Офтоп
Дарья Хохлова

Скандал в «Нетологии» можно было предотвратить при помощи промежуточного контроля Статьи редакции

Генеральный директор и создатель системы учёта рабочего времени сотрудников CrocoTime Александр Бочкин написал для ЦП колонку по следам произошедшего в середине июня скандала в компании «Нетология» — о том, почему важно контролировать работу подчинённых, даже если они считают это недоверием.

На мысль написать колонку в ЦП меня натолкнул материал о коммерческом директоре «Нетологии» и проблемах, которыми грозила компании его деятельность. Первый вопрос в момент прочтения — куда смотрел гендир? Как он мог не знать и не видеть ситуации? Впрочем, сам Максим Спиридонов ответил на это где-то в середине статьи (в колонке на «Секрете Фирмы»): он доверял руководителю маркетинга «как себе» и отдавал ему всё больше функций, контролируя только результат.

Здесь я и решил напомнить руководителям и владельцам бизнеса о том, что кроме контроля результата есть ещё предварительный и текущий контроль. О них, кажется, забыли большинство управленцев нашей страны.

Подводные камни

Благодаря расхожим тренингам, дающим «ориентированность на результат», любой контроль, кроме заключительного, в маленьких и средних компаниях воспринимается как нечто обидное и даже оскорбительное. Зачем он нужен, когда все сотрудники и так на виду, в каждом руководитель уверен «как в себе»?

Руководители не используют все возможности контроля, полагаясь на отличительные особенности небольших команд. Проблема в том, что особенности, о которых идет речь, не всегда становятся преимуществами: они с той же легкостью могут провоцировать проблемы. К примеру:

1. Дружеские отношения

В небольших компаниях быстро возникает дружественная и доверительная атмосфера. Директор открыт к диалогу, с ним часто налаживаются не только трудовые, но и личные отношения.

Другая сторона медали: конфликт в небольшой фирме, если отношения вдруг не заладились, с большей вероятностью скажется на результатах команды. Психологи отмечают негативное влияние слишком близких отношений между коллегами на продуктивность и профессиональный рост.

2. Стремление к самоорганизации

В небольшом коллективе роли и функции смешиваются: один сотрудник отвечает сразу за несколько направлений. Отсутствие четкой иерархии заставляет людей проявлять инициативу, гибко действовать. В большой компании держать ситуацию под контролем и регулировать рабочую деятельность помогают инструкции. Компании средних размеров позиционируют эту особенность как возможность стать многопрофильным специалистом, превратить сотрудника в «универсального бойца».

Другая сторона медали: если сотрудникам не хватает самодисциплины и организованности, каждый начинает действовать так, как считает нужным, а не в интересах коллектива. Ко всему прочему, многозадачность ещё и понижает эффективность сотрудника: доказано, что сотрудник работает значительно лучше при концентрации только на одной задаче.

3. Уникальный сотрудник

Как правило, чем меньше коллектив, тем больше ценность каждого его члена. В крупной корпорации человек часто чувствует себя «винтиком», причем вполне заменимым. В маленькой организации каждый сотрудник важен, особенно когда он узнал все особенности компании и научился выстраивать эффективную деятельность.

Обратная сторона: ценный специалист в маленькой компании иногда превращается в «террориста», пытаясь шантажировать руководство. Осознавая свою важность, сотрудник требует особенных условий труда, особого отношения или откровенно не соблюдает трудовую дисциплину.

Уже можно сделать общий вывод: соблазн положиться на позитивные качества маленьких команд и контролировать только результат может выйти компании боком.

Контролируй это

Почему не стоит пренебрегать предварительным и текущим контролем?

Предварительный контроль — это, по сути, контроль понимания поставленных целей, задач и общей стратегии. Думать, что всем понятно и очевидно то, куда идет компания, принято у многих руководителей.

В этом смысле мне нравится фраза из «45 татуировок менеджера»: «То, что очевидно для вас, не очевидно для других». Эта мысль идеально подходит для мотивации к осуществлению предварительного контроля. Если не синхронизировать цели и не убедиться в том, что команда идет в одном направлении, легко прийти не туда.

Текущий контроль — извечный камень преткновения между менеджерами и сотрудниками. Если в крупных организациях к контролю процесса привыкли и считают его если не нормальным, то неизбежным явлением, то попытки контролировать процесс в маленькой компании часто воспринимаются признаком личного недоверия, даже покушением на личное пространство.

В качестве примера необходимости текущего контроля можно привести не только ситуацию в «Нетологии».

Вот ещё один случай из практики: один мой знакомый — владелец небольшой проектной организации, команда которой состоит из семи человек. Работают давно, друг друга знают хорошо, уважают и доверяют. В кризис количество клиентов уменьшилось, и, чтобы поддержать коллектив, руководитель передавал заказы, коммерчески не привлекательные для фирмы, сотрудникам. Договорились, естественно, что выполнять работники их будут в нерабочее время. Однако через пару месяцев обнаружилось, что внутренние проекты компании затормозились, и сроки сдачи отложены.

Пришлось выплатить заказчикам пени и срочно доделывать проекты. Про репутационные потери промолчим. Руководитель понес убытки, но всем выплатил зарплату в полном объеме — фикс и премиальную часть. Как выяснилось позже, сроки были сорваны потому, что некоторые сотрудники львиную часть рабочего времени тратили на выполнение сторонних заказов.

Доверие в команде — это прекрасно, но нельзя сравнивать отношение собственника и наёмного работника к компании. У них разная мотивация, разное восприятие работы и, надеяться, что каждый сотрудник будет также как собственник «радеть» за репутацию и будущее компании — как минимум, наивно.

Как это происходит у нас

Было бы странно рассуждать о необходимости контроля и не рассказать, как обстоят дела с контролем в собственной компании.

Сейчас у нас 20 сотрудников, все сидят в одном офисе, работаем вместе давно (некоторые со дня основания компании). Предварительный контроль осуществляется каждый раз, когда появляется новая большая задача и, особенно, когда меняется вектор развития. Вопросы решаем во время рабочих встреч, если у сотрудника остается непонимание или сомнение — устраиваем персональную встречу и обсуждаем все неясные моменты.

То же происходит и у линейных руководителей: все должны понимать свои цели и знать, как их достичь. Мы не полагаемся только на тот факт, что работаем вместе давно и отлично знаем друг друга. Мнения и взгляды на один и тот же вопрос могут сильно отличаться.

Текущий контроль мы осуществляем, используя для этого сервис совместной работы Wrike и собственную программу анализа и контроля времени. Кроме того, что системы дисциплинируют и не дают поддаться прокрастинации, для меня они ещё и возможность оценить работу компании онлайн. Я в режиме реального времени вижу проблемы или их признаки, а не оказываюсь перед фактом «что-то пошло не так» в конце месяца.

Заключительный контроль осуществляется аналогично другим компаниям: ставятся сроки на достижение результатов, в конце периода оцениваем, насколько выполнили запланированное, выявляем слабые места и, наоборот, лучшие практики.

Не скажу, что контроль нивелирует все наши проблемы, и мы живем, не зная бед. Но я уверен, что такой подход к работе помогает избежать многих ошибок.


Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.

0
14 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

нормально так решил пропиариться на чужом скандале..

9

Так и Нетология действовала

0

Нетология на своем пиарилась.

0

И что? Классический пиар на скандале, не имеет значения чей он. Всё равно на от хорошей жизни.

–1

Какой молодец этот парень из КрокоТайм, решил на чужом кочане в рай въехать.
Да, мы использовали КрокоТайм. Сам Александр приезжал в свое время в офис и презентовал данную систему. Залил собственнику в уши про промежуточный контроль и менеджмент процессов. И систему внедрили в довольно крупную организацию. Одну из дочек тех, что у них на сайте в виде логотипов клиентов значатся.
И вуаля, система учета рабочего времени сотрудников, помноженная на совковое представление о рабочем времени, предоставляет вполне себе такие данные, которые позволяют руководству уволить вполне себе эффективных сотрудников.
Например, менеджеров малых офисов и далеких филиалов, которые из-за отсутствия грузчиков вынуждены отходить от компьютера и идти грузить товар на склад.
Например, руководителей департаментов, которые пользуются личной почтой, потому что корпоративная не позволяет перегонять большие объемы (прайсы и каталоги).
Например сотрудников ИТ-отдела, которые для решения задачи вынуждены копать мануалы на Хабре.
А так все красиво, отчетики, графики, промежуточный контроль.

4

Работал в компании, в которой любили смотреть на попугаи в виде балов активности работы в CRM. Не понимая, как происходит расчет этих попугаев, страшно радовались сотрудникам у которых больше всего попугаев было. Всем в пример ставили таких сотрудников. Проблема в том, что почему-то через пару месяцев оказалось, что самые "продуктивные" сотрудники, как раз те, кто тыкал больше всего в CRM, но это не имело никакого отношения к действительности.
Когда я устал слушать про крутость сотрудников, которые так активно пользовались CRM, пришлось показать руководству как вся эта шн...га накручивается. Мне кажется в этот момент, руководство немного огорчилось, т.к. разрушилась их картинка мира.

4

"Мы установили спайваре которыое автоматически отсекает возможность принимать на работу людей с зачатками самоуважения, поэтому нас не обманет саботажник, подталкиваюший сотрудников на массовое увольнение разговорами в курилке."
Как то одно с другим не вяжется.

2

После прочтения статьи приходит на ум =)
Простите за брань )

2

Со стороны всегда кажется "Ну ё-моё, вы чо уж такое допускаете-то. У нас такого нет, ата-та". Все тут специалисты =)
И вообще, выносить сор из избы - это фу.
Shame on you Нетология

1

Прочитал первый абзац и поставил лайк.
После второго абзаца захотел снять, но уже нельзя.
Поясню: сор выносить нельзя, но только сор в смысле "два человека не сошлись во мнениях"; а шантаж, саботаж, ложь и опасных мерзавцев - просто необходимо выносить на всеобщее обозрение.

0

признаюсь честно, к сожалению, в силу моей молодости, мне пока тяжело отличить обоюдную брань и поливание удобрениями от действительно правдивой истории про "дивергентов", подрывающих деятельность компании :) Поди разбери кто там и где говорит "настоящую" правду, она ведь у каждого своя :) Учту ваш комментарий на будущее, в нем есть толика истины :)

0

Версию Максима независимо подтвердило несколько человек, знакомых со всеми фигурантами.
Никакой другой версии никто не предоставил.
По-моему, конкретно в этой ситуации все очевидно.

1

Комментарий удален

Комментарий удален

"Сейчас у нас двадцать сотрудников"...Будет хотя б 100, расскажешь про текущий и предварительный контроль.. :D

0

Контроль либо есть, либо нет.

Функция менеджмента (как процесса) - обозначить цель, средства для её достижения, и расставить контрольные точки, и на каждой из них - принимать соответствующие решения, направленные на достижение/корректировку цели. Все.

А "промежуточный контроль" - как полупидор.
Вроде и в жопу дать ещё не готов, но заднеприводным уже сочувствует вовсю.

Выше Андрей прав - нечего пиариться на пустом месте.

–1
Читать все 14 комментариев
Мвидео отказал в замене товара ненадлежащего качества. Битый телевизор

14.11.2021 доставка магазина Мвидео привезла мне домой телевизор LG. При приёме телевизора от доставщиков никаких недостатков не обнаружили ( или не заметили, потому что телевизор был весь запотевший). Включать для проверки тоже не стали из-за запотевания. В тот же вечер через несколько часов телевизор повесили и попытались включить, он не…

Это Элви Рэй Смит: он мечтал создать анимационный фильм на компьютере, соосновал Pixar, но ушёл из компании из-за Джобса Статьи редакции

Смит создал альфа-канал, который используется в Photoshop и других редакторах, работал в Xerox и LucasFilm и убеждал всех, что за компьютерной графикой будущее, однако всерьез его никто не воспринимал – кроме Стива Джобса.

«Тинькофф» добавил кешбэк в сервис с картами лояльности «Кошелёк» — до 30% от покупки в магазинах-партнёрах Статьи редакции

Деньги копятся в приложении, затем их можно вывести на любую банковскую карту.

Kornia - Python библиотека для обработки изображений в задачах CV

В этой статье я хотел бы познакомить читателей с библиотекой для ЯП python — Kornia, имеющей богатый функционал в области computer vision. Библиотека написана с использованием pytorch, в ее основе лежат готовые решения, такие как torchvision, PIL, skimage, tf.image, OpenCV. В Kornia реализована возможность выполнения вычислений не только с…

Лайфхак в подборе: как ATS-системы помогают экономить время и бюджет рекрутеров

Процесс рекрутинга существенно не отличается от компании к компании. Есть несколько типичных шагов, которые проходит рекрутер: размещение вакансии на джоб-бордах, поиск соискателей по базам, согласование кандидатов с заказчиками, собеседование, выдача и проверка тестового задания, проверка кандидата службой безопасности.

Минэкономразвития РФ приняло предложения РСПП по совершенствованию рынка интеллектуальной собственности

На актуализации плана дорожной карты ТДК (трансформация делового климата) «Интеллектуальная собственность» в соответствии с пожеланиями бизнес-сообщества настоял первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов.

Эксперимент: оформляем банковские карты без бумажных документов

Оформление затянулось, но проект все равно продолжили развивать.

Путин поручил разработать вариант налогового вычета для частных инвесторов при долгосрочных вложениях в российские акции Статьи редакции

Фондовый рынок должен не только финансировать инвестиционные проекты, но и приносить доход гражданам, считает президент.

Медитация — это Prosto: история самого прибыльного сервиса для заботы о ментальном здоровье
Главная страница приложения Prosto: Медитации и Сон
Штраф 10 тысяч рублей за утерю терминала, который банк забрал сам

Здравствуйте! Пишу про СберБизнес.

На сайтах с эквайрингом от ПСБ появился Yandex Pay

Покупатели с аккаунтом «Яндекса» смогут оплачивать покупки, не вводя данные карты.

null