Еда
CoMagic
705

Как бар «Ровесник» перешел в онлайн: вечеринки в Instagram, бармены-курьеры и донаты от клиентов

Сооснователь бара «Ровесник» и кафе «Сверстник» в рамках проекта CoMagic.Help рассказывает, как трансформировал бизнес на время карантина.

В закладки

Саша Мартынов, сооснователь бара «Ровесник» и кафе «Сверстник»

На нас кризис накатывал волнами. Впервые о том, что это все может быть всерьез и надолго, мы задумались еще в середине марта, когда стали ощущать заметное снижение выручки. Затем правительство начало вводить ограничительные меры типа запрета на мероприятия от 50 человек, и это стало второй волной, так как в «Ровеснике» большая часть выручки идет от вечерних мероприятий по пятницам, субботам и воскресеньям, от которых нам пришлось отказаться. Все вечеринки и концерты были отменены, и «Ровесник» перешел в формат просто бара, куда люди ходят пить и есть.

Таким образом, еще до объявления о полном закрытии всех заведений, на последней неделе наша выручка упала в два раза.

У нас довольно большая и сильная команда. Когда мы ощутили падение выручки на 50 %, никто из нас не сел грустить. Мы достаточно быстро мобилизовались и постарались быть гибкими.

Что конкретно мы предприняли?

Построили прогнозы и написали план действий

Еще до полного закрытия всех заведений мы собрались всей командой и набросали варианты дальнейшего развития событий:

- первый, при котором ничего бы не закрылось,

- второй — если бы мы закрылись и это продлилось месяц-два,

- третий, самый плохой вариант, — если самоизоляция продлится более 4–5 месяцев.

Под каждый их них мы спланировали ряд действий. Тогда же я объявил ребятам, что нам придется урезать зарплаты в любом из этих вариантов. На сколько конкретно — стало понятно позже, когда правительство объявило о полном закрытии всех заведений.

Оптимизировали расходы

Самое первое и вместе с тем самое важное — это разделить все свои траты на жизненно необходимые сейчас и все остальные. И все, что не входит в группу расходов, в данный момент критически необходимых для выживания, отрезать, как бы больно это ни было. То есть экономить надо на всем — убрать все, что можно убрать.

Дальше надо решить, как вы урежете зарплату сотрудникам, и пообщаться с ними. Если вы приняли решение о том, что работаете дальше, а не закрываетесь, надо почти все деньги, которые зарабатываете, отдавать на зарплату сотрудникам, чтобы они могли поддерживать какой-то адекватный минимальный уровень жизни. Мы урезали зарплату сотрудникам в среднем на 50 % (в зависимости от формата работы) и переквалифицировали часть из них в курьеров. Так многие сотрудники, раньше работавшие в зале или на баре, сейчас берут курьерские смены и осуществляют доставку. Это важно, так как мы изначально могли просто закрыться и постараться как-то отсидеться в нуле, но тогда бы все эти люди (а это порядка 80 человек) просто остались бы без средств к существованию. С помощью доставки мы продолжаем генерировать хоть какие-то деньги для каждого из сотрудников, чтобы они могли покрывать самые необходимые нужды.

Всем своим поставщикам надо начать платить максимально поздно. У всех есть в договорах возможные отсрочки платежей, и сейчас самое время ими воспользоваться.

Следующее, что надо сделать, — пообщаться со своим арендодателем. Постараться ему объяснить, что с связи с ситуацией в стране вы переживаете трудности и в его же интересах снизить либо вообще отменить плату за аренду помещений на время карантина. Потому что даже если сейчас вы просто съедете, он не сможет никого найти в ближайшие несколько месяцев и потеряет в деньгах еще больше, чем если бы он просто дал вам какую-то скидку. Даже после того как карантин закончится, экономика будет в кризисе еще какое-то время, и вряд ли найдется много энтузиастов, готовых снять коммерческие помещения. Так мы пообщались с нашими арендодателями, и они оба пошли на уступки и сделали нам хорошие скидки на эти месяцы.

Запустили доставку

На первой же неделе закрытия мы запустили доставку, и это начало генерировать нам где-то 10 % от нашей обычной выручки (то есть мы потеряли 90 % нашего обычного дохода). Весь апрель мы постепенно наращиваем обороты доставки: подключились к разным агрегаторам, рекламируем нашу доставку, вводим больше позиций. И все равно это где-то около 15 % от того, что мы зарабатываем обычно.

Сперва мы запустили доставку через Instagram и просто по телефону, затем через Яндекс.Еду и Delivery. Оба этих сервиса предложили некие «карантинные условия» (Яндекс не берет комиссию за первые сто заказов, а у Delivery она снижена). Мы подключили оба сервиса, и количество доставок сразу заметно выросло (на 30–40 %). При этом хочу отметить: Яндекс приносит в 3–4 раза больше доставок, чем Delivery, плюс работать с ним гораздо удобнее.

Запустили сертификаты и donation

Следующее, что мы сделали, — это запустили сертификаты. Как это работает: человек может купить сертификат на любую сумму, кому-то в подарок или себе, и дальше потратить его у нас в любом из заведений после окончания карантина. Так мы собрали около 70–80 тыс. руб.

Также в соцсетях мы рассказали о своем непростом положении и объявили, что принимаем донаты от всех, кто хочет нам как-то помочь. И люди действительно начали скидывать деньги безвозмездно.

«Переформатировали» маркетинг

Что касается маркетинга, мы переквалифицировали весь наш контент под формат онлайн. Так, например, вечеринки с диджеями запустили в Instagram — они транслируются онлайн в нашем аккаунте по пятницам и субботам. Запускаем различные розыгрыши. Раньше у нас были концерты по воскресеньям, теперь мы транслируем их онлайн — артисты у себя дома играют и поют, снимая себя на камеру. И это очень классно, так как постоянно держит в тонусе нашу аудиторию в соцсетях.

Ровесник live стал Ровесником online. Певица Ушко специально для нас устроила лайв-концерт у себя в ванной.

Так дома сидят наши гости с доставкой:

А так мы поздравляем всех именинников на карантине:

Очень важно: если у вас уже есть какая-то аудитория лояльных клиентов, делайте все, чтобы ее не потерять, чтобы люди о вас не забыли. Даже несмотря на то что сейчас все сидят дома и информационное пространство перенасыщено контентом, придумывайте какие-то интересные активности, будьте всегда онлайн. Тогда ваши люди будут видеть, что вы что-то делаете, постоянно что-то генерируете. Они будут помнить о вас и поддерживать.

Рассчитывали только на себя

Когда мы планировали три сценария дальнейших событий, ни в одном из них мы не рассматривали никакую возможную помощь извне. И оказались правы: действительно, государство нам никак особенно не помогает. Единственное, что было сделано, — это перенесена оплата налогов и страховых взносов на 6 месяцев. Сложно назвать это помощью, ведь по-хорошему их надо было вообще отменить. Но хоть что-то. То же самое касается выплаты минимального оклада всем сотрудникам, пострадавшим от введения карантина. Это всего 12 000 руб., что для Москвы — смешная сумма. Но хоть какая-то помощь.

Также правительство Москвы выделило субсидии на покрытие комиссии сервисов доставки. Как это должно было работать: если ты подключен к Яндекс.Еде или Delivery и они берут с тебя комиссию, государство должно вернуть тебе эти деньги из субсидии. Мы сначала обрадовались такой помощи, но не тут-то было. Оказалось, что, во-первых, есть поправка на то, какие сервисы попадают под эту программу, а во-вторых, обязательное условие по размеру комиссии у этих сервисов таково: она должна быть не больше 20 %. Но в среднем комиссия всех сервисов составляет 30–35 %, и получается, что ни один из них не попадает под данную субсидию. 😅

Кому проще закрыться?

Надо понимать, что сейчас будут закрываться те бизнесы, которые и в обычное время были не очень эффективны. Таких на самом деле довольно много: они либо как-то выживали, либо были в нуле, но их идея, команда, бизнес-модель не были жизнеспособны. И в обычное время такой бизнес не приносил хороших денег, а сейчас и вовсе ушел в минус. Таким проектам сейчас тяжелее всего, и, может быть, действительно проще закрыться.

На текущий кризис можно смотреть как на некое очищение многих перенасыщенных рынков, и с такой точки зрения это даже хорошо. Многие неэффективные проекты сейчас закроются навсегда, и это даст возможность разным рынкам прийти к какому-то экономическому равенству.

Например, тот же рынок аренды недвижимости в Москве, который неадекватно «раздут» и в принципе далек от некоего экономического равенства, возможно, теперь придет в норму, так как много проектов сейчас закроется, новые не будут открываться еще какое-то время и арендодатели поймут, что надо снижать ставку.

Планы на будущее

Что еще «антикризисное» мы планируем делать?

В первую очередь будем максимально стараться получить поддержку от государства — продолжим искать любые возможности, чтобы хоть как-то компенсировать наши потери с помощью новых законов и постановлений.

Также будем продолжать делать то, что делаем сейчас в онлайне: удерживать тот уровень доставки, который у нас есть. В данный момент мы можем существовать «в нуле». И если будем продолжать удерживать текущие показатели, то спокойно проживем еще пару месяцев.

Мы живем в парадигме того, что не откроемся еще минимум два месяца. В лучшем случае откроемся где-то в июле и тогда будем считать, что нам повезло.

Несмотря на то что впереди еще минимум два месяца работы только онлайн, мы уже готовимся к «послекарантинному времени» и всем советуем поступать так же. Когда люди смогут выйти из дома, перед ними будет большой выбор, куда пойти, и наша задача — сделать так, чтобы они пришли к нам.

Всем рестораторам хочу пожелать удачи и стойкости. Кризис — не время для отчаяния. Да, это большая перестройка, и без обновления всех стратегий, отказа от прошлых планов и урезания расходов не обойтись. Но это и время для чего-то нового — еще пару месяцев назад мы и подумать не могли, что наш бар может существовать онлайн, а сейчас у нас вечеринки и концерты в прямом эфире. Будьте гибкими, смелыми, оставайтесь дома и в хорошем настроении. А если с последним будут проблемы — заказывайте доставку и заходите к нам в Instagram или на сайт — там вас ждет много веселья. Все будет хорошо!

Вечеринка «Хyz войне», 23 февраля 2020 года

Бар «Ровесник» в Instagram, Facebook, Телеграме.

Расскажите о том, как вы преодолеваете кризис. Лучшие истории и советы мы опубликуем на vc.ru и в блоге CoMagic. Подробности — на странице проекта CoMagic.Help.

Платформа аналитики маркетинга и продаж.
{ "author_name": "CoMagic", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 5, "likes": 1, "favorites": 5, "is_advertisement": false, "subsite_label": "food", "id": 125554, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Thu, 07 May 2020 16:09:52 +0300", "is_special": false }
Маркетинг
Лояльность к бренду и как её построить
Существует множество руководств для увеличения вашей аудитории и привлечения новых пользователей. Когда вы работаете с…
Объявление на vc.ru
0
5 комментариев
Популярные
По порядку
0

Если бар, это алкоголь, а алкоголь доставлять нельзя. То что у вас покупают заказывают? Только еду?

Ответить
0

Спасибо за вопрос! В нашем случае "бар" чуть более широкое понятие, это скорее трансформер, который сочетает в себе и кухню, и кофе. Поэтому мы доставляем безалкогольные напитки, кофейные зерна, еду, а так же сеты (например несколько позиций из еды + условно лимонад + мерч (у нас есть толстовки, футболки, сумки и т.д.).

Плюс мы продолжаем работать на вынос, т.к. часто заходят люди и берут что-то "с собой". На вынос мы и коктейли бутилированные отдаем, и настойки.

Ответить
2

ну если доставка мерча и еды из бара дает 15% обычной выручки, то это уже круто)

Ответить
–1

Персонал согласился на снижение зп на 50%?
Без обид - но у вас очень специфичный бар/клуб 
Музыка из 90x и 0x (видимо нет лицензий на что-то более современное)
ОЧЕНЬ маленький танцпол, школьники в качестве аудитории.
Нет смысла особого задерживаться в таком (держатся за место)

Ответить
0

Добрый день! Персонал согласился конечно, потому что в текущих реалиях выбор стоит либо совсем не получать никаких денег (устроиться куда-то сейчас довольно сложно), либо получать какой-то минимум, чтобы можно было тратить на первостепенные нужды (еда, проживание и т.д.). Многие проекты полностью законсервировались, у их сотрудников совсем не было выбора.

Никаких обид, спасибо за мнение! У нас действительно необычный концепт -  мы стараемся делать то, во что сами верим и что нам нравится. Поэтому и музыка 90х - 00х часто играет, потому что она нам нравится (дело не в лицензии). Мы бы с удовольствием расширили площадь (и даже начали работу над этим до карантина), но т.к. у нас независимый проект, то все инвестиции тоже наши, поэтому приходится работать с тем, что есть :)

Средний возраст нашей аудитории 20-24 года, вы правы она достаточно молодая. Но мы никогда не позиционировали себя, как место для молодежи, наоборот - мы рады всем. Скорее всего из-за демократичных цен и атмосферы как у друга дома, в Ровесник ходит много молодых людей.

Удачи вам и здоровья!

Ответить

Прямой эфир