{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Такого с нами еще не бывало»: как кейтеринг ищет пути выхода из кризиса

Нынешний 2020 год начинался вполне успешно для сферы кейтеринговых услуг, планы были оптимистичными. Но уже в начале марта ситуация с развитием пандемии COVID-19 показала, что как раньше уже не будет. Сооснователи онлайн-сервиса заказа кейтеринговых услуг CaterMe Владимир Батищев и Григорий Руданов рассказали, как бизнес принял этот вызов и стремительно трансформируется.

​Фуршет Save The Taste

Как было в доковидные времена

До кризиса, начавшегося в марте 2020 года, больше всего заявок приходилось на обслуживание свадеб, дней рождений, юбилеев и детских праздников. Были b2b-клиенты, которые заказывали кейтеринг на корпоративы, различные тренинги, конференции, семинары. Были даже необычные заказы, например, 300 печенек с предсказаниями.

Количество заявок росло ежемесячно на 10-15%. Росла и общая стоимость размещенных заявок: с 18,5 млн рублей в декабре 2016 года до 122,5 млн рублей в декабре 2019. Заказы были как на небольшие суммы - 3 тыс. рублей за фуршетный стол на 4-6 человек, так и на крупные - 3-4 млн рублей за корпоративное мероприятие. Около 70% заказов приходилось на столицы - Москву и Санкт-Петербург, остальное - на регионы.

Всего на платформе зарегистрировано свыше 800 кейтеринговых компаний, которые работают более чем в 30 регионах России. Каждый месяц к сервису присоединяются новые партнеры. CaterMe контролирует качество каждого выполненного заказа, собирает отзывы и в случае жалоб компания может быть заблокирована.

CaterMe - онлайн-сервис по заказу любых кейтеринговых услуг: от доставки канапе на пятерых гостей до банкета на 2 тысячи человек. Сервис работает как быстрый аукцион, где пользователь оставляет заявку на обслуживания мероприятия и в течение получаса получает предложения от исполнителей. На одной странице сайта посетитель может сравнить предложения и сделать выбор на основании таких параметров, как меню, стоимость, отзывы и рейтинг компании.

В 2019 году общая стоимость выполненных заявок превысила 80 млн рублей, 20% от которых составила комиссия агрегатора. У бизнесменов были планы подключить к сервису все крупные города России, выйти на зарубежные рынки и расширить спектр услуг, стать сервисом по организации мероприятий “под ключ”. По подсчетам предпринимателей, в течение трех лет при благоприятных условиях было реально выйти на годовой оборот 500 млн рублей.

После введения карантина из-за пандемии коронавируса отменились все крупные мероприятия. Количество заявок снизилось в 2-3 раза. Месячный оборот CaterMe по прогнозам упадет с 1,5 млн рублей до 200-300 тысяч.

"Было проведено совещание со всеми сотрудниками о текущем положении дел, чтобы всей командой искать новые возможности и точки роста в текущей ситуации. Необходимо крайне быстро уменьшить последствия и исключить возможность кассовых разрывов, задержек зарплат и сокращений".

Владимир Батищев, Предприниматель, основатель сервиса CaterMe

Очень важно сейчас слушать людей

Совладелец бизнеса Руданов в конце марта объявил сотрудникам компании, что надеяться остается на самих себя и искать пути выхода из ситуации. Офис и раньше функционировал по большей части удаленно, поэтому не было необходимости менять формат работы, но пришлось предупредить менеджеров по продажам о падении выручки из-за снижения спроса и о целесообразности искать подработку. Для уменьшения издержек было принято решение отказаться от аренды офисного помещения.

Работа маркетплейса CaterMe в новых экономических условиях была сфокусирована на выяснение у текущих клиентов их потребностей, а также на налаживание работы с региональными партнерами.

“Очень важно сейчас слушать людей, как клиентов, так и партнеров. Понимать, какие у них сейчас возникают проблемы и где мы можем быть для них полезны. Сейчас очень важен каждый клиент, каждый запрос”.

Григорий Руданов, Предприниматель, совладелец компании CaterMe

Отменились не только бизнес-мероприятия, конференции, семинары, но и частные, такие как дни рождения, свадьбы и выпускные. Возможно, активность возобновится к середине лета, но точных прогнозов никто дать не может. На фоне кризиса люди снижают уровень потребления, экономят, сильно изменяются их потребительские привычки. Это может быть точкой роста.

“Надо идти туда где есть рост, а не где все осталось как раньше или просадка, так как там и без нас ожесточенные бои. Сейчас наблюдается рост в доставке продуктов и в доставке цветов. Ищем еще аналогичные ниши”.

Владимир Батищев, Предприниматель, основатель сервиса CaterMe

Многие из опрошенных клиентов предпочитают готовить дома сами нежели заказывать готовые обеды и ужины. Но есть и те, у кого нет времени трижды в день готовить на всю семью, так как они заняты удаленной работой и заботой о детях. CaterMe решил помочь им в этом и предлагает доставку наборов домашней еды и еды ресторанного уровня в виде наборов, которые могут удовлетворить потребности семьи в еде на 3-5 дней. Были найдены партнеры, которые готовы оперативно перестроиться под новый спрос.

“Кейтеринг - это все-таки праздничное меню, рассчитанное на большое количество человек, с красивой сервировкой и обслуживанием официантами. Партнеры заточены именно под эту задачу. Есть те, кто в “мирное” время реализовывал корпоративные обеды в офис и сейчас мы работаем над переупаковкой таких обедов в домашний рацион. Плюс есть запрос на корпоративные обеды в те, организации, которые работают в условиях пандемии, например, медицинские”.

Григорий Руданов, Предприниматель, совладелец компании CaterMe

Столицы не сдаются, регионы в растерянности

Сложившуюся ситуацию опрошенные нами партнеры - кейтеринговые компании - воспринимают как критическую. Столичные кейтеры продолжают работать, но спешно перестраивают формат. Так, компания “Накрыть поляну” стала предлагать коробки с продуктами: овощами, фруктами, бакалейными товарами, сладостями. Кейтеринг “Мольберт” стал доставлять на дом клиентам супы и наборы бургеров. “Стар Фуд” собрал в одной коробке самые базовые продукты - крупы, масло, муку и прочее. Некоторые из опрошенных признались, что отправили сотрудников по домам. На производство выходит только повар и то под заказ. Banket Service Catering работает над созданием ежедневных рационов. “Жаворонок” уже разработали и предлагают новые наборы готовой еды. Все перечисленные сократили время доставки, некоторые готовы все привезти день в день.

Региональные организации предпочли уйти в режим ожидания и закрыться на карантин. Например, из шести опрошенных компаний-кейтерингов Нижнего Новгорода и области у четырех нет четкого плана действий, как остаться на плаву. “Банкет-Кейтеринг” готовы перейти в формат доставки готовой еды на дом, соблюдают все санитарные требования при приготовлении пищи - работают в одноразовых перчатках, обрабатывают посуду, ищут площадку для проведения мероприятий в будущем. Три нижегородские компании хотят видят необходимость продолжать сотрудничать с CaterMe и делать для клиентов готовые наборы еды.

“Столичные кейтеринги отреагировали по-разному. Кто-то отпустил всех сотрудников и законсервировался, кто-то очень активно начала развивать доставку и вспоминать своих частных клиентов: Diamond Catering, например. Они на уровне руководства решили, что больше не будут пренебрегать частными клиентами и недорогими заказами”.

Григорий Руданов, Предприниматель, совладелец компании CaterMe

Меры по спасению

По словам владельцев сервиса CaterMe, сейчас ситуация, когда нужно по сути строить новый бизнес. Ошибочно думать, что все, что так или иначе связано с едой, пользуется спросом в нынешних реалиях. Каждый вид фуд-бизнеса имеет свои особенности производства, логистики, свою аудиторию. Невозможно за неделю, грубо говоря “на коленке” собрать новый бизнес, на это нужны месяцы и инвестиции.

“Доставка еды - очень комплиментарный нам сегмент, его мы можем реализовать на нашем сайте, нашими партнёрами и текущими ресурсами. Продукты и доставка продуктов - этот прямо совсем другое направление, другие партнёры, процессы и т.д.”.

Григорий Руданов, Предприниматель, совладелец компании CaterMe

Он рассказал, что его команда сейчас проверяет существуют ли запросы на проведение домашних свадеб, дней рождений и поминок, а также есть ли спрос на услуги домашнего повара. Идет активная работа по созданию каталога блюд для домашнего рациона.

На меры, принятые на текущий момент государством для помощи малому и среднему бизнесу, агрегатору пока что особо рассчитывать не приходится. Некоторая надежда появилась после того, как президент РФ Владимир Путин поручил правительству оперативно разработать программу поддержки малого и среднего бизнеса, в частности обсудить возможность частично компенсировать стоимость доставки еды. Об этом говорится в опубликованном на сайте Кремля списке поручений президента от 11 апреля по итогам встречи с предпринимателями 26 марта. Если это одобрят, то комиссия для ресторанов будет нулевой, а доставка для пользователей бесплатной. Кабмин должен выполнить поручение до 15 мая 2020 года.

Кроме того, Путин поручил до 30 апреля пересмотреть критерии отнесения к малому и среднему бизнесу, проработать вопрос о поэтапной уплате налогов и авансов для отраслей, наиболее пострадавших от пандемии Covid-19, а также до 20 мая рассмотреть вопрос развития платформ для онлайн-образования и другие меры.

7 апреля департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы объявил о запуске программы поддержки поставщиков из числа малого и среднего бизнеса в сфере онлайн-торговли субсидиями до 700 тыс. рублей. Как следует из презентации департамента, максимальная сумма финансовой поддержки одной компании составит 700 тыс. рублей, она сможет покрывать 50% расходов на: оплату услуг по продвижению товаров, работ и услуг на торговых площадках; оплату услуг сервисов по доставке продуктов питания.

Компании могут подать заявку на получение субсидии до 1 июня. Для получения субсидии компания должна быть зарегистрирована как налогоплательщик в Москве не менее шести месяцев, а ее задолженности не должны превышать 50 тыс. рублей.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда