Как я делал бизнес на Дальнем Востоке. История сети пекарен «Машенькины пироги»

Привет, меня зовут Иван Емельянов, я родился на Дальнем Востоке и здесь же начал предпринимательскую деятельность. Моя история напоминает череду нескончаемых препятствий. За 13 лет я 14 раз менял сферу деятельности.

Все началось с работы помощника юриста за зарплату в 7 тыс. рублей в месяц, а затем открытия мини-кафе. Теперь я владелец сети пекарен «Машенькины пироги» с выручкой 119 700 593 руб. в год.

Как открыть свой бизнес? С какими неудачами сталкиваются региональные предприниматели? Как преодолеть трудности и не выгореть? Делюсь своим опытом.

Трудности предпринимательства

Открытие сети — это не только моя заслуга, но и моей семьи. Пекарню «Машенькины пироги» я назвал в честь дочки. Мы часто ездим по миру, поэтому решили совместить приятное с полезным — стали собирать лучшие рецепты пирогов по всему миру. Так родилась концепция нашего заведения — гастротуризм.

Я родился в Хабаровске и до 30 лет строил здесь бизнес. Проект «Машенькины пироги» тоже зародился на Дальнем Востоке. Прежде чем сеть пекарен разрослась и стала приносить стабильный доход, я столкнулся с чередой неудач, которые накапливались как снежный ком. Но обо всем по порядку.

Выгорание и поиск себя

За 13 лет моя сфера деятельности сменилась 14 раз. Чего только не было: ночной клуб в Таиланде, перепродажа автомобилей из Японии, поставка икры, строительный бизнес и многое другое.

У меня было много неудачных попыток, проблем и внешних обстоятельств, которые не давали укрепиться на рынке. Из-за того, что я постоянно сталкивался с трудностями, иногда опускались руки.

Несмотря на сложности, я продолжал искать себя. Я взвешивал плюсы и минусы, разбирался, чем мне нравится заниматься, в чем я действительно хорош. Чтобы стать успешным бизнесменом, нужно иметь внутренний стержень. Считаю, что я не боюсь трудностей во многом благодаря родителям. Моя мама была врачом, а отец строителем. В 90-х они начали создавать свой бизнес. Я смотрел на них и восхищался. У родителей были и победы, и неудачи, но они не боялись рисковать.

На самом деле только к 30 годам я понял, чем хочу заниматься. Оказалось, что больше всего мне нравится работать с общепитом. Так я решил открыть первую пекарню.

Человеческий фактор

Бизнес — это прежде всего люди. Но помните — «разводы» здесь на каждом шагу, все хотят получать прибыль. Кто-то за свои счет, а кто-то за чужои. Предпринимательский опыт научил меня четко регулировать рабочие отношения, так как я не раз сталкивался с обманом подрядчиков.

Когда мы только начали запускать проект, то хотели получить небольшой цех и купить 1 печку. Наш минимальный капитал составлял 550 тыс. рублей. Знакомые посоветовали мне шеф-повара, который обещал проработать меню, обустроить цех, достать оборудование с хорошеи скидкои и запустить производство. Через пару недель я передал ему 215.000 рублеи на закуп. Получив оборудование, я обнаружил, что это убитая техника под списание, стоимость которой не превышает 50 тыс. рублей. За это время шеф-повар успел пропасть.

У меня также был опыт работы с друзьями, после которого я окончательно понял, что всеми юридическими вопросами должны заниматься специалисты. Никогда больше не буду сотрудничать с людьми без юридических документов, в которых будет прописано, кто и что делает. Верьте людям на слово, только если оно заверено подписью и печатью.

Благодаря этому опыту я стал более подкованным в юридических вопросах. Поэтому когда начал искать команду и партнеров для сети пекарен, я чувствовал себя уверенно.

Оптимизация бизнес-процессов

От открытия первой пекарни до создания франшизы прошел 1 год и 3 месяца. Основные проблемы, с которыми я столкнулся за это время, — ошибка при выборе сотрудников и слишком большие финансовые затраты.

Когда я набрал первую команду, то быстро понял, что сотрудники не могут работать в условиях жесткой многозадачности. Изначально моими приоритетами были делегирование обязанностей и полное доверие к команде в плане принятия решений. Мне казалось, что я работаю с людьми, которые готовы полностью включиться в рабочий процесс и могут работать самостоятельно. К сожалению, коллеги не справлялись с целями, и это подорвало мое доверие. Я стал принимать большинство решений самостоятельно, и это улучшило ситуацию, но ненадолго.

Сильная команда — это одно из главных условий для развития бизнеса. Поэтому я решил полностью поменять штат сотрудников, и дела пошли в гору. Теперь моя команда состоит из ответственных и целеустремленных людей, за которыми не нужно следить. Они прекрасно справляются.

Я не только нашел других специалистов, но и сократил штат. Оказалось, что 1 человек может заменить 4-5 работников, если правильно распределить обязанности. Это решение также помогло мне снизить инвестиции для будущих франчайзи партнеров в цех пекарен, которые были в районе 5 млн. Конечно, это оказалось очень затратно. Я быстро нашел решение — уменьшил стоимость инвестиций до 950 тыс. рублей и привлек большой объем партнеров, которые готовы были вкладывать эти средства.

Поиск инвесторов

Чтобы масштабировать бизнес, я начал искать инвесторов. Как правило, это долгий процесс, особенно, если у тебя региональный бизнес. Да и вообще, российскому предпринимателю сложно получить помощь от государства, но все-таки я начал пробовать.

Мой совет начинающим бизнесменам — обращайтесь за помощью. Нужно искать хорошие франшизы, ходить на бизнес-форумы, знакомиться с людьми. Я никогда не верил в помощь государства, но когда попробовал обратиться, был удивлен.

Я принял участие в национальной премии «Бизнес-успех”, которая прошла в рамках Дальневосточного форума предпринимателей. Это конкурс для российских бизнесменов, которые представляют свои проекты на государственном уровне. Я решил заявить о сети пекарен “Машенькины пироги».

Так я получил награду в номинации «Лучший проект в сфере торговли и услуг». При выставлении оценок жюри учитывало динамику развития и объем оборота, информацию об уникальных программах лояльности, наличие эффективных инструментов развития персонала. Оценивали даже креативный подход к оформлению торговых точек. Мы выиграли, и это был успех.

Нас заметил центр поддержки предпринимательства «Мой бизнес». Этот проект помогает бизнесменам на всех этапах развития бизнеса. Центр оказывает имущественную и экспортную поддержку, отправляет бизнесменов на форумы и помогает решать вопросы, связанные с развитием бизнес-проектов.

Этот центр оплатил мне участие во франшизной выставке, после которой у меня появились инвесторы из Швейцарии. Они оценили франшизу «Машенькины пироги» в 4 млн долларов и предложили вложить эти средства в обмен на 10% доли бизнеса. Так у меня появились первые международные инвесторы.

География

Я до сих пор считаю, что открыть бизнес в регионе легче чем в Москве или Петербурге. Здесь практически нет конкуренции, а для развития бизнес-идей это просто непаханое поле. Но наличие бизнеса на Дальнем Востоке все-таки имеет свои минусы.

У меня часто мелькала мысль, что переезд в европейскую часть России помог бы мне быстрее расширить бизнес. После участия во франшизной выставке эта мысль окончательно укоренилась в моей голове. Там моим проектом интересовались многие предприниматели, которые хотели стать партнерами и спонсорами. Как только они узнавали, что мы из Хабаровска, их энтузиазм сразу пропадал. Все-таки это и правда слишком далеко.

Я решил перебраться в Санкт-Петербург вместе с семьей. Теперь головной офис и цех находятся здесь. Все пироги сейчас делаются в Петербурге. Работа с региональными заведениями не пострадала. Решение — шоковая заморозка полностью собранных пирогов на современном оборудовании и отправка в другой город. Подрядчикам остается только купить печь и морозильную камеру.

Теперь мы продолжаем развиваться не только на Дальнем Востоке, но и по всей России. Сеть пекарен уже существует в 13 городах.

Ошибки закалили меня и дали бесценный опыт. Оборачиваясь назад, я вижу, что все было не зря. Я рад, что трудности привели к тому, что теперь у меня есть любимое дело, которое приносит стабильный заработок, растет и развивается.

Несмотря на сложный 2020 год, мы продолжаем расширяться. В этом году мы собираемся открыть пекарни в 50-ти городах-партнерах, а также выйти на оборот в 1 000 000 000 руб.

0
146 комментариев
Написать комментарий...
Василий Степанов

Плиз, велкам. Инфоцыган с продажей франшизы на vc.ru. Никогда такого не было и вот опять

Ответить
Развернуть ветку
Сеть пекарен Машенькины Пироги
Автор

По вашему сеть пекарен это инфобизнес?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey

Про бизнес ничего, акцент статьи на впаривание франшизы. Типичная статья на VC, которых тут сотни, главная цель которых - привлечь франчайзи и больше ничего.

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Фомин

Ну слушай, по моему Трибуну для этого и делали. Глобально в материале нет ничего плохого. Пироги сам лопал - вкусные, а уж на сколько выгодная франшиза мы судить, наверное, не можем. 
У меня знакомый в регионе из преслоутово Сабвея сделал чуть ли не ресторан правильного питания. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexey

Ну я ж не против существования этой статьи, я просто выразил свое оценочное суждение. Комментарии же в том числе для этого, верно? Пироги не ел, кстати, и про их вкусовые качества ничего сказать вообще не могу. Если попадется где-нибудь на глаза, то из любопытства зайду посмотрю насколько интересный и качественный продукт)

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Пироги не ел, статью не читал, но вопит на все комменты про впаривание франшизы. Банить таких комментаторов с "оценочными суждениями"

Ответить
Развернуть ветку
Бабак Шаян

Классика)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
First Last

Герой

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Фомин

Всмысле делали не для продажи франшиз, а для рассказа о своем бизнесе

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Очередная попытка была рассекречена на vc. Бдительно относимся к контенту))

Ответить
Развернуть ветку
143 комментария
Раскрывать всегда