«Это экзит, а не инвестиции»: зачем основатели продали «Кухню на районе» и что получат «Сбербанк» и Mail.ru Group Статьи редакции

Краткая история сервиса и мнения участников рынка.

«O2O холдинг» — совместное предприятие «Сбербанка» и Mail.ru Group — покупает контроль над сервисом экспресс-доставки готовой еды «Кухня на районе», который в 2017 году запустили основатели «Рокетбанка». СП получит 84,7% компании, остальное останется у основателей.

«Кухня на районе» войдёт в экосистему «Сбербанка» и Mail.ru Group. Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров оценил сделку в 900 млн рублей. Таким образом, оценка всей «Кухни на районе» может составить 1,06 млрд рублей. Сооснователь петербургского сервиса доставки еды «Готово» Александр Церетели предполагает, что сумма сделки могла составить 3–5 млрд рублей. Официально участники сделки не раскрывают её стоимость.

Ещё до сделки «O2O» уже получила 30% сервиса в залог по займу на 290 млн рублей. Тогда гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров оценивал «Кухню на районе» в 1–1,2 млрд рублей и предполагал, что «O2O» выкупит доли основателей и финансовых инвесторов, среди которых сооснователь Qiwi Сергей Солонин и группа компаний ПИК.

Коротко про «Кухню на районе»

«Кухня на районе» работает в Москве с осени 2017 года. Компания выбрала формат домашней еды, которую пользователь мог бы приготовить и сам: пюре с сосисками или гречневую кашу с беконом. Сервис доставляет блюда в радиусе пары километров от кухни за 15–30 минут.

Идея родилась из внутреннего проекта «Рокетбанка». Один из основателей Алексей Колесников сделал приложение «РокетКафе», чтобы решить вопрос организации питания для команды: сотрудники могли заказать кофе, сэндвичи и кальян к рабочему месту.

Сервис нравился и гостям офиса: вместо того чтобы общаться с секретарём, они открывали приложение и выбирали, что хотят, и к началу деловой встречи всё уже было готово. Тогда основатели сделали самостоятельный сервис за пределами «Рокетбанка». Так появилась «Кухня на районе».

Для тестирования идеи и открытия первой кухни в районе офиса «Рокетбанка» Колесников и сооснователь Олег Козырев выделили по 2,5 млн рублей из личных накоплений. Ещё около 5 млн рублей позже инвестировали партнёр по «Рокетбанку» Михаил Провизион, знакомый Колесникова Павел Мельников и бывший вице-президент «Открытия» Максим Янпольский.

За полгода со старта «Кухня на районе» выручила 9,2 млн рублей, но получила убыток около 10 млн рублей. «Многие смеялись над нами в соцсетях, писали: "Когда поймёте, что это безнадежно, позвоните мне, я куплю у вас печку"», — рассказывал Колесников Forbes в декабре 2019 года.

Летом 2018 года проект привлёк внимание застройщика ПИК и сооснователя Qiwi Сергея Солонина, на тот момент уже совладельца «Рокетбанка». Колесников поделился с Forbes, что один из директоров инвестиционного фонда группы ПИК жил в зоне доставки первой кухни и связался с командой через Telegram-чат техподдержки «Кухни на районе».

Его жена как-то узнала о нас и заказывала еду. Этот директор увидел пакет с надписью «Кухня на районе», спросил, что это, и позвал знакомиться.

Алексей Колесников
, сооснователь «Кухни на районе»

ПИК и Солонин в сентябре-октябре дали компании бридж-кредиты на поддержание роста до фактического подписания сделки, а об инвестициях объявили в марте 2019 года. Объём участники сделки не раскрывают. По оценкам источников Forbes на рынке фудтеха, речь шла о «нескольких миллионах» долларов.

На конец года у «Кухни на районе» было 27 кухонь. В совместном заявлении «Сбербанка» и Mail.ru Group написано, что у сервиса 34 кухни в Москве, в день пользователю делают больше 20 тысяч заказов.

Что означает сделка для участников и для рынка

После сделки «Кухня на районе» станет частью экосистемы Mail.ru Group и «Сбербанка», куда входят в том числе сервис доставка еды из ресторанов Delivery Club и экспресс-доставка продуктов «Самокат».

По итогам 2020 года «Кухня на районе» достигнет выручки более 3 млрд рублей и охватит почти всю Москву, заявили новые совладельцы. Компания «Локалкитчен», которая управляет сервисом, закончила 2019 год с выручкой 633,3 млн рублей и убытком в 635,6 млн рублей, следует из данных системы «Контур.Фокус».

Сервисы полного цикла: «Кухня на районе», «Лавка», «Самокат», «Готово» — всё это бизнес про масштаб. Они начинают зарабатывать на определённом этапе развития и масштабирования на привычке пользователя, частотности заказов, экономии на закупке. Другие проекты, вроде «Много Лосося», прибыльны с первого дня и растут умеренными темпами при помощи агрегаторов и тесной интеграции с ними.

Александр Церетели
, сооснователь «Готово»

«Сбербанк» и Mail.ru Group рассчитывают использовать технологии «Кухни на районе» в продуктах своих экосистем. У компании есть:

  • Собственная система прогнозирования спроса, которая подсказывает, какие продукты и в каком количестве стоит закупить. Это помогает снизить списание продуктов и расходы на закупки.
  • Фабрика-кухня — производство полуфабрикатов, откуда заготовки отправляются на районные кухни. Аналогичная есть, к примеру, у «Яндекс.Лавки», конкурирующей с «Самокатом».

Mail.ru Group хочет сделать конкурента «Яндекс.Лавке», покупка «Самоката» и «Кухни на районе» вписывается в эту концепцию, думает основатель ресторана доставки «Вкуслаб» Артём Лаптев.

В пресс-релизе «Сбербанка» и Mail.ru Group нет цитат от имени основателей «Кухни на районе», хотя в таких сделках обычно высказываются все участники. Когда партнёры объявляли о покупке контроля в «Самокате», в релизе также не было цитат основателей сервиса.

Сооснователь «Кухни на районе» Алексей Колесников не ответил на вопросы vc.ru. Компания отреагировала на сделку в соцсетях уже после объявления: «Таким постановочным фото и выдуманной подписью мы хотели рассказать всем о прекрасной новости: мы получили инвестиции от СП "Сбербанка" и Mail.ru Group. Теперь будем ещё быстрее строить новые кухни, делать ещё больше меню, придумывать новаторские решения в приложении и быстрее доставлять (не является офертой)».

«Кухня на районе» не прокомментировала сделку, но отреагировала в Twitter: «Случайно никто не знает, кто на Вавилова 19 заказал всю Кухню? Райдер уже приехал»

Создатель Bright Kitchen и сооснователь проекта «Варламов есть» Михаил Рейдер ждёт, что после сделки «Кухня на районе» будет активно проводить промоакции, так как «Сбербанк» и Mail.ru Group «любят демпинговать».

Сооснователь «Готово» прогнозирует, что в начале 2021 года «Кухня на районе» выйдет в Санкт-Петербург, а затем отправится в Нижний Новгород и другие наиболее зрелые региональные рынки. «Готово» планирует тест в Москве и других регионах примерно в то же время.

Продажа могла быть вынужденной

«Думаю, сделку можно рассматривать как экзит, а не как привлечение инвестиций. Если бы им позволили, основатели продали и 100%. Так что, мне кажется, всё хорошо, и ребят можно поздравить», — рассуждает Рейдер.

Вырасти без стратега возможно, но в России, по ряду причин, маловероятно. Мало экзитов, мало инвесторов, ниже оценки. Но теперь другим игрокам в этом сегменте и нам в том числе станет попроще. Большая сделка подстегнёт интерес инвесторов к сегменту.

Михаил Рейдер
, основатель Bright Kitchen

Сооснователь «Додо пиццы» Фёдор Овчинников предположил, что для основателей «Кухни на районе» сделка была вынужденная. «Когда тебе каждый месяц нужны внешние деньги, чтобы финансировать работу, это не самая сильная позиция для переговоров», — написал Овчинников у себя на странице в Facebook.

Рейдер тоже считает, что «Кухне на районе» срочно нужны были деньги, но предложений от инвесторов оказалось не так много, и компания выбрала лучший вариант из возможных: «Я не думаю, что у них стояла очередь инвесторов с предложениями по оценке, скажем, 5x к выручке. Иначе сделка бы не начиналась несколько месяцев назад с займа под доли основателей по низкой оценке».

Ещё до продажи контроля «Кухня на районе» заняла у «О2О холдинг» 290 млн рублей под залог 30% — по 15% из 23,6%, принадлежащих сооснователям Олегу Козыреву и Алексею Колесникову. «На такой формат обычно не соглашаются, когда очередь стоит», — заключил Рейдер.

Александр Церетели из «Готово», напротив, считает сделку логичной, а не вынужденной, хотя и не исключает, что на продаже могли настоять инвесторы проекта.

Я думаю, что в стратегию «Кухни на районе» изначально входила продажа стратегическому партнёру, и сделка кажется максимально логичной, учитывая состав инвесторов, бэкграунд основателей и этап развития компании и рынка. Так или иначе это огромный успех и возможность двигаться дальше семимильными шагами, мы очень рады за коллег.

Вообще, такие интеграции и экзиты на рынке — это хорошо. Даже фонды с исключительно международными инвестициями сейчас стали присматриваться к российскому рынку и фудтеху в частности. Это огромный, бескрайний рынок, игроков может быть сколько угодно, главное, чтобы все они смогли убедить тех людей, кто готовит дома, то есть всех людей вообще, не готовить дома.

Александр Церетели
, сооснователь «Готово»

Представители группы ПИК и Сергея Солонина не ответили на просьбу vc.ru прокомментировать сделку.

0
79 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Лазарев

Дарккичен это как нанотехнологии, чатботы, биткоин,  датасаенс. Модное слово что бы разводить на инвестиции. Рестораны доставки существуют уже лет 20 и очевидно что стартаперам там места нет, слишком маленькая маржинальность))

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Наташа Смирнова

Капекс скорее всего.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Denis Glebko

норм бизнес.
сделал хрень (Рокетбанк) - продал, сделал хрень (КнР) - продал.

Ответить
Развернуть ветку
Nice Man

Почему хрень? Все что в убытке = юзер в плюсе.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Andrei Smirnovsky

Доставка столовской еды по цене нормального бизнес ланча.. ну такое

Ответить
Развернуть ветку
Балкон.Ру

Зато время не надо тратить на приготовление. Для Москвы актуально.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Алексей Вихров

Это экзит, бат нот инвестментс»: вай фаундерсы засейлили «Китчен инда гетто» и что загетает «Сбербанк» и Mail.ru Group

поправил ваш хедлайн. донт сенькайте

Ответить
Развернуть ветку
Camilla K

вообще не поняла, почему не любят кухню. За 300 рубасов принесут минут за 30-40 обедик, бесплатная доставка в любое время. На крайний случай вполне себе приятно, вместе вечного яндекса с доставкой в 500 рублей в обеденный перерыв 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Иванович

Может в разных районах у них разные цены? У меня за 300 стоит не обедик, а только одно блюдо из категории самых дешёвых. Обедик из 2-х блюд стоит уже 800 - 1000. Не так уж и дёшево. До пандемии я в кафе около работы ел рублей за 400 - 500 максимум. И, что самое важное, было вкуснее.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Наташа Смирнова

Может сравнить с сервисами доставки дневных рационов за 900-1000 за 6 блюд?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Ivan Ardintsev

Мне за 15 минут почти всегда привозят, за эту магию готов платить.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Деревянко

«Обедик» за триста рублей там может заказать только девушка, сидящая на диете. Борщ, гречка с котлетой и компот рублей на 800 выходят, как выше заметили. Потому и не любят.
И да, это даже дороже доставки Яндекса (зачем ей пользоваться?)

Ответить
Развернуть ветку
Camilla K

ладно, чуваки, под обедиком я имела в виду одно блюдо, компотов и салатов я не беру ахаха 

Ответить
Развернуть ветку
El'murza Alchakov

Я тут наволил кучу, недалеко, Сбербанк, вы выкупите ее у меня для своей экосистемы?

Ответить
Развернуть ветку
Тапкин Кот

- "зачем основатели продали «Кухню на районе»?
- бабло срубили

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Ilyin

даа, выкуп хорошо организованного, но очень убыточного бизнес-процесса за долги.
даже не представляю, что там из этого Сбербанк сделает. Ибо всегда, если основатели выходят из высокотехнологичного бизнеса, бизнес начинает хереть.

Ответить
Развернуть ветку
Ильяс Салумгереев

будет теперь сберкухня, с унылым зеленым логотипом)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Пенсионный Фронт

Годный коммент. 

Ответить
Развернуть ветку
L A

У меня рядом с домом нерестилище(блек китчен) КнР. Вообще КнР единственное место про которое  я регулярно слышу что кто-то там отравился из ближайшего круга и в карантин я понял почему:
1. два курьера столкнулись на перекрёстке, пельмешки рассыпались по проезжей части(до контакта пельмешков с асфальтом), были закинуты обратно с заменённым стикером и поехали дальше доставляться
2. Объезжали на тротуаре обдавая меня содержимом луж курьеры КнР примерно пару раз в неделю стабильно, раз в месяц стабильно кто-то подрезает прямо до контакта колеса этого их мопеда с ногой
3. Курьеры КнР ссут прямо на кустики рядом с их нерестилищем(грустно за мой район)
4. Постоянно стоял с курьерами ждал светофор, так вот походу рассказы про то как курьеров с ковидом заставляли работать — не сказки судя по тому что они обсуждали

Собственно это я к чему всё, хайп прошел, едальни начали открываться, людишки на работу выходить, отношение к бренду вот такое вот, пора сливать актив.
За фаундеров рад, думаю точно серийные предприниматели  не один ещё такой проект замутят который отрасль вперед продвинет задрав планку (рокета, КнР в части доставки).

Ответить
Развернуть ветку
Ильяс Салумгереев

не соглашусь про курьеров, эти курьеры ведь не заточены именно под этот ресторан, и их не обучают ссать и въебываться по перекресткам, все курьеры как одно, в том что продают отраву - кухня 90% вины, не следят за продуктами, оставшееся вчерашнее - используют сегодня, надо же экономить на всем. возможно не проверяют то, что им завозят из продуктов. а может поставщик въебался рассыпал рыбу или уронил ящик и рыбка разлетелась по кузову и он руками насобирал в коробку обратно) причин очень много, курьеры лишь берут запечатанную еду из ресторана и довозят таким как ты и я голодным. которые еще умудряются гонять на них, за копейки колесят сутками по городу с сумкой

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
K. A.

Те же Додо, например, обклеивают свои упаковки, чтобы курьер так сделать (уронить и переупаковать) не мог.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Alex Kuz

До моего дома их охват так и не добрался, поэтому не смог оценить качество и сервис.

Ответить
Развернуть ветку
Artur Kasimov

Спасибо, что написал. Как сам поживаешь?

Ответить
Развернуть ветку
Катерина Хрипко

а мне нравится кухня, ну не вся еда у них вкусная, но многие блюда прям вау, я бы не назвала это уровнем столовки. Но цены да, высоковаты... Не думала что у них такие убытки, особенно что пандемия не помогла странно) Я во время нее подсела на них)

Ответить
Развернуть ветку
Ильяс Салумгереев

пандемия всем ресторанам помогла))) многие чисто на доставке не вывозят)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Евгений Дроздов

Прайс у Кухни конский. Но вкусно. Они часто выручали меня когда было окно в 30 минут на обед.
Зашел тут в статистику: 68 заказов на 25 392 = средний чек 373,4 ₽
Надеюсь, что накидают плюшек для привлечения аудитории.
С другой стороны, читал я интервью с основателями (там было много слов о том, что они не ресторан, а более честные): все равно считаю, что прайс Кухни завышен. Цены на напитки - просто космос.
Милти - по качеству еды не хуже, а цена почти вдвое дешевле (у нас в БЦ есть точка, так что еще и доставка за 3 минуты).

Ответить
Развернуть ветку
Aleks B
Этот директор увидел пакет с надписью «Кухня на районе», спросил, что это, и позвал знакомиться.

cool story

Ответить
Развернуть ветку
К X

Статей о них миллион а чем они отличаются от монобрендового аналога деливери клаб так и не понятно. И даже Москву не охватывают

Ответить
Развернуть ветку
Борис Агафонцев

Да похер на них. Ни я.еда, ни дк, ни кнр ещё не отдал ни рубля. Я лучше выйду из офиса и возьму или свежий бургер или шаурму прям из рук продавца или ещё 4 столовки в 5 минутах ходьбы есть. 

Ответить
Развернуть ветку
Aleks B

шаришь

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Mirolubow

50% пользователей самых крупных фуд-стартапов США (Blue Apron и HelloFresh) отваливаются в первые два месяца пользования. 

Ответить
Развернуть ветку
Del Ins Up

Слушайте, а что раньше ели все эти люди, которые теперь заказывают готовой еды на десятки миллиардов рублей ?
Или это новое поколение миллениалов выросло, которое с одной стороны боиться выйти в кафе на улицу из офиса/дома, а с другой стороны лениться приготовить себе домашний обед с собой.

>главное, чтобы все они смогли убедить тех людей, кто готовит дома, то есть всех людей вообще, не готовить дома.

Не вопрос, достаточно продавать готовые блюда по себестоимости, а не в 10 раз дороже. Но так не бывает (ну кроме начального периода заваливания инвесторскими деньгами).

Ответить
Развернуть ветку
Vasiliy Leytman

ну бывает просто доходы растут, а времени свободного меньше становится => готовить тупо лень хотя и можешь => за время потраченное на готовку можно заработать больше. не очень полезно и хорошо. но как факт)

Ответить
Развернуть ветку
76 комментариев
Раскрывать всегда