{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Был спрос, деньги и помощь Disney, но все равно обанкротились: как провалился перспективный бренд мороженого Ample Hills Статьи редакции

Основатели вложили в рост миллионы долларов, но экономили на хорошем оборудовании и не следили за тратами.

Пересказ материала Marker.

Бросить ТВ и открыть кафе-мороженое

В 2010 году сорокалетний Брайан Смит — сценарист из Бруклина и любитель мороженого — устал от однотипных проектов. Он прошёл курсы по бизнесу и приготовлению мороженого и задумал открыть магазин. Его жена, учительница Джеки Кускуна, посоветовала не торопиться. В качестве компромисса Смит продавал домашний десерт с тележки на бруклинском фестивале искусств.

Смита не интересовали ходовые «взрослые» вкусы вроде лаванды и шафрана. Ему хотелось завлечь «как семилетних, так и сорокалетних, которым в душе по-прежнему семь». Отсюда вкусы, вдохновленные поп-культурой, например «Хайзенберри» — ванильное мороженое с клубникой и синей карамелью.

Мы вкладываем в продукт историю. Именно поэтому наше мороженое больше чем просто молоко, сливки, сахар и яйца.

Брайан Смит, в интервью Bloomberg

Спрос рос, и весной 2011 года супруги открыли в Бруклине первое заведение, вложив накопленные $225 тысяч. Бренд назвали Ample Hills — по строчке из стихотворения Уолта Уитмена. Мороженое Брайан готовил сам и за четыре дня после открытия распродал запасы. Кафе пришлось закрыть и срочно нанять и обучить персонал. Вскоре семеро сотрудников обслуживали по сотне посетителей в час, а ежедневная выручка приближалась к $9000.

Понравиться гендиректору Disney и привлечь клиентов

На третий год супруги открыли второе заведение с большой кухней площадью почти 100 м². Ремонт обошёлся им в $500 тысяч. Место было не проходным, но они верили в успех. В первом кафе площадь кухни была всего 13 м²: чтобы заготовить мороженое на неделю, приходилось закрываться по понедельникам.

Новая кухня позволила запустить доставку по стране: шесть упаковок весом около 3 кг стоили $60. Одним из клиентов оказался Боб Айгер, на тот момент гендиректор Disney.

Чтобы удивить Айгера, Смит отправил вместе с мороженым рисунок Микки Мауса в футболке Ample Hills (его нарисовала сотрудница Лорен Кэлин, будущий директор по развитию бренда). 17 октября 2014 года Айгер прислал Смиту хвалебное письмо: «Если я чем-то могу помочь, дайте знать. Кто знает, может, мы посотрудничаем?»

Глава Disney угостил мороженым знаменитых друзей вроде Джей Джея Абрамса и Опры Уинфри, ей десерт тоже понравился. Вскоре у Disney и Ample Hills появились совместные планы: посвятить вкус «Звёздным войнам» и открыть заведение бренда в одном из развлекательных комплексов корпорации.

Боб Айгер (слева) и Брайан Смит Твиттер Ample Hills

Инвестиции на расширение

Со временем и второе кафе перестало справляться с наплывом посетителей. Два холодильника без остановки делали по 60–70 кг мороженого в час, а простые вкусы вроде ванильного готовил партнёр на аутсорсе. Не прошло и года с открытия второй точки, как Смит и Кускуна поняли: единственный способ поспевать за ростом — привлечь инвестиции и построить фабрику.

С первым помогли два десятка инвесторов и Чарли О’Доннелл, основатель фонда Brooklyn Bridge Ventures и фанат Ample Hills. Вместе они вложили $4 млн. Многих подкупало партнёрство с Disney. «Мы рассказывали о нём инвесторам, и те видели в нас потенциал Ben & Jerry’s, крупного производителя мороженого в CША», — вспоминает Смит.

Со вторым, фабрикой, оказалось сложнее. Пара присмотрела два недорогих помещения на севере штата Нью-Йорк, но Айгер посоветовал оставаться в Бруклине.

Выбор пал на склад площадью 1400 м². Достаточно большой, чтобы производить по 820 кг мороженого в час — и обеспечить не только кафе, но и сотни магазинов, куда компания хотела поставлять продукцию. Но завод утянул бренд на дно.

Ample Hills

Любить истории, но забывать о разумности

По словам сотрудников, корпоративная культура изменилась уже после открытия второго кафе: поначалу работать было весело, а потом основатели слишком сосредоточились на росте. Из-за этого они не обращали внимание на мелкие проблемы вроде сломанных холодильников или выбитых пробок в работающих кафе, из-за чего мороженое попросту выбрасывали.

Чтобы расшириться, в декабре 2017 года пара привлекла ещё $8 млн, а в ноябре 2018-го и марте 2019-го просила помощи снова. «С деньгами всегда было трудно. Брайан и Джеки часто говорили о крупных вливаниях, а потом безрассудно их тратили», — вспоминает бывший управляющий Джейк Чайлдерс.

К примеру, они могли открыть точку лишь потому, что в квартале 100 лет назад располагалась лавка мороженого. При этом ежегодная аренда обошлась бы в $220 тысяч, а ремонт — ещё в полмиллиона.

Летом, в сезон, в компании работало 300 человек, а зимой — примерно половина Ample Hills

В конце 2018 — начале 2019 года Смит намеревался открыть 75 точек за пять лет. Однако сотрудники не верили в успех: по словам продавца Джейсона Смита, действующие заведения едва функционировали. Всего Ample Hills открыла 16 кафе, подписала договоры аренды ещё для четырёх, плюс одной точкой управляла Disney в своём парке.

Сэкономить на оборудовании и потерять гораздо больше

Открытие фабрики задержалось почти на год. Расходы составили $6,7 млн — на $2,7 млн больше изначального бюджета. Смит и Кускуна позаботились об интерьере, но сэкономили на организации производственного процесса и оборудовании.

Для отладки фабрики супруги наняли подрядчика подешевле и потратили несколько сотен тысяч на устранение проблем, вспоминает начальник производства Мэттью Скотт.

Оборудование же оказалось неподходящим. Чаны, рассчитанные на 2000 литров жидкого молока, не справлялись с вязкой массой и моментально ломались. Компания извела 41 тысячу кг мороженого. Из-за смены холодильников не удавалось поддерживать качество.

Репортаж с фабрики Ample Hills

Кроме того, предприниматели не следили за бухгалтерией: по словам Скотта, через которого прошел минимум $1 млн расходов, за три года его ни разу не просили составить отчет, ни разу не давали точный бюджет.

Одновременно с отладкой процессов Смит и Кускуна пытались открыть заведение на Западном побережье, перейти на новую дорогую упаковку и представить продукцию в рознице.

В конце концов основатели утвердили нового президента: он ставил на стремительное расширение, сделки с Disney и упоминания в прессе. А операционный директор выступал за постепенное развитие и против сотрудничества с Disney — последнее лишало Ample Hills аутентичности. Позже его уволили.

Считать себя Джобсом, но облажаться

Работа с Disney требовала времени и средств, однако Смита это не останавливало. Он придумывал вкусы и эксклюзивный дизайн коробок, не заботясь о пользе для компании. Пример — к 90-летию Микки Мауса вручную расписали десятки упаковок. По словам директора по бренду Лорен Кэлин, финансовой выгоды это не принесло. Сам Смит признается, что для пиара хватило бы и одной сделки с Disney.

Однажды Смит и Кускуна решили сменить округлую упаковку на квадратную, в духе 1930-х годов. Её заказывали в Турции. Однако предприниматели забыли, почему практически все производители отказались от такого формата:

  • Мороженое в уголках таяло быстрее, из-за чего упаковка размокала.
  • Такие коробочки тяжелее равномерно заполнить (чтобы наладить процесс, ушло три месяца).
  • Для производства требовалось оборудование под заказ. Паре оно обошлось в $180 тысяч, но работало плохо.

Персонал пытался вразумить Смита и Кускуну, но те стояли на своём. По словам сотрудников, основатель позиционировал себя как «Стив Джобс в мире мороженого». И хотя позже признал, что квадратные упаковки стали катастрофой, всё же добавил: «Создавать новое всегда непросто, но это не причина отступать».

Сокращать больше нечего, но и занять не у кого

Прогорели предприниматели и с новым заведением в Лос-Анджелесе — в престижном районе, но с низкой проходимостью. Ремонт затянулся и обошёлся почти в $1 млн, что в два раза превысило бюджет.

В октябре 2018 года, в день открытия, за бесплатным мороженым выстроились очереди. После поток прекратился и не окупалась даже аренда. Кускуна признает, что они «сэкономили на маркетинге и не понимали, где лучше открыться». Это, однако, не помешало Ample Hills подписать шесть новых договоров аренды, в том числе на Таймс-сквер и в очередном комплексе Disney — за $180 и $375 тысяч в год соответственно.

Осенью 2019 года Смит и Кускуна поняли: без денег им не дотянуть до весны. Тогда они сократили штат со 120 сотрудников до 108, урезали зарплаты, закрыли ряд точек, прекратили оплачивать аренду и пытались привлечь $3–4 млн инвестиций.

К работе подключился приятель их инвестора и арендодателя Грега О’Коннелла — Херб Рютч, бывший гендиректор продовольственного холдинга Fairway. Тот изучил финансовые отчёты и заключил, что у компании мало шансов выйти в плюс.

Супруги обратились к Бобу Айгеру, однако Disney не инвестировала в малый бизнес. Тогда Айгер предложил им посвятить мороженое телеведущему Джимми Киммелу, чтобы попасть в выпуск. Но и это не переломило ситуацию. Чтобы обеспечить рентабельность, фабрике было необходимо удвоить объёмы производства, а это требовало бы за ночь открыть десяток точек.

Jimmy’s Bananas in Brooklyn 🍌. Smooth & creamy banana ice cream with swirls of U-Bet Syrup and shards of dark chocolate. Our specially created @jimmykimmel ice cream flavor. Available in NYC scoop shops. #KimmelinBrooklyn https://t.co/R3G4yD948l

Рютч предлагал основателям объявить о банкротстве или согласиться на слияние с другой фирмой, но те воспротивились. О’Коннелл помогать не стал: «Проблема заключалась не в деньгах, а в основателях и их потребности всё контролировать». По этой же причине, согласно О’Коннеллу, супруги отклонили и другие стоящие сделки.

Объявить о банкротстве, но не предать дело

15 марта 2020 года компания подала документы на банкротство, не дотянув до десятилетия. И хотя Смит и Кускуна надеялись найти партнёра и остаться у руля, единственным выходом стала сделка со Schmitt Industries.

Производитель лазерных сканеров и датчиков для баллонов с пропаном купил Ample Hills за $1 млн.

Майкл Сапата, гендиректор Schmitt Industries, в беседе с Marker признался, что любит вытаскивать компании из бедственного положения (то же он сделал со Schmitt Industries).

После покупки Ample Hills Сапата заново открыл десять заведений, вернул почти всех бывших сотрудников, а также пересмотрел договоры аренды, часть из которых расторгнул. Чтобы сделать фабрику прибыльнее, компания меняет оборудование и берет сторонние заказы на производство.

Брайан Смит и Джеки Кускуна теперь не имеют отношения к бизнесу. По словам Кускуны, банкротство дало «любителям лёгкой наживы» прибрать к рукам компанию. И хотя Сапата предложил им должности, супруги отказались: «Мы были бы несчастны, работая с теми, кто не разделяет наших взглядов».

Они по-прежнему считают Ample Hills своим детищем и любят мороженое. Во время пандемии пара делилась в своём Instagram необычными вкусами, созданными на домашней кухне. На вопрос, где их достать, последовал ответ: «У нас на кухне. Пока. Но скоро где-нибудь ещё».

0
83 комментария
Написать комментарий...
Mark Aster

И ведь почти 10 лет протянули эти самодуры.

Ответить
Развернуть ветку
Тарас Мукин

Мне кажется их пример хорошо показывает, насколько большую роль хороший продукт играет в бизнесе наряду с тем, чтобы быть Бизнесменом™ с большой буквы Б. Ребята потеряли голову от успеха и не справились с ростом, но тем не менее их мороженое покупали за немалые деньги, что и позволило просуществовать 10 лет.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
onepositive

удивительно, конечно

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Johnny Vorony

Хорошая статья, которая показывает как два неопытных менеджера пытались создать крутой продукт.

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Два неопытных менеджера? )) Два великовозрастных ребенка, недоигравшие в детстве, решившие поиграть в бизнес с мороженым. Поначалу перло, но потом они решили построить фабрику... В стиле Вилли Вонки, походу... И тут их ждал пиздец, потому что у них блять не было умпалумпов - а они об этом не подумали... Фабрика это сцука производство, тут не до игрушек, на этом многие наивные мечтатели обломали свои крохотные зубки (с)

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Миша Магадан

Они вроде и продукт сделали и производство наладили, засыпались на ерунде какой-то (не там точку открыли, не ту упаковку стали делать, не ту рекламу давать).

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Дмитрий Кедов
Он прошёл курсы по бизнесу

Ок

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Не "закончил с отличием", даже не "закончил", а "прошел". Ок

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Алферов

Интересная история! Мне кажется, это практически классическая история первого бизнеса и первой попытки масштабирования) Бизнес растет, а мозги не успевают. И вместо "блин, надо придумать новый классный вкус!" надо думать над "блин, надо оптимизировать работу завода!". Очень часто такое встречаю, к сожалению. В итоге либо человек бегает как белка в колесе, затыкая собой дыры и работая 24/7 за средненькую ЗП до пенсии, либо все разваливается. Видимо в какой-то момент надо просто остановиться и подумать - "а не херню ли я делаю?")))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
onepositive

неудачники

Ответить
Развернуть ветку
Ol Ka

Ну, куда уж им до тебя и твоих успехов 🤭

Ответить
Развернуть ветку
35 комментариев
Ol Ka
сорокалетний Брайан Смит

А есть где-нибудь такая статистика: сколько коммерческих проектов выжило, когда их основателям на момент старта было 25+, 35+, 45+? 🤔

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Жажин

Есть такое. Спойлер: средний возраст успешного стартапера — 45 лет

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Артем Спиридонов

в тексте очень часто мерещится "открыли точку в непроходном месте и влили $$$$ в ремонт", как будто это была единственная цель.

Ответить
Развернуть ветку
Полина Лааксо
Автор

точно-точно! от слепых романтиков в них больше, чем от менеджеров. купить неподходящее оборудование просто потому, что когда-то брендом-производителем вдохновлялись ben & jerry's, или отгрохать фабрику и вложить деньги в потолки, но не морозильники и мешалки, – такое, конечно)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Миша Магадан

А что там по итогу у инвесторов? Какие результаты?

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir

Упаковка - говно.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий

Многие плюют и хаят, но ведь смогли же почти 10 (десять!) лет проработать! По статистике в первый год сворачивают свою деятельность около 90% стартапов! А кто-то пробовал не только почти 10 лет рулить своим, а хотя бы на одной работе в руководящей должности проработать!?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan

Локация! Они сыграли им злую шутку... (удачные локации доли толчок, а не супер мороженое).

Ответить
Развернуть ветку
Аглалия Фурс

Первая мысль - какой у нас продукт, кроме Макдональдса имел такую популярность? Что, мать его, продаётся у нас так, что народ расхватывает? А ведь они одни из...
Ну а так, очень печальная история. Очень. Ведь всё так банально и хороший управленец сделал бы этот бизнес охулиардным. Ничего ведь сверхъественного в ведении бизнеса нет, это просто работа. 

Ответить
Развернуть ветку
nutt33

жаль, казался хорошим продуктом

Ответить
Развернуть ветку
80 комментариев
Раскрывать всегда