Владимир Шрейдер, Glitché: «Я считаю, что лекции по дизайну бессмысленны» Статьи редакции

Создатель приложения Glitché, директор по продуктам компании «Афиша» Владимир Шрейдер написал в своём блоге заметку о бессмысленности лекций по дизайну. По его мнению, на подобных мероприятиях демонстрируются чужие работы, а ведущие не имеют достаточного опыта, в то время как в дизайне самое главное — практика.

Я считаю, что лекции по дизайну бессмысленны, поэтому я отказываюсь от выступлений, если неуместен рассказ о собственных проектах, которые меня волнуют на данный момент. Два раза меня приглашали на должность директора школ дизайна, но я не верю, что существующие методики способны демонстрировать результат. У меня есть некоторые мысли на этот счет.

Я считаю, что наступила эра пост-дизайна. Главной целью сегодня является донесение информации. iPhone с основным шрифтом Comic Sans продолжит блестяще работать, и это будет заслугой дизайнера. Чтобы угодить капризной моде, дизайнер может потребовать помощи маляра, который перекрасит иконки, а не наоборот.

Зачеткой студента должен стать его аккаунт в Google Analytics. Дизайнер ищет мнение обычного человека, а не мнение профи с многолетним стажем работы. Цель клиента — это цель дизайнера, а не наоборот.

Оплата за обучение должна осуществляться с помощью выручки от проектов для настоящих клиентов, которых предоставляет школа. Это позволит студентам иметь необходимый опыт и реальное портфолио вместо пары сезонов стендап-шоу с веселым преподавателем. Упражнения с вымышленными целями не имеют ничего общего с реальностью.

Лекции приглашенных специалистов должны проходить с единственной целью. Самый робкий студент должен спросить лектора: «Покажи, что хорошего ты сделал?». Это вполне тактичный вопрос, ответа на который у многих лекторов просто нет, поэтому главным объектом их деятельности становится коллекционирование чужого добра. Таких деятелей я называю «Глаз-алмаз-руки-в-жопе»: демонстрируя чужие работы и толстые книжки, обязательные к прочтению, эти ребята греются в лучах чужого профессионализма.

Дизайн — это, в первую очередь, практика. Дизайнер-теоретик — это все равно, что повар-теоретик.

Дизайн не может не получиться, студенты должны это понимать. Если что-то идет не так, значит не все требования учтены. Конечного результата в дизайне тоже нет. Улучшать проект можно бесконечно, и, как правило, это диктуют показатели.

Студенты должны уметь аргументировать преимущество своих решений. В народе это называется «выпендриваться». Скромность украшает, но дизайнер не должен заниматься украшательством.

Дизайнер должен планировать следующий шаг, даже если данное решение кажется ему идеальным или это просто решение известного дизайнера.

Студенты должны ставить под сомнение любые суждения авторитетов своей профессии. Зачастую, дизайнеры известных компаний имеют репутацию профи просто потому, что участвуют в процессе, который отлаживался годами даже без их участия. Такие дизайнеры всерьез говорят о весомости своих решений, хотя их деятельность имеет исключительно прикладное значение.

По окончании курса студент должен получать квалификацию «Творческий предприниматель». Это самое точное определение современного дизайнера.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Лаухин

А Кутеев — это «Глаз-алмаз-руки-в-жопе» по классификации Владимира Шрейдера?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кудрявцев

Глитче - этож то самое странное поделие двух одного или двух стартаперов, которое вызвало бум в среде каких-то конченых людей? Которым от нбомов чердак проело?)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kukharenko

Заценил приложение. Ад какой-то, простите.

Ответить
Развернуть ветку
Миша Ериков

Почему это так долго шло сюда?

Ответить
Развернуть ветку
Миша Ериков

Или это дублер?

Ответить
Развернуть ветку
Sepeda Motor

должны
должны
должны

Ответить
Развернуть ветку
Олег Допельгерц

В "своем блоге", где одна запись?

Ответить
Развернуть ветку
Valentin F

Точка зрения автора понятна. Действительно, у нас сейчас очень много дизайн-курсов с весьма сомнительными программами и ещё более сомнительными результатами. Чтобы создать хороший курс по дизайну, как, впрочем, и по любому другому предмету, нужно самому знать в десять раз больше, чем будет рассказываться в этом курсе. У нас же, увы, часто учат тому, в чём сами ещё не разобрались.

В остальном, увы, согласиться трудно. Как и любое ремесло, дизайн нельзя освоить с наскока. Нужно постепенно тренировать глаз, набивать руку на несложных задачах, чтобы постепенно набрать опыт и стать готовым к выполнению уже настоящих сложных проектов. Тот же упомянутый айфон создавался командой профессионалов, у многих их которых, уверен, было блестящее образование. И никакой бы комик-санс там не прокатил.

Так же довольно опасной является мысль о том, что дизайн обязательно должен опираться на реальные проекты. Часто бывает так, что даже уродливые решения дают хорошие показатели -- то ли из-за монопольного положения на рынке, то ли из-за непритязательности пользователей. Но это не означает, что дизайнер выполнил свою задачу.

Представьте себе, например, уличную рекламу в провинциальном городе. Как правило, это совершенно жуткий трэш. Он работает прежде всего потому, что жители города не знают, что может быть иначе. И одной из задач настоящего дизайнера будет убеждение клиентов в необходимости подтянуть планку, и принять участи в улучшении визуальной среды, нас окружающей.

Дизайнер, хорошо знакомый с визуальной культурой и обладающий достаточным мастерством найдёт достаточно аргументов, чтобы переубедить клиента и сделать лучше. Человек, который со всем этим не знаком, сделает как его просили и будет гордиться тем, что у него показатели. Но до дизайна ему надо будет ещё расти и расти.

Ответить
Развернуть ветку
Saltanat Akhmetova

Но все равно его приложения пользуются популярностью,а значит оно кому-то нужно. Глупое, неглупое, стоящее, нестоящее, как мне кажется,самое главное это спрос.

Ответить
Развернуть ветку
Galhina Kalhugaena

Да у нас их и нет как таковых: весь объем теории по профильным предметам за шесть лет обучения на профильном факультете университета уместятся в пол-семестра, если не меньше. Обучение строится как в средневековых ремесленных мастерских, или как на мотоцикле ездить учат: те, кто уже делает свое дело хорошо, и зарабатывает этим деньги, вам рассказывают о том, как делается то, что вы должны научиться делать, почему это надо делать именно так и все: дальше вы просто делаете. Потом вам говорят, где накосячили и что получилось неплохо, и вы идете переделывать. Никаких курсовых или устных экзаменов (кроме госов): просто показываешь, что сделал за полгода. Все.
Я думаю, споры о теории и практике в дизайне бессмысленны в принципе: мы не матаном и теорвером занимаемся, все-таки. Все лекции по дизайну, которые я могу вспомнить, проходили не в стенах универа и были посвящены именно обмену личным опытом.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Денис Зиновьев

Это кто как понимает под словом "должны" и по моему это эгоизм, если каждый начнет писать кто что должен? Что тогда получиться?

Ответить
Развернуть ветку
Макс Прибушеня Иванович

Всем дизайн "экспертам", которым Glitché мусолит глаза. С точки зрения дизайна, как "малярного" так и "юзерфренднидного" - это просто бомба.

Ответить
Развернуть ветку
Nahui Nick

Лол, чувак выпустил одну приложуху, ставшую популярной на волне ее полной ебанутости, и видать так подсел на кокаин, что решил что он теперь великий дизайнер. Говорит смело и открыто прямо в лицо, любит мамку, друзей, движение и ебет систему в рот, чо.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда