История Зельевара: как мой интерес к травам превратился в бизнес / Часть 2 — Я запускаю первую добавку!

Привет, это снова Артём, он же Зельевар. Сейчас я — владелец бренда БАДов с авторскими рецептурами, хотя несколько лет назад о своём бизнесе и не помышлял. При этом травы и их воздействие на организм меня интересовали всегда. В прошлый раз я рассказал, как этот интерес помог мне и близким улучшить здоровье. Сегодня — рассказ про то, как я запустил свою первую биологически активную добавку (спойлер: всё оказалось очень непросто!). Заодно расскажу, почему на нашем рынке мало БАДов с уникальными рецептурами и много почти одинаковых препаратов, отличающихся по сути лишь упаковкой и названием.

Мой первый продукт вышел в январе 2020, сейчас их уже 4, а скоро будут и новые

1. Моя первая добавка: что это будет?

На момент, когда я решил выпустить свою первую добавку, у меня уже был успешный опыт самостоятельной работы с экстрактами трав. Кроме этого, я глубоко интересовался темой здоровья вообще и даже вёл об этом свой проект: на канале на YouTube и в группе Вконтакте я поднимал разные темы о здоровом образе жизни, питании и биологически активных добавках (БАД).

Итак, надо было решить, какой именно первый продукт я буду запускать. Чтобы понять это, я изучал российский рынок, общался со своими подписчиками и спортсменами, делал опросы. Анализировал американский рынок БАД: опыт показывает, что их тренды через некоторое время приходят к нам. Так, перебрав варианты для старта, я остановился на одном: бустер тестостерона. Это препарат, который должен поддерживать здоровый уровень этого гормона в организме, положительно влиять на либидо и выносливость. Я видел интерес к такому виду добавок, и то, что на нашем рынке совсем нет новых формул подобных БАД (а неэффективность старых давно доказана).

Я решил, что у моих продуктов будут оригинальные формулы

Я решил создать свою формулу. Изучил исследования, выбрал все экстракты, имеющие достойную доказательную базу, и опробовал их на себе. Отсёк всё неподходящее: то, что не разрешено использовать в составах БАД в РФ, то, что имело значительные побочные эффекты и большой список противопоказаний. Так получился список разрешённых в нашей стране безопасных компонентов, богатых активными ингредиентами. Они легли в основу моей формулы.

Однако, изучив российское законодательство, я понял, что не имею права заявлять о каких-либо эффектах своей добавки, поэтому мне пришлось выпускать свою БАД как «источник флавоноидов, содержащий форсколин», то есть, не говоря прямо о её действии, а лишь частично обозначив её состав.

Вот она, моя первая добавка!

Свой продукт я решил назвать «Берсерк». Берсерки — это воины из древнегерманской и древнескандинавской мифологии, непобедимые, яростные и «сильные, как медведи или быки». В общем, сама брутальность и олицетворение мужской силы. Название понравилось моим подписчикам, плюс — было свободно в перечне торговых знаков.

Итак, состав был определён, название — придумано. Теперь нужно было найти производство, которое воплотит мой замысел в жизнь. Оказалось, что это непросто.

2. Как нам продают одно и то же под разными названиями

Тут нужно сделать важное отступление и рассказать о том, как у нас устроено производство добавок и почему под разными названиями вам могут продавать одно и то же.

Сейчас на рынке БАД много так называемых СТМ (собственная торговая марка). Работа с СТМ позволяет не разрабатывать продукт самому, а взять уже готовый, красиво его упаковать и продавать под нужным тебе названием, вкладываясь только в рекламу и маркетинг. Всё официально: производство предоставляет формулу и документы, заключает с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем контракт. Плохого тут, в принципе, ничего нет. Это проще, дешевле и менее рискованно, чем делать всё самому. Но такая добавка не будет уникальной, и её же будут продавать под иными названиями многие другие бренды.

Например, с СТМ часто имеют дело блогеры, работающие в сфере фитнеса и ЗОЖ, и, кстати, в сфере красоты тоже. При этом они могут самозабвенно рассказывать об уникальности и авторской формуле своего продукта, но это будет неправдой.

Я же изначально стремился делать добавки по своим формулам и лепить очередной копипаст совсем не хотел.

3. Почему всё так сложно?

Мой энтузиазм, конечно, был хорош. Но воплотить эти идеи в жизнь оказалось нелегко. Вскоре я узнал, что при разработке БАД в РФ существует множество ограничений. Кроме того, далеко не все контрактные производства вообще хотят связываться со стартапом в этой сфере.

Стартап в сфере разработки и производства БАДов, как оказалось, дело непростое!

Почему всё оказалось так сложно?

Во-первых, слишком крупную партию первого продукта я заказывать не хотел. Большинство же производств заявляло минимальную партию в 10 000 штук, и при этом предлагало именно свои готовые продукты — те же СТМ. 10 000 банок — это реально много, а 10 000 банок, которые есть еще у кучи брендов, мне вообще были ни к чему.

Я настаивал на том, что хочу собственную формулу. Высылал эту формулу производствам. Результаты были неудовлетворительны. Мне как потенциальному клиенту не могли предложить не только достойного сервиса, но даже вежливого и доброжелательного делового общения. Кто-то просто не отвечал на письма. Другие, разобравшись в том, что мне нужен авторский заказ, без особых объяснений прекращали переписку, очевидно, не желая возиться с созданием продукта с нуля.

Во-вторых, я искал производство, которое было бы готово выполнить весь спектр работ под ключ. То есть: обсудить и доработать формулу продукта согласно нормам РФ, оформить Свидетельство о государственной регистрации (оно должно быть у каждой биологически активной добавки, которая продаётся в РФ), закупить комплектующие (экстракты, капсулы, банки, этикетки) и, собственно, произвести продукт.

Я пытался вести переговоры примерно с двумя десятками производств, и всё безрезультатно. Но я не сдавался. Мои труды были вознаграждены только после полугода поисков. Одна из компаний прислала мне ответ, которого я так долго ждал! В первом же письме мне объяснили все нюансы, дали расценки и пригласили на встречу.

4. Дело пошло! Хотя не так быстро, как хотелось бы

Эта встреча не обманула моих ожиданий. Мне объяснили, что часть заявленных мной ингредиентов в РФ в БАДах использовать нельзя, и формулу надо подкорректировать. Рассказали всё про этапность работ. Сообщили, что готовы сделать сами, что нужно будет сделать мне, для чего — найти подрядчиков.

Производство я нашёл только через полгода поисков

Вскоре у меня была откорректированная и проверенная формула, полноценный бюджет, список контрагентов и план работ.

Но прежде чем начать производить продукт, я должен был получить на него Свидетельство о государственной регистрации. Это документ, свидетельствующий о том, что производимая или реализуемая продукция соответствует всем санитарно-эпидемиологическим нормам. При получении СГР продукт проверяют на содержание тяжёлых металлов, болезнетворных микроорганизмов, плюс — убеждаются, что количество действующих веществ в суточной дозировке не выше регламентированного.

Обычно получение СГР занимает 3-4 месяца. Но что-то пошло не так, и я прождал в два раза дольше.

Конечно, можно было нервничать и напрягаться по поводу того, что всё затягивается. Но это время я провёл с пользой. Занялся дизайном логотипа компании — я решил назвать свою марку ZELЬEVAR, в таком вот написании. А лого бренда — название на фоне символического изображения листа растения и то ли формул, то ли пчелиных сот — отсылает, по задумке, к ассоциациям с природой и с наукой одновременно. Кстати, дизайн мне рисовал учёный-физик! Он пишет научную работу по волновой теории и параллельно зарабатывает дизайном.

Дизайн этикетки моего первого продукта для меня тоже был важен. Его переделывали несколько раз. Чтобы выбрать лучший, я устраивал голосования в группе Вконтакте, и руководствовался мнением подписчиков. В общем, это получилась добавка, за которую проголосовали люди — от её состава до её этикетки.

Так в трудах, бессонных ночах, тысячах писем и звонков, изучении огромного количества аспектов, исследований и законов прошли эти месяцы. И наконец в конце января 2020 года мой первый продукт под названием Berserk появился на рынке!

Дальше дело пошло бодрей. С момента начала поиска производства до выпуска первой добавки прошёл год. Вторую добавку я выпустил уже через 4 месяца после старта первой, в апреле 2020, третью и четвёртую — в июле 2020.

4 продукта бренда ZELЬEVAR, все — с авторской рецептурой

Параллельно я продолжал и продолжаю углубляться в изучение вопросов, которые встают перед каждым, кто начинает свой бизнес. Бухгалтерия, управленческий учёт, тонкости законодательства в своей сфере, менеджмент… Сейчас я готовлю к выпуску ещё 4 продукта. И всё так же днём и ночью изучаю исследования о том, как работают разные экстракты, плюс — думаю над тем, как оптимизировать работу своей компании.

Я с удовольствием расскажу о том, что узнал за это время, и поделюсь своим опытом. Здорово, если вы мне зададите вопросы в комментариях — буду ориентироваться на то, что вам интересно.

Ваш Зельевар

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Артем Дзигуненко
Автор

похоже, что редакция не прочитала мой пост и просто перекинула его из "личного опыта" в "еду". Ну, что ж )

Ответить
Развернуть ветку
Maksim Momonov

Своя компания? из одного человека?
вид деятельности компании - читаю исследования и заказываю продукт под ключ?

Ответить
Развернуть ветку
Артем Дзигуненко
Автор

Да, можно сделать компанию и все обеспечивать аутсоросм. Не арендовать офис. Не держать свой магазин. Не закрываться на карантин.
Изучаю исследования. Общаюсь с технологами. Заказываю на производстве. А вы хотели, что бы я дома их запаковывал или просто "купи-продай" занимался? Какой вариант вы счиатете приемлемым?

Ответить
Развернуть ветку
Maksim Momonov

я считаю ты молодец как боевая единица.
меня ввело в ступор «моя компания», но ты же все один тянешь

Ответить
Развернуть ветку
Артем Дзигуненко
Автор

я принял изначально позицию не нанимать людей в штат, т.к. это геморой. И я не одна боевая единица. У меня подрядчиков штук 15 юр лиц + несколько самозянятых. И такая модель позволяет оперативно менять опдрядчиков, если они меня чем то не устраивают. Опять же все в рамках закона, все с необходимыми документами. И я считаю весь этот механизм компанией.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Belyaev

Видел твой продукт на Wildberries. Какие еще каналы дистрибуции используешь и какие из них выстрелили лучше?

Ответить
Развернуть ветку
Артем Дзигуненко
Автор

Ozon и Wildberries лучше всего. Я про маркетплейс сделаю отдельный пост.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда