Сеть поддельных клиентов и фальшивый сотрудник: WSJ разобрала обман инвесторов «китайского Starbucks» Luckin Coffee Статьи редакции

Главный конкурент Starbucks в Китае претендовал на звание технологической кофейни, но накрутил показатели — и после вскрытия обмана акции упали в 20 раз.

За три года работы китайская сеть кофеен Luckin Coffee обошла местный Starbucks по количеству точек, привлекая покупателей низкими ценами и раздачей купонов, а её стоимость на бирже достигла $12 млрд.

Но в апреле 2020 года компания призналась, что завышала финансовые показатели. Стоимость акций рухнула, капитализация упала ниже $1 млрд.

Журналисты The Wall Street Journal изучили документы проверки и выяснили, что основными корпоративными клиентами Luckin Coffee были компании-«пустышки», связанные с контролирующим акционером.

Кофейня Luckin Coffee WSJ

Что известно о Luckin Coffee и её росте на рынке

Luckin Coffee создали в 2017 году основатель сервисов аренды автомобилей Car и Ucar Чарльз Лу и бывший операционный директор этих сервисов Дженни Цянь. Сейчас Цянь — генеральный директор компании, а Лу владеет её контрольным пакетом акций.

Luckin Coffee работает с клиентами через собственное приложение, они заказывают кофе и переводят оплату только через него. Основатели убеждали инвесторов, что такая модель помогает им оптимизировать продажи и закупки.

Компания часто проводила раздачи купонов на бесплатный кофе и скидки во время будущих покупок. Цена стакана латте в Luckin Coffee с учётом скидки достигала $1,67 — в три раза меньше, чем в Starbucks.

Через год после запуска компанию уже оценивали в $1 млрд. К тому времени она открыла в Китае две тысячи точек, где предлагали кофе с доставкой и навынос, многие из них находились недалеко от точек Starbucks.

В мае 2019 года Luckin Coffee привлекла $651 млн на IPO, капитализация компании достигла $5 млрд в первый же день торгов на бирже. К концу года у неё было 4500 точек в Китае (на 300 больше, чем у Starbucks), и она объявила, что её продажи выросли на 558%, а выручка — на 80% год-к-году.

«Это был взрывной, огромный рост, и такие показатели выглядели очень привлекательно для многих инвесторов», — говорил аналитик в сфере ресторанного бизнеса и основатель Quo Vadis Capital Джон Золидис.

Кофейня Luckin Coffee WSJ

Как компания подделывала продажи

Ещё за месяц до IPO сотрудники Luckin начали подделывать продажи, рассказал источник WSJ. Они зарегистрировали в приложении множество аккаунтов, привязанных к разным телефонным номерам, и с их помощью оплачивали купоны на кофе.

У компании были крупные корпоративные клиенты, которые регулярно приобретали купоны на кофе, но в 2019 году их в больших количествах стали покупать мелкие малоизвестные компании. Например, компания Qingdao Zhixuan Business Consulting приобрела купонов на $134 тысячи за один раз и сделала более 100 таких заказов только за полгода.

Согласно реестру компаний Китая и Гонконга, Qingdao Zhixuan Business Consulting связана с одним из родственников Лу, с исполнительным директором Ucar и исполнительным директором Luckin Coffee через сложную сеть других компаний, их директоров и акционеров. При этом у компании был такой же телефонный номер, как у одного из филиалов Car, и такой же электронный адрес, как у Ucar.

Всего за 2019 год Luckin Coffee оформила по такой схеме купонов на $210 млн.

В то же время Luckin Coffee регулярно переводила платежи 12 партнёрам: поставщикам сырья, сервисам доставки и найма сотрудников. Китайские регуляторы выяснили, что до мая 2019 года у многих из них не было регистрации, а их адреса и контакты совпадали с данными предыдущих проектов основателей, Car и Ucar.

Проверка показала, что за всё время существования компании сотрудница Luckin Coffee по имени Лин Лян перевела партнёрам более $140 млн. По словам людей, близких к компании, такой сотрудницы не существует, платежи подтверждала Цянь, а финансовый директор Luckin Coffee не знал о них.

Как разоблачили компанию

В январе 2020 года инвесткомпания Muddy Waters Research из США опубликовала отчёт о работе Luckin Coffee. Она утверждала: анализ чеков и видеозаписей из точек Luckin Coffee и опрос 1500 клиентов показал, что компания врёт о своей прибыли. После этого акции компании упали, но позднее возобновили рост, так как руководство Luckin Coffee стало отрицать обвинения.

Однако в начале апреля представители компании признались, что в апреле-декабре 2019 года сотрудники сфабриковали транзакции на общую сумму $310 млн. Компания не раскрыла реальный размер оставшихся доходов, до этого она отчитывалась о выручке за январь-сентябрь 2019 года в размере $413 млн.

Признание ещё раз обрушило акции компании: к 27 мая они упали до $2,5, тогда как в январе 2020 года они торговались по $50. Капитализация с начала 2020 года упала с $12 млрд до $650 млн.

Основатель компании Чарльз Лу не стал давать комментарий WSJ, но 20 мая публично извинился и заявил: «Возможно, к проблемам привело то, что наша стратегия была слишком агрессивной, и компания выросла слишком быстро, но я ни в коем случае не собирался обманывать инвесторов».

0
57 комментариев
Написать комментарий...
Vladimir Medvedev

Китайский рынок очень не прозрачный. Доверия к ним мало, я бы не стал инвестировать. Пусть там и высокий рост.

Ответить
Развернуть ветку
Kostya Golikov

Не очень прозрачный это вы так мягко обрисовали: китайские компании которые торгуются на американских биржах, в отличии от американских и европейских фирм, не проходили никакого пристального аудита. До сих пор практически весь анализ проводился китайскими же фирмами, которые могут какие угодно цифры рисовать: если большая четверка еще дорожит своей репутацией, то этим нечего терять. 

К слову есть ненулевая вероятность что их котировки в ближайшее время пойдут вниз: трамп как раз в пятницу объявлял что пора бы их прижать и есть два стула: аудит или делистинг.

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
A SUS
Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Это не умоляет заслуг этой сети собственно по росту, феноменальная история, первые 9 месяцев открывали по 3 кофейни в день! 800 штук. За два года с 0 до 4500 точек.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Smirnov

А откуда столько денег? Китайское правительство?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Vlad Vlad

В статье написано, что за первый год 2000 точек открыли, скорость действительно поражает воображение.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Bagrintsev

Внезапно... не очень понимаю, когда говорят о прозрачности в Америке и Европе, когда примеров с обманом и в этих странах не мало. Вспомнить блондинку с ее медицинским стартапом, Энорн с выдуманными прибылями, дизельгейты и т.д. Азиаты, просто решили скопировать рабочие бизнес модели у беловоротничковых и поиграть по их правилам. Пацаны к успеху шли.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Tikhonenko

Обычное дело. Так же раскручивали несколько художников - череда сделок по все более высоким ценам среди аффилированных лиц. Цель - пиар художника и продажа работ  за сотни тысяч или даже миллионы долларов.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Струков

А фамилии известны?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Denis Smirnov

Картины имеют абстрактную ценность. Если купили за определенную сумму,  то потомучто понравилось, не значит что за ту же сумму можно продать. Если конечно это не картины художников прошлых эпох.  Обычный базар - мол, тут уже очередь а картиной выстроилась. В инвестициях это совсем не обычное дело, потомучто акции это доля в бизнесе и цель вполне конкретная, генерировать прибыль. 

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Артем Бондарев

Ну чего, кто China Hustle на нетфликсе смотрел?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Zaynulin

Не слышал, а о чем там?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Denis Smirnov

Классно... Надо открыть шаурмячную лучше и дешевле других шаурмячных и  сказать что их тысячи по стране. Наварить денег. На инвестициях разумеется, не на продажах :-)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Савинов

А что, открываете АО Шаурма, выпускаете 1 миллион акций по 1 коп / шт, сами же, либо ваши знакомые, их покупают..
Капитализация чисто по акциям: 10^6 * 10^-2 = 10^4 = 10 тыс руб
...
И одну акцию после этого продаете/покупаете за, скажем, 1 тыс руб.. 
Капитализация( по акциям ) становится: 10^6 * 10^3 = 10^9 = 1 млрд руб

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Ware Wow

размер сети пока под сомнение вроде не ставили

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Вот именно так обманывать это криминал суровый, по идее если их правительство не отмажет они присесть должны. Менеджеры они гениальные, безусловно. Но опустились до банального мошенничества, это не "обман", это мошенничество и воровство обыкновенное.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Ivan Vishnyakov

Вопрос только как так получилось, что холопа блокируют за несколько циклов покупки продажи акций - можешь мухлевать.
А компании с миллионными оборотами сами себя торгуют на тех же биржах без аудита.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Бавин

Китай. Если коротко, то не дают проводить аудит.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Константин Рогов

Примерно 99% китайских компаний

Ответить
Развернуть ветку
Artjom Rabtsevits

Это все, что надо знать при оценке инвестиций в Китайский фондовый рынок/китайские компании. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Убит админом

Лохи то инвесторы, которые им деньги давали. Значит никакие модели и практики оценки компаний не работают. Венчурный рынок должен измениться или его так и продолжал облапошить!

Ответить
Развернуть ветку
Роберт Купцов

НиХСебе 

Ответить
Развернуть ветку
$амурай маркетинга

Перед IPO такие истории знаю и в РФ. Лет 8-9 назад крупный онлайн-ритейлер (имя не называю намерено) перед очередным инвестиционным траншем, прикупил не хило так порно-трафика, чтобы продемонстрировать "высокую посещаемость"... Про китайцев не удивлен ну ни разу.  

Ответить
Развернуть ветку
Когда-то был

Аяз, ты?

Ответить
Развернуть ветку
54 комментария
Раскрывать всегда