{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Кейс создания эффективной образовательной системы

​На церемонии закрытия чемпионата мира в Казани, 27 августа 2019 Пресс-служба ВорлдСкиллз Россия

В августе в Казани прошёл чемпионат мира по профессиональному мастерству WorldSkills. Студенты со всего мира соревновались по 56 направлениям. Одно из таких направлений: «3D моделирование для компьютерных игр», в котором участник из России получил бронзовую медаль. Я хочу рассказать о движении ВорлдСкиллз, о системе подготовки профессионалов и чемпионов.

Меня зовут Леонид Ла́пидус. Много лет назад я работал в игровой индустрии младшим, а через несколько лет и старшим разработчиком (ActionScript и Python). С тех пор я побывал программистом в крупной западной ИТ-компании (Java, Python, С++), техническим директором, создал свою ИТ-компанию, помогаю создавать и развивать цифровые продукты. Многие годы я преподаю то, что мне интересно: программирование, цифровой дизайн, управление проектами и продуктами. А с 2016 года я международный эксперт ВорлдСкиллз и отчасти вернулся в игровую индустрию.

Что такое WorldSkills и почему это важно

Итак, чтобы компания была эффективной ей нужны профессиональные работники. В идеале таких спецов должна поставлять система образования. Но образование — штука весьма инерционная. Чтобы давать результат, нужный индустрии, образование должно иметь чёткие ориентиры: чему учить и какой уровень подготовки считается приемлемым в индустрии. И помочь образованию может только индустрия. Для этого нужно создать несколько ключевых артефактов:
1. Определить, какие задачи решает специалист конкретной профессии, что он должен знать и уметь сделать своими руками (это важно, теорию выучить могут все, а сделать на практике - не все). В ВорлдСкиллз это называется Спецификация. И вот, собственно, главная проблема решена: индустрия сама чётко сформулировала, чего ждёт от профессионала.
2. Хорошо, стало понятно, чему учить. А как понять, насколько хорошо мы обучили студента. Для этого нам нужны измерительные механизмы. В качестве таких механизмов ВорлдСкиллз использует Конкурсное задание и Критерии оценивания. То есть индустрия прямо говорит образованию: "вот смотрите: хороший результат вашей работы — это человек, который сделает наше типичное задание, за ограниченное время, оценивать результат мы будем вот по таким критериям".

Всё, что нужно делать образованию — взять Спецификацию, взять набор конкурсных заданий и критериев оценивания и придумать методику, как этому научить.
Напоминает ЕГЭ? Да, но не совсем. В ЕГЭ нужно угадать правильный ответ, а в системе ВорлдСкиллз нет правильного ответа, есть только качество результата.

Таким образом одна из важнейших задач WorldSkills — соединить индустрию и образование.

Что мы делали

Здорово, когда в системе образования уже есть фундамент под определённую специальность. Можно подкрутить настройки и начать выдавать готовых специалистов. В сфере 3D таких фундаментов в России не было. Студентов обучали граф.дизайну, живописи, интерьерному дизайну, но это всё довольно далеко от работы специалиста в области 3D-дизайна.
В 2016 году я организовал направление "3D моделирование для компьютерных игр" в России.
Во-первых, я начал проводить соревнования по стандартам WorldSkills;
во-вторых, и это было самое главное: я работал с национальной сборной, организовывая весь процесс обучения, формируя образовательную программу и стратегию достижения результатов;
в-третьих, моя задача была сделать так, чтобы в российских вузах и колледжах открыли такое направление, как 3D-дизайн.
Провести чемпионаты — несложно. Достаточно следовать определённой процедуре. Создать новое направление в образовательной системе в общем и целом тоже несложно: достаточно показать перспективы и доказать эффективность программы обучения. А вот чтобы доказать эффективность обучающей технологии нужны достижения сборной.

Первый состав сборной я собрал в 2016 году. Долго пытались разобраться с тем, что же такое 3D в понимании мировой индустрии. Набили кучу шишек. И через пару месяцев работы поехали на чемпионат Кореи по стандартам WorldSkills. Посмотрели как устроена система образования, как учат, как тренируют участников. Обалдели от уровня подготовки и вообще от системы образования. И ещё через три месяца поехали на наш первый чемпионат Европы в Гётенбург (Швеция). Заняли почётное последнее место =) Зато поняли нюансы Спецификации, критериев оценивания и начали готовиться к чемпионату мира в Абу-Даби. Осенью 2017 года на чемпионате мира завоевали медальон — это был огромный рывок вперёд. И дальше у нас оставалось почти два года для подготовки к чемпионату мира в Казани. Была возможность попробовать различные техники и методологии в обучении, но удалось найти, как мне кажется, идеальную систему.

Немного цифр:
Порядка 200 участников на входе в сборную, из них 6 стали участниками основного состава, провели более 40 тренировок, изучили опыт в образовании 6 стран мира

Три основы эффективной образовательной системы

Поделюсь самыми важными аспектами построения эффективной образовательной системы:

1. Баланс софт-скиллс и хард-скиллс
Второго не бывает без первого. Не развивая первое, можно даже не пытаться развивать второе. У каждого должен быть свой трек освоения хардами и софтами. Софты ставим вперёд.

2. Постоянный контролируемый рост и развитие
Каждый участник системы должен понимать, на каком уровне он сейчас, что прошёл, что нужно пройти. Это, пожалуй, самая сложная часть системы. Нужно использовать систему грейдов — это объективно, быстро и понятно для всех участников.

3. Обучение у лучших
Но не скучные лекции, а тьюторство: ответы на самые сложные вопросы, разрешение самых тонких моментов.

4. Р2Р оценка
Участники (студенты и наставники) постоянно оценивают друг друга — это помогает коммникации, вскрытию проблем.

Конечно же, это далеко не всё. За три года удалось аккумулировать огромный багаж знаний, практических методик, в том числе подсмотреть вживую у коллег из Сингапура, Китая, Кореи, Австралии, Финляндии, Британии (это само по себе было переворотом сознания — наблюдать систему образования в других странах).

Два важнейших итога трёх лет работы

1. Внесли изменения в систему образования России.
В России в нескольких учебных заведениях (2 вуза, 8 колледжей) запущены образовательные программы по направлению 3D-дизайн. Я со своей командой сумел доказать важность и перспективность профессии, и эффективность образовательной программы, которую придумали.

2. Победили!
В Казани на чемпионате мира мы получили бронзовую медаль. Нас опередлили Китай и Сингапур — ребята, у которых 3D-дизайн преподаётся уже лет 25-30.

Участник за работой​ на чемпионате мира в Казани.

Что дальше
Продолжаем работать над совершенствованием программы, продолжаем обучать национальную сборную. И конечно будем делиться накопленным успешным опытом.
Если у вас есть интерес стать участником и попасть на чемпионат мира — ищите информацию об отборе в сборные на сайте ВорлдСкиллз Россия. Участником может стать любой человек до 23 лёт.
Если вы хотите построить эффективную систему профессионального обучения и объективной оценки своих сотрудников — обращайтесь, есть методики ;-)
Если вы заинтересованы в построении крутого образовательного продукта — помогу, как продакт-менеджер со стажем ;-)
Есть вопросы — задавайте.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда