{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Рисков много, окупаемость далеко: руководитель и не давший денег инвестор объясняют, почему закрылся стартап golama Статьи редакции

«Операционно мы всё делали правильно».

Фотография golama

14 января 2020 года сервис доставки продуктов из магазинов golama объявил о закрытии. Представитель компании рассказал, что главная причина закрытия — недостаток финансирования.

Сервис доставлял товары по Москве из магазинов «Лента», «Азбука Вкуса», Metro, «ВкусВилл», «Твой дом», Iqos и других. На сайте компании говорилось, что среднее время доставки — 90 минут.

Согласно данным «Infoline-Аналитики», по обороту golama занимала третье место на рынке сервисов доставки продуктов по итогам девяти месяцев 2019 года, а лидером был сервис iGooods:

  • iGooods — 1,8 млрд рублей и более 450 тысяч заказов.
  • «СберМаркет» — 1,4 млрд и более 300 тысяч заказов.
  • Golama — 900 млн рублей и 300 тысяч заказов.

Генеральный директор golama Андрей Толмачёв и старший управляющий директор фонда VEB Ventures Вероника Фидлер ответили на вопросы vc.ru о закрытии проекта.

Комментарии Андрея Толмачёва

Как проходило закрытие?

Мы испробовали все очевидные и неочевидные решения, завершили переговоры со всеми возможными фондами и компаниями — потенциальными партнёрами.

Когда есть решение, нет смысла долго готовить его анонсирование. Сотрудникам было объявлено о закрытии во вторник (14 января 2020 года — vc.ru) в начале рабочего дня. Сразу же началась подготовка к корректному завершению трудовых отношений.

Что больше повлияло на закрытие сервиса — внутренние или внешние причины? Какие?

Масштабирование сервиса требует больших инвестиций, и до определённого момента подобные проекты доставки являются дотационными. Основная причина — сложность получения дополнительных инвестиций.

Весь 2019 год проект golama искал финансирование. Мы успешно подписали предварительное соглашение с VEB Ventures, но они могли выступать только соинвестором.

Golama запустил в марте 2018 года Евгений Львов, сооснователь агрегатора такси «Везёт». Первоначальные инвестиции в проект составили 100 млн рублей (имена инвесторов неизвестны). В январе 2019 года частный инвестор (имя также не раскрывается) вложил в проект 150 млн рублей.

Фонд VEB Ventures был готов вложить в golama 500 млн рублей, но поставил условие, чтобы сервис нашёл соинвестора. Однако сервису не удалось его найти.

Близкий к golama источник считает, что в последние месяцы стало трудно привлекать крупные инвестиции. По его мнению, в основном это государственные вложения или продуманные решения нескольких крупных компаний по диверсификации деятельности. Также источник считает, что частные фонды не хотят сейчас вкладывать в любые проекты, которые оценивают как рискованные.

справка vc.ru

На что ушли ранее инвестированные деньги? И чего именно не хватило, чтобы достроить успешную модель? В чём была проблема?

Доставка в ритейле становится рентабельной на большом масштабе. Мы достигли операционной рентабельности по доставке из гипермаркетов, были близки к рентабельности по доставке от магазинов у дома, но в целом проект оставался инвестиционным. Траты на масштабирование делятся примерно поровну: на операционные расходы, маркетинг и доставку.

Операционно мы всё делали правильно, это подтверждает постоянный рост лояльных клиентов. Не хватило как раз инвестиций для увеличения срока и достижения необходимого масштаба.

Комментарии Вероники Фидлер

Что изначально вас привлекло в проекте Golama?

  • Успешные подобные бизнес-модели на Западе, например, Instacart (американский сервис, который доставляет продукты в США и Канаде — vc.ru).
  • Текущие тенденции на российском рынке по трансформации бизнес-моделей гипермаркетов.
  • Высокие опережающие темпы роста компании, эффективное управление инвестициями и lean-подход — команда добилась сопоставимых показателей с основными игроками на рынке за счёт меньших инвестиций.
  • Предпринимательский опыт основателей проекта (его основал Евгений Львов, сооснователь агрегатора такси «Везёт» — vc.ru), которые смогли привлечь в свой предыдущий бизнес по такси более $100 млн от институциональных инвесторов.

Вы оценили риски вложения в сервис как крайне высокие. Почему? Что указывало на то, что вкладываться опасно?

На сегодняшний день бизнес убыточен и будет планово убыточным в ближайшее время из-за больших трат на маркетинг. Риск того, что окупаемость будет значительно отложена, очень высокий: плановая безубыточность может случиться через два года, а может и через пять.

Кроме того, крупные стратеги уже приобрели активы в этом сегменте (например, в 2019 году «Сбербанк» стал акционером сервиса Instamart — vc.ru). После анализа мы решили, что сценарий нашего выхода также неочевиден.

Поэтому отлагательным условием участия в проекте было привлечение соинвестора и стратегического инвестора. Это могло бы дать возможность повысить рентабельность и обеспечить наш выход.

Можете подробнее рассказать, почему согласились инвестировать 500 млн рублей только при наличии соинвестора?

Разделение финансовых рисков — общепринятая практика на рынке прямых инвестиций и венчурного капитала. Мы понимали, что для качественного рывка и завоевания существенной доли рынка компании необходимо плечо к нашим инвестициям 1:1 или 1:2.

Кроме того, как я сказала выше, мы хотели видеть стратега уже на входе в сделку. Им мог быть соинвестор.

Вы помогали найти соинвестора Golama? Как думаете, почему сервису не удалось его найти?

Мы вели переговоры с теми, кто заинтересован в построении целой экосистемы на основе своих активов: инвестиционными фондами, крупнейшими государственными банками и такими гигантами, как сеть Metro. Также мы привлекали крупных стратегических инвесторов.

Принятие решений в таких громоздких структурах занимает месяцы. Очевидно, эти инвесторы, как и мы, понимали рискованность данной бизнес-модели в настоящий момент на локальном рынке.

0
36 комментариев
Написать комментарий...
Kirill Zheleznov

Респект фонду за комментарий

Ответить
Развернуть ветку
Александр Привалов
Операционно мы всё делали правильно

Все делали правильно, сделали возможное и невозможное, а потом объявили о закрытии. Ну может быть что-то всё-таки делали не правильно? Да не, бред какой-то. Айда новый прожект, да?

главная причина закрытия — недостаток финансирования

"Запредельная" четкость ответа. Проект вроде как деньги должен приносить, а не наоборот. Если он сосёт их без перерыва и конца этому не видно - может это не причина, а следствие?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Иванов

Вы по диагонали читаете?

Мы достигли операционной рентабельности по доставке из гипермаркетов, были близки к рентабельности по доставке от магазинов у дома

При масштабировании уменьшаются косты, растёт рентабельность, увеличивается фин. результат, в итоге через N лет компания выходит на прибыль. 
Но по построенной фин. модели необходим определённый объём выручки. Чтобы его достичь, нужно масштабироваться, нужно больше инвестиций. И как написала инвестор:

Мы понимали, что для качественного рывка и завоевания существенной доли рынка компании необходимо плечо к нашим инвестициям 1:1 или 1:2.

Любой проект сначала должен понести затраты на запуск. И даже если Unit-экономика сходится, это ещё не значит, что компания прибыльная. Т.к. общий P&L убыточен из-за наличия управленческой команды в офисе, которая улучшает операционные процессы.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Привалов

Вы расписали как это устроено у любой фирмы, но, согласитесь, не все существующие фирмы закрываются одним днем? Значит, все-таки где-то они налажали. А они продолжают гнуть как они законы физики ломали ради прибыли. Т.е. либо это лапша на уши, либо они сами не понимают где косяк. Они же всё сделали правильно! ©

Ответить
Развернуть ветку
Никита Иванов

А почему вы не рассматриваете вариант, что начальство чем дальше тем больше понимало, что если инвестиций не будет, закроются. Видимо в один день настал момент, когда наличности осталось на выплату зарплат и на расчёт при увольнении по сокращению. До этого надеялись на чудо - второго инвестора

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Oleynikov

Этак закрытие любого проекта можно оправдать такой логикой.

Вот были бы мы раз этак в 10 больше - вот тут все бы и завертелось!
По той же схеме якобы не дотянул до нужного масштаба WebVan .
Во первых этот необходимый масштаб должен был как бы расссчиатн еще ДО начала.

Вот это у них что такое? Я не совсем понял

Мы достигли операционной рентабельности по доставке из гипермаркетов, были близки к рентабельности по доставке от магазинов у дома

Вы как это поняли?  То что они выделили этот тип доставки отдельно от маркетинга и прочих затрат?Грубо говря включили туда бензин и зарплату курьеров??
Это они понимали как "операционную рентабельность"?

Никакого масштаба для спасения этой халабудины не хватило бы!
Тяжелые изъяны имеет сама "бизнес-модель" в условиях РФ.
Те кто живет в провиции далеко от магазинов недостаточно состоятельны.
Также они разнесены на огромные расстояния.
Также нет понимания "предпочтительных магазинов" т.к. асссортимент всех сетей очень близок.

В США совершенно другие условия по части проживания большинства и схемы автомобилизации. И то скорее всего Инстамарт очень успешен лишь в крупных агломерациях.Там где население пореже уже проблемы. 

Но там хотя бы есть эти 100-200млн обеспеченных людей, которым ехать до ближайшего(или их предпочтительного) магазина 20-30 минут, с учетом времени на сборы и выход их дома. И даже там инстамарт жрет деньги. 
А у нас где эти люди? Где они их нашли разрабатывая эту идею?

Совершенно бесссмысленная затея была изначально.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Smirnov

ошибочное мнение. 

Перед стартом всей юнит экономики неизвестно. 
Целевые цифры которые нужны по фин модели придумать не сложно. Сложно их достичь и уже причин недостижения может быть две - команда и рынок.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Фомин

Он не это имел ввиду, а то, что уже вся юнит экономика была известна. А по существу искать инвестиции только на маркетинг, или инвестиции на покрытие операционных расходов заведомо плохая позиция проекта по отношению к Инвесторам. Почему нельзя было просто заморозить инвестиции и попробовать достичь максимальной кост эффективности операционных расходов. Дальше было бы видно. Из статьи понятно, что кассовый разрыв был чудовищный. Поправьте меня если это не так. Или сделали специально такое объявление, для того, что бы войти в состав конкурента?

Ответить
Развернуть ветку
Denis Smirnov

Уже перешли в плоскость "домыслов")

 
Я вычитал что доходы больше расходов становятся только на бОльшом объеме. Однако понятно, что говорить, что "нихера не получилось", редко кто станет.

Аналогичный пример - выращивание картошки. Если выращивать на участке, то стоить она будет дорого, а эффективность достигается от какого то объема. В их случае это может быть кол-во курьеров, оборот в каждом магазине (доп скидки), LTV клиентов получше...

Ответить
Развернуть ветку
Артём Антипин

Такие проекты делаются четко под "инвестора" и красиво по быстрому срубить бобла на хайпе. Они думают что они первые и самые умные, но такие проекты до вас ещё 10 лет назад делали и они никогда не были успешными. Тема было подоить инвесторские раунды, на модной теме бегающих мальчиков и девочек с сумками.

Ответить
Развернуть ветку
ЭТОТ САЙТ ПРЯМ ГОВНО

Вряд ли на российском рынке уживется несколько крупных доставщиков, вот и решили не лезть в битву со сбером. Интересно, продастся ли igoods кому-то или будут стараться конкурировать

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Родин

Будем конкурировать :) 

Ответить
Развернуть ветку
Артем Богданов

"плановая безубыточность может случиться через два года, а может и через пять."

А может и через двадцать пять. Плановая)

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin
 Близкий к golama источник считает, что в последние месяцы стало трудно привлекать крупные инвестиции. По его мнению, в основном это государственные вложения

экономика России
расцветает каждый год
расцветает, расветает
... да никак не рассветёт

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

А причем тут "экономика РФ".
Просто инвесторы не хотели лезть в конкуренцию с тем же Яндексом без особых конкурентных преимуществ.

Более того  в Рф осталось не так много продовольственных сетей.
Сделает свою доставку Мордашев - уйдет лента, Х5 и Магнит тоже могут сделать свое.  ( Магнит - сомневаюсь,   у них ассортимент сильно ограничен, но это в Питере)
И...  окажется что продукты поставлять не от кого . (Точнее никто не заплатит за это %)

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

речь в цитате о госвложениях, т.е. никак не о конкретной компании, а рынке в целом. прибыли есть, а инвестиций нет. видать, климат питерский подвёл LOL

Ответить
Развернуть ветку
ALENA SKR

Зависть, злость, ущербность... Все переплелось в вашем сообщении. Инвестиций частных в России очень много, но идут они, в основном, на свой бизнес. 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

То есть госвложения должны быть направлены на службы доставки ?

Так пожалуйста - "квазигос"  сбер купил инстамарт.

Я понимаю что вас хотелось написать о кризисных явнениях в экономике.... но кейс golama  вообще не про это.
А про то, что конкурировать с яндексом с одной стороны и перекресток-доставка с другой сложно и рискованно.... и инвесторы это понимают

Ответить
Развернуть ветку
Юра Заворошкин

А вообще все эти сервисы нормальные? Все время хочу попробовать, но каждый раз начинаю читать отзывы и судя по App Store - половина пятизвездочных купленные, иногда даже не парятся и постят одно и тоже. А все остальные про тухлое, замену без согласования или вообще некоторых товаров нет, курьера не поймать или время доставки срывается. У кого нибудь был опыт? Расскажите?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Привалов

Хоспадя, а картошка обо что помялась?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Константинович

Об картошку, очевидно же

Ответить
Развернуть ветку
Артем Богданов

Igoods норм. Правда, не всегда есть все, что представлено, т.е. либо на сайте недоступно, либо уже при сборке нет в магазине.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Воробьев

Попробуйте лучше напрямую через магазин заказать. Мне кажется сейчас везде есть доставка. Причем субъективно могу сказать, что овощи и мясо через доставку более свежие. Наверное потому, что несколько дней до этого не лежали на прилавке.

Ну и магазины знают, что будет в наличии на день доставки и могут заранее предложить замену либо перенести на другой день.

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly Bannikov

Периодически заказываю через Igoods. Всем доволен.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Фомин

Тоже хочу попробовать, да смысла не вижу. Хотел бы честный отзыв и анализ закупок

Ответить
Развернуть ветку
Георгий
Ответить
Развернуть ветку
Johnny Vorony

Жаль. По сервису проект не уступал конкурентам, а то и был лучше. Не только по себе знаю, да и по сторонним отзывам, что проблем с ними возникало меньше, чем у того же Instamart.
С темой доставки продуктов знаком не понаслышке. Мы в 2013 году разрабатывали похожий сервис. Но параллельно шел Instamart с хорошими инвесторами. Мы так и не смогли выйти на рынок, так как договоренность была только с одним магазином, да и рынок не особо был готов, а деньги закончились. На самом деле сфера доставки продуктов очень трудоемкая, с огромным количеством подводных камней, и без хорошей финансовой поддержки там делать нечего.

Ответить
Развернуть ветку
am8am

Эх, а стоило то пару месяцев потерпеть и глядишь бы все взлетело... 

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Scherbina

Отлично

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Scherbina

А как комментарий удалить?) Я тестировал отправку на vc и не посмотрел в какую запись написал и отправил случайно.

 
Очень жаль, что закрылся хороший сервис. Скорее всего закрылся, потому что конкурировать со Сбермаркетом в долгую бессмысленно. 

Ответить
Развернуть ветку
Misha Misha

а речь идет о 300 млн. хоть и российских.

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

Жаль! Очень хороший был сервис, по-крайней мере на старте. Потом началась какая-то чехарда с баллами, бонусами, но все равно дело свое делали качественно. 

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Табасов

А я был активным пользователем, очень жаль(

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Офигеть, на что такие бабки тратятся?

Ответить
Развернуть ветку
33 комментария
Раскрывать всегда