{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как я почти похоронила попытки стать предпринимателем

История о том, как я допустила 10 банальных ошибок при запуске своего кондитерского проекта и профукала всё, что можно. Не делайте так.

По найму я работаю всю свою сознательную жизнь (журналистика, PR), и у меня никогда не было желания работать на себя. Мне всегда казалось, что я человек-исполнитель и уж точно не предприниматель. Но, видимо, в жизни каждого наемного специалиста наступает момент, когда что-то щелкает в голове и он задумывается об открытии своего дела. Эта мысль не пришла ко мне спонтанно, а подбиралась постепенно.

Начало

На одной из своих прошлых работ мне было скучно, все задачи казались простыми и очень рутинными, можно было делать все на автомате. Карьерного роста не предполагалось. Скука и желание «не сидеть на месте» подтолкнули меня к тому, что я все больше стала интересоваться кондитерским искусством.

В свободное время изучала теорию, наблюдала за известными кондитерами, отрабатывала рецепты на кухне и анализировала предложения вологодских и московских кондитерских и кофеен. В итоге основы я осилила сама, а курс «Современные десерты» прошла в одной из кондитерских школ.

На тот момент в Вологде (300 тысяч жителей) было много людей, которые пекли торты на заказ, поэтому соревноваться с ними я не собиралась. Но: однажды знакомая попросила испечь для нее торт на заказ. Дальше просили друзья. Спустя полгода заварился этот небольшой поток.

Примерно три месяца работала в ноль, но смогла отбить оборудование и инструменты, которые приобрела. Дальше была небольшая прибыль, и я подумала, что пора появиться в соцсетях: сделала группу ВКонтакте и завела аккаунт в Instagram. Со временем добавила Авито и Яндекс.Услуги. Тем не менее это оставалось моим хобби, у меня была другая (постоянная) работа.

Но в какой-то момент я подумала, что если спрос есть, то в скором времени смогу заняться кондитерским делом серьезно, возможно, на постоянной основе. Вдохновлялась кейсами из разных сфер (тогда я очень много писала про предпринимателей) и параллельно тренировалась в отработке рецептов. Но конечно же, этого было недостаточно.

При запуске проекта я допустила 10 банальных ошибок. В результате оказалась на том этапе, когда заказы занимали все мое свободное время и приносили незначительную прибыль. Я выгорела и хотела все бросить.

10 банальных ошибок, которые я допустила еще на старте

1. Не проанализировала аудиторию.

Выбирая курс в кондитерской школе, я даже не задумывалась, кто моя целевая аудитория. Он предполагал приготовление муссовых тортов и десертов, которые по себестоимости в разы дороже бисквитных. Окончив курс, я ввела в меню данные десерты.

И естественно, спроса на них не было. Все заказчики выбирали бисквитные торты, они в 2 раза дешевле. И это логично. Средняя зарплата вологжан, по официальным данным, — 38 000 рублей. (статистику можно поставить под сомнение).

2. Не составила бизнес-план.

Был примерный план в голове и таблицы Excel, в которых я записывала расходы и выручку. В конце подсчитывала чистую прибыль. Записывала все по факту уже. Я не прикидывала, сколько хочу на этом зарабатывать и какие у меня должны быть цифры, чтобы это окупало мое свободное время. Горе-предприниматель.

3. Не заложила бюджет на маркетинг.

Стартовал мой проект с бюджетом 0 рублей на рекламу, что было большой ошибкой. Я думала, что все вывезет контент и фотографии. Писала посты по ночам, в свободное время готовила и фотографировала десерты. Еще одна моя ошибка — на старте я не наняла профессионального food-фотографа. Поэтому более-менее годные фотографии в соцсетях появились спустя полтора года, когда я набила руку.

Но вот с пунктиком настройки рекламы все было сложнее. Тут у меня уже не хватало ни времени, ни знаний. Максимум я могла раз в месяц взять 1000 рублей из прибыли и потратить на таргет ВКонтакте. Подбор креативов и определение целевой аудитории давались всегда сложно. Единственная кампания, которая активно приносила мне лиды, — это реклама товаров. ( Я определилась с меню, отрисовала картинки и оформила товары ВК, настроила таргет).

Все было бы проще, если бы я заложила деньги на рекламу и наняла таргетолога.

4. Не разработала логотип.

Долгое время на всех аватарках кондитерской стояла просто фотография работ. У меня не было логотипа, соответственно я не делала визитки или какие-либо другие печатные материалы. Когда стала сотрудничать с организаторами барных игр и КВН, поняла, что они мне необходимы.

Визитки можно было разложить на столах, вложить в подарок, а логотип вывести на экран. Но я все профукала. Визуально кондитерскую не презентовали. Год назад исправила эту ошибку — сделала логотип и визитки. Опять же, надо было обратиться к специалистам. Но я решила, что обойдусь сервисом Canva.

5. Не умела рассчитывать вес.

Никогда не получалось приготовить грамм в грамм. Так у многих кондитеров. Но моя проблема была в том, что торты всегда получались 1,5 кг, а продавала я их как 1,2 кг. Когда озарение пришло, объяснила своим заказчикам, что теперь берусь за торты только от 1,5 кг. Итоговый чек стал выше, но это никого не отпугнуло.

Все же, такие вещи надо рассчитывать на старте проекта.

6. Неправильно рассчитывала себестоимость десертов.

Вечно забывала включить цену за коробку или затраты на дорогу. Со свежими ягодами вообще была беда. Летом большой лоток клубники может стоит 150 рублей, а зимой за 150 гр можно отдать 350 рублей. Я стеснялась учитывать сезонность и повышать цену за декор в холодное время года. Сейчас не стесняюсь.

7. Не составляла контент-план для соцсетей.

Писала только тогда, когда было время или вдохновение. И это большая ошибка. Ведь внимание аудитории можно потерять мгновенно. В какой-то момент это случилось и с моей группой ВКонтакте (аккаунту в Instagram я вообще не посвящала время, дублировала контент). Она стала просто мертвой, хотя заказчики писали именно в сообщения ВКонтакте. Но просмотры падали.

Сейчас в выходные ломаю голову, как заинтересовать подписчиков, набрасываю план на неделю, тексты уже пишу на неделе по вечерам. В идеале нанять SMM-щика, а не биться в конвульсиях над каждым постом. Но пока я не созрела.

8. Стеснялась попросить оставить отзыв.

Мне казалось, что если твои торты вкусные, то и отзывы сами собой нарисуются. Но это не так. На старте проекта я очень боялась спросить человека: как вам наш тортик? А вдруг не понравился или еще что... Но в итоге я переборола этот страх и всегда пытаюсь получить обратную связь. И в большинстве случае люди ее дают. Чем раньше появятся отзывы — тем лучше.

9. Не рассматривала дополнительные каналы продвижения.

Времени хватало только на то, чтобы вести группу ВКонтакте и выкладывать фото в Instagram. Сейчас много площадок, с которых можно получать лиды совершенно бесплатно. Через год я нашла в себе силы завести профиль на Яндекс.Услугах. Даже не думала, что это выстрелит. Сейчас 50% звонков — оттуда. И я знаю, что есть куча каналов, которые стоит попробовать.

10. Не изучала новые техники декора.

Кондитерское дело, как и любое другое, требует постоянного развития твоих профессиональных навыков. В какой-то момент я поняла, что пора взять паузу и потратить время на изучение новых техник. Заказов беру значительно меньше, остальное время учусь и отрабатываю новые техники. Надо делать это каждые три месяца.

Вывод

Сейчас, как и раньше, у меня есть постоянная занятость, помимо моего проекта. Эта работа, в отличие от предыдущих, мне по кайфу, поэтому не планирую уходить. Кондитерское дело тоже бросать не буду, мне интересно, что из этого маленького зернышка вырастет по итогу. Сейчас буду пересматривать всю свою работу по проекту и копить денежки, которые планирую вкинуть в его развитие. Ибо огонь еще не погас)

Тем не менее, я очень рада этому опыту. Ведь теперь чуть больше понимаю предпринимателей, про которых пишу.

Вывод очень банальный: не запускайте проекты без бюджета и готовности тратить на него большую часть своего времени. Бюджет позволит нанять хороших специалистов. Тем самым вы делегируете обязанности и не выгорите ни эмоционально, ни финансово.

P.S.: А вообще буду рада советам, как и в каком направлении развивать проект.

0
183 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ревизор

Как будто бы с разработанным фир стилем что то со временем станет, он завянет и станет вонять?) ничего нет в этом страшного. Скорее наоборот, хороший маркетинг сегодня = успех, а его отсутствие = провал. Красивая упаковка, красивый логотип, красивый пост, красивый продукт - за это купят и простят какие нибудь рецептурные огрехи. Это работает в общем то везде, на любом продукте.
У неё может самые вкусные торты - а я то как об этом узнаю? Посмотрю конкурентов, а у них будет и супер фотки и логотип и пятое и десятое - тут выбор очевидно будет в пользу правильно представленного продукта. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Панин

Речь не о том, что нужно тратить большие деньги на лого, но индефикация бренда это очень важно, особенно там, даже там, где имеет место сарафанное радио. Вот вы делаете торты уже год, но из клиентов никто не может легко посоветовать где их заказывать, это будет выглядеть так: "да у одной девушки заказываю, потом найду ссылку на ее страничку и скину." А мог бы сказать, я заказываю у "название бренда", и за год этот бренд был бы уже на слуху.

Ответить
Развернуть ветку
Aleks B

это и не мелочи, в высококонкурентной среде важны детали и отстраивание от остальных

Ответить
Развернуть ветку
Ревизор

Покупателю абсолютно наsрaть, какой там у тебя бизнес)) микро он или не микро, ему важно получить удовольствие, условно как при распаковки айфона. А перед этим его ещё нужно убедить о пользе именно твоего предложения. Тут важны детали на всех этапах продажи. А если ты не смог этого предоставить (у тебя микро бизнес, или нет денег, или у тебя лапки, или любая другая отмазка) то просто сам рынок даст пинок под зад. Товар или услугу просто не купят. Найдут у кого купить, кто об выше сказанных деталях позаботился. Именно поэтому не работает эта логика продать кусок фекалий по схеме "как пойдёт", предварительно не завернув их в красивую упаковку.
А что если не "кусок фекалий"? А что если это самый крутой продукт на рынке? 
Да, отлично, осталось только убедить в этом остальных.) на "как пойдёт" и "купите люди добрые, просто у меня микробизнес" далеко не уедешь. 
Обычно такие персонажи начинают просто сливать свой рекламный бюджет, так как площадка (сайт или аккаунт) на который льётся трафик не упакована и выглядит как кусок гомна, как и сам продукт. Надо же, какая неожиданность, гомно не покупают)) во деела) а владелец сидит и лепит что то вроде "так, мне ещё надо купить страпон в свою задницу, к тому же у меня микро бизнес, блин, вот и кончились деньги, не хватает шота на брендинг. Ну ничего, вот сейчас как пойдёт!) ух как все пойдёт сейчас!) тогда и закажу все))"

"ехать а не шашачки" 
Если стоит цель продать поездку на лимузине, а ты прикатил на ведре и даже ведро без шашечек - поездки не будет, продажи не будет. 
Шашечек не хватает. 

А бомжей катать за три рубля можно и без шашечек, только никакого отношения к бизнесу это уже иметь не будет. 

Ответить
Развернуть ветку
Ревизор

"Вот когда попрёт, тогда уже можно заняться брендингом"

А зачем? У тебя же и так попёрло. 

Эта ключевая ошибка, все так думают, вот когда попрёт, вот тогдааа будет ух, ах - а оно так и не попрёт, лол) потому, что никому не нужен не упакованный продукт, даже даром. Если у всех он не упакован (какой нибудь сахар в 10 кг мешках) тогда это работает, но когда у всех упакован а у тебя нет и ты думаешь, что почему то (почему?) сейчас что то там вдруг попрёт - то это как правило ведёт всегда к неудачам) 

Я вообще не понимаю бизнес, который запускается с мыслями "нуу если пойдёт", как будто на кофейной гуще гадаем) Нужно быть уверенным, иметь план и понимать что делать.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei spiridonov

Даже странно видеть так много плюсов под столь не популярным мнение тут на vc ) здесь полно бизнесменов на стадии вот вот и открою корпорацию поэтому надо систематизировать все, брендинг, миссия, Корп мерч, история создания...а про саму актуальность бизнеса потом подумают )

А ваш коммент по делу..+

Ответить
Развернуть ветку
Стройиндустрия

но и не взлетят. 
между двух НОРМАЛЬНЫХ товаров больше будут выбирать тот про который слышал / видел 
А вариант с CANVA вполне не плох, легко можно пользоваться пока не откроешь пару пекарен

Ответить
Развернуть ветку
Мария Макарова
Автор

и с этим согласна) может быть, это не главный пункт. но тем не менее, если бы я сделала хоть что-то на скорую руку, то в барных играх проект визуально хотя бы запомнили. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ревизор

А что по твоему находится на прилавках в магазинах?) 

Ответить
Развернуть ветку
Мария Макарова
Автор

тут согласна 

Ответить
Развернуть ветку
180 комментариев
Раскрывать всегда