Социальный графен: стартапы от Юры Лифшица

Три месяца назад, посмотрев по приглашению Юрия Лифшица на выпускников его Стартап Школы, обнаружил, что они небезнадежны — а по меркам российского рынка стартапов это большая похвала. Поэтому на выпускной осеннего набора школы (получившей с тех пор название ГРАФЕН) в “Зону действия” пошел с интересом, и ожидания оправдались.



Произнеся вступительное слово, Лифшиц передал слово самим стартаперам, представляющим свои работы, и выпускник Владимир Орехов бодро начал: “Мы сделали веб-сервис для диабетиков DiaJournal, избавляющий их от рутины. Больному диабетом надо вести ежедневный журнал с медицинскими показателями, но на бумаге все ленятся это делать, а у нас удобно”. На вопрос из зала о монетизации он отвечал менее уверенно: “Замечательный вопрос, мы его задали себе позднее, чем стоило. Думаем насчет партнерства с интернет-магазином для диабетиков”.

Блог “Цукерберг позвонит” официально заявляет: думать о монетизации надо, но задуматься о ней позже срока не самое худшее в жизни — хуже, когда о ней думают слишком рано и к жажде денег начинают искусственно прикручивать вымученный продукт.

Затем Глеб Кушедов, импозантный мужчина в шарфе, вышел представлять школу EPICSSKILLS, в которой с нуля учат создавать сайты. Свою речь он предварил показом ролика, вызвавшего в зале аплодисменты:

http://vimeo.com/53970594

Что тут можно сказать? Мы не знаем точно, хорошая ли у Глеба получилась школа. Но мы знаем точно, что из-за ролика выступление сразу ярко выделилось на фоне остальных, его было невозможно не заметить или забыть. В то время как вполне достойные проекты могли затеряться, если их представитель монотонно бубнил и не мог наглядно донести до аудитории преимущества. Мало того, что Глеб привлек внимание собравшихся — он, как видите, еще и обеспечил себе место в этом репортаже, и наверняка запомнится даже тем из вас, кто к этому месту текста уже успел забыть название DiaJournal.

Мораль истории банальна, но актуальна: стартаперы, хотя вы ограничены в ресурсах, позиция “брошу их все на сам проект, а не на пиар и прочий воздух” неверна. Если вы хотите, чтобы проект заметила не только ваша бабушка, но и инвесторы — надо представлять его ярко и привлекательно, а не технической презентацией на сто слайдов со схемами.

В случае конкретно с выпускниками ГРАФЕНА все проходило в целом бодро, без сотен технических слайдов и с огоньком в глазах, но без недочетов презентации не обходились. Некоторые участники не могли уложиться во временной лимит, начиная с долгого экскурса в состояние своей отрасли — а ведь случайно пойманный в лифте инвестор ждать окончания подобного не станет. Другие, напротив, не знали, что о себе рассказать. Третьи использовали в презентации шрифт Comic Sans — ребята, без обид, но у нас (и не только нас) он прямо-таки на рефлекторном уровне отторжение вызывает.



Помимо хардкорных IT-проектов, в числе стартапов ГРАФЕНА хватало как неайтишных оффлайновых историй (оздоровительный конный центр!), так и онлайновых, но с продажей физических товаров (чай по подписке!), и среди последних тоже нашелся продукт, который привлек наше внимание уже при первом визуальном ознакомлении — провокационные принты на одежду Creampie Prints. Правда, непосредственно на выпускном показать товар лицом не дала цензура. И даже мы не настолько суровы, чтобы выложить в этом материале самые яркие примеры. Но картинка выше должна повести вашу мысль в нужном направлении, и если захотелось идти в нем дальше, переходите к ВК-группе проекта. На вопрос, не создаст ли сервису проблемы российское законодательство, в последнее время очень заботящееся о детской психике, создатель Creampie Prints с явным удовольствием ответил, что всю ответственность за изображения несут художники, а не он.



Наконец, два стартапа особенно заинтересовали. Первый — мобильное приложение Kids World (пока для Android, iOS планируется позже): запустив его, можно дать ребенку свой планшет или смартфон без опаски, что он увидит что-то ненужное или удалит что-то нужное. Подобные приложения существовали и раньше, но представлявший Kids World стартапер Юрий Кетов, немного напоминающий Афекса Твина (Юрий, это комплимент, если что), рассказал, в чем достоинства. Во-первых, в то время как многие конкурирующие приложения позволяют лишь закрыть доступ к имеющемуся в устройстве “недетскому”, Kids World еще и дает рекомендации по “детскому” — то есть родителям не придется ломать голову, если нужно срочно занять ребенка на полчаса, а Angry Birds уже пройдены. Во-вторых, дать ребенку планшет — полдела, куда сложнее бывает отнять, и вот тут у приложения есть киллерфича: по истечении заданного родителем времени оно имитирует выключение устройства.

Стартап выглядит перспективным, но кое-что смущает: Microsoft недавно представил в Windows Phone 8 встроенное “родительское” решение Kid’s Corner, и если Google с Apple решат ответить аналогичными разработками, это серьезно ударит по привлекательности сторонних приложений. Также вопросы вызвала еще одна деталь: если ребенок кликает по баннеру в каком-либо приложении, то рекламируемую страницу устройство откроет, но ребенку не покажет, и увидят ее лишь родители, выйдя в обычный режим. Не обидится ли Google, что это снизит эффективность рекламы, на которой он и зарабатывает? Задал вопрос самому Юрию, и он сказал, что другим приложениям в Google Play подобное сходит с рук.



Второй стартап — ”Касса”, позволяющая продавцам чего-либо легко принимать через интернет оплату за это что-то с помощью популярных средств онлайн-оплаты (банковские карты, Qiwi, Яндекс.Деньги). Здесь с монетизацией все просто — сервис берет комиссию. Он появился задолго до начала Стартап Школы, принимая платежи от юридических лиц, однако теперь вознамерился пойти дальше и окучить физических. По мнению его создателей, это открывает большие перспективы: любой Вася Пупкин, записавший песню или сочинивший реферат, сможет легко предложить всем купить это, просто опубликовав на своей странице ВКонтакте созданную через kassa.bz ссылку. Ему больше не придется обращаться к каким-то специализированным интернет-магазинам (чья комиссия будет заметно больше), чтобы они разместили его творчество, и затем направлять всех потенциальных покупателей в этот магазин.

Тут видны как минимум две возможных проблемы. Во-первых, юридически Вася Пупкин с каждой такой продажи должен платить подоходный налог, и что-то подсказывает, что он это делать не будет. По идее, “Кассу” это не должно касаться, однако бегать за каждым Васей ради трех рублей налоговой смысла нет, а вот центр, через который проходит множество таких транзакций, может ее заинтересовать. Может получиться как с сервисами, позволяющими пользователям выкладывать музыку — вроде бы ответственность на пользователе, но претензии все равно предъявляют сервису.
Во-вторых, наверняка будет много случаев мошенничества, когда Вася под видом своей песни выложит чужую, и недовольные покупатели потребуют у “Кассы” вернуть их деньги. Понадобится очень мощная поддержка, чтобы разбираться со множеством спорных ситуаций — при этом возиться ей зачастую придется со сделками на жалкие десятки рублей.

Обычно стартапы у Лифшица находятся на довольно ранних стадиях, а тут сервис мало того что уже запущен, так еще и, как утверждается, оборот за последний месяц составил около миллиона рублей. Мы поинтересовались у участника проекта Алексея Смирных, был ли им с таким опытом вообще нужен ГРАФЕН. Оказалось, польза есть: “На мой взгляд, эта школа даже более полезна тем, кто уже стартовал, но никак не может набрать обороты. В нашем случае, в проекте поменялось очень много — после общения с гостями школы мы поменяли у себя в компании многое как в управлении, так и в направлении развития. Стало понятно что нужно делать. И в итоге мы создали проект для массового рынка, который сейчас будем активно развивать”.



Не могу не отметить, что среди выступающих было удивительно много девушек. Если бы мужская часть редакции Цукерберг Позвонит не была счастливо жената и жаждала бы знакомств, то ходила бы для этого не в клубы, а на выпускные ГРАФЕНА. В общем, кто находится в плену стереотипа, что стартапер — это не мывшийся неделю линуксоид без личной жизни, тот сам такой.

Во время выпускного в “Зону действия” заглянул давно поддерживающий инициативы Лифшица Павел Дуров (поскольку фотографироваться он не любит, вам придется поверить нам на слово). Мимоходом похвалив мой материал про сигны (“жаль только, иллюстраций маловато”), он зашел в отдельную комнату с несколькими особо отличившимися стартаперами и о чем-то с ними общался — возможно, смотрел, кому стоит дать грант от фонда StartFellows. Спускаясь после завершения мероприятия по лестнице, Вождь посетовал, что стартаперов обучают искусству элевейтор питча в здании, где отсутствует лифт.



Что в итоге? Как и в прошлый раз, было ощущение, что Юрий не просто собрал вместе случайных людей, и учившиеся вместе стартаперы не забудут друг друга навсегда на следующий день после выпускного (более того, посмотреть на новичков пришли некоторые выпускники из предыдущего набора). И не раз, вызывая на сцену очередного выступающего, он говорил, что “Зона действия” стала или собирается стать заказчиком его стартапа — то есть тут создаются не абстрактные сервисы для непонятно кого, а услуги, которым сразу же находится практическое применение.

Но еще важнее, пожалуй, вот что. В тексте о летнем наборе особо отметил стартап Дениса Бобровникова “Indorio”, посвященный картам закрытых пространств, хотя тогда он недалеко ушел от уровня идеи. Теперь же, зайдя на новый выпускной, обнаружил в “Зоне действия” Дениса, сосредоточенно склонившегося над ноутбуком: за прошедшие три месяца он собрал команду, довел работу до стадии альфа-версии и заинтересовал инвесторов Runa Capital — неудивительно, что Денис оказался в числе тех, с кем пообщался Дуров. Кажется, свою фразу трехмесячной давности “хорошо, что у меня нет миллиона, а то вложил бы в Indorio” скоро захочу сменить на “жаль, что у меня нет миллиона, так что не вложил его вовремя в Indorio”. И это ли не лучший показатель того, что Лифшиц все делает не зря?

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Евгений Трифонов", "author_type": "self", "tags": ["\u043b\u0438\u0444\u0448\u0438\u0446"], "comments": 0, "likes": 13, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 964, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Sat, 01 Dec 2012 13:52:54 +0400", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
Маркетинг
Энциклопедия контента в соцсетях: полное руководство для бизнеса с примерами
Контент-директор «Студии Чижова» Алина Медведева подготовила подробное руководство по созданию контента в соцсетях…
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }