Бизнес в фудтехе: с чего начать и сколько это стоит

Открывая сервис доставки здорового питания в 2020 году, накормить клиента уже недостаточно. Нужно быть быстрым, удобным, экологичным. Посчитали, сколько потратит новый игрок фудтех-рынка в начале пути.

Мы создали компанию Fresh Lab в 2016 году с минимальными вложениями, разместив производство в столовой частного детского сада. Запустили две продуктовые линейки и разработали самый простой сайт.

Спустя 4 года подобная бизнес-стратегия на старте уже не работает. Конкуренция быстро растет, клиенты переходят от одной компании к другой в поисках удобства и разнообразия.

Составили список составляющих, необходимых для запуска сервиса доставки питания сейчас, и посчитали их примерную стоимость.

Функциональный сайт и приложение

Сайт и приложение сервиса доставки еды должны быть высокофункциональными, с интуитивно понятным интерфейсом.

Не забудьте добавить на свои площадки:

  • качественные фото своих блюд (не используя картинки из интернета);
  • удобный личный кабинет;
  • простую механику заказа в несколько кликов;
  • форму обратной связи;
  • продуманную систему начисления бонусов;
  • разные варианты онлайн-оплаты;
  • индивидуальный подбор питания;
  • конструктор меню;
  • механику продления и обработки заказов.
примерно 1 млн рублей
средняя стоимость разработки сайта
примерно 15 тысяч рублей в месяц
стоимость разработки приложения

CRM-система

Логистика производства и доставки питания настолько сложна, что невозможно обойтись без правильно подобранной CRM-системы.

Когда количество заказов достигает больше 20 в неделю, процессы нужно автоматизировать. Иначе путаница и срыв сроков обеспечены.

В системе должны быть:

  • накладные;

  • списания;

  • четкий план для каждого цеха;
  • ведение клиентов (когда и что должно быть доставлено, когда позвонить по обратной связи, когда предложить продление питания, когда напомнить о себе, уведомить о доставке, уведомить о курьере);
  • отслеживание финансов по заказам;
  • статистика клиентов;
  • анализ продуктов.

Мы за 4 года протестировали несколько систем: Амо СРМ, Retail CRM, Bitrix 24, MatserlifeCRM (польская разработка для доставкаи рационов питания). В итоге пришли к варианту собственной разработки.

примерно 240 тысяч рублей в год
стоимость абонентского обслуживания готовой СRM-системы
примерно 1,2 млн рублей

разработка и поддержка собственной CRM

Конструктор рационов

Основная причина, почему люди уходят к конкурентам или делают перерывы в заказах — им надоедает еда.

Питаться одним и тем же 1–2 месяца никто не хочет

Мы решаем эту проблему с помощью опции «Конструктор». Она позволяет заказчику самостоятельно составлять рацион питания из всех блюд, которые существуют в меню.

Опция сложна в технической реализации, её невозможно запустить без отлаженной CRM-системы, позволяющей автоматизировать всю производственную линию.

Ввод «конструктора» займет длительное время. Мы готовились к запуску 1,5 года. Первый месяц тестировали на постоянных клиентах, отрабатывая технологию.

от 400 тысяч рублей
стоимость реализации «Конструктора»

Производственные помещения, соответствие стандартам

Помещение, в котором вы планируете готовить, должно соответствовать как минимум стандартам «Роспотребнадзора», а лучше мировым стандартам.

Для этого производство должно быть оснащено необходимым оборудованием:

  • холодильные и морозильные камеры, отдельные для каждого вида сырья и готовой продукции;

  • шокер для оперативного охлаждения готовой продукции;

  • столы, моечные ванны, стеллажи, шпильки для гастроемкостей;
  • технологическое оборудование: мясорубка соответствующей мощности, овощерезки, блендеры, вакууматор, соковыжималки;
  • укомплектованный горячий цех: плиты, пароконвектоматы, грили, рисоварки;
  • посудомоечные машины достаточного объема;
  • оборудование для запайки контейнеров пленкой;
  • достаточное количество инвентаря.

Само помещение должно соответствовать стандартам пищевой промышленности, иметь мощную вентиляцию, приточную и вытяжную, облицованные кафелем стены и полы, трапы и раковины в каждом цеху, системы обеззараживания (УФ лампы).

примерно 300 рублей
цена за 1 м² среднего производственного помещения
от 450 до 1000 рублей
цена за 1 м² чистого помещения под пищевое производство
примерно 2000 рублей
цена за 1 м² помещения с оборудованием

Цены указаны в Санкт-Петербурге (московские цены на 10–15% выше).

Качество продуктов и отбор поставщиков

Несколько советов, как отбирать поставщиков:

  • Исходите из качества сырья. На каждую группу продуктов необходимо несколько поставщиков для исключения ситуаций отсутствия необходимых ингредиентов. По ключевым позициям лучше работать с производителями напрямую — птица, мясо, яйца, творог, молоко. Разумеется, вся продукция должна быть сертифицирована и с указанием сроков годности.
  • Не менее важно, чтобы поставщик был проверенным и обязательным в логистике. Даже самая лучшая вырезка по самой низкой стоимости не нужна вам, если она приехала на 10 часов позже оговоренного срока.

Логистика

Правильно организованная логистика доставки составляет 30% успеха бизнеса.

1–2 опоздания = потеря клиента.

Отладить процессы помогут профессиональный логист и CRM-система.

Команда

Не стоит раздувать штат с самого начала. На первых этапах команда может состоять из 2–3 поваров, оператора, старшего логиста, менеджера по закупкам.

Диетолог может консультировать удаленно по запросу. Маркетолог — работать на аутсорсе.

Фасовать, упаковывать и развозить заказы по клиентам в начале можно самостоятельно.

Если же вы хотите выйти на рынок сразу с полным набором специалистов, то нужно нанять:

  • Шеф-повара;

  • Поваров;
  • Диетолога;
  • Логистов;

  • Курьеров;
  • Оператора колл-центра;
  • Бухгалтера;
  • Технолога;

  • Кладовщика;
  • CVV-менеджера;

  • Маркетолога;

  • Контесктолога;

  • Таргетолога.

Команда должна быть самостоятельной, так как в сфере доставки готового питания очень много нюансов. Каждый сотрудник должен уметь решать вопросы без участия руководителя, чтобы производство не останавливалось и не было срывов по срокам.

Продвижение

Сарафанное радио, безусловно, рабочий инструмент в нашем бизнесе, но его недостаточно.

Список эффективных методов продвижения на рынке фудтеха:

  • инфлюенс-маркетинг — отлично работает в качестве рекомендаций и демонстрации продукта;
  • контент-маркетинг — постоянная связь с клиентами, обсуждение новинок, полезный контент;
  • seo-продвижение сайта, контекстная реклама — выдача в поисковиках в первых строках для нашей ниши необходима;
  • таргетированная реклама — знакомство с новой аудиторией;
  • email-маркетинг — оповещение текущих и бывших клиентов о новинках и акциях.
от 50 тысяч до 150 тысяч в месяц
бюджет на маркетинг на начальных этапах

Общение с клиентами

Если вы не дадите своим клиентам то, что им нужно, — они уйдут искать это к конкурентам.

Наш совет — узнавайте потребности!

  • Организуйте работу саппорта.
  • Сделайте форму обратной связи удобной.
  • Опрашивайте в соцсетях при запуске нового меню, опции, функционала на сайте.
  • Проводите интервью с постоянными клиентами.
  • Просите обратную связь по конкретным блюдам (составляйте рейтинг блюда).

Затраты на зарплату 2–3 операторов и маркетолога

Экологичность

Учитывайте возможное возражение от потенциальных клиентов, что доставка готовой еды оставляет за собой слишком большое количество пластиковых отходов.

Мы решили этот вопрос запуском программы по сбору пустых контейнеров — наши клиенты возвращают курьеру пластиковую посуду, а мы отвозим ее на переработку.

Затраты на реализацию программы отсутствуют. Программа позволяет экономить на вывозе несортированного мусора.

Спрос сейчас распределяется между разными форматами доставки. Потребитель пробует многообразие вариантов — от стандартной доставки продуктов из супермаркета до доставки из распределительных центров за 15 минут. Конкуренция диктует правила, которые придется учитывать при желании играть в одной песочнице с лидерами отрасли. Открыть компанию на коленке в 2020-м уже не получится.

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Ivan Shishkin

Статья для того, чтобы никто не пошел в фудтех)

Ответить
Развернуть ветку
Артем Пасько

примерно 15 тысяч рублей в месяц
стоимость разработки приложения

Не понял.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Kuzmin

Тоже удивило, особенно после 1,2 млн на сайт.

Ответить
Развернуть ветку
A SUS

Как заработать на фудтехе в России:
1. Стать зампредседателя сбербанка
2. Купить в августе 2018 инстамарт
3. Продать в феврале 2019 инстамарт сбербанку
4. Профит х10
Не понятно только куда смотрит центр комплаенс сбербанка, в котором работает несколько тысяч сотрудников

Ответить
Развернуть ветку
Антон Сухов

Определенно я кушал в сервисе из поста. Fresh Lab - название знакомое, а за последние пару-тройку лет мной были продегустированы все конторы по доставке здорового питания в СПб. Если я правильно помню, Вы объединились с Gym Meal? Их запомнил как образец того, что заказывать не стоит.

Можете сказать какая у вас киллер-фича? Мне действительно интересно. Потому что есть лидер рынка, где за аналогичную (среднюю) линейку просят на 11,500 рублей меньше за 28 дней. И доставка там в любой день час в час. У вас огромные вечерние окна привязанные к дням недели. Есть и другой сервис, где за сопоставимую цену (но все равно меньшую) привезут больше приемов пищи. И при этом то, что в реальности мне там привозят выглядит лучше, чем фотографии из меню на вашем новом сайте.

Пока я, как опытный клиент подобных сервисов, вижу ваш дорогим, неказистым, неудобным (доставка).

Ответить
Развернуть ветку
Денис Караван

Это Ян Фай, один из двух поваров которые получили звезду Мишлен, работая в уличном кафе в Таиланде. Ей 70 лет. Готовит только она. Есть помощники, которые делают заготовки и обслуживают столы.
___
Бабушка не очень умеет в маркетинг и экологичность, но зато хорошо готовит.
Я в Запорожье съел булочку с маком купленную в кондитерском павильоне за сущие копейки (название заведения к сожалению не помню, но нам пришлось отстоять очередь на улице) - потом пол-года ходил, всем рассказывал какое оно невероятно вкусное и как там много мака было. В общем готовить надо так, чтобы очередь стояла на улице. 

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Vavilov

Да обычно она готовит, просто от "одинаковости" высокой кухни все устали, и им нужно было пропиарится. Смысл мишлена что сложность приготовления одних и тех же продуктов х5, внимание к каждой детали. 

Ответить
Развернуть ветку
Саша Неретин

А кто у вас пищевой безопасностью занимается? Судя по списку должностей никто.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Ustimenko

Как же задолбали со своей экологичностью. 

Ответить
Развернуть ветку
Антон Сухов

В экологичности нет ничего плохого. Но и фичей это быть не может в наших условиях. Тем более, если речь идет о доставке еды. Просто, как написано в посте "затраты на реализацию программы отсутствуют."

Ответить
Развернуть ветку
Саша Белов

Странные цифры, наугад выставляли?)

Ответить
Развернуть ветку
Olga Kulakova

Приятно читать, что бюджет на маркетинге упоминается и выделяется.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

Годный рецепт слегка и правильно попилить бюджет доверчивых дядек....
Записал, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Романов

На сайт главное 1 млн руб. А приложение "в месяц" 15 тыс. Блин, может наоборот. Приложение на 2 платформы - миллион, а сайт и за 15к сделают.

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Романов

Блин, интересно, я один афигеваю от того, что люди уже еду заказывают.... ??? А посрать простите тоже можно заказать, чтоб самому не ходить? А то лень и время то нет совсем....

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда