«Мы ********** перед собой, сотрудниками, клиентами»: почему доставка «Готово» закрыла часть кухонь после резкого взлёта Статьи редакции

Главное из материала Forbes о причинах проблем и о том, как основатели пытаются их решить.

В середине февраля 2021 года основатели петербургского сервиса доставки еды «Готово» в своём Telegram-канале «Готово Битчин» рассказали, что временно закрыли новые кухни. Такое решение они объяснили неудачной оптимизацией и ошибками с привлечением инвестиций и тратой оборотных денег.

Летом 2020 у нас был момент прозрения и прибыльности на нашей собственной модели, но потом мы поддались внешней панике, сомнениям, боязни конкуренции, невнятным советам и неуверенности в себе, ударились в оптимизацию, ********** [оказались виноваты] перед собой, сотрудниками, клиентами и ещё раз перед собой.

Как только мы начали думать, где бы сэкономить или отжать, всё отложенно пошло ****** [пропадом], потому что в центре внимания перестала быть вкусная еда и хороший сервис, началась гонка за масштабом, как у москвичей, только за год, а не четыре. Всё пришло к тому, что мы и сами и перестали заказывать в последние недели, потому что с таким негативным фоном просто не хочется иметь дело.

Сегодня мы временно закрыли все новые кухни, вернулись к состоянию лета 2020 и попробуем начать заново, не допустив тех же ошибок. Как только будем уверены в качестве и способности каждой кухни выдержать нагрузку — будем открывать новую, больше никаких четыре в месяц.

Мы делали ставку на найм и то, что кому-то можно доверить все внутренние процессы, но в итоге пришли к тому, что только мы вдвоём как фаундеры можем обеспечить тот уровень сервиса, который необходим. Поняли это поздновато, но каждый день с тех пор тащим, пилим, улучшаем, смотрим каждую закупку, ездим на каждую кухню, читаем и отрабатываем каждый фидбек, верим в рынок и проект, будем биться до конца.

из сообщения в «Готово Битчен»
под авторством Александра Церетели, сооснователя «Готово»

Ровно за два месяца до этого сообщения, 15 декабря 2020 года, компания объявила о привлечении 65 млн рублей инвестиций при оценке в 266 млн рублей. К тому моменту у «Готово» было 15 кухонь в Санкт-Петербурге, компания планировала открыть в городе ещё 10 и выйти в другие регионы, а также развивать ИТ-инфраструктуру.

Что расстроило планы «Готово»

«Готово» работает с сентября 2019 года. За 2020 год выручка составила 160 млн рублей, убыток около 50 млн рублей, рассказал Церетели Forbes. С августа по сентябрь компания стабильно получала по 14-18 млн рублей выручки в месяц. В апреле и в июле кухни «Готово» показали операционную прибыль.

Росту способствовал в том числе режим самоизоляции, который начался в Петербурге 31 марта. «Тогда был сладкий период: ты ничего не делаешь и растёшь. Каждый день у тебя новый рекорд. Это было немного сумасшествие», — поделился Церетели. С началом самоизоляции сервис оптимизировал затраты:

  • Отказался от дорогой упаковки и отменил доставку столовых приборов по умолчанию.
  • На 30-40% повысил цену блюд. «Первые полгода мы тестировали гипотезу и демпинговали — возили заказы в минус. В пандемию перестали это делать», — объяснил сооснователь «Готово».
  • Чтобы «не просесть по количеству заказов», начал работать с агрегаторами «Яндекс.Еда» и Delivery Club, а также петербургским сервисом корпоративных обедов «НаЛанч».

Но в начале 2021 года из-за расходов на покрытие убытков и запуск новых кухонь сервис столкнулся с кассовым разрывом: как пишет Forbes, основателям оказалось нечем платить поставщикам продуктов и работникам. В пример журнал привёл арбитражный иск на 2,1 млн рублей от поставщика продуктов «Ромакс Фуд». Компания подала заявление в феврале, суд пока оставил его без движения.

По словам Церетели, претензии вызваны неоплаченными поставками, но с «Ромакс Фуд» уже удалось договориться о мировом соглашении. Руководитель отдела продаж «Ромакс Фуд» Александра Козырева сообщила Forbes, что её компания еще не заключила мировое соглашение с «Готово», но готова заключить его «на условиях единовременного погашения задолженности».

Козырева отметила, что раньше партнёр исправно платил за поставки, но в последнем разговоре Церетели заявил, что пока компания не может погасить долг.

Мы всем поставщикам честно сказали, что пока не получили инвестиции. Тем, кто настаивал на иске, говорили «ок», но сразу обсуждали условия мирового.

Александр Церетели

Почему инвестиции не помогли сервису

Из заявленных 65 млн рублей компания сначала смогла договориться только о 41 млн рублей. Деньги вложили основатель рекламного агентства Out Digital Роман Зарипов и основатель финтех-стартапа из Москвы, который пожелал остаться анонимным. Об инвестициях договорились в августе 2020 года.

Создатели «Готово» рассчитывали, что всё же смогут привлечь оставшиеся 24 млн рублей, поэтому полученные инвестиции потратили на запуск новых кухонь и финансирование первичных убытков. С августа по октябрь 2020-го они открыли пять новых точек, а затем решили развивать ещё и франшизу.

Сейчас Церетели считает, что компания слишком торопилась с открытием в спальных районах: «Новые точки не очень хорошо себя показали, долго раскачивались, и нам не хватило денег, чтобы их тянуть».

Оставшиеся 24 млн рублей компания пока так и не получила. Основатели договорились с первым инвестором «Готово» Олегом Корчагиным, что он больше не будет докладывать свои деньги. «В моменте нам стало просто нечем платить поставщикам», — признался Церетели.

Как основатели надеются спасти «Готово»

Чтобы остаться на плаву, компания «заморозила» все нерентабельные собственные кухни (закрыла, но продолжает платить аренду) и фабрику-кухню, на которой делали заготовки для блюд. Сейчас работают только семь кухонь по франшизе и одна собственная.

Франшизу «Готово» пока могут купить только друзья и партнёры основателей. Паушальный взнос составляет 2-2,5 млн рублей с отсрочкой в полгода, а роялти — на уровне 5% от оборота кухонь. Официальные условия франшизы и структура работы с франчайзи ещё не сформированы, уточнил Церетели.

Партнёры обсуждали три возможные судьбы «Готово»:

  • Дополнительное инвестирование за счёт текущих или новых инвесторов.
  • Продажа компании.
  • Закрытие.

Церетели и Родионов заявили, что в начале марта смогли предварительно договориться с Корчагиным, Зариповым и ещё одним инвестором о том, что они вложат 24 млн рублей. На полученные деньги сервис возобновит работу фабрики и кухонь, а также продолжит строить ИТ-систему, которая сможет «предсказывать предпочтения клиентов».

Зарипов в беседе с Forbes уточнил, что договор о дополнительном финансировании ещё не подписан: «Мы обсуждаем предварительно эту сумму дофинансирования [24 млн рублей], варианты и доли с другими инвесторами».

Сейчас всё налаживается: работать продолжаем, долги поставщикам реструктурируем.

Александр Церетели

В то же время инвесторы «Готово» по-прежнему думают о продаже бизнеса. По словам Церетели, в разное время они общались с крупными фудтех-проектами и ИТ-гигантами, включая «Сбер», X5 Retail Group, «Яндекс» и Delivery Club. Предприниматель не уточнил, обсуждали ли они именно вопрос продажи сервиса.

Представитель Mail.ru Group Сергей Лучин и представитель «Яндекс.Еды» Елена Новикова отказались отвечать Forbes, ведут ли они переговоры о покупке «Готово». Близкий к «Яндексу» источник сказал изданию, что компания не планирует покупать сервис. В пресс-службе «Сбера» сообщили, что банк «не комментирует рыночные слухи». В пресс-службе X5 Retail Group ответили, что в настоящий момент не обсуждают сделку с этим сервисом.

{ "author_name": "Альберт Хабибрахимов", "author_type": "editor", "tags": ["\u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u043e"], "comments": 52, "likes": 26, "favorites": 63, "is_advertisement": false, "subsite_label": "food", "id": 217000, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Fri, 05 Mar 2021 18:49:59 +0300", "is_special": false }
0
52 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
56

Ребрендинг из "Готово" в "ПОТРАЧЕНО".

Ответить
18

Спасибо, очень понятно, что же "мы" сделали)

Ответить
31

проебались

Ответить
10

А мне кажется обосрались... 

Ответить
0

да, чтобы это понять пришлось сходить первой ссылкой на Форбс))

Ответить

Молодой спрей

Илья
0

*подзюбили

Ответить
0

оплошали, опростоволосились

Ответить
26

Смешно, с чего они решили, что проблема в расширении? Проблема в том, что это очередной говносервис, который жил за счёт демпинга. А как только вышли на себестоимость тут же сдулись.

Ответить
0

А почему говносервис? Вы пользовались и не понравилось?

Ответить
1

а вы?

Ответить
7

Пользуюсь с момента открытия, потому и странными кажутся такими комментарии. У чуваков не получилось расти так быстро, как они хотели — это проблема, да, но это нормально, как и любые ошибки. Но в комментах я тут понимаю у нас сплошь успешные серийные предприниматели и им такие ошибки кажутся смешными лол

Ответить
1

Изначально было ок, повышение цен принял норм, но потом качество рухнуло в самое дно. То, что мне привезли - это уже была не еда. Плюс опоздания постоянно на час. 

Ответить
1

Ну про качество они и сами поняли, как следует из статьи, так что уже вроде бы налаживается обратно по ощущениям. А с опозданиями это вы видимо про зиму, это да, но тут непонятно, можно ли как-то это решить, на улице реально какая-то жесть была, сейчас, кажется, тоже всё ок опять

Ответить
1

Быть честными, расширять интервал доставки и анализировать кейсы, возможно касается лишь проблемных зон.

Ответить
13

Странно... бизнес-модель "взять чужих денег, демпинговать в убыток, продавать франшизы на убыточный изнес" почему-то не сработала, проклятый ковид помешал. 

Ответить
0

А ещё «пюрешка по 200» как то не укладывается в голове, домашнюю еду можно самому готовить, только на те же 200 пюрешки не на одну порцию хватит. 

Ответить
1

Гарниры стоят от 50 до 80 рублей, так что нет никакой пюрешки по 200 рублей. Но дело даже не в цене, надо ведь покупать, готовить, потом есть это сколько-то дней — слишком дофига делов ради пюрешки

Ответить
0

макарошки

Ответить
11

Может проблема в том что большинство узнало об их существовании из новости о закрытии?

Ответить
0

Если вы не слышали о них, то скорее всего, вы просто вне зоны их работы, пока. Ну и не закрылся никто, просто всё, что они расширили — пришлось свернуть

Ответить
3

Я в СПб, работаю на Васильевском, живу у Комендантского, ни где не встретились.

Ответить
5

давайте заведем привычку,
в каментах отвечать Решениями Проблемы.
Как определить причину неудачи, и решения.

Ответить
4

Что? Прям тут на VC? Но ведь если писать не что «вот дебилы», а что-то по делу и аж прямо решения проблем, то все поймут, что у комментатора нет никакого бизнес-опыта дальше езды в метро до офиса и он знает как правильно было поступить только постфактум — кому это надо?

Ответить
0

А если по делу, то тут кажется очевидным, что не надо пытаться масштабироваться так быстро без достаточно больших резервов, в их ситуации надо было либо лучше считать, либо не торопиться.

Но опять же, это выглядит очевидным со стороны, на деле же, наверное, проблема была в эмоциональности принятия решений на волне успехов и решать надо как-то именно это, и решать эту проблему должны были, скорее всего, инвесторы.

Тут вероятно сложился фактор некоторого недостатка профессионализма с обеих сторон, как со стороны Готово и их недостаточно большим бизнес-опытом, так и со стороны инвесторов, которые не занимаются инвестициями профессионально.

Но, как говорится, главное — команда, они показали, что они ок, как своим предыдущем успехом, так и этой ситуацией, поэтому ещё живы :) чему я рад, потому что делать без них — хз, все их конкуренты пока не смогли ничего добиться (запускаются и закрываются через полгода), а Кухня так до сих пор и не выходит из Москвы ¯\_(ツ)_/¯

Ответить
3

Как вообще можно допустить кассовый разрыв с таком бизнесе? Они там себе на пару трёшек в Уфе вывели деньги? 

Ответить
2

Судя из статьи, у них были убыточные кухни, работу которых оплачивали из инвестиций, и при этом они штамповали новые убыточные кухни, так и просрали все привлеченные деньги. Ну и выводили скорее всего себе часть денег, привлекателям инвестиций от такого трудно удержаться))

Ответить
5

Не так, у них были прибыльные кухни, они взяли инвестиций и на них понаоткрывали новые кухни, а они оказались убыточные, из-за этого и получился разрыв. 

Ответить
–1

У них была одна кухня. Остальное франчайзи. 

Ответить
0

Вот я тоже подумал в первую очередь из новости, что потратили деньги не туда (на себя). Интересно как то вообще регулируются инвестиции или на тебе котлету и делай что хочешь 

Ответить
2

Кто осознаёт свои ошибки тому всегда ждут большие успехи.  Желаю успехов!

Ответить
2

Может, и не ждут. Но это говорит о готовности учиться на своих ошибках, нарабатывать опыт.

Ответить
0

Лучше чтоб учиться на чужих ошибках.🤣👍

Ответить
0

Вы знаете, а я рад что у них не взлетело и вот почему:  Есть такой определение - пищевая безопасность производства, а вот эта фотография -  говорит о том, что в "Готово" о ней не слышали.

Для тех, кто в танке - для чего шапочка\ косынка \ колпак \ на голове у повара? Правильно, что бы волосы не попали в еду (на волосах могут жить бактерии, относимые к группе кишечной палочки). 

Хозяйке на заметку: правильные кухни используют для бородатых поваров: набородники, экраны, сетки.

Ответить
2

предновогоднее время дало понять, что готово — это готово моему терпению, уже имея за плечами пару холодных доставок и тройку опозданий
Заказ сделан в 15:00 30 декабря и в 16:54 он не был доставлен (просто уехал не дождавшись, понимая, что позволю следующий приём пищи не ранее 20:00). Оферта была на 40 минут достатки, хотя ранее максимум 30 минут, ну ок, погода, все понятно.
Опаздываем? Ну допустим
Норм доставку перенести 2 раза после моих сообщений? Уже такое...
Не доставить за 2 часа??? Охуеть
Промокод хоть может быть, как минимум? Нет, просто «извините» в чатике

Ранее часто заказал готово, если не со своей учетки, то вклинивался в заказ коллег.
Итог, пару заказов с этого времени от крайней безысходности, да ещё и еда стала не по уровню требуемых за неё дс.

Ответить
1

Да, самый неприятный кейс, когда надеялся поесть на работе и побежать дальше по делам, в итоге убегаешь голодным!(

Ответить
2

Жаль, заказывал несколько раз, всё было хорошо, еда понравилась.

Ответить
0

Неужели кто-то заказывает бутерброд за 200 рублей? У товарищей что-то с ценами не то.

Ответить
0

Зачем кому-то в принципе заказывать бутерброд я действительно не знаю, а так на блюда у них нормальные цены.

Ответить
1

Затем, что если ты хочешь бутерброд, то ты просто ешь его, а не покупаешь булку хлеба, кучу колбасы и сыра, которые потом некуда девать. Или если ты заказываешь не домой, а в офис или ещё куда-то

Ответить
1

готов принять излишки колбасы и сыра на утилизацию. 

Ответить
0

Там 2 бутерброда :) так что за 100 рублей :D

Ответить
0

закрылись потому что они ******

Ответить

Комментарий удален

1

Первый раз слышу о них, возможно, потому что в Москве живу. Оч похоже на кухню на районе, ток дешевле и блюда разнообразнее. 

Пандемия дала всем таким компаниям шанс на рост. Поэтому правильно сделали , что попытались масштабировать, потому что другого шанса может и не быть. Пытаться медленно, но верно строить такой тип бизнеса в России с маржой не реально как мне кажется. 

После карантина люди попрут в рестораны и кафе, по которым так сильно соскучились.

Ответить
1

Первый раз слышу о них, возможно, потому что в Москве живу. Оч похоже на кухню на районе, ток дешевле и блюда разнообразнее.

Всё так, это явный клон и работает только в СПб, так что знать о них можно было только если интересоваться рынком в целом или знать основателей (точно так же, как немосквичи знают Кухню из-за Рокета)

После карантина люди попрут в рестораны и кафе, по которым так сильно соскучились

Три раза в день же не будешь ходить в рестораны и кафе :) это ж как минимум лень, так что ненастолько плохо всё станет, тем более, что у этой модели всё нормально было и до пандемии, она только лишь простимулировала дополнительно, но не является причиной успеха

Ответить
0

Основатели успешно спустили свой сервис после того, как стали экономить на упаковке :)

Ответить
0

Пора писать подробные инструкции/стандартизация?

Ответить

Комментарий удален

0

Это всё потому что курьеры ПДД ********.

Ответить
0

Чо-то из истории неясно, откуда они финансировали 50 млн убыток, и как так получилось что получив инвестиции месяц назад (или сколько) они уже в каких-то тяжелых проблемах, там что burn 40 миллионов в месяц?

Ответить
0

Боже это отвратительная компания! К сожалению "кухня" открылась у меня в доме, в центре города на улице Декабристов. Ребята просто установили вентиляцию прямо в окно и теперь вонь едой стоит во всем дворе колодце и никто не может открыть окна поскольку вонь идет в квартиры. Надеюсь они закроются раз мозгов не хватает вентиляцию сделать. Мамкин бизнесмен Церетели - позорник!

Ответить
0

Извините, это я вас проклял, когда увидел как ездят ваши курьеры.

Ответить

Комментарии

null