Оффтоп Daria Khokhlova
5 996

Смерть стартапа: 6 уроков провального видеосервиса Vitoto

Создатель сервиса для совместного создания видеороликов Vitoto, который был вынужден закрыться в 2013 году, написал колонку о том, почему его стартап провалился. Предприниматель выделил основные причины падения и рассказал, как ему следовало поступить, чтобы избежать подобных проблем.

«Vitoto был провальным стартапом. И я горд, что теперь могу сказать об этом. Люди в Кремниевой долине уважают предпринимателей, переживших провал, так что говорить это — честь для меня», — пишет основатель стартапа. Он отмечает, что неудача Vitoto многому его научила — и хотя он предпочёл бы успех, он всё же благодарен судьбе за приобретённый опыт.

Сервис был вынужден закрыться спустя три месяца после запуска полностью рабочей версии проекта. По словам его основателя, у стартапа просто не осталось средств на существование. Средства инвесторов закончились, а хорошую, по мнению создателя, идею, так и не удалось превратить в приносящий хоть какой-то доход бизнес.

Основатель проекта собрал несколько основных причин провала сервиса и дополнил их своими соображениями по поводу того, как этих проблем можно было бы избежать.

Причина нулевая: отсутствие реальной проблемы

«Один из ключевых уроков, который я осознал, только запустив собственный проект — любой великий сервис решает какую-то проблему», — говорит автор материала. Эта проблема всегда очевидная, а решением проблемы и должен стать стартап. Vitoto, как говорит основатель видеосервиса, не соответствовал этому определению.

«Поначалу я пытался наплести инвесторам и другим влиятельным людям истории о том, как людям не хватает видеохостинга, где они смогли бы создавать ролики совместными усилиями. Но это просто смешно. Даже я сам в это не верил — что уж говорить об остальных».

В следующий раз, отмечает автор материала, он постарается найти реальную проблему — и не пойдёт ни на какие компромиссы.

Причина первая: команда

По наблюдениями основателя Vitoto, в Кремниевой долине наиболее успешными становятся стартапы, команды которых соответствует одному из двух типов:

  1. Небольшая команда из двух-пяти человек, у которых нет практически никакого опыта и которые способны длительное время жить на очень скромную сумму, питаясь растворимой лапшой. Они работают по 15 часов в сутки 7 дней в неделю и их компетенций достаточно, чтобы в той или иной мере покрыть все нужды проекта — управленческие, технические, дизайнерские и так далее.
  2. Опытные большие команды, которые хорошо финансируются. Их, как правило, возглавляют предприниматели, у которых уже есть успешный опыт запуска собственной компании. Они принимают на работу множество своих старых знакомых, которые в него верят. «У этих команд уже есть отличная репутация — и они могут привлечь от $250 тысяч до $40 млн, не написав ни строчки кода».

Оба типа, говорит бывший стартапер, имеют свои плюсы и минусы, однако именно такие две структуры обычно оказываются наиболее успешными. Команда Vitoto представляла из себя нечто среднее: у стартапа было большое число опытных сотрудников, но при этом руководству не удалось привлечь достаточно средств, чтобы обеспечивать потребности этих специалистов. Ещё одна проблема, которую упоминает автор материала — среди большой команды опытных профессионалов не оказалось UX/UI-дизайнеров.

Создателям не удалось разработать продукт, который вызвал бы интерес у инвесторов — в частности, из-за того, что у команды не было возможности поэкспериментировать с интерфейсом и дизайном, а также потому, что бюджет оказался слишком мал.

В следующий раз основатель Vitoto пообещал себе первым делом убедиться, соответствует ли команда его стартапа одному из типов выше.

Причина вторая: отсутствие внимания к UX и какого-либо планирования

Как отмечает автор материала, в команде стартапа не было собственного UX-эксперта. Компания раз от раза заказывала услуги сторонних дизайнеров, и руководство не считало нужным приглашать кого-то ещё. Кроме того, сотрудники и начальство никогда не придавали UX большого значения — по словам создателя, процессу дизайна и обдумывания всех аспектов уделялось ровно столько времени, сколько нужно было, чтобы как можно скорее выпустить минимальный рабочий прототип.

В своём следующем проекте создатель видеосервиса пообещал убедиться, что UX отводится достаточно времени — команда занимается планированием, устраивает мозговые штурмы и тщательно тестирует готовый продукт. Кроме того, говорит предприниматель, он сделает так, чтобы в штате стартапа изначально был UX-специалист.

Причина третья: распределение ресурсов

Когда создатель стартапа планировал расходы, он, по его словам, учитывал только затраты на создание самого продукта. Он также принял во внимание, что продукту понадобится продвижение, но не учёл, что после того, как будет представлен рабочий прототип, команде придётся его тестировать, дорабатывать и развивать.

«Я постоянно получал обратную связь от пользователей. Они просили что-то улучшить, добавить переработать. И каждый раз мне приходилось говорить одно и то же: "Мы внесли это в roadmap, но прямо сейчас у нас недостаточно средств для реализации такой функциональности"», — говорит автор материала.

В следующий раз стартапер планирует отдельно убедиться, что бюджета проекта хватает, как минимум, на шесть месяцев разработки после запуска минимально работающего прототипа.

Причина четвёртая: стратегия монетизации

Для потребительских продуктов, пишет стартапер, стратегия монетизации поначалу не так важна. Команда строит продукт, который понравится пользователям, увеличивает traction, и лишь потом начинает задумываться о монетизации. Если продукт плохой, то ранняя монетизация не поможет ему выжить, считает предприниматель.

В следующий раз автор материала планирует заняться стартапом в сфере b2b — и сразу же чётко продумать все его аспекты, в том числе, и как проект будет зарабатывать деньги. Кроме того, он постарается монетизировать стартап как можно раньше.

Причина пятая: проект находился вне области специализации основателей

Никто из команды, говорит предприниматель, до этого не имел дела с потребительским бизнесом в сфере видео. Все сотрудники занимались корпоративными и b2b-проектами.

Свой следующий стартап основатель будет создавать в той сфере, в которой он имеет достаточный опыт.

Заключение

Как отмечает создать Vitoto, несмотря на все трудности, с которыми ему пришлось столкнуться, он считает этот опыт запуска собственного стартапа исключительно положительным. Он завёл множество полезных связей, получил огромное количество реального опыта и даже, по его словам, уже придумал, каким будет его следующий проект. Его предыдущая компания, занимающаяся маркетингом, во время запуска Vitoto росла и развивалась, и не испытывала никаких особенных проблем.

«Через месяц я улечу из США и отправлюсь в Гонконг, а затем — в Коста-Рику. Думаю, мне придётся активнее работать в спортивном зале и взяться за изучение испанского языка. А потом, может быть, я запущу ещё один стартап», — пишет автор материала.

#Провал #кладбище #гроб_гроб_кладбище #провал_стартапа #видеосервис #онлайн_видеосервисы #история_провала #кладбище_стартапов #смерть_стартапа #уроки_провала #vitoto

Статьи по теме
Смерть стартапа: 10 уроков провала контентного проекта Backfence от сооснователя Washington Post
Смерть стартапа: 10 уроков провала игрового контентного видеосервиса PlayCafe
Основатель Dinnr: 7 уроков провалившегося стартапа
{ "author_name": "Daria Khokhlova", "author_type": "editor", "tags": ["\u0443\u0440\u043e\u043a\u0438_\u043f\u0440\u043e\u0432\u0430\u043b\u0430","\u0441\u043c\u0435\u0440\u0442\u044c_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0430","\u043f\u0440\u043e\u0432\u0430\u043b_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0430","\u043f\u0440\u043e\u0432\u0430\u043b","\u043e\u043d\u043b\u0430\u0439\u043d_\u0432\u0438\u0434\u0435\u043e\u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441\u044b","\u043a\u043b\u0430\u0434\u0431\u0438\u0449\u0435_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u043e\u0432","\u043a\u043b\u0430\u0434\u0431\u0438\u0449\u0435","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u044f_\u043f\u0440\u043e\u0432\u0430\u043b\u0430","\u0433\u0440\u043e\u0431_\u0433\u0440\u043e\u0431_\u043a\u043b\u0430\u0434\u0431\u0438\u0449\u0435","\u0432\u0438\u0434\u0435\u043e\u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441","vitoto"], "comments": 22, "likes": 14, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 9674, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Tue, 11 Aug 2015 16:45:05 +0300" }
{ "id": 9674, "author_id": 5723, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/9674\/get","add":"\/comments\/9674\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/9674"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

22 комментария 22 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
23

Он вообще что-нибудь учёл?)

Ответить
8

Ждем пример стартапа, от человека, который все учел.

Ответить
1

Отлично выразил мою мысль, спасибо

Ответить
8

Круто, чо
После того, как просрал кучу чужих денег - "Через месяц я улечу из США и отправлюсь в Гонконг, а затем — в Коста-Рику. Думаю, мне придётся активнее работать в спортивном зале и взяться за изучение испанского языка. А потом, может быть, я запущу ещё один стартап"

И никакой ответственности...

Ответить
0

Действительно и откуда у таких гениев столько бобла на команду и на кругосветные туры? ))

Ответить
6

Я смотрю в комментариях столько экспертов по стартапам собралось ...

Человек собрал типичные ошибки в одном кейсе, он явно не читал кучи умных книг по бизнесу где уже до него на эти грабли наступали. В первую очередь инвесторы смотрят на то, как были отработаны гипотезы. Не важно о чем твой стартап. Я более чем уверен что у него второй раз будет и будет третий если человек сам этого захочет. А диванные эксперты так и будут критиковать: "Да это же азбука!", "Лох!", "Мог бы спросить!".

Как часто вы совершаете ошибки в принципе? Люди дают вам советы? Наверняка даже где-то есть книги в которых куча кейсов как не надо делать. Но я более чем уверен что все кто здесь в комментариях пишут о том что это азы, в жизни косячат на еще более простых вещах.

Ответить
2

«Поначалу я пытался наплести инвесторам и другим влиятельным людям истории о том, как людям не хватает видеохостинга, где они смогли бы создавать ролики совместными усилиями. Но это просто смешно. Даже я сам в это не верил — что уж говорить об остальных».
Он точно уверен, что следующий раз будет? После таких слов я бы на месте инвесторов такого человека обходил стороной.

Ответить
2

самое грустное в этой истории так то что какому то мудиле дали $$ на какую то поеботину на которую ему самому было посрать и он ею занимался лишь бы чем то вобще заняться...

а в сраной рашке куча людей которые реально верят в свои проекты занимаются тем что годами обивает пороги так называемых инвесторов и результат один и тот же...

вывод из статьи: валите все в США.

Ответить
0

с чем то я с тобой согласен, а с чем то нет))

Ответить
1

Кейс "Собери все грабли". Первая же причина - просто-таки азбучная. Либо чувак чуть преувеличил тут и сместил акцент там, чисто чтобы уж совсем все возможные косяки описать. Либо он катастрофически не умеет учиться на чужих ошибках.

Ответить

Комментарий удален

1

Лицо основателя когда он пришел к инвесторам

Ответить
0

Делаем сервис в более-менее близкой области: создание промо-роликов онлайн за $50-250 и пару часов. По всем пунктам у нас "все не так", как в статье. Мы на правильном пути? http://makivideo.com Ролики тут http://youtube.com/c/makivideo

Ответить
0

И какую проблему вы решаете ?

Ответить
0

Приложениям, играм, стартапам и всему, что продается онлайн, нужны видеоролики. Обычно ролики стоят $1500-5000 и делаются месяц. В Маки ролик делается за пару часов и $50-250. Причем результат в Маки известен заранее, в отличие от кастомных роликов, где у неопытного дизайнера видео может получиться не таким, как ожидалось.

Ответить
0

Ну и как много клиентов с такими негуманными ценами и шаблонными видосами?

Вот это стоит дешевле, но делает на порядок качественней. Запилил сам там ролик за пару часов забесплатно и сразу залил в Ютуб.
https://www.powtoon.com/premium/

Как конкурировать то собираетесь?

Ответить
0

Видением продукта. В Маки нет необходимости изучать туториалы, а потом что-то настраивать, выбирать фоны, эффекты, персонажи, анимировать объекты. В powtoon и десятке ему подобных сервисов это есть. Это сложно. Это должен делать профессиональный видеодизайнер, иначе получится плохо (если нет опыта, то первые раз пять будет точно плохо).

В Маки клиент выбирает внешний вид ролика, задает порядок сцен и только загружает свой контент: лого, скриншоты, видеоскринкасты, изобрражения и видео.

Это намного проще, чем анимировать объекты в онлайн редакторе. Попробуйте сами, черновые ролики с рободикторами у нас делаются бесплатно.

Ну а еще в Маки нет мультяшек, зато есть летающие трехмерные айфончики :)

Ответить
0

Ну т.е. купить темплейт для автерэффекта за 20$ и на нем генерить видосы и продавать их по 250$ это ваша БМ?

Черновые ролики с рободикторами...вам самим то нравится?

Ответить
0

Нет. Наша модель - создать собственный темплейт и продавать ролики, сгенеренные на нем.

Черновые ролики с рободикторами не должны нравиться. Они должны показывать клиенту, каким будет его чистовое видео с живым диктором.

Ответить
0

Знать что-то и осознавать что-то это разные вещи.Я думаю создатель данного сервиса знал все это и до запуска стартапа, просто лишь раз убедился на своем опыте.

Ответить
0

лишний раз*

Ответить
0

Не знаю как сейчас обстоят дела (думаю лучше), но последний раз заказывал ролик за 1 700 рэ. На темплейте, без озвучки, но качественный.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления