Как бар «Ровесник» перешел в онлайн: вечеринки в Instagram, бармены-курьеры и донаты от клиентов
Сооснователь бара «Ровесник» и кафе «Сверстник» в рамках проекта CoMagic.Help рассказывает, как трансформировал бизнес на время карантина.
На нас кризис накатывал волнами. Впервые о том, что это все может быть всерьез и надолго, мы задумались еще в середине марта, когда стали ощущать заметное снижение выручки. Затем правительство начало вводить ограничительные меры типа запрета на мероприятия от 50 человек, и это стало второй волной, так как в «Ровеснике» большая часть выручки идет от вечерних мероприятий по пятницам, субботам и воскресеньям, от которых нам пришлось отказаться. Все вечеринки и концерты были отменены, и «Ровесник» перешел в формат просто бара, куда люди ходят пить и есть.
Таким образом, еще до объявления о полном закрытии всех заведений, на последней неделе наша выручка упала в два раза.
Что конкретно мы предприняли?
Построили прогнозы и написали план действий
Еще до полного закрытия всех заведений мы собрались всей командой и набросали варианты дальнейшего развития событий:
- первый, при котором ничего бы не закрылось,
- второй — если бы мы закрылись и это продлилось месяц-два,
- третий, самый плохой вариант, — если самоизоляция продлится более 4–5 месяцев.
Под каждый их них мы спланировали ряд действий. Тогда же я объявил ребятам, что нам придется урезать зарплаты в любом из этих вариантов. На сколько конкретно — стало понятно позже, когда правительство объявило о полном закрытии всех заведений.
Оптимизировали расходы
Самое первое и вместе с тем самое важное — это разделить все свои траты на жизненно необходимые сейчас и все остальные. И все, что не входит в группу расходов, в данный момент критически необходимых для выживания, отрезать, как бы больно это ни было. То есть экономить надо на всем — убрать все, что можно убрать.
Дальше надо решить, как вы урежете зарплату сотрудникам, и пообщаться с ними. Если вы приняли решение о том, что работаете дальше, а не закрываетесь, надо почти все деньги, которые зарабатываете, отдавать на зарплату сотрудникам, чтобы они могли поддерживать какой-то адекватный минимальный уровень жизни. Мы урезали зарплату сотрудникам в среднем на 50 % (в зависимости от формата работы) и переквалифицировали часть из них в курьеров. Так многие сотрудники, раньше работавшие в зале или на баре, сейчас берут курьерские смены и осуществляют доставку. Это важно, так как мы изначально могли просто закрыться и постараться как-то отсидеться в нуле, но тогда бы все эти люди (а это порядка 80 человек) просто остались бы без средств к существованию. С помощью доставки мы продолжаем генерировать хоть какие-то деньги для каждого из сотрудников, чтобы они могли покрывать самые необходимые нужды.
Всем своим поставщикам надо начать платить максимально поздно. У всех есть в договорах возможные отсрочки платежей, и сейчас самое время ими воспользоваться.
Следующее, что надо сделать, — пообщаться со своим арендодателем. Постараться ему объяснить, что с связи с ситуацией в стране вы переживаете трудности и в его же интересах снизить либо вообще отменить плату за аренду помещений на время карантина. Потому что даже если сейчас вы просто съедете, он не сможет никого найти в ближайшие несколько месяцев и потеряет в деньгах еще больше, чем если бы он просто дал вам какую-то скидку. Даже после того как карантин закончится, экономика будет в кризисе еще какое-то время, и вряд ли найдется много энтузиастов, готовых снять коммерческие помещения. Так мы пообщались с нашими арендодателями, и они оба пошли на уступки и сделали нам хорошие скидки на эти месяцы.
Запустили доставку
На первой же неделе закрытия мы запустили доставку, и это начало генерировать нам где-то 10 % от нашей обычной выручки (то есть мы потеряли 90 % нашего обычного дохода). Весь апрель мы постепенно наращиваем обороты доставки: подключились к разным агрегаторам, рекламируем нашу доставку, вводим больше позиций. И все равно это где-то около 15 % от того, что мы зарабатываем обычно.
Сперва мы запустили доставку через Instagram и просто по телефону, затем через Яндекс.Еду и Delivery. Оба этих сервиса предложили некие «карантинные условия» (Яндекс не берет комиссию за первые сто заказов, а у Delivery она снижена). Мы подключили оба сервиса, и количество доставок сразу заметно выросло (на 30–40 %). При этом хочу отметить: Яндекс приносит в 3–4 раза больше доставок, чем Delivery, плюс работать с ним гораздо удобнее.
Запустили сертификаты и donation
Следующее, что мы сделали, — это запустили сертификаты. Как это работает: человек может купить сертификат на любую сумму, кому-то в подарок или себе, и дальше потратить его у нас в любом из заведений после окончания карантина. Так мы собрали около 70–80 тыс. руб.
Также в соцсетях мы рассказали о своем непростом положении и объявили, что принимаем донаты от всех, кто хочет нам как-то помочь. И люди действительно начали скидывать деньги безвозмездно.
«Переформатировали» маркетинг
Что касается маркетинга, мы переквалифицировали весь наш контент под формат онлайн. Так, например, вечеринки с диджеями запустили в Instagram — они транслируются онлайн в нашем аккаунте по пятницам и субботам. Запускаем различные розыгрыши. Раньше у нас были концерты по воскресеньям, теперь мы транслируем их онлайн — артисты у себя дома играют и поют, снимая себя на камеру. И это очень классно, так как постоянно держит в тонусе нашу аудиторию в соцсетях.
Ровесник live стал Ровесником online. Певица Ушко специально для нас устроила лайв-концерт у себя в ванной.
Так дома сидят наши гости с доставкой:
А так мы поздравляем всех именинников на карантине:
Рассчитывали только на себя
Когда мы планировали три сценария дальнейших событий, ни в одном из них мы не рассматривали никакую возможную помощь извне. И оказались правы: действительно, государство нам никак особенно не помогает. Единственное, что было сделано, — это перенесена оплата налогов и страховых взносов на 6 месяцев. Сложно назвать это помощью, ведь по-хорошему их надо было вообще отменить. Но хоть что-то. То же самое касается выплаты минимального оклада всем сотрудникам, пострадавшим от введения карантина. Это всего 12 000 руб., что для Москвы — смешная сумма. Но хоть какая-то помощь.
Также правительство Москвы выделило субсидии на покрытие комиссии сервисов доставки. Как это должно было работать: если ты подключен к Яндекс.Еде или Delivery и они берут с тебя комиссию, государство должно вернуть тебе эти деньги из субсидии. Мы сначала обрадовались такой помощи, но не тут-то было. Оказалось, что, во-первых, есть поправка на то, какие сервисы попадают под эту программу, а во-вторых, обязательное условие по размеру комиссии у этих сервисов таково: она должна быть не больше 20 %. Но в среднем комиссия всех сервисов составляет 30–35 %, и получается, что ни один из них не попадает под данную субсидию. 😅
Кому проще закрыться?
Надо понимать, что сейчас будут закрываться те бизнесы, которые и в обычное время были не очень эффективны. Таких на самом деле довольно много: они либо как-то выживали, либо были в нуле, но их идея, команда, бизнес-модель не были жизнеспособны. И в обычное время такой бизнес не приносил хороших денег, а сейчас и вовсе ушел в минус. Таким проектам сейчас тяжелее всего, и, может быть, действительно проще закрыться.
Например, тот же рынок аренды недвижимости в Москве, который неадекватно «раздут» и в принципе далек от некоего экономического равенства, возможно, теперь придет в норму, так как много проектов сейчас закроется, новые не будут открываться еще какое-то время и арендодатели поймут, что надо снижать ставку.
Планы на будущее
Что еще «антикризисное» мы планируем делать?
В первую очередь будем максимально стараться получить поддержку от государства — продолжим искать любые возможности, чтобы хоть как-то компенсировать наши потери с помощью новых законов и постановлений.
Также будем продолжать делать то, что делаем сейчас в онлайне: удерживать тот уровень доставки, который у нас есть. В данный момент мы можем существовать «в нуле». И если будем продолжать удерживать текущие показатели, то спокойно проживем еще пару месяцев.
Несмотря на то что впереди еще минимум два месяца работы только онлайн, мы уже готовимся к «послекарантинному времени» и всем советуем поступать так же. Когда люди смогут выйти из дома, перед ними будет большой выбор, куда пойти, и наша задача — сделать так, чтобы они пришли к нам.
Всем рестораторам хочу пожелать удачи и стойкости. Кризис — не время для отчаяния. Да, это большая перестройка, и без обновления всех стратегий, отказа от прошлых планов и урезания расходов не обойтись. Но это и время для чего-то нового — еще пару месяцев назад мы и подумать не могли, что наш бар может существовать онлайн, а сейчас у нас вечеринки и концерты в прямом эфире. Будьте гибкими, смелыми, оставайтесь дома и в хорошем настроении. А если с последним будут проблемы — заказывайте доставку и заходите к нам в Instagram или на сайт — там вас ждет много веселья. Все будет хорошо!
Расскажите о том, как вы преодолеваете кризис. Лучшие истории и советы мы опубликуем на vc.ru и в блоге CoMagic. Подробности — на странице проекта CoMagic.Help.
Если бар, это алкоголь, а алкоголь доставлять нельзя. То что у вас покупают заказывают? Только еду?
Спасибо за вопрос! В нашем случае "бар" чуть более широкое понятие, это скорее трансформер, который сочетает в себе и кухню, и кофе. Поэтому мы доставляем безалкогольные напитки, кофейные зерна, еду, а так же сеты (например несколько позиций из еды + условно лимонад + мерч (у нас есть толстовки, футболки, сумки и т.д.).
Плюс мы продолжаем работать на вынос, т.к. часто заходят люди и берут что-то "с собой". На вынос мы и коктейли бутилированные отдаем, и настойки.
ну если доставка мерча и еды из бара дает 15% обычной выручки, то это уже круто)
Персонал согласился на снижение зп на 50%?
Без обид - но у вас очень специфичный бар/клуб
Музыка из 90x и 0x (видимо нет лицензий на что-то более современное)
ОЧЕНЬ маленький танцпол, школьники в качестве аудитории.
Нет смысла особого задерживаться в таком (держатся за место)
Добрый день! Персонал согласился конечно, потому что в текущих реалиях выбор стоит либо совсем не получать никаких денег (устроиться куда-то сейчас довольно сложно), либо получать какой-то минимум, чтобы можно было тратить на первостепенные нужды (еда, проживание и т.д.). Многие проекты полностью законсервировались, у их сотрудников совсем не было выбора.
Никаких обид, спасибо за мнение! У нас действительно необычный концепт - мы стараемся делать то, во что сами верим и что нам нравится. Поэтому и музыка 90х - 00х часто играет, потому что она нам нравится (дело не в лицензии). Мы бы с удовольствием расширили площадь (и даже начали работу над этим до карантина), но т.к. у нас независимый проект, то все инвестиции тоже наши, поэтому приходится работать с тем, что есть :)
Средний возраст нашей аудитории 20-24 года, вы правы она достаточно молодая. Но мы никогда не позиционировали себя, как место для молодежи, наоборот - мы рады всем. Скорее всего из-за демократичных цен и атмосферы как у друга дома, в Ровесник ходит много молодых людей.
Удачи вам и здоровья!