Прогноз будущего ресторанного бизнеса в России
Рестораторы, маркетологи и представители сервисов по доставке готовой еды и продуктов поделились мнениями и прогнозами по поводу будущего отрасли.
Кто выживет на рынке
Единственная стабильность, на которую мы можем сейчас рассчитывать, — это ежедневные перемены. Именно под таким девизом сейчас работают миллионы предпринимателей по всему миру. Те этапы развития, которые ресторанная отрасль должна была пройти за 3–5 лет, пронесутся за полгода-год.
В первые дни после введения режима самоизоляции спрос на доставку готовой еды и продуктов вырос в десятки раз. Рестораны в экстренном порядке организовывали доставку, подключались к агрегаторам, запустили собственные приложения, чат-боты, наняли десятки курьеров.
Когда через несколько недель люди поняли, что поход в продуктовый магазин превратился в своеобразное приключение, количество заказов сократилось. В будущем некоторые рестораторы могут столкнуться с проблемой переизбытка курьеров.
Отрасль ждет волна цифровизации и более активное внедрение Big Data. Этому способствует ситуация на рынке труда. У FoodTech-компаний появилась возможность нанимать в команду специалистов высокого уровня из тех фирм, которые на период кризиса отказались развивать направление у себя.
Не стоит ожидать быстрого возвращения к привычной жизни. Кейс ресторатора из китайского города Ухани это уже продемонстрировал. На скорость перезапуска офлайн-форматов заведений повлияют многие факторы: разрывы цепочек поставки, потребители, которые будут по-прежнему избегать людных мест, ограничения для туристов. Агентство Board of Innovation называет это «сдвигом в бесконтактную экономику».
Когда вернется качество и скорость обслуживания
Если у большинства бизнесов стоит вопрос «как выжить?», то у всевозможных сервисов доставки главный вопрос «как справиться с этой лавиной заказов?».
Основатель сервиса iGooods сообщает, что спрос на доставку продуктов увеличился в 20 раз. Если с курьерами проблем пока не наблюдается, то сборщиков заказов и других специалистов уже катастрофически не хватает. Из-за этого падает уровень сервиса в плане времени ожидания заказа, возможности дозвониться, опозданий курьеров.
С такой проблемой столкнулись многие сервисы по доставке продуктов. Ожидается, что прежнее качество обслуживания вернется уже через 2–3 недели, когда компании нарастят мощности и наберут дополнительных сотрудников.
Будет ли доставка доминировать над обычными форматами
В существующей кризисной ситуации сохранить работу хотя бы на доставку — тяжелая задача даже для крупных сетей. Те заведения, которые до последнего не подключались к агрегаторам и не запускали собственную доставку, сейчас буквально хватаются за соломинку.
Насколько возрастет популярность доставки готовой еды и продуктов, зависит от того, насколько качественно сервисы и заведения отработают возросший спрос. Сейчас начали падать некоторые показатели, что вызывает негатив по отношению к сервисам доставки.
Какие форматы заведений наберут популярность
Эксперты считают, что в ближайшем будущем рынок сместится в сторону комплексных гастрономических проектов. Популярность будут набирать фуд-холлы, которые включают в себя разные кулинарные концепции. Для этого есть две причины: желание рестораторов быстро вернуться на докризисный уровень и снижение доходов населения.
В ближайшие годы будет очень тяжело открывать большие рестораны с привлечением 30–50 млн рублей инвестиций. Поэтому рестораторы обратятся в сторону традиционных рынков — фуд-холлов. Это проекты стоимостью 3–5 млн рублей с окупаемостью в районе года.
У фуд-холлов также есть большое преимущество в плане доставки. Люди смогут заказывать домой блюда различных кухонь из одного кластера. Больше не придется делать выбор в пользу определенной кухни или ждать нескольких курьеров.
Что будет с агрегаторами доставки
Представитель сервиса «Яндекс.Еда» сообщила, что аудитория сервиса за последние недели выросла в 4,5 раза, а 20% новых пользователей распределились между новыми партнерами. Ресторанам разрешили расширять зону доставки, чтобы была возможность доставлять еду из центра в спальные районы города.
Сегодня лишь малая часть заведений может позволить себе платить комиссию 30% большим агрегаторам. В основном их используют как источник нового трафика для заведения. Потом акциями и спецпредложениями, а значит и низкими ценами, владельцы стараются завлечь гостей непосредственно в сам ресторан.
Если раньше иметь автомобиль и доставщиков в штате было роскошью, то сейчас многие рестораны вынуждены использовать своих же официантов и менеджеров в качестве курьеров. Большинство крупных игроков уже имеют доставку или сейчас откроют ее.
Сейчас наблюдается большое количество предложений по организации доставки и привлечению трафика. Это может серьезно ударить по доходам крупнейших агрегаторов доставки.
Одна из немногих вещей, которые они могут сделать — это снизить комиссии до более приемлемых значений, не 30%, как сейчас. Или дать возможность ресторанам запускать свои собственные доставки под ключ. В последнем случае акцент будет на маркетинг.
Недостаточно просто открыть свою доставку. При такой конкуренции это бесполезно. Даже если оптимизировать все процессы и дать лучшее предложение на рынке, люди не придут, если заведение им незнакомо. Сайта в интернете и подключения к агрегатору недостаточно.
Рестораторам в первую очередь нужны эффективные маркетинговые инструменты для работы с аудиторией текущих и новых гостей. Популярные агрегаторы не дают возможность анализировать аудиторию, делать персональные предложения, работать с лояльностью гостей. В скором времени должны появиться новые сервисы, которые обеспечат рестораторам больше возможностей при меньшем размере комиссии.
Источник большей части цитат и прогнозов: антикризисная онлайн-конференция MCOM Foodtech Anticrisis 2020.
Помню, как недели полторы назад решила заказать доставку продуктов впервые в своей жизни. Из всех сервисов самая скорая доставка была через 4 дня (Москва, ЦАО).
Но дело даже не совсем в этом — по указу мэра нельзя просто так постоять даже возле дома, не говоря уже о прогулке. Для людей, у которых нет собак и балкона, выход в магазин — единственный шанс развеяться. Вот такой вот парадокс: вместо того, чтобы в одиночку походить вокруг дома, нужно пойти в магазин, где шанс заразить(ся) несравнимо выше.
интересно посмотреть как foodtech будет реагировать на этот треш.
ну а в целом пандемия показала фудпроектам, что необходимо адаптироваться под тенденции(особенно, что касается диджитала) всегда развивать новые направления и действовать мобильно
Абсолютно точно! Вопрос в том, насколько масштабируемых решения были у всем и насколько отражённые процессы.
Выжили и выживут только те, кажется, у кого высокая оптимизация процессов и кто активно все это время продвигался в онлайне.
тут скорее дело оптимальной пиар компании. Занимаясь не один год развитием креативных индустрий, практика показала, что имидж бренда делает 70% результат и 30% сам продукт. Если в априори продукт не шлаковый
Никогда бы не подумал, что за такой короткий срок нагрузка на доставку возрастет в 4 - 5 раз.. И кажется, у крупных агрегаторов доставки не все так гладко. новые игроки отжимают долю прибыли быстрее, чем курьер с яндекс доставки принесет мне пиццу :)
Из статьи узнал, что Саша Санчес-Перес теперь Александра Шкипина-Санчес.
Содержание статьи не соответствует названию. Название "Прогноз будущего ресторанного бизнеса в России" это не прогноз роста IT решений для доставки еды + суждение о том, что все пойдут в фудхоллы
Для прогнозе необходимо было бы рассмотреть следующие аспекты:
- Объемы продаж по каналам - on trade и off trade
- Рост рынков общественного питания за последние 3-4 года, динамика и цифры
- Средний чек и сегментация рынка по чеку
- Сегментирование потребления - от чего откажутся, а что останется. Какой процент из этого занимает ресторанный бизнес
- Что будут делать рестораторы в каждом из сегментов?
Одним словом материал о другом.
Это хорошо, что у вас есть свое мнение о том, что должно быть в такой статье! Спасибо за отличную идею)
А тут мы решили написать именно об это) Такой вот мы даем прогноз - будет развиваться IT)
Совсем не радужные перспективы... Как по мне. Страдают все сферы, да. Но ресторанный бизнес совсем жаль.:(
В ресторан я ходил лет пять тому назад. Когда были свободные деньги. Если у москалей до "ковида" водились свободные деньги на пожрат-попит в ресторане - это не их заслуга. Это колониальная экономическая система, в которой москали могли (до некоторых пор) жрать получше, чем рабы в колониях.