Хакатон SberCloud
для разработчиков
До конца регистрации:
05
:
06
:
52
:
10
Подробнее
Офтоп
Татьяна Степанец
107

Поддержка бизнеса, работающего на франшизе

Начиная наш диалог о товарных знаках, я бы хотела здесь уделить особое внимание очень важному и популярному вопросу, в котором именно товарный знак играет огромную роль – речь о франшизах и тонкостях работы с ними. Действительно, тема работы по франшизе этим летом вновь приковала к себе взгляды столичной и национальной публики.

В закладки

Поэтому остановиться на этой теме действительно целесообразно.

В чем, собственно, суть недавних новостей? Суть в том, что столица этим летом решила предпринять дополнительные шаги по помощи франчайзингу в сегментах среднего и малого бизнеса. Московские власти, осознавая все большую популярность такого формата, начнут поддерживать бизнесменов, работающих по франшизе: последние смогут получить компенсацию до 1 миллиона при запуске новой компании.

Почему же эта новость вызвала большой интерес? Ответ прост: этот формат предпринимательства является все более востребованным, доступным и, в общем, легким способом прихода в мир бизнеса. Ведь схема, по сути, проста – франчайзи платит правообладателю некую определенную сумму (либо единовременно, либо периодическими платежами) и получает взамен разработанный и известный бренд, доступ к лояльной аудитории, работающие схемы и цепочки. При этом данная легкость не значит, что в этом формате нет подводных камней.

На них мы внимание и заострим.

Термин «франшиза» обосновался в русском языке недавно. Тем не менее, нынче его почти все знают: рекламой франшиз полон весь Интернет. Если вы введете его в качестве поискового запроса, то еще долго не сможете избавиться от назойливой контекстной рекламы. Доходит до забавного: много соответствующей рекламы можно увидеть на... всем известных сайтах по поиску работы, где, что вполне понятно, сидят люди безработные без излишков средств.

Итак, само слово «франшиза» в законах РФ, как ни парадоксально, не фигурирует. Вместо него используется «договор коммерческой концессии» (хотя в реальности встречаются и другие формулировки). Подобный договор – если речь идет о реальной франшизе – предусматривает передачу и, соответственно, приобретение:

- ряда исключительных прав, имеющихся у правообладателя;

- его общая бизнес-репутации;

- опыта, включая бизнес-техники и деловые контакты.

Понятно, что базовым тут является первый пункт. Что это за «права»? Во-первых, это право на товарный знак, который вы – в качестве франчайзи – можете использовать. Во-вторых, прочие объекты исключительных прав (включая производственные know-how).

Именно на товарном знаке я и призываю вас сконцентрироваться: помните, что настоящая франшиза – это не просто набор документов, вроде бизнес-плана под ключ. Настоящая франшиза должна эксплицитно передавать вам право на использование ТЗ, который к тому моменту уже должен хорошо себя зарекомендовать. Предполагается, что правообладатель на протяжении долгого времени вложил в него финансовые ресурсы, время и силы. И вы, уплачивая оговоренную суммы, получаете не «кота в мешке».

Помимо ТЗ я призываю вас обращать внимание и на другие связанные с ним нематериальные активы:

- право на коммерческое обозначение, которые вы будете использовать вместо своего «уставного» ООО;

- право на использование фирменного стиля;

- право на использование производственных секретов или know-how.

Таким образом, если вы решите влиться в ряды франчайзи, чтобы воспользоваться выгодами такого формата и государственной помощи, хорошей идеей будет прочитать договор концессии очень внимательно. Рынок франшиз «засорен» некачественными продуктами, за которые вы только отдадите деньги, но взамен ни о какой прибыли не может быть и речи. И суд здесь не поможет, поскольку договор, который был подписан без особого внимания к деталям, будет защищать интересы продавца «псевдо-франшизы».

Также призываю пристально приглядеться к истории товарного знака, фигурирующего в приобретаемой франшизе и его перспективам.

Автор: Мария Емельяненко — эксперт в области интеллектуальной собственности для малого и среднего бизнеса. Опыт работы — более 14 лет в товарных знаках: от регистрации до защиты прав на интеллектуальную собственность. Зарегистрировала более 200 знаков на территории РФ.

{ "author_name": "Татьяна Степанец", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": -3, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 86446, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 03 Oct 2019 12:11:24 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru Отключить рекламу
Маркетинг
2100 продаж в интернет-магазине мебели. Кейс «Столплит»
Как перейти от имиджевого продвижения на продажи, сделать более 2100 продаж только через интернет-магазин и всё равно…
0
Комментариев нет Накачай стартап
Популярные
По порядку

Комментарии

null