако представители компании, как и многие другие участники рынка, столкнулись с тем, что рынок онлайн-тревел в России пока непрозрачный и недостаточно регулируемый государством, что вызывает недоверие пользователей.

В связи с этим доля онлайна на туристическом рынке до сих пор невелика. В 2014 году на фоне банкротства многих классических туроператоров в интернете появились новые проекты и новые схемы бронирования туров, доля онлайна достигла 18%. Однако эксперты считают, что эта цифра должна быть значительно больше, ведь технологии онлайн-бронирования позволяют дать потребителю минимально возможную цену и являются более устойчивыми в сравнении со схемами классических туроператоров.

Количество оффлайновых турфирм, обанкротившихся за последние несколько лет, исчисляется десятками, в онлайне о банкротстве заявила только компания Travelmenu.

Аналитики считают, что в 2015 году доля онлайна во всех продажах туристических услуг может достигнуть 30%. Основные барьеры, которые вызывают отток пользователей из онлайна обратно в оффлайн — слабая ответственность онлайн-турагентства перед покупателем, несоответствие заявленной цены и конечной стоимости тура или билетов, широкое распространение мошенничества.

Представители РОЦИТ, РАЭК, Ассоциации туроператоров России и Роспотребнадзора вместе с участниками рынка попытались выработать «кодекс добросовестных практик» для сферы онлайн-туризма.

Сергей Гребенниковдиректор РОЦИТ

Сегодня более 50% покупок в онлайн-туризме — это авиабилеты. Большая часть путешественников, переместившихся в интернет — это самостоятельные туристы, которые потеряли доверие к традиционным турагентствам в связи с их массовым банкротством.

Посещаемость сайтов по поиску и бронированию авиабилетов в прошлом году выросла более чем на 20%. Однако даже в случае с самостоятельным поиском и покупкой билетов происходят такие ситуации, которые отталкивают потребителя от приобретения туристических услуг в интернете.

Самый популярный случай: вы нашли авиабилет на сайте агента или метапоисковика за 10 тысяч рублей, осуществили бронирование, а с карты списалось 12 тысяч рублей. Еще бывает так, что человек покупает билет на малоизвестном сайте за подозрительно низкую цену и в итоге вообще никаких билетов не получает.

Если первое — это разные хитрые, но в основном легальные схемы, то во втором случае речь идет об откровенном мошенничестве. Я не очень понимаю, как можно купить билет на сайте, буквально нарисованном «на коленке», но тем не менее — те редкие пользователи, которые это делают и теряют деньги, создают негативный фон для рынка онлайн-тревел в целом.

Перепродажа авиабилетов — бизнес достаточно низкомаржинальный, поэтому компании, занятые этим, придумывают различные способы заработать побольше. Среди «серых» схем — продажа билетов в рублях, а списание средств в валюте с конвертацией по непонятному курсу, скрытые комиссии и прочее.

Легальные и приемлемые источники дополнительного дохода — продажа дополнительных услуг, таких как бронирование отелей или аренда авто. Правда, по мнению представителей «Рамблер.Путешествий», такие агенты уже занимаются, по сути, продажей туров, и их деятельность должна регулироваться законом о туризме. Но участники рынка с этим спорят — большинство из них не продают отели, а перенаправляют на соответствующие сайты (Booking.com и другие) и получают комиссию за бронирование.

Сооснователь онлайн-турагентства Level.travel Эллин Толстов говорит, что до конца не понимает, какую ответственность его компания несет перед пользователем и какими законами регулируется ее деятельность. «Бывает так, что пользователь купил тур на нашей площадке, потом у него возникли проблемы, а с претензиями он идет к нам. "Кому заплатил деньги — с того и требую", — такая у них логика. Хотя мы не предоставляем услуги — мы просто агенты, которые заключили с пользователем договор оферты. И в случае проблем исход ситуации решает суд, и его решение всегда непредсказуемо», — сетует Эллин Толстов.

Светлана Мухина из Роспотребнадзора поясняет, что все зависит от двух вещей: наличия договора с туроператором и факта приема платежа от пользователя. Если компания заключила договор с туроператором и сама принимает платежи от пользователей, она несет двойную ответственность: как туристический агент и как платежный агент.

Возможен случай, когда сервис не принимает платежи и не заключает ни с кем договоров, работая за комиссию, которую платят партнеры — в таком случае компания является агентом и несет полную ответственность перед потребителем в соответствии с ГК РФ.

Сергей Гребенниковдиректор РОЦИТ

Я считаю, отрасль должна заняться саморегулированием, выработать единый свод правил для работы с проблемными ситуациями. Не нам решать, что это будет — страхование, банковские гарантии, что-либо еще, — но компании должны придумать систему для защиты своих потребителей. Мы же предлагаем отрасли четыре шага:

  1. Разобраться с законодательством. До сих пор нет четкого понимания, что такое OTA (Online Travel Agency, онлайн-турагентво), какими законами оно должно регулироваться.
  2. Создать свод правил безопасности интернет-туриста. Это наша задача как общественной организации. Сейчас мы работаем над индексом цифровой грамотности, после подсчета этого индекса мы разработаем правила поведения при интернет-бронировании.
  3. То, о чем я уже говорил ранее — предложить систему саморегулирования (эту задачу мы бы делегировали РАЭК).
  4. Создать реестр OTA-компаний, чтобы человек, зайдя на сайт агентства, увидел пометку о том, что оно включено в реестр, а значит, это проверенное агентство, которому можно доверять.

Участники рынка с опаской восприняли идею создания реестра онлайн-турагентств. По словам Эллина Толстова, отрасль имеет шанс стать чересчур зарегулированной. Игроки обеспокоены тем, что необходимость внесения сервиса в реестр создаст неподъемные барьеры для мелких компаний, что в итоге негативно скажется на конкуренции, а рынком завладеет десяток крупных компаний.

На вопрос о том, не слишком ли много этих «мелких OTA-компаний» и не стоит ли ограничить их количество, пусть даже регулятивным путем, если у них не получается зарабатывать иначе как с использованием «серых» схем, эксперты однозначно отвечают отрицательно.

«Необходимо развивать легальные способы дополнительного заработка, такие как бронирование допуслуг. Рынку интернет-бронирования авиабилетов нужна здоровая конкуренция. К тому же, если они появляются в таком количестве, значит, есть спрос. Доля интернет-бронирований пока не столь велика — есть куда расти. А сегмент бронирования пакетных туров в интернете — вообще непаханое поле», — говорит исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.

Достаточно молодой, но активно развивающийся сегмент бронирования пакетных туров в сети отличается от классических туроператоров и турагентств наличием системы динамического бронирования, когда пользователь в режиме реального времени видит все доступные отели и перелеты на интересующие его даты, может выбрать любую дату заезда и время вылета, а сами туры динамически формируются в зависимости от этого (у классических туроператоров заранее определены, как минимум, отель с фиксированной датой и продолжительностью заезда, что увеличивает издержки туроператора и повышает его риски). Такая функциональность, например, реализована в «Яндекс.Путешествиях» на базе платформы Level.Travel.

Проблемы у онлайн-туроператоров те же, что и у агентств по продаже билетов — непрозрачность правового поля, недостаточная грамотность потребителей. Тем не менее, солидарны эксперты и участники рынка, в ближайшее время в отрасли будут продолжать появляться новые игроки, а доля онлайна в туризме значительно увеличится.

#Туризм #тревел #путешествия #авиабилеты

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u0443\u0440\u0438\u0437\u043c","\u0442\u0440\u0435\u0432\u0435\u043b","\u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","\u0430\u0432\u0438\u0430\u0431\u0438\u043b\u0435\u0442\u044b"], "comments": 15, "likes": 13, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 8589, "is_wide": true }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15388' + '59599') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 8589, "author_id": 2, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/8589\/get","add":"\/comments\/8589\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/8589"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

15 комментариев 15 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
7

Представители крупнейших онлайн-турагентств — Aviasales, Anywayanyday, Biletix, Level.Travel — обсудили на круглом столе в Rambler&Co как круты «Яндекс.Путешествиях» на базе платформы Level.Travel.
Но, сооснователь онлайн-турагентства Level.travel Эллин Толстов говорит, что до конца не понимает, какую ответственность его компания несет перед пользователем и какими законами регулируется ее деятельность. Ему поможет Сергей Гребенников
директор РОЦИТ.
А какие проекты нужны рынку то?!

Ответить
5

По поводу того, что из онлайна только TravelMenu разорился - а как же Eviterra или Senturia?

Ответить
4

«Онлайн-путешествия»? Серьезно? Google Street view в помощь — он бесплатен.

Ответить
0

Вы судя по всему плохо поняли о чем идёт речь.

Ответить
0

Отнюдь. Меня смутил используемый термин, абсолютно искажающий то значение, которое в него вложили те, кто его использовал в статье.

Ответить
2

Похер ваши "схемы",вы нормальную цену делайте,а не рассказывайте как вы "стабильны" и не впаривайте за это +30% и всякие примочки в виде псевдобонусов и прочих наградных плюсов к карме...

Ответить
0

Где можно купить он-дайн туры в Турцию и Египет с вылетом из Воронежа, например? Я знаю только Coral и Teztour. Все эти авиабилетные барыги просто развод лохов-инвесторов на бабки. Билеты выгоднее покупать напрямую у авиакомпаний по акциям.

Ответить
3

Далеко не всегда напрямую у авиакомпаний дешевле, чем у агентов или через метапоисковики.

Ответить
0

Но и риски остаться без денег и билетов выше. Прецеденты были.

Ответить
0

Не могу говорить за других, но у sindbad.ru возврат не проводят только при наличии соответствующих ограничений правил тарифа. Но и в этом случае предпринимается попытка вернуть сборы а/к. В некоторых случаях возвращается и сервисный сбор агентский, хоть он и незначителен относительно цены билета.
Сами понимаете, если по тарифу возврат невозможен, то и напрямую в а/к ничего сделать неудастся, тем более самому, а тут хотя бы люди с набитой рукой за вас "ругаются".
Это что касается агентств по продаже авиабилетов, а вот с деятельностью туроператоров, например названых Coral и Teztour, я не знаком и прокомментировать не могу. Подозреваю, что бронируют они обычно чартеры, которые чаще всего не сдаются и не меняются.

Ответить
1

да я бы не сказал, что эти компании — авиабилетные барыги. Цены — такие же, как и у перевозчиков, бывают дешевле, бывают дороже. Но в целом почти равенство. Плюс можно выбрать из нескольких авиакомпаний.
А билетов по акции может и не быть в нужный город (не все же на самолетах только в отпуск летают).
А насчет полетов из Воронежа в Турцию — кто знает, может быть когда-нибудь будет сервис для регионов, позволяющий заказывать чартеры на определенную дату по нормальной цене (как это делают описанные вами туроператоры). А делать прямые рейсы и гонять полупустые самолеты — невыгодно.

Ответить
1

"Количество оффлайновых турфирм, обанкротившихся за последние несколько лет, исчисляется десятками"
Да это вообще статистическая погрешность должна быть)) В стране, где в каждом провинциальном городе десятки турфирм...
Ну а история "проблема рынка в слабой ответственности онлайн-турфирм" - потом "я и сам не понимаю до конца нашу ответственность" и недорегулированность рынка - и на закуску "не нужен нам реестр фирм, нас хотят зарегулировать!"

Это же вообще здорово - что-то продавать, деньги брать и не задумываться, за что ты отвечаешь в этом процессе)))

Ответить
0

Собрались пацаны, обсудили, что нет правил, но и так нормально.

Отпороли бы хоть кого-нибудь за миллиард галочек и впаривание смс-информирования за десять баксов.

Ответить
0

strftime('%Y-%m-%d 23:59:59')

datetime.now().strftime("%s")

> "Кому заплатил деньги — с того и требую", — такая у них логика.

> Хотя мы не предоставляем услуги — мы просто агенты, которые заключили с пользователем договор оферты.

Да, вот представьте такая у меня логика. А с кого я должен деньги требовать?

Покупал недавно авиабилет, черт меня дернул послушать друга и купить билет через biletix (цена была дешевле), а не на сайте авиакомпании (как это я делал всегда раньше). В итоге билетикс списывает бабло за два билета, чуть позже оказывается, что никаких билетов он мне не выслал на почту, произошла какая то неведомая ошибка. По телефону никто не отвечает, на сайте через форму для общения с саппортом отправляю сообщение с вопросом где мои билеты. После отправки мне показывается белый экран без каких либо надписей, повторяю попытку, результат тот же, отсылаю напрямую по email. Судя по тому что с февраля до сих пор не ответили - сообщение мое они так и не получили/забили.

По телефону авиакомпании никто не отвечает (но это в общем нормально, т.к. у них указано время работы). Звоню в Домодедово (откуда я должен был вылетать), прошу проверить, выписан ли авиабилет. Вообще то там просто касса и они этого делать не обязаны, но девушка соглашается помочь и просит подождать, т.к. продает авиабилеты людям, которые стоят у кассы. Проверяет через систему бронирования (Amadeus и как она там), в системе нет этих авиабилетов.

С помощью гугла нахожу на каких то форумах через кого процессит платежи этот "агент", который пеняет на "неправильную" по их мнению логику клиентов. Звоню в этот IPSP (посредник оплаты тоже, ага). Там они пробивают мой платеж и говорят что деньги сейчас заморожены, но транзакция отменена и в течении месяца деньги мне вернутся на счет.

Ну замечательно. Не желая еще раз морозить на карточном счете 67к иду в Связной платить наличными (пусть уж в случае косяков морозятся бабки Связного, а не мои), там у них оказывается не работает оплата авиабилетов. Только ли у них или по всей Москве девочка продавец не знает. Ок. Тут надо заметить, что Связной тоже через посредника бронирует (просто на поддомене у них тот же веб интерфейс, что и для обычных людей, ну может расширенный немного).

Иду в МТС, там они тоже через посредника (Озон тревэл кажется), выписывают мне последовательно два билета. А что было бы если они выписали один, а второй бы уже не получилось т.к. мест бы не оказалось? Ну про то, что девочка оператор 4 раза ошибалась в данных авиабилета я уж думал и не упоминать, но что уж там, из песни слов не выкинешь. Хорошо хоть мы сами за девочкой-оператором все перепроверяли, а то выписали бы билет на Vsyaa Pukpin.

И зачем мне эти посредники нужны? Посредник на посреднике и посредником погоняет, никто ни за что не отвечает и спихивает ответственность друг на друга в случае факапа, а то и вообще не отвечает на телефон/email.

Есть авиасало, которое хотя бы какой то сервис предлагает (сравнение цен) и просто перекидывает на сайт авиакомпании (ума у них к счастью хватило не связываться с процессингом, пусть даже через IPSP), такое посредничество в общем я еще понимаю. Но вот на кой черт нужны всякие мутные конторы, списывающие свою комисиию, при этом не предлагающие никаких полезных сервисов взамен?

Страховка? Нет спасибо, я куплю онлайн на сайте страховой компании. Бронирование отеля? Ну я и без еще одного посредника в цепочке могу забронировать на сайте отеля либо через тот же Booking.

Ответить
0

Понимаю, что вы болезненно обожглись с biletix, но все же зря из-за непрофессионализма одних очерняете всех остальных агентов.
Агент предоставляет вам билет, чаще по цене ниже, чем у а/к, при этом сопровождает ваше бронирование и да, предоставляет доп.услуги, от которых можно отказаться. Это просто сервис, который бы давно уже схлопнулся, будь он избыточен, но по факту же можно наблюдать совсем иную картину.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления