Как я почти похоронила попытки стать предпринимателем

История о том, как я допустила 10 банальных ошибок при запуске своего кондитерского проекта и профукала всё, что можно. Не делайте так.

По найму я работаю всю свою сознательную жизнь (журналистика, PR), и у меня никогда не было желания работать на себя. Мне всегда казалось, что я человек-исполнитель и уж точно не предприниматель. Но, видимо, в жизни каждого наемного специалиста наступает момент, когда что-то щелкает в голове и он задумывается об открытии своего дела. Эта мысль не пришла ко мне спонтанно, а подбиралась постепенно.

Начало

На одной из своих прошлых работ мне было скучно, все задачи казались простыми и очень рутинными, можно было делать все на автомате. Карьерного роста не предполагалось. Скука и желание «не сидеть на месте» подтолкнули меня к тому, что я все больше стала интересоваться кондитерским искусством.

В свободное время изучала теорию, наблюдала за известными кондитерами, отрабатывала рецепты на кухне и анализировала предложения вологодских и московских кондитерских и кофеен. В итоге основы я осилила сама, а курс «Современные десерты» прошла в одной из кондитерских школ.

На тот момент в Вологде (300 тысяч жителей) было много людей, которые пекли торты на заказ, поэтому соревноваться с ними я не собиралась. Но: однажды знакомая попросила испечь для нее торт на заказ. Дальше просили друзья. Спустя полгода заварился этот небольшой поток.

Примерно три месяца работала в ноль, но смогла отбить оборудование и инструменты, которые приобрела. Дальше была небольшая прибыль, и я подумала, что пора появиться в соцсетях: сделала группу ВКонтакте и завела аккаунт в Instagram. Со временем добавила Авито и Яндекс.Услуги. Тем не менее это оставалось моим хобби, у меня была другая (постоянная) работа.

Но в какой-то момент я подумала, что если спрос есть, то в скором времени смогу заняться кондитерским делом серьезно, возможно, на постоянной основе. Вдохновлялась кейсами из разных сфер (тогда я очень много писала про предпринимателей) и параллельно тренировалась в отработке рецептов. Но конечно же, этого было недостаточно.

При запуске проекта я допустила 10 банальных ошибок. В результате оказалась на том этапе, когда заказы занимали все мое свободное время и приносили незначительную прибыль. Я выгорела и хотела все бросить.

10 банальных ошибок, которые я допустила еще на старте

1. Не проанализировала аудиторию.

Выбирая курс в кондитерской школе, я даже не задумывалась, кто моя целевая аудитория. Он предполагал приготовление муссовых тортов и десертов, которые по себестоимости в разы дороже бисквитных. Окончив курс, я ввела в меню данные десерты.

И естественно, спроса на них не было. Все заказчики выбирали бисквитные торты, они в 2 раза дешевле. И это логично. Средняя зарплата вологжан, по официальным данным, — 38 000 рублей. (статистику можно поставить под сомнение).

2. Не составила бизнес-план.

Был примерный план в голове и таблицы Excel, в которых я записывала расходы и выручку. В конце подсчитывала чистую прибыль. Записывала все по факту уже. Я не прикидывала, сколько хочу на этом зарабатывать и какие у меня должны быть цифры, чтобы это окупало мое свободное время. Горе-предприниматель.

3. Не заложила бюджет на маркетинг.

Стартовал мой проект с бюджетом 0 рублей на рекламу, что было большой ошибкой. Я думала, что все вывезет контент и фотографии. Писала посты по ночам, в свободное время готовила и фотографировала десерты. Еще одна моя ошибка — на старте я не наняла профессионального food-фотографа. Поэтому более-менее годные фотографии в соцсетях появились спустя полтора года, когда я набила руку.

Но вот с пунктиком настройки рекламы все было сложнее. Тут у меня уже не хватало ни времени, ни знаний. Максимум я могла раз в месяц взять 1000 рублей из прибыли и потратить на таргет ВКонтакте. Подбор креативов и определение целевой аудитории давались всегда сложно. Единственная кампания, которая активно приносила мне лиды, — это реклама товаров. ( Я определилась с меню, отрисовала картинки и оформила товары ВК, настроила таргет).

Все было бы проще, если бы я заложила деньги на рекламу и наняла таргетолога.

4. Не разработала логотип.

Долгое время на всех аватарках кондитерской стояла просто фотография работ. У меня не было логотипа, соответственно я не делала визитки или какие-либо другие печатные материалы. Когда стала сотрудничать с организаторами барных игр и КВН, поняла, что они мне необходимы.

Визитки можно было разложить на столах, вложить в подарок, а логотип вывести на экран. Но я все профукала. Визуально кондитерскую не презентовали. Год назад исправила эту ошибку — сделала логотип и визитки. Опять же, надо было обратиться к специалистам. Но я решила, что обойдусь сервисом Canva.

5. Не умела рассчитывать вес.

Никогда не получалось приготовить грамм в грамм. Так у многих кондитеров. Но моя проблема была в том, что торты всегда получались 1,5 кг, а продавала я их как 1,2 кг. Когда озарение пришло, объяснила своим заказчикам, что теперь берусь за торты только от 1,5 кг. Итоговый чек стал выше, но это никого не отпугнуло.

Все же, такие вещи надо рассчитывать на старте проекта.

6. Неправильно рассчитывала себестоимость десертов.

Вечно забывала включить цену за коробку или затраты на дорогу. Со свежими ягодами вообще была беда. Летом большой лоток клубники может стоит 150 рублей, а зимой за 150 гр можно отдать 350 рублей. Я стеснялась учитывать сезонность и повышать цену за декор в холодное время года. Сейчас не стесняюсь.

7. Не составляла контент-план для соцсетей.

Писала только тогда, когда было время или вдохновение. И это большая ошибка. Ведь внимание аудитории можно потерять мгновенно. В какой-то момент это случилось и с моей группой ВКонтакте (аккаунту в Instagram я вообще не посвящала время, дублировала контент). Она стала просто мертвой, хотя заказчики писали именно в сообщения ВКонтакте. Но просмотры падали.

Сейчас в выходные ломаю голову, как заинтересовать подписчиков, набрасываю план на неделю, тексты уже пишу на неделе по вечерам. В идеале нанять SMM-щика, а не биться в конвульсиях над каждым постом. Но пока я не созрела.

8. Стеснялась попросить оставить отзыв.

Мне казалось, что если твои торты вкусные, то и отзывы сами собой нарисуются. Но это не так. На старте проекта я очень боялась спросить человека: как вам наш тортик? А вдруг не понравился или еще что... Но в итоге я переборола этот страх и всегда пытаюсь получить обратную связь. И в большинстве случае люди ее дают. Чем раньше появятся отзывы — тем лучше.

9. Не рассматривала дополнительные каналы продвижения.

Времени хватало только на то, чтобы вести группу ВКонтакте и выкладывать фото в Instagram. Сейчас много площадок, с которых можно получать лиды совершенно бесплатно. Через год я нашла в себе силы завести профиль на Яндекс.Услугах. Даже не думала, что это выстрелит. Сейчас 50% звонков — оттуда. И я знаю, что есть куча каналов, которые стоит попробовать.

10. Не изучала новые техники декора.

Кондитерское дело, как и любое другое, требует постоянного развития твоих профессиональных навыков. В какой-то момент я поняла, что пора взять паузу и потратить время на изучение новых техник. Заказов беру значительно меньше, остальное время учусь и отрабатываю новые техники. Надо делать это каждые три месяца.

Вывод

Сейчас, как и раньше, у меня есть постоянная занятость, помимо моего проекта. Эта работа, в отличие от предыдущих, мне по кайфу, поэтому не планирую уходить. Кондитерское дело тоже бросать не буду, мне интересно, что из этого маленького зернышка вырастет по итогу. Сейчас буду пересматривать всю свою работу по проекту и копить денежки, которые планирую вкинуть в его развитие. Ибо огонь еще не погас)

Тем не менее, я очень рада этому опыту. Ведь теперь чуть больше понимаю предпринимателей, про которых пишу.

Вывод очень банальный: не запускайте проекты без бюджета и готовности тратить на него большую часть своего времени. Бюджет позволит нанять хороших специалистов. Тем самым вы делегируете обязанности и не выгорите ни эмоционально, ни финансово.

P.S.: А вообще буду рада советам, как и в каком направлении развивать проект.

0
183 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ревизор

Как будто бы с разработанным фир стилем что то со временем станет, он завянет и станет вонять?) ничего нет в этом страшного. Скорее наоборот, хороший маркетинг сегодня = успех, а его отсутствие = провал. Красивая упаковка, красивый логотип, красивый пост, красивый продукт - за это купят и простят какие нибудь рецептурные огрехи. Это работает в общем то везде, на любом продукте.
У неё может самые вкусные торты - а я то как об этом узнаю? Посмотрю конкурентов, а у них будет и супер фотки и логотип и пятое и десятое - тут выбор очевидно будет в пользу правильно представленного продукта. 

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Тарас Мукин

Написано просто слишком "сильно", конечно разработка логотипа "по-честному" на первых порах не нужна, но хоть PNG чего-то, что можно называть логотипом и использовать обязательно нужно — даже плохой логотип в такой ситуации лучше его отсутствия. В случае с ремеслами я бы вообще посоветовал просто как-нибудь "изобразить" фамилию — кремом на ровной глазури написать — сфоткать и использовать. Дешево, искренне и живо. А потом можно и переделать.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Павел Данилов

Даже если он малозначим среди этих 10 пунктов для конкретного бизнеса, это не значит, что он не значим, а для других он может имеет значение больше, чем другие пункты.
Вот например, у нас в школе бега не так важен пункт умение рассчитывать вес. А логотипом какое-то время была банально стоковая картинка. Вкладывать сотни тысяч и миллионы рублей в рекламу, при этом не продвигая свою уникальную идентику глупо. А так же печатать её на медалях, футболках и т.д.

А обратный пример, можно привести на любой пункт.
Например, 1. Не проанализировала аудиторию. <> Можно бесконечно долго анализировать аудиторию и не начинать делать ничего. Или можно так углубиться в вычленение аудитории, что потом эти 10 человек на весь город тебя проклянут за то, что ты задолбал их вездесущей рекламой.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Истомин

Мария, большое спасибо за правдивую историю!
Вы — молодец, что не отказались от идеи сделать бизнес из хобби! Очень хотим вас поддержать. Как только будете готовы, обратитесь к нам в https://unisiter.ru/ со ссылкой на этот пост. Мы запустим вам сайт/интернет-магазин и автоматически представим все ваши изделия в максимальном количестве каналов (соцсети, карты, директ и др.). Подключим вам максимальный тариф и будем бесплатно вести ваш сайт в течение года.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Tron Ubi

Если это ваши фотографии, то их нужно изменить, еду не снимают с синим фильтром. Она получается не вкусной по фото. Любую еду надо снимать с тёплым фильтром. Темный фон тоже не нужен. Особенно на фото с легким муссом. Кажется будто вся еда тяжёлая и не приносит радость, а это не так

Ответить
Развернуть ветку
Дюша Метёлкин

Этот джентльмен говорит дело, мадам!

Ответить
Развернуть ветку
Мария Макарова
Автор

пробовала теплый фильтр. но он сильно желтил. буду пробовать еще. спасибо за совет. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Юля Прима

Типичные ошибки ремесленника, который хочет стать предпринимателем. Сама с ними столкнулась, когда была попытка монетизировать хобби - деревянные елочные игрушки ручной работы. Немного заработала, но решила дальше для души продолжать

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Yashin

Покажите продукт, интересно очень

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Мария Макарова
Автор

"Типичные ошибки ремесленника" - очень точная формулировка, так и есть 

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Денис Мамаев

Вообще все правильно было сделано и теперь хотите себе проблем сделать.
1. Анализ (поиск) ЦА это не посидеть с чашкой чая в руках, глядя в стену перед собой. Это большой и главное - постоянный - процесс. ЦА это не "Женщина 30 - 45 лет с доходом от 25 до 35 в месяц на члена семьи". Постоянно вы будете узнавать что-то новое о своей ЦА. И никто не сделает это за вас.
2. Вы не знаете что будете делать через неделю и по-факту можете многое изменить через день. Так живет стартап, это норм. Никакой бизнес-ПЛАН никогда ни у кого не выполнился. Считать что получается по-факту и корректировать причины-следствия - это вы сделали абсолютно верно. Разрабатывать план - время и нервы на ветер.
3. Вы сколько заплатили за свои первые заказы? Сколько Тесла тратит на рекламу? С вашим масштабом вам противопоказаны затраты на рекламу. Пользуйтесь только бесплатными возможностями.
4. Конечно логотип полезен. Но "разрабатывать" его вам точно не надо. Решите какой отличительный знак вам нравится и используйте его. Все. Какое отношение яблоко имеет к компьютерам и ПО? Знак будет ассоциироваться с вами не потому, что он имеет магическое действие, потому что "правильно разработан". Не надо париться, надо делать в удовольствие.
5. Каждый начинающий не умеет делать примерно все. Большинство продолжающих не умеют делать примерно столько же. Это нормально, это так и работает. Кто может - научится. Научится не до, а в процессе. 
6. Себестоимость вообще не нужна для определения цены. Вы продаете не себестоимость, а впечатление. Себестоимость делают на фабрике миллионными тиражами. 
7. Контент-план делает контент-менеджер на фабрике, чтобы доказать дуракам, что он умный. ЦА нужны торты или контент? Расскажите нормальным людям НОРМАЛЬНЫМ языком как вы делаете торты, кому, зачем почему. Будьте собой, не надо ничего придумывать. Чем меньше мозговых усилий на подготовку поста - тем лучше он зайдет вашей ЦА. А картинки надо красивые, но без затей.
8. Не надо просить отзыв. Не умеют люди писать, не надо их мучать. Просто спрашивайте что понравилось и что нет. И сами рассказывайте что люди говорят. Да, так тоже можно. 
9. Вот именно - совершенно бесплатно. Вот здесь стоит выделять время на изучение каналов, как с ними работать, на пробные заходы в каналы несколько раз с работой над ошибками. 
10. Как правило, люди берут то, что привычно. Инновации далеко не для всех. Лучше найти то, что хорошо идет в массы, чем тратиться на поиск волшебной таблетки от всего.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Anna Ry

Здорово написали. По п 8 - отзывы люди охотно пишут в личку и менее охотно публично. Но с лички можно сделать скан и повесить в отзывы себе. И также пусть она просит фото например с торжества с ее тортом. Это выглядит красиво ярко и привлекательно и можно использовать потом, людям нравится, когда их красивое фото и с текстом "Вот наш постоянный заказчик Мария как праздновал, ДР сына. И сына поздравить". Я согласна с мнением, что сделано все было неплохо и в соновном эти ошибки - не ошибки, вероятно, боялась просто повысить цену. Дешево продавала.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Макарова
Автор

спасибо. но как раз по 7 пункту - контент-план. так и делаю. пишу, как делаю, зачем, почему, истории рассказываю , кухню внутреннюю показываю. Но: иногда идеи постов заканчиваются и трудно выдавливать что-то из себя. + большое кол-во времени уходит на фото ( могу фотографировать один десерт до 2-х часов +отбираю+ обрабатываю)

Ответить
Развернуть ветку
Карен Арсенович

Рядовой случай, но полученые знания безсценны)

Ответить
Развернуть ветку
Максим Дроздов

+++

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Татьяна Седышева

Очень полезная информация. Главное что у вас есть хорошая способность анализировать свои действия. Спасибо за полезную статью)

Ответить
Развернуть ветку
Мария Макарова
Автор

спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Anna Gorlova

Моему бизнесу 15 лет, работает 40 человек, он вполне успешный, есть международные награды.
Но!
-начинала без бизнес-плана
-посты пишу сама без таргетолога и контентного плана и в соцсети работают прекрасно для моего бизнеса
-лучшие заказы приходят по рекомендации
-люди больше верят фото реальных проектов с телефона чем студийным

Что за бред Вам вбили в голову?
Может быть Ваши торты просто не очень вкусные?...
Вот эти все пункты Вами перечисленные не нужны стартапу вообще! Таргетолог?!... контентный план?!...
Главное - хороший продукт и прочувствованное наполнение соцсетей, полезные советы людям, кейсы

Ответить
Развернуть ветку
Мария Макарова
Автор

Так вот в чем дело! Вы открыли мне глаза. Скорее всего торты не очень вкусные. Не буду обращать внимание на положительные отзывы! Эти люди нагло врут мне, чтобы разорить меня на вложениях!

Ответить
Развернуть ветку
Дюша Метёлкин

А что у вас за бизнес, Анна?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Stas Sokolov

Вы зареганы тут FB аккаунтом, но там вас не найти. Удалились?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Ильяс Билалов

Разве вы не понимаете, что сравниваете не сравнимое? У вас разная ЦА, разные ценности, разные уровни, конкуренции, а самое главное, 15 лет назад были совсем другие подходы. Многие компании работали  в то время вообще без какой-либо рекламы. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Крупницкий

Я как-то тоже писал слезную историю, как у меня все пошло по п#зде. Какой я сделал вывод? Опыт и целеустремленность решает. Не логотип, бюджеты, крутые спецы и ретроградный Меркурий 😊

Ответить
Развернуть ветку
Ol Ka

Что изменилось с тех пор? Где статья про успех?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Кирилл Стенцов

Ох бл*ть
Знали бы вы сколько рубит прокачанный остеопат без всей этой по*бени.
Прокачка скилла и сарафана.
Лям в месяц
Таргетологи, брендмейкеры идут на дно
Спасибо за внимание

Ответить
Развернуть ветку
Nick Chernykh

Ну так мошенники и раньше так рубили...просто раньше они назывались энерготерапевты, воду там заряжали, руками водили

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Евгений

Осподе.. это не ошибки в бизнесе. это просто непонимание что такое вообще бизнес. Вы занимаетесь мастерством. Как условный сапожник. Ему не нужны таблицы и отзывы, если он херовый сапожник, то все просто пойдут к другому по сарофанному радио. 

Ответить
Развернуть ветку
AK

Во-первых, спасибо за вашу статью, очень интересно было прочитать ваши выводы.

Во-вторых,

Вы пока не совершили никаких ошибок. Вы идете стандартным путем. Это нормальный путь самурая. Человека, который что-то любит делать и стал это делать.

Если вы говорите слово бизнес, а не хобби, то тут есть фундаментальный момент. У вас очень большой внутренний страх потерять стабильность, поэтому вы в ущерб себе совмещаете основную работу и свое дело. На самом деле так не работает в конечном итоге. Инфоцыганскую фразу скажу, но если мы чего-то хотим добиваться, то надо чем-то жертвовать. Нет, не увольняться здесь и сейчас, а просто понимать вашу личную себестоимость. Ваш доход на основной работе / количество дней / количество часов. Сколько вы зарабатываете в час на основной работе и сколько вам приносит ваше дело. Это тоже полезно, понимать чему отдавать приоритеты в конкретный момент.

Ваша ошибка #1
Истощение ресурса. В сутках 24 часа и вы не можете отдавать себя всю ни основной работе, ни своему делу. Если бы я был как вы, то есть совмещал бы одно и другое, то я бы начинал с планирования деятельности. Сколько времени уделяю этому, сколько этому. Тут нужен хотя бы примитивный тайм-менеджмент. Нельзя заниматься любимым делом по остаточному принципу.

В конечном итоге даже если вы супервуман, то у вас закончатся силы, вместе с ними мотивация. Понимание целей и планирование - очень важно в вашем случае.

Ваша ошибка #2
Отсутствие понимания основ бизнеса. Вам необходимо составить фин-модель, необходимо понимать "сколько надо этого, чтобы было вот это". Например, ваш торт стоит 1000 рублей, у вас стабильно 10 заказов в месяц, ваша выручка 10000 рублей. Вы, судя по статье, рассуждаете примерно так: "ну я потратила на продукты 5000 рублей, на упаковку там 2000 рублей, ну вот 3000 заработала". Нет, не заработали.

Ваша ошибка #3
Отсутствие понимания основ маркетинга. Маркетинг не строится на логотипе и анализе целевой аудитории. Маркетинг строится на данных. Именно данные позволяют вам делать правильные выводы. У вас уже есть определенное количество данных, с которыми уже можно начинать работать

Поверьте, ничего радикально не поменяется, если вы прямо сейчас уберете свои 10 ошибок, как вы их назвали. Магии не произойдет.

Вы не спрашивали совета, но я на вскидку дам вам список книг, которые быстро читать и вникать в суть дела:

В вашем случае я бы начал с Тинькофф без МВА. В книге мало страниц и это справочник для людей, которые хотят что-то сделать, но не знают вообще ничего про то, как устроен бизнес. Там про все и сразу. Опытным тигриным львам эта книга не нужна, а вот тем, кто начинает свое дело и профессионально не связан с маркетингом, финансами - зайдет 100%. Ее читать надо так: прочитали в ней заметку про планирование, потом уже в других источниках начинаете копать глубже.

Вторая книга : rework. Там что-то вроде 191 страницы и эта книга про то, как можно делать не как все мы привыкли делать. Вы ее прочтете за 2-3 дня, инструментов для себя не найдете, но вот задумаетесь точно. Она неплохо говорит о том, что плыть против потока - это ок.

Третья книга очень большая, но она и не про бизнес. Это книга Поток. Она про психологию мышления. Она, мне кажется, будет вам полезна, т.к. в ней много говорится о том, что происходит с нашим мозгом, когда мы делаем какие-то вещи и как этим правильно управлять.

Это, конечно, мое личное мнение, но я надеюсь, что оно может быть вам чем-то полезно.

Желаю вам больших успехов и надеюсь однажды, что буду покупать ваши торты на свои праздники.

Мазал тов.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Макарова
Автор

спасибо большое за рекомендации, и особенно - за рекомендацию книг! Сейчас столько литературы по этой теме, что просто теряешься.  

Ответить
Развернуть ветку
Melissa Mata

У меня сложилось впечатление, что Вам не хватало ещё одного человека в команду. В идеале, такого же работоспособного и не боящегося трудностей.

Да, специалисты существенно облегчают жизнь. Нельзя же сразу делать всё одному. Это тяжело и не всегда продуктивно.

Спасибо за опыт!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Пятин

золотые слова! осталось только найти такого специалиста. а на старте бизнеса еще и платить ему ниже рынка, скорее всего

Ответить
Развернуть ветку
Мария Макарова
Автор

спасибо. но пока нет возможности нанять человека. 

Ответить
Развернуть ветку
Влад Лисицин

Из советов: нагуглить судебные решения про то, как владельцы товарных знаков (типа Смешариков) взыскивают сотни тысяч рублей при контрольных закупках тортов (попросив сделать фигурки соответствующие на тортика)

Ответить
Развернуть ветку
Леван Какубава

А разве при индивидуальном заказе это действует? Исполнитель же не конкретно торт смешариков продает, а делает на заказ оформленное по желанию индивидуально

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Мария Макарова
Автор

да. такая история была и в нашей Вологодской области. 

Ответить
Развернуть ветку
Art.Spark

так вы еще ничего не просрали )
нету инерции здорового неповоротливого бизнеса, и фатальных "влетов".
у вас все относительно акуратно и компактно. развиваетесь )
спрашивайте советов, отфильтровуйте хорошие идеи.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Макарова
Автор

спасибо 

Ответить
Развернуть ветку
sergei yegorov

Почитать про food safety и haccp. Тем более, что у вас high risk food. (не знаю как это правильно по русски называется). Все это хорошо до первой жалобы на пищевое отравление. Даже если и не ваш продукт, придут и вам тоже.

Ответить
Развернуть ветку
AGIL Abdulla

я ожидал историю про OnlyFans

Ответить
Развернуть ветку
Дюша Метёлкин

Расскажи свою!

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Riado

Как-то не сходятся первые слова "По найму я работаю всю свою сознательную жизнь (журналистика, PR)..." с остальным текстом. Всю жизнь занимаетесь PR и практически ничего не знали о продвижении товара?

Ответить
Развернуть ветку
Стройиндустрия

PR не всегда связан с товаром, особенно смежный с журналистикой

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Мария Макарова
Автор

не занималась продвижением товаров никогда , у меня узкая специализация - работа со СМИ, в основном у меня B2B-проекты из ИТ-сферы 

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Кашуба

"Вывод очень банальный: не запускайте проекты без бюджета" - садитесь, два!

Деньги для стартапа вредны. Это аксиома миллион раз проверена во всем мире. Даже не спорьте.

Если по делу, то вот пару моих гипотез:

- Проводить курсы или мастер-классы по кондитерскому искусству для населения и детей (можно онлайн).

- Проводить курсы и мастер-классы по организации и продвижению бизнеса на кондитерке для таких-же самозанятых женщин, как вы (можно онлайн).

- Раскручивать инсту с тортиками с нестандартным украшением. Например, делать украшения в соответствии с федеральной или всемирной новостной повесткой дня/недели. Например, торт с "митингом" и тд. Тут реально талант нужен, чтобы выглядело не колхозно. Можно даже англоязычный аккаунт раскручивать под США, например. Думаю у таких постов может быть хороший виральный эффект. Например, на ногтях у девочек получалось хорошо раскрутиться таким способом.

- Стать поставщиком "расходников" для изготовления тортов. Я не в теме, но, возможно, есть какие-то элементы декора или экзотические ингридиенты, которые кондитеры постоянно используют. Если такие есть, продавать их (можно онлайн).

- Сделать маркетплейс для кондитеров, если такого ещё нет.

Ответить
Развернуть ветку
fudzi dream

А чойто за тезис, что деньги для стартапа вредны? Не могли бы чуть подробнее? Не спора ради, рил интересна точка зрения

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Мария Макарова
Автор

про деньги не согласна. хотя бы 5 тыс на таргет должно быть в кармане. остальные идеи  интересные. возьму на заметку 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Ильин

Людям с творческим мышлением бывает тяжело в бизнесе. Порой фокус держишь абсолютно не на том, что по настоящему важно.

Все эти красивые картинки ни к чему в начале. Вы правильно сделали что не
не наняли никакого фотографа для съемки, это совсем не нужно, также как и фир стиль. Можно сделать какую то визуальную составляющую, но это не повод заморочки.

Бизнес без прибыли не бизнес - он должен как то существовать и не все должно быть завязано на вас, ведь если вы все делаете сами, это все же самозанятость. Поэтому первое о чем нужно позаботится это фин здоровье проекта. Быстро быстро до первых продаж и последующая работа над их увеличением. Не заморачивайтесь над контент планом в соц сетях, не обязательно иметь набитый сторисами инстаграм на старте, публикуйте тогда, когда можете, лучше расширить количество каналов клиентов. (таргетинг, директ, авито, доски объявлений, личный сайт, и т.д).

Ответить
Развернуть ветку
Мария Макарова
Автор

картинка очень важна в этом бизнесе. 
первые фото были просто ужасными... 
да и сейчас нужно еще расти и расти.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Konstantin Grudnev

"Не составила бизнес-план" - это основное, остальные пункты входят в бизнес-план, если бы вы хоть раз его писали, то знали бы. Там и анализ ниш, рисков и.т.д. и.т.п
А так явный пример пословицы: If you fail to plan, you plan to fail.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Макарова
Автор

так и есть. по сути

Ответить
Развернуть ветку
Антон Залевский

Ещё пункт добавлю) Как только всё более-менее наладится не начинайте заниматься ещё чем-то. В этот момент как раз надо ещё больше сконцентрироваться на одном деле.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Наумов

Прочитал на одном дыхании. 

Ответить
Развернуть ветку
Denis Yakovlev

Мария, почему все истории про тортики-прянички-печеньки начинаются так стандартно: "вообще-то я даже и не планировала, но внезапно знакомая попросила, потом друзья, потом появились первые клиенты"? Как под копирку, уж простите. Насколько я знаю, все обычно иначе: мотив один - хочется заработать, а как? Тут девочки и наталкиваются на эти онлайн-школы, курсы, академии кондитерского мастерства и так далее в ВК и Instagram, где им рассказывают: "да это просто: научиться может каждая, два-три часа в день будете работать, девочки, себестоимость сами посчитайте, через пару месяцев работу можно бросать официальную бла-бла-бла". Как было на самом деле?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Пятин

совершенно нет. у меня супруге нравится делать торты и сладости. рецепты какие-то покупает, семинары. но мы не едим такое, поэтому любому заказу от знакомых она рада, т.к. может реализовать свое желание. как-то мы сели считать экономику и смотреть рынок, не очень сходится экономика + если масштабировать (только это имеет смысл, иначе - это не бизнес), то ей из повара нужно будет переквалифицироваться в управленца, чего ей очень не хочется. поэтому пока решили притормозить как с бизнесом и оставить как хобби. мотива заработать нет

Ответить
Развернуть ветку
Мария Макарова
Автор

все рассказала, как есть. Да, так все эти истории и начинаются. Сначала хобби, а потом задумываешься - а почему бы это не превратить в занятость? Мотива изначально заработать не было. Потому что у меня есть основная работа с норм. заработком. Я так скажу - мне столько не заработать на тортах  в моем режиме, сколько на основной работе получаю. Поэтому тут больше спортивный интерес - а как превратить хобби в прибыльное дело. У других же получилось, почему и мне не попробовать? Хотелось что-то свое, чтобы доставляло людям радость. Но если это будет приносить еще и много денег - я буду только рада)

А мотив - хочется заработать - совершенно нормальный, разве нет? Но если речь идет о том, чтобы МНОГО заработать -  то это точно не та ниша. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Вадимов Вадим

Да, собственный бизнес - тяжкое бремя. "Работающие на дядю" наемные сотрудники, отработав положенное время, спокойно расходятся по домам и забывают о работе, а у большинства предпринимателей рабочий день длится 24/7, что бы там ни говорили про делегирование. Кризисы неизбежны, сами через это прошли год назад со своим бизнесом по оформлению шарами.

По поводу совета. Трудно советовать, не будучи в теме, и все же.. Посмотрите на нишу правильного питания. Всякие там низкокалорийные, малоуглеводные , не содержащие сахара торты и десерты. Не знаю как вологжане, но многие москвичи (включая меня и коллег) на этом просто помешались и готовы переплачивать за это.

Чем и пользуется, например, сеть Вкусвилл, магазины которой множатся в Москве в арифметической прогрессии.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Макарова
Автор

Спасибо за совет. Про ПП-десерты тоже задумывалась, пробовала их - на вкус совсем не нравятся. Не хотелось бы делать то, что мне не нравится и во что я не верю совершенно. Но есть еще много других направлений в кондитерском искусстве , которые стоит рассмотреть. 

Ответить
Развернуть ветку
Антон Склянов

А почему нет пункта: Как я встала на учёт в налоговой и какие подводные камни?
Ах, да... 

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Стенцов

Потому что налоговая идёт нах*й по камням

Ответить
Развернуть ветку
Карл

но то всего лишь один провал (и урок), хотя и провалом то назвать нельзя. Надо просто докрутить кое-что - то, что не узнаешь, пока не начнешь.
До того, как взлететь, приходится 10 раз потерпеть неудачу. И в этом суть предпринимателя - а) не опустить руки после первого и последующих разов б) вынести урок из каждого провала, иначе наступать на грабли можно до конца жизни с нулевым результатом. Или наоборот, сначала второе, потом первое. Впрочем, как видно, анализировать вы умеете, поэтому, шансы взлететь вполне себе есть.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Макарова
Автор

называю это провалом, потому что пока я еще не поставила этот проект на ноги. И вообще были сомнения, продолжать или нет. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
fudzi dream

Какое драматичное начало и счастливый финал. ) Ну в маркетинге вы все ж поднатаскались - самый приятный рекламный пост из всех, что видел здесь. Скил ремесла (как говорил Довлатов) соц.сетями не загубить)
+

Ответить
Развернуть ветку
Мария Макарова
Автор

черт! вы меня раскусили)
на самом деле, просто хотелось поделиться своими болями, о рекламе не думала. 

думаю, мало кто с VC будет торты в Вологде заказывать). 

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Кашуба

Я, судя по заголовку, больше трэша ожидал. Рассчитывал прочитать предсмертную записку самоубийцы о миллионных долгах, разводе с мужем и жизни на улице после провала бизнеса. А тут расчесанная, ванильная до приторности история ещё и с неправильными выводами.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Nikolay Kenig

поделился ссылкой с сеструхой :) Она кондитер!

Ответить
Развернуть ветку
Мария Макарова
Автор

надеюсь, она избежит моих ошибок)

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Zamorev

Теперь с опытом ещё лучше будет, успехов! Круто что торты выбраны за вкус а не что дешевле. Фамильная мастерская на качество, а ерунду пусть делают корпорации)

Ответить
Развернуть ветку
Мария Макарова
Автор

спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Вася Михеев

Сделали себе или друзьям красивый торт. Сфотографировали. Выложили, например, на авито: https://www.avito.ru/moskva/predlozheniya_uslug/pitanie_keytering-ASgBAgICAUSYC7qfAQ?q=торты+на+заказ 
Или в инстаграмм. Ну и далее. А вам кто-то мозги промыл воронками продаж и пропей ерундой. Нормально делаете - клиенты будут, тем более постоянные.

Мы так художника нашли. В вк вбили "шарж", было 3 человека, со всем пообщались, одного выбрали. До сих пор заказываем. Ну и другим рассказываем, где такую красоту рисуют. У девушки ни логотипа, ни сайта, на бренда. Только талант, любовь к своему делу и трудолюбие. 

Ответить
Развернуть ветку
Мария Макарова
Автор

один талант не всегда вывозит. а что если в вашем городе 100 таких талантливых?)

Ответить
Развернуть ветку
Василий Петров

Из вашего набора букв стало сразу понятно, что вы нихера не делали)

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Стенцов

Ээ
Пару слов туда-сюда сделай

Ответить
Развернуть ветку
Dmitri Atname

10 банальных ошибок, благодаря которым у вас теперь есть бизнес! 😉
Многое из того, что вы считаете ошибками, на самом деле позволило сэкономить на себестоимости и развить бизнес.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Макарова
Автор

ну бизнесом это пока сложно назвать) 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
onepositive

Банальность)

Ответить
Развернуть ветку
Artem Shevchenko

Заголовок и окончание противоречят друг другу. Если хотите продолжать дело то не похоронили.

Пост-нативка детектед)

Ответить
Развернуть ветку
Wera Ferat

Полезная информация для новичков в бизнесе, ведь эти все советы могут пригодится не только в кондитерском направлении.

Ответить
Развернуть ветку
Damir Shakirov

Отличные советы, сразу видно практика, а не смьюзи хипстера. В принципе вы уже точно знаете как зарабатывать в этом бизнесе и думаю все получится после окончания пандемии. Торты относятся к бизнесу из категории why not, а не must.

Ответить
Развернуть ветку
Yes, Your Grace
А вообще буду рада советам, как и в каком направлении развивать проект.

Имхо, это должна решить ты сама)

Чисто как общая идея (я на правах диванного аналитика, в этом бизнесе не шарю), можно было бы вычленитть что-то, что идёт лучше всего или что приносит больше всего денег и раскрутить на максимум. Типа, делать самые охрененные премиальные экзотические капкейки в своём городе. 

Ответить
Развернуть ветку
Дима Мельник

Если проект не получился, как понять, что именно из-за этих ошибок? Например, логотип. Он никак не влияет в таких проектах. 

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Grudnev

Торговую марку и название лучше заранее зарегистрировать, как и патенты, если намечаете выводить на рынок, что-то новое.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений

Вам надо к Андрею Рудькову на мастер-класс. Он рассказывает как избежать всего, что вы пережили в кондитерке и больше.

Ответить
Развернуть ветку
Огурец Молодец

По-моему, Вы в правильном направлении двигаетесь, только чуть самокритична, но, наверное, это и есть предпринимательская черта. 
По визуалу я обратил внимание на пару вещей:
- фуд фотки на темном фоне прям слабенько, особенно цвета. Такое ощущение, что сменили фотографа, фоты на светлых крафтовых фонах ранее были намного качественнее.
- тема упаковки не раскрыта. Мне показалось, что вкусняшки вообще в нонейм-упаковках. Точно нужна своя с характером и эмоциями, чтоб покупателю было приятно еще до того, как объестся углеводов.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Макарова
Автор

спасибо. подумаю над фоном и упаковкой 

Ответить
Развернуть ветку
Nu Om

Как с вами связаться. Я хотел пообщаться с вами на эту тему

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Кашуба

Из каналов продвижения хорошо может сработать SEO, учитывая, что сейчас поисковики сильно отдают предпочтение локальному бизнесу в выдаче. Гугл точно отдает предпочтение местным компаниям в выдаче. Ковиду, к стати, спасибо за это! Не сарказм.

Найдите толкового сеошника на любой фриланс-бирже. Выбирайте по отзывам и его реальным проектам. Пусть конкретно по "коммерческим запросам" показывает выдачу своих сайтов.

Пусть делает сайт на ВордПресс с правильной технической SEO-оптимизацией.

Пусть собирает весь пул русскоязычных запросов связанный с вашей тематикой. Например: "торт для мальчика", "торт женщине на юбилей 50 лет" и тд.

Пусть под каждый запрос делает отдельную страницу с гео-привязкой. Например: "Торт женщине на юбилей заказать или купить в Вологде". 

Пусть зарегистрирует вашу компанию во всех возможных гео-сервисах.

Ещё можно на на Дзене завести блог и писать статьи по типу "5 тортов женщине на юбилей 50 лет от которых она испытает струйный оргазм". и тд. 

Ответить
Развернуть ветку
Мария Макарова
Автор

При запросе " торты на заказ в Вологде" выходит мой профиль на Яндекс Услугах. Наверное, пока достаточно.
Для SEO  нужны деньги, для канала в Яндекс Дзене - много времени. Пока не потяну. 
Но спасибо за советы) 

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Крюков

Мария, договоритесь сами с собой по этому проекут. Что к такому-то сроку делаете такие-то результаты или закрываете. Тогда конкретика появится, к чему стремиться – легче дойти и меньше угрызений совести в случае неудачи. Иначе есть риск тянуть мертвый проект и винить во всем себя. А проблема просто была, что не тем занялись. 

В случае ремесленичства в небольшом городе сложно заработать деньги. Возможно актуально запартнериться с магазинами/ресторанами.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Timanovsky
5. Не умела рассчитывать вес.

это интересная проблема.

 2. Не составила бизнес-план.

Мне кажется, на начальном этапе он и не нужен, тем более для такого простого (в финансовом смысле) бизнеса. Учета расходов и доходов должно было хватить, чтобы по прошествии какого-то времени отодвинуть все в сторону и проанализировать полученные цифры. И уже тогда думать над дальнейшей стратегией и бизнеспланом.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Леванов

"расскажи богу/судьбе о своих бизнес-планах"

Ответить
Развернуть ветку
Артем Лебедев

Хорошее начинание, желаю огромных успехов в настоящем и будущем. Но, есть один момент. К данной теме проявляет интерес огромное количество людей, все они пекут торты. Кто-то лучше, кто-то хуже, крайне высокая конкуренция, и с каждым годом она растет. Этим пробует заниматься огромное количество народу, в 150 миллионной стране, каждый день, несколько десятков человек выпекает свой первый торт и решает заняться этим милым и прибыльным делом. Ок, у вас есть опыт, даже возможно он превосходит качественно опыт других людей. Что если его применить совсем не там, где он применяется массово, и не для того? Может быть начать стоит с того, что вычеркнуть все шаблонные варианты, ок, я кондитер, у меня есть талант(подчеркиваем). Самое главное, чего я не должна делать -  продавать торты через соцсети и по знакомым(это делает еще 100 000 человек). Ценность резко повышает инновация - торт + что-то еще. Или торт + где-то там. Может быть торт + кто-то. Что если вообще 10 пунктов перечисленные выше не важны, так как не влияют на результат? Фактически прибыли то нет?

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Иванов

Автор, вы покупали свежую клубнику по 2300 рублей за килограм для тортов и реально считаете, что с такими расходами можно найти клиента и получить прибыль?

Ответить
Развернуть ветку
Anna Ry

Просмотры в ВК у вас начали падать не поттому что вы перестали вдруг хорошо писать а потому что появилась умная лента, цель которой заставить вас платить деньги за рекламу ваших постов своей же аудитории. И почему с таргетологом было бы проще? где вы предполагаете его взять, такого, чтоб не только деньги брал и сливал бюджет, но работал эффективно

Ответить
Развернуть ветку
Katya Pavlenko

1) Ваша задача - увеличение среднего чека.
2) Опт. Обратитесь к большим организациям с вашим предложением. Всем нужны незамудреные печеньки с их логотипом на рисовой бумаге, на Новый год, 8 марта и т.д Работы будет непочатый край )) Зачастую коммерческие организации гораздо щедрее обычных граждан, не стесняйтесь по цене ! Можете завести отдельный лендинг для коммерческих заказов.
3) Пусть местные блогеры пиарят и выкладывают сторис / посты с вашей продукцией по бартеру.
4) На вашем месте я бы задумалась о выходе на более привилегированных клиентов засчет дизайна, качества исполнения и цены.. как следствие - увеличение среднего чека.

Ответить
Развернуть ветку
Ljubimov Evgenij

Писала же про ошибки в рекламе и раскрутке. Ну и? Читал и ждал всё, а где же адрес. С таким подходом новых заказчиков не будет. Часто бываю в Вологде. Хотел зайти.

Ответить
Развернуть ветку
Max Fomenko

молодец

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Лысенков

Некоторые сомнительные пункты-ошибки. Если вы решили, что выполнив их, все бы пошло. То нет. Причин может быть миллион - от высокой конкуренции до элементарной неликвидности затеи. 
1. Не проанализировала аудиторию - часто невозможно определить точно свою целевую аудиторию. Сколько раз ошибались такие определители. И покупают совсем не те, на кого вы делали ставку. Аудиторию можно определить, собирая статистику, с течением времени, и все равно она будет меняться, порой весьма неожиданно.
2. Не составила бизнес-план - это влажные фантазии ее составителя. Филькина грамота, производившая впечатление на инвесторов 10 лет назад.
3. Не заложила бюджет на маркетинг. С высокой долей вероятности ваш бюджет таргетологи бы сливали в ноль. 

Ответить
Развернуть ветку
Никита Курбанов

Поделился ссылкой с матерью :) 
Не могу до нее донести что инстаграм это всего один канал привлечения. 

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Патокин

Мне кажется в расчетах бизнеса еще нет главного - расчета, откуда и когда появится прибыль.
О чем я?
Есть расходы, которые несет бизнес. Они делятся на постоянные и переменные, операционные.
Надо посчитать их. Начать с подсчета постоянных. Появится некая цифра, которая, в свою очередь, приведет к подсчету необходимого количества продукта, который надо ПРОДАТЬ!
Появятся операционные расходы. Они увеличат сумму расходов и объем продаж.

Так Вы поймете, сколько надо ПРОДАВАТЬ, чтобы выйти на 0.

А дальше уже можно планировать сколько хотите заработать и что для этого надо делать.
Может случиться печалька: оказывается надо печь столько, что это отшибет интерес к бизнесу. Или, наоборот, заставит найти решения, которые приведут к росту.

По крайней мере после такого расчета появляется ясность в отношении своего бизнеса.

Успехов и драйва! 

Да. Еще 1 вывод, который я сделал, когда создавал новые проекты.

НУЖНА ВЕРА В СЕБЯ, В СВОЮ ЗАДУМКУ И ИДЕЮ.
Не будет веры - быстро закончатся силы...

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Зайцева

Мария, большое спасибо, что поделились опытом!
Скажите, пожалуйста, как решили (или решаете) задачу с отдельным помещением и соблюдением норм санпина? Увлекаюсь кондитерским делом давно, но  именно сложности с разрешенным помещением (и связанными с этим препонами) для пищевого производства, останавливают меня в запуске бизнеса

Ответить
Развернуть ветку
Рустам

Кажется, прость не было серьёзных намерений. Поэтому автор поста не делал элементарного, всего того, как правильно нужно начинать и продвигать бизнес. Если бы была серьезность намерений, до начала все бы было продумано, изучена куча информации на эту тему. А ее много.

Ответить
Развернуть ветку
180 комментариев
Раскрывать всегда