Офтоп
Дарья Хохлова

Смерть стартапа: 6 уроков провального видеосервиса Vitoto Статьи редакции

Создатель сервиса для совместного создания видеороликов Vitoto, который был вынужден закрыться в 2013 году, написал колонку о том, почему его стартап провалился. Предприниматель выделил основные причины падения и рассказал, как ему следовало поступить, чтобы избежать подобных проблем.

«Vitoto был провальным стартапом. И я горд, что теперь могу сказать об этом. Люди в Кремниевой долине уважают предпринимателей, переживших провал, так что говорить это — честь для меня», — пишет основатель стартапа. Он отмечает, что неудача Vitoto многому его научила — и хотя он предпочёл бы успех, он всё же благодарен судьбе за приобретённый опыт.

Сервис был вынужден закрыться спустя три месяца после запуска полностью рабочей версии проекта. По словам его основателя, у стартапа просто не осталось средств на существование. Средства инвесторов закончились, а хорошую, по мнению создателя, идею, так и не удалось превратить в приносящий хоть какой-то доход бизнес.

Основатель проекта собрал несколько основных причин провала сервиса и дополнил их своими соображениями по поводу того, как этих проблем можно было бы избежать.

Причина нулевая: отсутствие реальной проблемы

«Один из ключевых уроков, который я осознал, только запустив собственный проект — любой великий сервис решает какую-то проблему», — говорит автор материала. Эта проблема всегда очевидная, а решением проблемы и должен стать стартап. Vitoto, как говорит основатель видеосервиса, не соответствовал этому определению.

«Поначалу я пытался наплести инвесторам и другим влиятельным людям истории о том, как людям не хватает видеохостинга, где они смогли бы создавать ролики совместными усилиями. Но это просто смешно. Даже я сам в это не верил — что уж говорить об остальных».

В следующий раз, отмечает автор материала, он постарается найти реальную проблему — и не пойдёт ни на какие компромиссы.

Причина первая: команда

По наблюдениями основателя Vitoto, в Кремниевой долине наиболее успешными становятся стартапы, команды которых соответствует одному из двух типов:

  1. Небольшая команда из двух-пяти человек, у которых нет практически никакого опыта и которые способны длительное время жить на очень скромную сумму, питаясь растворимой лапшой. Они работают по 15 часов в сутки 7 дней в неделю и их компетенций достаточно, чтобы в той или иной мере покрыть все нужды проекта — управленческие, технические, дизайнерские и так далее.
  2. Опытные большие команды, которые хорошо финансируются. Их, как правило, возглавляют предприниматели, у которых уже есть успешный опыт запуска собственной компании. Они принимают на работу множество своих старых знакомых, которые в него верят. «У этих команд уже есть отличная репутация — и они могут привлечь от $250 тысяч до $40 млн, не написав ни строчки кода».

Оба типа, говорит бывший стартапер, имеют свои плюсы и минусы, однако именно такие две структуры обычно оказываются наиболее успешными. Команда Vitoto представляла из себя нечто среднее: у стартапа было большое число опытных сотрудников, но при этом руководству не удалось привлечь достаточно средств, чтобы обеспечивать потребности этих специалистов. Ещё одна проблема, которую упоминает автор материала — среди большой команды опытных профессионалов не оказалось UX/UI-дизайнеров.

Создателям не удалось разработать продукт, который вызвал бы интерес у инвесторов — в частности, из-за того, что у команды не было возможности поэкспериментировать с интерфейсом и дизайном, а также потому, что бюджет оказался слишком мал.

В следующий раз основатель Vitoto пообещал себе первым делом убедиться, соответствует ли команда его стартапа одному из типов выше.

Причина вторая: отсутствие внимания к UX и какого-либо планирования

Как отмечает автор материала, в команде стартапа не было собственного UX-эксперта. Компания раз от раза заказывала услуги сторонних дизайнеров, и руководство не считало нужным приглашать кого-то ещё. Кроме того, сотрудники и начальство никогда не придавали UX большого значения — по словам создателя, процессу дизайна и обдумывания всех аспектов уделялось ровно столько времени, сколько нужно было, чтобы как можно скорее выпустить минимальный рабочий прототип.

В своём следующем проекте создатель видеосервиса пообещал убедиться, что UX отводится достаточно времени — команда занимается планированием, устраивает мозговые штурмы и тщательно тестирует готовый продукт. Кроме того, говорит предприниматель, он сделает так, чтобы в штате стартапа изначально был UX-специалист.

Причина третья: распределение ресурсов

Когда создатель стартапа планировал расходы, он, по его словам, учитывал только затраты на создание самого продукта. Он также принял во внимание, что продукту понадобится продвижение, но не учёл, что после того, как будет представлен рабочий прототип, команде придётся его тестировать, дорабатывать и развивать.

«Я постоянно получал обратную связь от пользователей. Они просили что-то улучшить, добавить переработать. И каждый раз мне приходилось говорить одно и то же: "Мы внесли это в roadmap, но прямо сейчас у нас недостаточно средств для реализации такой функциональности"», — говорит автор материала.

В следующий раз стартапер планирует отдельно убедиться, что бюджета проекта хватает, как минимум, на шесть месяцев разработки после запуска минимально работающего прототипа.

Причина четвёртая: стратегия монетизации

Для потребительских продуктов, пишет стартапер, стратегия монетизации поначалу не так важна. Команда строит продукт, который понравится пользователям, увеличивает traction, и лишь потом начинает задумываться о монетизации. Если продукт плохой, то ранняя монетизация не поможет ему выжить, считает предприниматель.

В следующий раз автор материала планирует заняться стартапом в сфере b2b — и сразу же чётко продумать все его аспекты, в том числе, и как проект будет зарабатывать деньги. Кроме того, он постарается монетизировать стартап как можно раньше.

Причина пятая: проект находился вне области специализации основателей

Никто из команды, говорит предприниматель, до этого не имел дела с потребительским бизнесом в сфере видео. Все сотрудники занимались корпоративными и b2b-проектами.

Свой следующий стартап основатель будет создавать в той сфере, в которой он имеет достаточный опыт.

Заключение

Как отмечает создать Vitoto, несмотря на все трудности, с которыми ему пришлось столкнуться, он считает этот опыт запуска собственного стартапа исключительно положительным. Он завёл множество полезных связей, получил огромное количество реального опыта и даже, по его словам, уже придумал, каким будет его следующий проект. Его предыдущая компания, занимающаяся маркетингом, во время запуска Vitoto росла и развивалась, и не испытывала никаких особенных проблем.

«Через месяц я улечу из США и отправлюсь в Гонконг, а затем — в Коста-Рику. Думаю, мне придётся активнее работать в спортивном зале и взяться за изучение испанского языка. А потом, может быть, я запущу ещё один стартап», — пишет автор материала.

0
22 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
mekirile

Он вообще что-нибудь учёл?)

Ответить
23
Развернуть ветку
YashkovskiyMD

Ждем пример стартапа, от человека, который все учел.

Ответить
8
Развернуть ветку
Александр Крофт

Google+

Ответить
–1
Развернуть ветку
Dmitrii Malinovski

Отлично выразил мою мысль, спасибо

Ответить
1
Развернуть ветку
Виталий Ситников

Круто, чо
После того, как просрал кучу чужих денег - "Через месяц я улечу из США и отправлюсь в Гонконг, а затем — в Коста-Рику. Думаю, мне придётся активнее работать в спортивном зале и взяться за изучение испанского языка. А потом, может быть, я запущу ещё один стартап"

И никакой ответственности...

Ответить
8
Развернуть ветку
Ариго Саки

Действительно и откуда у таких гениев столько бобла на команду и на кругосветные туры? ))

Ответить
0
Развернуть ветку
Илья Абилов

Я смотрю в комментариях столько экспертов по стартапам собралось ...

Человек собрал типичные ошибки в одном кейсе, он явно не читал кучи умных книг по бизнесу где уже до него на эти грабли наступали. В первую очередь инвесторы смотрят на то, как были отработаны гипотезы. Не важно о чем твой стартап. Я более чем уверен что у него второй раз будет и будет третий если человек сам этого захочет. А диванные эксперты так и будут критиковать: "Да это же азбука!", "Лох!", "Мог бы спросить!".

Как часто вы совершаете ошибки в принципе? Люди дают вам советы? Наверняка даже где-то есть книги в которых куча кейсов как не надо делать. Но я более чем уверен что все кто здесь в комментариях пишут о том что это азы, в жизни косячат на еще более простых вещах.

Ответить
6
Развернуть ветку
Pavel Zamyatin

«Поначалу я пытался наплести инвесторам и другим влиятельным людям истории о том, как людям не хватает видеохостинга, где они смогли бы создавать ролики совместными усилиями. Но это просто смешно. Даже я сам в это не верил — что уж говорить об остальных».
Он точно уверен, что следующий раз будет? После таких слов я бы на месте инвесторов такого человека обходил стороной.

Ответить
2
Развернуть ветку
Xavier Darzi

самое грустное в этой истории так то что какому то мудиле дали $$ на какую то поеботину на которую ему самому было посрать и он ею занимался лишь бы чем то вобще заняться...

а в сраной рашке куча людей которые реально верят в свои проекты занимаются тем что годами обивает пороги так называемых инвесторов и результат один и тот же...

вывод из статьи: валите все в США.

Ответить
2
Развернуть ветку
Rustam Zagrutdinov

с чем то я с тобой согласен, а с чем то нет))

Ответить
0
Развернуть ветку
Konstantin

Кейс "Собери все грабли". Первая же причина - просто-таки азбучная. Либо чувак чуть преувеличил тут и сместил акцент там, чисто чтобы уж совсем все возможные косяки описать. Либо он катастрофически не умеет учиться на чужих ошибках.

Ответить
1
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
GM2mars

Лицо основателя когда он пришел к инвесторам

Ответить
1
Развернуть ветку
Kirill Kliushkin

Делаем сервис в более-менее близкой области: создание промо-роликов онлайн за $50-250 и пару часов. По всем пунктам у нас "все не так", как в статье. Мы на правильном пути? http://makivideo.com Ролики тут http://youtube.com/c/makivideo

Ответить
0
Развернуть ветку
Charnaus Vlad

И какую проблему вы решаете ?

Ответить
0
Развернуть ветку
Kirill Kliushkin

Приложениям, играм, стартапам и всему, что продается онлайн, нужны видеоролики. Обычно ролики стоят $1500-5000 и делаются месяц. В Маки ролик делается за пару часов и $50-250. Причем результат в Маки известен заранее, в отличие от кастомных роликов, где у неопытного дизайнера видео может получиться не таким, как ожидалось.

Ответить
0
Развернуть ветку
Stas Sokolov

Ну и как много клиентов с такими негуманными ценами и шаблонными видосами?

Вот это стоит дешевле, но делает на порядок качественней. Запилил сам там ролик за пару часов забесплатно и сразу залил в Ютуб.
https://www.powtoon.com/premium/

Как конкурировать то собираетесь?

Ответить
0
Развернуть ветку
Kirill Kliushkin

Видением продукта. В Маки нет необходимости изучать туториалы, а потом что-то настраивать, выбирать фоны, эффекты, персонажи, анимировать объекты. В powtoon и десятке ему подобных сервисов это есть. Это сложно. Это должен делать профессиональный видеодизайнер, иначе получится плохо (если нет опыта, то первые раз пять будет точно плохо).

В Маки клиент выбирает внешний вид ролика, задает порядок сцен и только загружает свой контент: лого, скриншоты, видеоскринкасты, изобрражения и видео.

Это намного проще, чем анимировать объекты в онлайн редакторе. Попробуйте сами, черновые ролики с рободикторами у нас делаются бесплатно.

Ну а еще в Маки нет мультяшек, зато есть летающие трехмерные айфончики :)

Ответить
0
Развернуть ветку
Stas Sokolov

Ну т.е. купить темплейт для автерэффекта за 20$ и на нем генерить видосы и продавать их по 250$ это ваша БМ?

Черновые ролики с рободикторами...вам самим то нравится?

Ответить
0
Развернуть ветку
Kirill Kliushkin

Нет. Наша модель - создать собственный темплейт и продавать ролики, сгенеренные на нем.

Черновые ролики с рободикторами не должны нравиться. Они должны показывать клиенту, каким будет его чистовое видео с живым диктором.

Ответить
0
Развернуть ветку
Saltanat Akhmetova

Знать что-то и осознавать что-то это разные вещи.Я думаю создатель данного сервиса знал все это и до запуска стартапа, просто лишь раз убедился на своем опыте.

Ответить
0
Развернуть ветку
Saltanat Akhmetova

лишний раз*

Ответить
0
Развернуть ветку
Александр Жариков

Не знаю как сейчас обстоят дела (думаю лучше), но последний раз заказывал ролик за 1 700 рэ. На темплейте, без озвучки, но качественный.

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 22 комментария
Как нанимают айтишников в США: что нужно знать до собеседования и когда вас точно не возьмут

Устроиться на работу в России относительно просто и понятно — ты видишь вакансию, откликаешься, у тебя что-то спрашивают, дают тестовое, потом проходишь одно собеседование и ты нанят. А вот в США всё устроено совсем по-другому — и требования, и первичный отбор, и процесс найма.

Тренды финтеха. Разработки, технологии и поиск новой ценности

За последние 10 лет свершилась настоящая революция в финансах. Произошла инфраструктурная перестройка, весь мир переехал на смартфоны с доступным и дешевым интернетом, что позволило появиться сотням финтех-компаний. Сегодня любая новая технология может быть использована для создания финансовых решений. Но только ли разработки будут влиять на…

Как мы сделали интерактивный курс о том, чему нельзя научить в онлайне

Цифровые технологии сегодня всё чаще смешиваются с физическими объектами. Отсюда возникают примеры активностей в формате «фиджитал» (от англ. physical + digital). В статье мы рассказываем о том, как использовали такой подход в корпоративном обучении.

ЦБ предложил новые ограничения на криптовалюты в России — но владеть ими гражданам не запретят Статьи редакции

За операции с криптовалютой регулятор предлагает наказывать — но как именно, не указывает.

Как провалить цифровой продукт: вредные советы

Истории из практики экспертов МТС Банка, АК Барс Банка, red_mad_robot, Osome и humex

Кому нужен футбол в селе

Как «Кружок» и «Тинькофф» организовали футбольные сборы в Тамбовской области или история о спорте за пределами больших городов.

Фото: Филипп Задорожный / Stereotactic
ФСБ убедила ЦБ поддержать полный запрет на криптовалюту по политическим причинам — Bloomberg Статьи редакции

Так ведомство хочет лишить финансирования «нежелательные» организации и СМИ-иноагентов.

Как бесплатно набрать 1600 подписчиков в телеграм-канал и подружиться с самыми амбициозными стартаперами vc.ru

Рассказываю, во что вылилась моя идея скрещивания «Трибуны» с Product Hunt, как я набирал подписчиков после первой публикации на vc.ru и насколько активно аудитория в Telegram следит за подборками лучших продуктов из «Трибуны».

Google и Apple завоевали рынок смартфонов, теперь они вместе с Amazon хотят заполучить рынок автомобильных ОС Статьи редакции

Но им могут помешать регуляторы. В прошлом власти позволили этим же компаниям захватить рынок мобильных систем, однако теперь попытаются предотвратить повторение ситуации на рынке ОС для машин, пишет Politico.

50 компаний, за акциями которых стоит следить в 2022 году Статьи редакции

Аналитики Bloomberg составили список самых любопытных проектов, торгующихся на фондовых биржах.

Грузовик компании Coca-Cola. Источник: CNN
Rio innovation week – выступление АИМ, собственная криптовалюта для Рио-де-Жанейро и международное сотрудничество
null