Как мы сделали чек-лист для оценки ресторанов на вирусную безопасность, а они закрылись

История одного провала с оптимистичным прогнозом.

Недавно я рассказал на «Трибуне» про Onlife — сервис честных отзывов, за которые начисляется процент от чеков. Мы монетизируемся благодаря бизнесу, готовому платить комиссию 15% за клиентский трафик, две трети которой идёт на вознаграждения пользователей сервиса.

Самый большой сегмент бизнеса, которому интересны наши пользователи в качестве клиентов, — общепит. Поэтому когда в начале марта рестораторы стали бить тревогу, сообщая о падении трафика, мы придумали, как можем помочь им удержаться на плаву. И заодно стать полезнее пользователям.

Рестораторы и пандемия

Переломный момент наступил в середине марта, когда заведения общепита получили письмо Минпромторга, призывающее немедленно принять противовирусные меры. Среди рекомендаций — расставить столы, чтобы между ними был минимум 1 метр; следить, чтобы посетители мыли руки; не допускать к работе сотрудников с повышенной температурой; чаще дезинфицировать помещение и инвентарь.

СМИ, впервые сообщившие о письме 16 марта, принялись расспрашивать рестораторов, что они думают о рекомендациях. Оказалось, что кто-то несколько дней назад ввел похожие правила. Другие после получения письма моментально сделали даже больше, чем просили, — стали подавать блюда на одноразовой посуде и включили на полную мощность бактерицидные лампы.

Лишь один-два ресторатора высказались в том духе, что их публика и так воспитанная, привыкла мыть руки без напоминания.

Челябинский ресторатор Татьяна Мизюрина — о безопасности в своих ресторанах («Коммерсантъ», 20 марта 2020 года)

Ресторатор Владимир Перельман перечислил свои меры 17 марта​

В целом рестораторы назвали новые правила адекватными и проявили сдержанный оптимизм: лучше работать так, чем закрыться. Оптимизму способствовали заявления властей, что никакого карантина у нас не будет и не надо распространять слухи.

Рекомендации Минпромторга позволяют нам работать и дальше, в отличие от стран, где были приняты панические решения по закрытию ресторанов, что фактически положило на лопатки всю отрасль.

Дмитрий Левицкий,

президент Профессионального ресторанного альянса РЕАЛ. «Российская газета», 16 марта 2020 года

Вот как мы поняли ситуацию со своей колокольни:

  1. Рестораторы бьются за гостей, создавая безопасные условия.
  2. Никто не знает, где по-настоящему безопасно. Поэтому многие предпочитают не ходить по заведениям от греха подальше.
  3. Если пользователи Onlife увидят, какие меры действительно выполняются в разных заведениях, есть вероятность, что они выберут ужин в ресторане, а не домашнюю гречку с котлетой.
  4. В итоге все в выигрыше. Добросовестные рестораторы получают гостей. Гости уверены в своей безопасности. Количество заведений и рекомендаций в приложении увеличивается — сервис растёт.

Чек-лист Covid-19

Onlife так устроен, что написать рекомендацию о заведении может только пользователь, который там зачекинился и видел всё своими глазами. Это одна из степеней защиты от фейков (подробнее — в первой статье). Еще есть защита от хвалебных отзывов сотрудников заведения: система их вычисляет. Словом, мы гарантируем высокую степень достоверности информации, что особенно важно, когда речь о возможности подхватить заразу.

Для оценки пользователями антивирусных мер мы сделали отдельный раздел в приложении. Кликаешь на заведение — сразу видишь надпись «Covid-19». Кликаешь на неё — открывается чек-лист.

В чек-листе 10 пунктов. Они составлены на основе рекомендаций Минпромторга, ВОЗ и ответственных рестораторов — в первую очередь мы ориентировались на Владимира Перельмана, потому что он первым подробно рассказал, что сделал в своих ресторанах.

Кое-что мы ужесточили — увеличили безопасное расстояние между столиками до 2-х метров. Так делали рестораторы в разных странах, например, в Японии. Остальные требования касаются антисептиков, перчаток и масок, бактерицидных ламп, одноразовых приборов, контроля температуры гостей и дезинфекции.

При этом в чек-листе нет пунктов о дезинфекции кухни и температуре сотрудников. Гость этого не видит, а значит, не может оценить.

Гость кальянной пишет отзыв и заполняет чек-лист Covid-19 (тестовый режим)​

Необходимое уточнение: эта история исключительно рекомендательная, сервис никак не принуждает заполнять чек-лист. Никто не отмечает красными метками заведения, у которых пустой чек-лист. Пользователь может даже не открывать раздел Covid-19, потому что и так доверяет любимой кофейне или бару.

Просто заведения, где есть хоть одна галка в чек-листе, теоретически могут привлечь больше гостей.

​Так видит заполненный чек-лист пользователь, решивший прогуляться до приветливых бариста. Для кофе навынос отличный результат, я бы купил

Обращение президента 25 марта

Релиз чек-листа был запланирован на 26 марта, но нас опередил Владимир Путин, объявивший о «каникулах». Почти сразу часть заведений закрылась, часть переключилась на доставку, и чек-лист, привязанный к геолокации, потерял 99% своей актуальности.

Он работает, его и сейчас заполняют, но это единичные случаи: оцениваются булочные, продуктовые магазины и формат «навынос». Поэтому наша затея сейчас выглядит как настоящий фейл.

Разработка обошлась нам в 40 часов в рамках недельного спринта. Еще пришлось отложить некоторые задачи ради скорого релиза чек-листа. Конечно, эти потери сложно назвать серьезными и невозвратными. Тем более что есть предчувствие, что после «каникул» люди первое время будут побаиваться ходить в заведения, пережившие пандемию. И тут, мы надеемся, наш чек-лист поможет стать всем смелее, а ресторанам и кафе — быстрее восстановиться.

Что мы вынесли из этой истории

  • Анализ — превыше всего. Надо было тщательнее оценивать глобальную обстановку, чтобы понять, что вот-вот закроют примерно всё. Будем больше внимания уделять аналитике.

  • Такие ситуативные штуки можно делать, если они занимают не больше 40–50 часов. Даже если ничего не взлетит, команда взбодрится и наверняка проявит неожиданные способности. Это ценно.

  • В критические периоды истории некоторые важные заявления стоит переворачивать на 180 градусов и готовиться к худшему (надеясь на лучшее, само собой). Если президент в 1998-м говорит, что дефолта не будет — значит, скоро будет. Если официально заявляют, что карантина не будет — значит, скоро будет. Так есть шанс быстрее адаптироваться к новой реальности и меньше потерять.
Вам кажется полезным чек-лист Covid-19 после окончания «каникул»?
Да (я ресторатор).
Нет (я ресторатор).
Да (я посетитель/гость ресторанов).
Нет (я посетитель/гость ресторанов).
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
19 комментариев
Написать комментарий...
Ekaterina Dmitrieva

Считаю, что эта история точно будет иметь продолжение, когда самоизоляция завершится - нам еще долго придется соблюдать социальное дистанцирование и вот это всё. Лишь бы рестораны дожили...

Ответить
Развернуть ветку
Mika

Ставлю на то, что через год все будет по прежнему. Максимум в Москве кое где в заведениях антисептики  остануться. 

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Sinelnikov
Автор

Что значит по прежнему?covid 19 ? Не дай ты бог.

Ответить
Развернуть ветку
Mika

После окончания эпидемии поведение людей довольно быстро вернется в прежнее состояние. Я про дистанцию, рукопожатия, дезинфекцию упаковок и прочее.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko

По-моему, через год - это не очень быстро. Тут через неделю после начала волны самоизоляций бизнес вешаться начал. Если в течение года будет проседание по гостям хотя бы на 20%, мало кто выживет.

Ответить
Развернуть ветку
Mika

Я не писал про год. Думаю человеческие привычки возьмут свое на много раньше. Может в течении пары месяцев после отмены карантина. Можно посмотреть, как это происходит в Китае.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko

если честно, лично я вприпрыжку побегу сразу в три бара через 5 минут после снятия карантина ). Выяснить бы, сколько таких, как я - кто бы опрос сделал. Цены бы ему не было.

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Sinelnikov
Автор

Возможно, это зависит от того , на сколько это сейчас затянется и как СМИ будут запугивать.

Ответить
Развернуть ветку
Mika

За запугивание напомню статья есть. А с учетом того, как все хотят запустить все что можно побыстрее, вряд ли кто-то осмелится специально нагнетать. 

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Табаков

Через год будет минимум 20. :)

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Saltykoff

согласен. Эти меры безопасности будут теперь такой же данностью как видеокамеры на каждом столбе или зоны досмотра в аэропортах. 

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Sinelnikov
Автор

Многие надеюсь доживут....Тем, кому пошли навстречу  арендодатели будет проще....Но вот что делать с персоналом...Некоторым рестораторам не по карману платить ЗП.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Magnitsky

Не будем отставать от Японии, отличная работа! 

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Samusenko

что отличного в том, чтобы вместо "1 метра" написать "2 метра"?

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Sinelnikov
Автор

Б - безопасность, хотя если чихнуть и не закрыть нос и рот , то и 10 метров не поможет)

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Sinelnikov
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Maria Lyshnova

я правильно поняла, что эта штука работает не только в ресторанах? Парикмахерскую тоже можно оценить?

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Sinelnikov
Автор

Можно конечно, под каждый тип бизнеса мы пока не будем разрабатывать чек лист, но из 10 пунктов 7 можно использовать в парикмахерской .

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Табаков

Протратили неделю на бесполезную пока фичу. Ну фейл, да.
А с другой стороны… сейчас всё приложение под угрозой. Ну хоть разработку делом на недельку заняли. :)))
Продолжаете пилить ситуативное, или решили расслабиться до конца карантина?

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Раскрывать всегда