{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Письмо в редакцию: Рынок разработки сайтов умирает — как видеопрокат в 2002 году Статьи редакции

В редакцию ЦП пришло письмо совладельца компании amoCRM Михаила Токовинина. Он полагает, что рынок веб-разработки и digital-агентств медленно умирает, а предпринимателям, которые хотят сохранить максимум сил и средств, следует сосредоточиться на организации для своего бизнеса «быстрой смерти».

Как и многие интернетчики, свои первые деньги я заработал на разработке сайтов. Я и продолжаю этим заниматься, являясь совладельцем компании AIC-Qsoft, которая, по последним рейтингам, входит в пятёрку ведущих веб-студий России.

Будучи заодно ещё и одним из учредителей Ассоциации Интерактивных Агентств (АИА), я более или менее представляю себе, как обстоят дела во всех основных конторах по веб-разработке в стране. Проще говоря, я в теме. И вот, что я хочу вам сказать. Похоже, бизнес веб-разработки, веб-студий или «диджитал-агентств» умирает.

Начну издалека. В 2002 году мой близкий друг обеспокоился тем, что выручка принадлежащей ему сети видеопрокатов не растёт, а даже немного снижается уже много месяцев подряд. Он склонялся к версии, что виноват был слабый руководитель, поэтому решил уволить генерального директора, а на его место поставить молодого и амбициозного парня — то есть, меня. Так я возглавил сеть из 11 видеопрокатов в разных районах Москвы и получил свой самый ценный опыт — опыт работы на падающем рынке.

Сегодня, в 2015 году, очевидно, что судьба видеопрокатов была предрешена. Наше предприятие, несмотря на мою кипучую деятельность, тоже в итоге разорилось и было через два года закрыто. Я занялся веб-разработкой, а из той истории сделал два важных вывода:

  1. Находясь внутри падающего рынка невозможно понять, что он падает. Да, задним числом мы все умные, а тогда, в 2002 году, даже стороннему наблюдателю было сложно определить тренд, а уж находясь внутри котла, ни у кого не возникало ни малейшего сомнения, что бизнес этот будет жить и процветать вечно — надо только что-то немного реформировать, например, вложиться и перейти с VHS на DVD (смешно вспомнить). Мы и не могли думать по-другому. Мы видели, как каждый день к нам заходят сотни посетителей и берут эти кассеты. Сегодня пришло 599, а не 600 человек? Ну так это просто сезон такой или мы работаем плохо. Разворот рынка происходит плавно, еле заметно. Просто каждый месяц в кассе оказывается чуть меньше денег, вам всё время немного не хватает, а чтобы сводить концы с концами, надо постоянно «чуть-чуть поднапрягаться».
  2. Проявляя недюжие предпринимательские способности, действуя энергично, вы, конечно, можете вдруг начать расти даже там, где всё падает (у нас было такое). Вы можете даже начать что-то зарабатывать, но делать это будет с каждым месяцем всё сложнее и сложнее. Скрытые ресурсы для роста скоро иссякнут, и вы всё равно придёте к разорению, просто чуть позже. Нужно не держаться изо всех сил и бороться с ветром, а действовать ровно наоборот — надо побежать вниз быстрее рынка. С опережением резать затраты, жёстко сокращать инвестиции, без сожаления закрывать убыточные части бизнеса. Сделать всё, чтобы успеть выжать из умирающего последние соки и направить их на переход в другой рынок.

Кроме того, у меня выработались какие-то условные рефлексы, интуиция — тонкие сигналы. Когда я вижу умирающий рынок, что-то мне начинает казаться знакомым, повсюду слышатся тревожные звоночки.

И я хочу сказать, что похоже, рынок разработки веб-сайтов начал умирать .

Давайте порассуждаем. Количество создаваемых веб-сайтов будет уменьшаться. Малому бизнесу сайты больше не приносят клиентов (например, зачем сейчас делать сайт гостиницы или таксопарка), крупные заказчики тоже перестали клепать сотни промо-сайтов для каждого продукта, а всё больше сконцентрированы на разработке больших и технически сложных порталов.

Что из себя представляют теперь сайты банков или интернет-магазины? Никого не интересует сам сайт — они все стали приблизительно одинаковыми.

Теперь важнее научиться получать трафик, уметь его обрабатывать, утеплять лиды разными инструментами, вроде ретаргетинга или рассылок, интегрировать разные каналы коммуникации. Возьмите как пример сайт geico.com (мировой лидер по продаже страховок в онлайне) — где там чудеса веб-разработки?

Спросите участников рынка. Все признают, что работать стало чуть хуже, цены обосновывать чуть сложнее, а работать чуть больше. Где-то я эти «чуть-чуть» уже видел. Это те самые «минус 1%» в месяц — самый главный симптом разворачивающегося вниз рынка.

Да, можно списывать всё на кризис, время года или политическую обстановку в Иордании. Но это ошибка. Если во время кризиса на чем-то начинают экономить, то скорее всего, это «что-то» было уже не нужно. Кризис лишь ускоряет происходящие процессы. На растущем рынке кризис может сказываться даже положительно (например, мой второй бизнес — amoCRM, растёт в этом году быстрее, чем в предыдущем).

Вам кажется, что мир без сайтов невозможен, что бизнесы будут продолжать их делать всегда и не смотря ни на что? Нам тоже казалось в 2002 году, что люди будут всегда смотреть дома кино. И мы были правы. Только не надо было путать потребность в развлечениях, в кино и спрос на услуги проката кассет и DVD.

Бизнесу не нужны сайты. Бизнесу нужны продажи, нужно обслуживать клиентов.

Что делать, если я прав и спрос на услуги веб-разработки падает? Как я написал выше — бежать впереди лавины. Беспощадно отказываться от убыточных проектов, инвестиций и прочих творческих отклонений. Вытаскивать все возможные ресурсы и направлять их на построение нового бизнеса.

Какого бизнеса? У меня есть идея, но я не могу ей с вами поделиться. Скажу лишь, что реклама (и digital-реклама) тоже умирают.

Чтобы понять, что будет востребовано в будущем, попробуйте ответить себе на вопрос: «Что нужно таксопарку в мире, где есть Uber? Что купит у вас отель, если есть Booking.com? Что делать интернет-магазину рядом с “Яндекс.Маркетом?"»

0
207 комментариев
Написать комментарий...
Alexey Malkov

Ну что же. Игровая ошибка на лицо. Это нельзя предугадать на 100% в любом случае. Это не пессимизм, а факт.

"Что делать? Бежать впереди лавины. Делать лучше и т.д." - ага, как будто сейчас люди в этой отрасли работают по 3 часа в день, а в отпуск ездят кататься на своем феррари по автобанам в Европу...

P.S. "Планшеты полностью заменят ноутбуки и ПК к 2013 году" "Рынок ПК падает" "Срочно переводим отдел программистов на планшеты"

Ответить
Развернуть ветку
Sandy Bell

ага, виндовс скоро исчезнет, остануться только Маки и т.п. ноутбуки исчезают, ББ компы в прошлом, эх чего только не писали.
НО сони перестала делать ноуты, самсунг перестал...
кое что и угадывают....

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Божинов

Sony (под маркой vaio) и samsung также и дальше продолжают делать ноуты.
Маки так и не стали популярными во всём мире. Стационарные компы всё также используются в различных сферах, особенно в офисах it-компаний.
А Windows жив и здравствует.

Ответить
Развернуть ветку
204 комментария
Раскрывать всегда